Тема 1. 4. Ощущения и восприятие — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. 4. Ощущения и восприятие

2017-06-12 301
Тема 1. 4. Ощущения и восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды и свойства ощущений.

3. Понятие о восприятии.

4. Свойства и виды восприятия.

5. Иллюзии восприятия.

6. Развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка.

 

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений. Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описания чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие». Ощущение – это познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Низкоорганизованные животные отражают только отдельные, имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. В отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие. Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями.

В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений обуславливается индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.

Ощущения всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй – тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус. Не случайно в языке слова «чувствительность» (имеется в виду характеристика познавательной функции ощущений) и «чувство» (переживание) имеют одинаковые корни.

Без ощущений невозможна психическая активность человека. В настоящее время в связи с задачей освоения космоса и дна Мирового океана проводится много опытов, выявляющих влияние сенсорной изоляции (полного или частичного отсутствия раздражителей) на психику и организм человека. Опыты показали, что меньше чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи. Таким образом, постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.

Физиологическая основа ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. По своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей. Анализатор состоит из трех блоков: рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей; афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути; корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Таким образом, ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

2. Виды и свойства ощущений. В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Согласно классификации ощущений английского ученого Ч. Шеррингтона выделят 3 группы ощущений в зависимости от морфологической локализации (местораспо­ложения) рецепторов:

1) экстероцептивные ощущения, расположенные на поверхности тела и доводят до человека информацию из внешнего мира. В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на контактные ощущения (возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств), к ним относят – тактильные, вкусовые и осязательные и дистантные ощущения (возникновение ощущений происходит тогда, когда раздражитель находится на расстоянии от органа чувств) – слух и з рение. Обоняние занимает промежуточное место, так как хотя обонятельные ощущения и возникают на расстоянии от предмета, в то же время обонятельный рецептор непосредственно воспринимает молекулы, связанные с данным предметом и характеризующий его запах;

2) интероцептивные (органические) ощущения – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма (наличие в нем биологически полезных или вредных веществ): температура тела, давление, боль и т. д. Внутренние рецепторы располагаются во всех внутренних органах. Интероцептивные ощущения наименее осознанны (за исключением, болевых ощущений), но в то же время они в значительной степени определяют психоэмоциональное состояние человека;

3) проприоцептивные (кинестетические) ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве. Располагаются проприоцепторы в мышцах, сухожилиях и суставах. Благодаря нм человек управляет своими движениями и координирует их, ощущает равновесие.

Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики. Американский психолог Э. Б. Титченер выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность). Качество (модальность) ощущений – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях – цветовые тона, яркость; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий, соленый, кислый, горький и др. Интенсивность ощущений – количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувства. То есть при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае болезни) при той же силе (интенсивности) раздражителя ощущение может быть другим. Например, при насморке или заложенности носа интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также зависит от функционального состояния органа чувств. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый») период – время, необходимое для поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражителя ощущение часто не исчезает. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Отчетливость (ясность) – свойство ощущений, указывающее насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое наоборот – как нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущения. Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяют – пространственную локализацию, адаптацию, пороги ощущений, сенсибилизацию, контраст и др. Пространственная локализация раздражителя – свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям. Благодаря данному свойству, мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Пороги ощущений – свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют нижний (наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение «уже существует раздражение») и верхний порог ощущений (наибольшая сила раздражителя, при которой «еще существует ощущение данного вида»). Итак, существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г. Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений) [3 с. 167]. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Наличие ощущения наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдается нарушение в функционировании органа чувств, сопровождаемое болью и другими негативными последствиями. Благодаря органам чувств, человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и силе. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения или разностным порогом чувствительности.

В процессе взаимодействия различных ощущений могут наблюдаться такие явления, как сенсибилизация, синестезия и контраст. Взаимодействие ощущений – это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, поступающих на другие анализаторы. Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов. Например, ощущение ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чувствительность анализатора, носит название десенсибилизация. Синестезия (от греч. synaisthesis – одновременное ощущение) – яление, при котором ощущения, характерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности. Констраст – явление повышения чувствительности к одному раздражителю при сопосталвении его с раздражителем противоположного типа. Например, синий цвет дает ощущение прохлады, голубой – свежести, коричневый теплоты.

3. Понятие о восприятии. Помимо ощущения, на чувственной ступени познания окружающего мира значительная роль отводится восприятию. Мы говорим об ощущении, когда человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (громкая музыка, яркое солнце, горячий предмет и т. д.). Восприятие же связано с формированием в психике целостного образа предмета или явления. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Безусловно, восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ними, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от характера отношений между ощущениями, от связей и отношений между качествами и свойствами предмета. То есть прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением целостных образов предметов и явлений. Процесс формирования этих образов в психологии называется восприятием.

В процессе восприятия задействован предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие, как память и мышление. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга. Таким образом, восприятие представляет собой сложную систему перцептивных действий, требующих специального обучения и практики. Неслучайно восприятие часто называют сложной перцептивной системой человека. Соответственно, под перцептивной системой понимают совокупность различных элементов, обеспечивающих формирование целостного психического образа.

