УРОК № 1. Накануне отмены крепостного права — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

УРОК № 1. Накануне отмены крепостного права

2017-06-13 407
УРОК № 1. Накануне отмены крепостного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, главными из которых стало поражение России в Крымской войне; сформировать представление о сущности крестьянской реформы, уяснить ее основные положения и значение

Развивающая: развивать мышление, кругозор

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, гражданскую позицию

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, заполнение таблиц и составление схем

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1. Император Александр II.

Сообщение ученика, дополнения учителя

Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоров­ны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рождение Алек­сандра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особен­но быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: че­ловек».)

<...> В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо воен­ному - капитану К. К. Мердеру <...> Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознатель­ным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твер­дость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. <...>

Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника <...> и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к нему родительское сердце Ни­колая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педаго­гическими способностями и опытом. <...> В течение полугода он составил специ­альный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. <...> Це­лью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродете­ли». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просве­щение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».

В результате наследник престола получил довольно разностороннее образова­ние. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая фило­софия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просве­щения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняю­щая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». <...> И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. <...>

Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. <...>

<...> Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Ни­колай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>

<...> попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. <...>

Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наслед­нику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелатель­ностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, a также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоен­ность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <...>

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуковский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.

Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>

Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, на­следник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I <...> Наслед­ник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался дово­лен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, лю­бовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.

Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сло­жившимся человеком, хорошо знакомым с государственной дея­тельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознав­ший причины поражения России в Крымской войне, как государст­венный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Первые годы царствования Александ­ра II напоминали начало правления Александра I: в обществе ца­рила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 ав­густа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию полити­ческим заключенным: декабристам, участникам Польского восста­ния, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура.

Стали издаваться новые журналы — «Русский вестник», «Рус­ская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Особой популяр­ностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне «По­лярная звезда», «Голоса из России», «Колокол». В этих изданиях публиковали свои статьи ведущие русские публицисты, писатели и ученые — либералы-западники К. Д. Кавелин, В. Н. Чичерин, П. В. Анненков, славянофил И. С. Аксаков. Объявляя о выходе «Колокола», Герцен писал, что он будет звонить, «чем бы ни был затронут — нелепым указом или глупыми гонениями раскольни­ков, воровством сановников или невежеством сената».


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.