Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-11 | 500 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рано-раненько, до зорьки, в ледоход
Снаряжала я хорошего в поход.
На кисете, на добро, не на беду,
Алым шёлком шила-вышила звезду.
-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------
Отгремела громом летняя страда,
Пастухи пригнали на зиму стада.
Только мне от дорогого моего
Ни ответа, ни привета – ничего…
(А. Сурков. Девичья печальная)
Это – трёхстопный пеон третий, наиболее частый в русской поэзии, преимущественно в стихотворениях, связанных с народной песней.
В обоих отрывках размер не является «чистым», но первый звучит отлично от обычного пятистопного хорея, а второй – от шестистопного. Заметно отличаются они и друг от друга. Ведь «чистых» ямбов и хореев тоже нет или почти нет, что не мешает им быть самостоятельными размерами.
Пеоны редки в русской поэзии. Они требуют значительного количества длинных слов (один ударный слог из четырёх вместо среднего один из трёх). Поэтому в приведённых стихах довольно часты отступления от схемы, нередки короткие слова с ослабленным ударением на слабом месте стопы. Чтобы писать «чистым» пеоном, нужно подбирать только длинные слова, а такая речь звучала бы искусственно, так же как в «чистых» ямбах и хореях, составленных только из коротких слов. В этом легко убедиться на примере стихотворения Брюсова «Веретена (Пеон третий)»:
Застонали, зазвенели золотые веретёна,
В опьяняющем сплетеньи упоительного звона.
Расстилается свободно вырастающая ткань…
Успокоенное сердце! Волноваться перестань.
Это – парки. Неуклонно неустанными руками
Довершают начатое бесконечными веками:
Что назначено, то будет! исполняется закон
|
Под звенящее жужжанье вдохновенных веретён!
Это стихотворение входит в сборник Брюсова «Опыты», содержащий различные метрические и фонетические эксперименты. По-видимому, только в качестве опыта и можно создать в русской поэзии «чистые» пеоны.
Если пеоны являются редкостью, то, казалось бы, пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и четырёх безударных, совсем не может употребляться. Тем не менее один пятисложник (теоретически возможны пять пентонов), несущий ударение на третьем, среднем, слоге, пентон третий, встречается в русской поэзии. Правда, стоит он особняком, во многом отличаясь от других. Часто пользовался им в своих песнях А. Кольцов:
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнём солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу чёрную;
Туча чёрная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
(«Урожай»)
В этом размере несколько особенностей. Ударения стоят здесь (в разных стихах) на всех слогах, кроме четвёртого. Но во всех стихах только одно ударение является постоянным: на третьем, среднем, слоге. Это ударение звучит сильно, остальные же ослаблены, даже когда падают не на служебные, а на самостоятельные слова. Мелодический распев подавляет здесь все ударения, кроме основного. Происходит своеобразное слияние слов, какое встречается в былинах. Совпадение это не случайно. Корни творчества Кольцова уходят в народную поэзию, и кольцовский пятисложник имеет много общего с фольклорным стихом, как и пеон третий.
Пятисложник можно «свести» к одностопному анапесту или двустопному хорею. Но такое сведение будет искусственным: наш слух отчётливо воспринимает своеобразие этого размера.
Кольцов выделял каждую пятисложную стопу в отдельную строку. Прислушаемся, как будут звучать стихи, содержащие две пятисложные стопы:
|
Аммирал-вдовец по морям ходил,
По морям ходил, корабли водил,
Под Ачаковым бился с туркою,
Наносил ему поражение…
(Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)
Каждый стих здесь разделён цезурой настолько сильной, что фактически распадается на два стиха, связанные попарно. Пятисложная стопа в отличие от обычных не сливается с соседними в один ряд, а ритмически обособляется и является не только условно-ритмическим понятием, а и реальной группой слов, объединённых одним сильным ударением. Это целый стих своеобразной структуры.
Такой размер изредка встречался у русских поэтов и до Кольцова, но он первым стал широко им пользоваться и тонко разработал, употребляя в чистом виде и в сочетании с другими размерами. Поэтому пятисложник навсегда связан с именем Кольцова.
К следующей лекции попробуйте сочинить стихотворения со сверхкороткими и, наоборот, сверхдлинными, размерами.
Облегчённые стопы
Пиррихий - двусложная
Трибрахий – трёхсложная
Утяжелённые стопы
Спондей – двусложная
Бакхий – трёхсложная
Антибакхий – трёхсложная
Амфимакр – трёхсложная
Тримакр – трёхсложная
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!