Когда говорят о процессе восприятия, часто используют такие понятия, как – «перцепция», или «перцептивный процесс» (от англ. «perception» – восприятие, понимание). Субъективность восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Выделяют четыре операции (уровня) перцептивного действия – обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

4. Свойства и виды восприятия. Суть восприятия в наибольшей степени отражена в его характерных свойствах. К основным свойствам восприятия относят – предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность и избирательность. Предметность восприятия – свойство, указывающее, что в процессе воздействия многочисленных раздражителей человек «не теряется», а способен различать и выделять четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы. То есть речь идет об отнесении внешних воздействий к самим предметам, и, соответственно, об осознании того, что эти предметы не зависят от нас, существуют сами по себе, имеют свои характеристики. Целостность восприятия указывает на важнейшую характеристику, подразумевающую, что мы всегда воспринимаем целостный образ предмета (явления). Даже если в настоящий момент на человека действует не вся совокупность раздражителей, характеризующих данный объект, он «достраивает» образ на основе своего предыдущего перцептивного опыта. В силу того, что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности, принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина (рисунок 5.1). В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Рисунок 1.4.1 – Ваза Э. Рубина

Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемых предметов по различным характеристикам (цвету, форме, величине и др.) при изменении условий восприятия. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы, благодаря чему происходят многочисленные «подстройки», изменение функционального состояния органов чувств. Структурность восприятия показывает, что, несмотря на формирование целостного образа предмета, мы имеем дело с элементами воздействующего предмета. Структурность восприятия позволяет видеть связи между элементами и способствует формированию более адекватного образа предмета. Осмысленность восприятия указывает на то, что восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов, на что и указывает данное свойство. Связь восприятия и мышления многогранна: воспринимая, человек сопоставляет разные предметы между собой, с предыдущим опытом, с контекстом конкретной ситуации. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Если для человека актуальны определенные мотивы, у него в наибольшей степени будет активизировано восприятие тех предметов и явлений, которые позволят их реализовать. Данное свойство указывает на активный характер отражения человеком окружающей действительности.

В зависимости от наличия цели восприятия делят на непреднамеренные и преднамеренные. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непреднамеренным. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит соответствующая цель – человек воспринимает тот или иной объект, потому что, это для него важно. Примеры преднамеренного восприятия мы наблюдаем в следующих ситуациях: ученик воспринимает новый учебный материал на уроке; водитель – все, что происходит на дороге; мама на прогулке с ребенком – все, что окружает ее ребенка и с чем он играет.

Другая классификация восприятия основывается на форме отражения. Исходя из этого, восприятие делится на восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза различных ощущений. Важнейшую роль при восприятии пространства играет зрительный анализатор. Зрительное восприятие объекта одновременно двумя глазами называют бинокулярным зрением. Благодаря способности к трехмерному восприятию, человек способен адекватно отражать направление, удаленность, глубину, форму, объем и другие характеристики объекта. Восприятие движения – свойство восприятия, указывающее на отражение психикой изменений положения предмета в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения). Восприятие движений возможно при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, слухового, вестибулярного и др. Восприятие времени – постоянно проявляющееся свойство восприятия, имеющее достаточно сложную природу по причине отсутствия четкого физического стимула его вызывающего. Поэтому пока учеными не обнаружен механизм, определяющий появление соответствующих сенсорных сигналов. В то же время в качестве важных определяющих «биологических часов» часто называются сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенные. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.

5. Иллюзии восприятия. В психологии восприятия говорят о наличии такого явления, при котором отражение предмета или явления в нашем сознании не соответствует его реальным характеристикам. Данное явление называется иллюзией восприятия. Иллюзии восприятия искаженное, ошибочное отражение реальности, носящее устойчвый характер. Они могут вызываться физическими, физиологическими и психическими причинами. Физические причины – восприятие ложки в стакане чая, воды (кажется, что ложка поломана). Физиологические причины – если надавить сбоку на глазные яблоки, то предмет раздваивается. Психологические причины – искажения вследствие контраста. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические. Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу. Показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы. Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные линии, хотя фактически длина их одинакова).

6. Развитие перцептивных процессов человека. Ребенок практически сразу после рождения имеет признаки ощущений всех видов раздражителей. Процесс становления чувствительности проходит ряд этапов. В первые дни рождения у ребенка наблюдаются: высокая кожная чувствительность, особенно по параметрам «холод – тепло»; высокая тактильная чувствительность области рта; достаточно хорошо развиты вкусовая и обонятельная чувстительность (однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются медленно, вплоть до 5–6-летнего возраста); затруднены слуховые ощущения в течении первых трех недель (речевые ощущения появляются к 2–3 месяцам); отсутствие видения предметов из-за рассогласованноти движения глаз (координация движения глаз наступает через 2–3 месяца); цветовые ощущения появляются на 5–6 месяце жизни. В целом закономерность развития такова: абсолютная чувствительность имеет достаточно высокий уровень уже ко второму году жизни, а чувствительность к различению затягивается вплоть до школьных лет.

