Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
|
из
5.00
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
|
|
Материал, полученный при выполнении испытуемыми заданий по методике «Исключение предметов», дает чрезвычайно важную информацию для диагностики интеллектуального развития ребенка и уровня интеллекта взрослого человека. Полученные результаты сопоставляются с результатами выполнения других психологических методик. Наиболее близкой по направленности является методика «Классификация предметов» (Рубинштейн, 1970), где также исследуется уровень обобщений. Поскольку эта методика достаточно трудоемка, требует много времени для выполнения, а также хорошей работоспособности испытуемых, ее редко предлагают детям. Другое дело, если необходимо исследовать именно особенности процесса обобщения у больного, например, с шизофреническим процессом. В этом случае целесообразно использовать обе методики и сопоставить полученные результаты.
Для оценки уровня интеллектуального развития применения одной методики «Исключение предметов» или одной классификации – недостаточно. Представления об уровне обобщений обязательно должны быть дополнены результатами выполнения методик на выделение существенных признаков, на понимание смысла картинок и рассказов, ориентировку в окружающем и др. Только на основании анализа всех этих результатов могут делаться выводы о снижении интеллекта у ребенка или взрослого или наличии патологии мышления.
Заключение
Применение психологической методики «Исключение предметов» дает важный диагностический материал об особенностях мышления детей и взрослых. Несмотря на то, что количественной оценки выполнения отдельных заданий и всего комплекса заданий в целом мы не предлагаем, качественный анализ процесса построения обобщений дает большой объем важной информации.
У методики много достоинств: простота инструкции, игровой характер, широкий спектр применения. Предлагаемый вариант методики позволяет более подробно и структурированно исследовать особенности мышления детей и взрослых.
Список использованной литературы
1. Белопольская Н. Л., Забрамная С. Д. Психологическое обследование // Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, М. Ф. Мачихиной.– М., 1983, с. 62–103.
2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.– М., 1972.
3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.– М.,1973.
4. Зейгарник Б. В. Введение в патопсихологию. – М., 1969.
5. Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии.– М., 1973.
6. Зейгарник Б. В. Патология мышления.– М., 1962.
7. Зейгарник Б. В., Рубинштейн С. Я. Об экспериментально–психологическом исследовании больных в психоневрологических учреждениях. Методическое письмо.– М., 1956.
8. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста.– М., 1963.
9. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении.– М., 1974.
10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии.–М., 1970.
11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Цветное приложение.– М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец бланка регистрации ответов
Дата обследования __________ФИО испытуемого
Месяц и год рождения_________________________
Дополнительная информация __________________
| No карточки | Ответ испытуемого | Словесное объяснение ответа | Примечания | ||
| Лишний предмет | Правильно (+) Неправильно (–) | Есть (+) Нет (–) | Обобщающее слово | ||
| 1–1 | |||||
| 1–2 | |||||
| 1–3 | |||||
| 1–4 | |||||
| II–1 | |||||
| П–2 | |||||
| И–3 | |||||
| II–4 | |||||
| III–1 | |||||
| Ш–2 | |||||
| Ш–З | |||||
| Ш–4 | |||||
| IV–1 | |||||
| IV–2 | |||||
| IV–3 | |||||
| IV–4 | |||||
| V–1 | |||||
| V–2 | |||||
| V–3 | |||||
| V–4 | |||||
| VI–1 | |||||
| VI–2 | |||||
| VI–3 | |||||
| VI–4 | |||||
| VII–1 | |||||
| VII–2 | |||||
| VII–3 | |||||
| VII–4 |
Научное издание
Н. Л. Белопольская
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (Четвертый лишний)
Модифицированная психодиагностическая методика Руководство по использованию
Редактор – О. В. Шапошникова
Оформление и верстка – А. Пожарский
Обложка – А. Пожарский
Корректор – Т.Н. Конышева
ИД № 05006 от 07.06.01
Сдано в набор 10.06.05 Подписано в печать 03.07.05
Формат 84x108/32. Бумага офсетная № 1.
Гарнитура SchoolBook. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,1. Уч.–изд. л. 1,12.
Тираж 1500. Заказ № 315
Издательство «Когито–Центр»
129366, Москва, ул. Ярославская, 13,
тел.: (095) 682–6102, тел./факс (095)
E–mail: visu@psychol.ras.ruhttp://www.cogito.msk.ru
Отпечатано с готовых пленок в типографии
ФГНУ «Росинформагротех»
тел. 993–4404, 993–5583
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стимульный материал
| Группа I № 1 |
|
| Группа I № 2 |
|
| Группа I № 3 |
|
| Группа I № 4 |
|
| Группа II № 1 |
|
| Группа II № 2 |
|
| Группа II № 3 |
|
| Группа II № 4 |
|
| Группа III № 1 |
|
| Группа III № 2 |
|
| Группа III № 3 |
|
| Группа III № 4 |
|
| Группа IV № 1 |
|
| Группа IV № 2 |
|
| Группа IV № 3 |
|
| Группа IV № 4 |
|
| Группа V № 1 |
|
| Группа V № 2 |
|
| Группа V № 3 |
|
| Группа V № 4 |
|
| Группа VI № 1 |
|
| Группа VI № 2 |
|
| Группа VI № 3 |
|
| Группа VI № 4 |
|
| Группа VII № 1 |
|
| Группа VII № 2 |
|
| Группа VII № 3 |
|
| Группа VII № 4 |
|
|
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!