Проблема развития личности, теория социализации. Этапы социализации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблема развития личности, теория социализации. Этапы социализации

2017-06-11 124
Проблема развития личности, теория социализации. Этапы социализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Выделяют следующие стадии социализации: 1) Стадия первичной социализации (некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период).) 2) Стадия индивидуализации (формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст).) 3) Стадия интеграции (обретение определенного социального статуса. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой. Если не принимаются, возможны следующие исходы: а) индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми; б) индивид стремится изменить себя, стать таким, как все; в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.) 4) Трудовая стадия (усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости)) 5) Послетрудовая стадия (воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст))

 

Основные теории социализации: Теория «зеркального Я» Чарлза Кули

Формирование человеческого Я Кули связывал с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих. Согласно теории «зеркального Я», представление человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого», о том, как «другой» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Первый кризис (первый год жизни) характеризуется конфликтом между доверием и недоверием к окружающему миру. Второй кризис (от года до двух) связан с первым опытом обучения. Третий кризис (от трех до шести лет) характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей. Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям и связан с поиском любимого человека. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте и характеризуется развитием чувства сохранения рода. Восьмой кризис переживается во время старения и знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути.

Теория социализации Парсонса

Согласно Парсонсу, индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: 1) познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви); 2) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты ;3) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Теория нравственного развития Колберга

Теория Колберга предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому: 1) неравновесное состояние (ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней) и 2) расширение перспективы (взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей).

Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития: 1) Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей. 2) Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. 3) Постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.