Ощущения играют важную роль в развитии познавательной сферы и личности младшего школьника. Уровень общего развития во многом определяется развитием органов чувств ребенка и объемом накопленной при помощи их информации. В ряде концепций это достаточно убедительно доказано. По мнению известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие человека начинается с сенсо-моторной стадии (развитие определяется накопленной при помощи органов чувств информации, возможностью осуществлять манипуляции с предметами, двигательной активностью). В основе подхода Дж. Брунера лежат схожие представления. Ученый выделяет различные уровни познавательной деятельности – от наглядного восприятия и двигательной активности до формирования понятийного мышления. По его мнению, ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность, направленную во внешний мир. Сенсомоторное отражение действительности формируется не только в первые годы жизни (на что указывает Ж. Пиаже), а продолжает развиваться на протяжении всей нашей жизни. Познавательное развитие начинается с сенсомоторного отражения действительности. Практический вывод, который следует из положений данного подхода: необходимо учитывать и использовать сенсорный опыт младших школьников при организации учебного процесса, а также расширять его на учебных занятиях, что позволит сформировать более прочные знания о мире.

Также учителю в ходе обучения учащихся начальных классов важно учитывать их индивидуальные особенности ощущений: у одних младших школьников лучше могут быть развиты зрительные ощущения, у других – слуховые и т. д. Поэтому опытный педагог не делает акцент только на одном способе передачи знаний, а задействуют доступное объяснение, наглядные пособия, материальные объекты и другие способы и учебные средства.

Важно также помнить, что ощущения в известных пределах можно развивать и достигается это методом постоянных упражнений. Поэтому на основе изучения индивидуальных особенностей учеников соответствующим образом должна быть организована работа по развитию всех видов ощущений. Это будет одним из условий благоприятного познавательного и личностного развития младшего школьника. Общей закономерностью яляется то, что пик чувствительности достигается в юношеском возрасте, а с возрастом чувствительность анализаторов снижается. Необходимо помнить, что различия в развитии ощущений у разных взрослых людей обусловлены и наследственным фактором, и опытом.

При анализе особенностей восприятия младшего школьника важно помнить, что восприятие – результат длительного филогенетического (исторического) и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности. Для общего развития ребенка важнейшее значение имеет его опыт манипулирования с предметами и двигательная активность. Признанным считается, что особую значимость это имеет в раннем детстве. В то же время исследования Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других ученых показали, что в младшем школьном возрасте важно, чтобы дети оперировали конкретными объектами.

Многие особенности восприятия дошкольников свойственны и для младших школьников: эмоциональная обусловленность восприятия (ребенок в первую очередь выделяет все то, что вызывает эмоциональные реакции); неточность восприятия (в оценки времени, объема предметов и др.). На формирование образов восприятия младших школьников большое влияние оказывает речевое общение с взрослыми. Для развития восприятия младших школьников большое значение имеет правильная организация учебной деятельности, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности, создающие благоприятные условия для формирования различительной чувствительности и все более тонкой дифференциации свойств предметов. Это позволяет сформировать у ученика навыки правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия восприятия в соответствии с учебными задачами. Начиная с подросткового возраста, всприятие предметов характеризуется интеллектуализацией, то есть активным участием процесса мышления при их отражении. Для старшего школьного возраста свойственно произвольное управление своими перцептивными процессами в соответствии с постановленными целей, интересами, установками личнотсти. Восприятие на данном этапе психического развития становится все более устойчивым и осознанным.

 


ТЕМА 1.5 ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Вопросы:

1. Понятие внимания и его функции.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Понятие памяти. Виды памяти.

5. Процессы памяти.

6. Развитие внимания и памяти школьников.

 

1. Понятие внимания и его функции. На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания. Внимание – это познавательный процесс, особая форма психической активности человека. Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Направленность вниманиясвязана с переходом от одного занятия к другому, сосредоточение– с углубленностью в занятие.

Внимание связано с определенными физиологическими механизмами. По своей природе внимание рефлекторно. Физиологическую основу внимания составляют возбуждение одних нервных центров и торможение других. Согласно представлениям А. А. Ухтомского, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Доминант а – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, характеризующийся способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Итак, внимание означает наличие в коре головного мозга участков с повышенной (доминирующей над остальными) или пониженной нервной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону индукции. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Внимание выполняет такие важные функции, как: отбор поступающей информации – отбираются значимые, соответствующие потребностям и данной деятельности воздействия и тормозятся несущественные, побочные; удержание (сохранение) – в сознании сохраняется информация до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания деятельности.

2. Виды внимания. В современной психологической науке принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное (непреднамеренное) внимание; произвольное (преднамеренное) внимание; послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. В основе его возникновения лежат внутренние причины (интересы, настроения, переживания, потребности человека) и внешние причины (сила и неожиданность раздражителя, новизна, необычность, контрастность раздражителя, подвижность раздражителя). Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Условиями возникновения произвольного внимания являются: осознание обязанности в выполнении данной деятельности; отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи. Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направленность на основе возникновения интереса к самому процессу деятельности. Оно остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом.

3. Свойства внимания. Внимание обладает рядом психических свойств. К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, переключение внимания. Устойчивость – это длительность удержания внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Она зависит от целого ряда условий: степени трудности материала и знакомства с ним, его понятности, отношения к нему со сто


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.