Понятие и виды нормативного правового акта в Республике Беларусь — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие и виды нормативного правового акта в Республике Беларусь

2017-06-13 573
Понятие и виды нормативного правового акта в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в стра­нах Романо-германской правовой системы. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является од­ним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

а) содержит юридические нормы;

б) представляет собой официальный письменный акт-документ;

в) является результатом особой деятельности государства, которую имену­ют правотворческой.

г) обладает юридической силой. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегиро­ванного законодательства или референдума, но, так или иначе с участием го­сударства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно опреде­лить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:

а) компетентными органами государства;

б) в порядке делегированного законодательства;

в) в порядке референдума.

Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов при­менения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие со­держат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержа­нию) характер.

Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, - хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведе­ния адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удоб­ной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществ­лять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

Нормативный правовой акт Республики Беларусь – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Виды нормативный правовых актов Республики Беларусь перечислены в ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

 

Понятие и классификация законов Республики Беларусь

Все нормативные правовые акты в теории права подразделяются на две группы законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Определение Закона Республики Беларусь (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»). В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

Конституция РБ (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию предусмотрен в ст.ст. 138-140 Конституции. В ст. 104 Конституции РБ выделяются программные законы (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие законы.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Все остальные законы являются текущими. На основе Конституции они регулируют наиболее важные общественные отношения.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президенту РБ предоставлено право издавать декреты, имеющие силу законов. Статья 101 Конституции конкретизирует это право. Декрет Президента Республики Беларусь (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Виды декретов Президента РБ, порядок их издания регулируются ст.ст. 28-30 Закона РБ «О Президенте Республики Беларусь».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.