Западно-европейское искусство XVII-XVIII веков. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Западно-европейское искусство XVII-XVIII веков.

2017-06-12 845
Западно-европейское искусство XVII-XVIII веков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

+ Искусство России XVII-XVIII веков.

Обзор европейского искусства 16 - 17 вв.

Новое время – эпоха, главной чертой которой стали самонадеянность человека и одновременно его порабощение собственными созданиями. Эпоха, когда вера в прогресс и главенство знаний внушают человеку идею, что он хозяин мира.

 

Реформация – эпоха, неукоснительно полагавшая, что вера без земных дел мертва, а всякая общественная практика должна быть успешна и приравнена к служению Богу – основа западной рыночной цивилизации.

Контрреформация – ответное движение кат. церкви против Реформации, но не явным протестом, а через новую систему религиозного воспитания (восприятие Божественной истины через мистические «озарения»)

Барокко – худ. стиль, сложившийся в Италии в к.16 века, отражавший идеи контрреформации. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений – все это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой. Название стиля (итал. barocco - «странный», «причудливый») появилось значительно позже и не отражает его глубинного смысла.

 

Худож. особ-ти времени: Синтез искусств (создание единого произведения выразительными ср-вами разных видов искусств) ансамбли дворцов, парков,

возникновение самобытных (отд. от итальянских) худ. школ,

идеалы эпохи Возрождения (то есть, достижения Античности) недосягаемы, художник уже не универсал.

 

I. Архитектура - регулярная застройка городов, пышность, связь с ландшафтом, инженерные поиски.

1. Италия (Рим) – характерные черты барокко.

a. Церковь Иль-Джезу, на грани маньеризма.

 

 

b. Фасад собора Св.Петра (К.Мадерна)

 


c. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Ф. Борромини)

 


d. Площадь Св. Петра (Л.Бернини)

 

 

2. Испания – эклектика (ср.век. черты + арабский стиль+Возрождение), «платереско» - узорчатый стиль.

 

 

a. Собор города Сантьяго де Компостела.

b. Эскориал – загородная резиденция исп. монарха.

 

3. Франция - строгое отношение к стилю.

a. Версаль – дворцовый комплекс монарха

b. Собор дома инвалидов, Париж

 

4. Великобритания - некоторые черты барокко, но основное направление - новый стиль классицизм

a. Собор Св.Павла, Лондон (Кристофер Рен)

b. Библиотека Редклифа

c. Вилла в Чезвике.


5. Германия, Австрия

a. Сооружения братьев Азам

 

b. Сооружения Фишера фон Эрлаха

c. Резид. епископа в Вюрцбурге (Бальтазар Нойман)

d. Цвингер – парадная резиденция курфюрстов.

 

 

 

II. Скульптура- воплощение идеи, действия

1. Италия задает общий тон стиля.

a. Джан Лоренцо Бернини «я сделал мрамор гибким как воск», скрупулёзная отделка фактуры мрамора, соединение разн. типов материала – живописн. ск-ры

· Экстаз Св.Терезы

· Аполлон и Дафна

· Похищение Прозерпины

 

 


2. Испания – правдоподобие до мельч. деталей, «пасо»(шаг, шествие) – ск. группа из раскраш. дерева по библейским сценам для празд. несения по городу.

3. Франция – идеи абсолютизма (полная монархия), эффектность, выразительные решения, монументальные формы, торжественность, пышность

a. Франсуа Жирардон – не драматизм, а красота композ.

b. Антуан Куазево – неожиданные позы, свободные движения, пышные одежды.

4. Германия – парадность, экспрессивность, избыт.деталей

a. Андреас Шлютер

 

III. Живопись - раскрытие сущности реального мира, точность воспроизведения, психологизм.

1. Италия

a) «Болонский академизм» - группа худ. с верой в вечный идеал красоты: братья Каррачи, Гверчино

b) Сальватор Роза – народные, сумрачные сцены.

 

c) Микеланджело да Караваджо новые методы, свет как элемент, действ.лицо композиции. «караводжийский свет»

* «Вакх» - неприятная правда

* Библейские сюжеты «Обращение Савла».

 

d) Монументальная живопись барокко – на сюжеты мистич. видений, «озарений» (Ланфранко, Кортона, Поццо, Баччиа). Изобр. могли создавать иллюзию продолжения подкупольной архитектуры.

 

2. Испания – 17в – «золотой век» живописи.

a) Эль Греко (Доменико Теотокопули) –неподражаемое соединение традиций византийской и позднеренессансной живописи.

* «Погребение графа Оргаса»

* Портреты

 

b) Хусепе Рибера – последователь Караваджо, тема возвышающих страданий и мученичества.

* «Хромоножка» -величеств. горизонт

 

c) Франсиско Сурбаран – глубокая символика, монументальные холсты по житиям, символический! натюрморт

 

d) Бартоломео Эстебан Мурильо – деликатность, искренность

 

e) Диего Веласкес (1599-1660) – придворный художник исп. двора, широкая худ. эрудиция, необычайность композиц. решений, внутр. мир героев.

* «Пряхи»

* «Портрет Инфанты Маргариты»

* «Менины»

* «Сдача Бреды»

 

 

 

3. Франция

a) Луи Ленен – темы из суровой, но естественной жизни крестьян

 

b) Латур – жанровые и религиозные сцены. «караваджийский» свет.

c) Никола Пуссен – античная тематика, стиль классицизма.

* «Царство Флоры», «Пейзаж с Полифемом»

d) Лоррен – первый «чистый» фр. пейзажист, четкая перспектива, свет и воздух.

 

4. Германия

a) Адам Эльфсхеймер – эклектика, «странность»

 

 

 

5. Фландрия\Голландия

a) Питер Пауль Рубенс – «Король художников и художник королей»(г.Антверпен)

В картинах необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов. Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью - и этим поразил романтиков. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: "...он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать! Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе... Он имеет смелость быть самим собой... Я дуюсь на него порой! Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм, из-за недостатка изысканности и изящества... Но даже промахи Рубенса не ослабляют впечатления от его картин, до того они проникнуты совершенно особым свойством истинной смелости... Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера. У него был сходный гений по самому своему духу...". Художник ценил живописную ткань тициановской традиции, но разрушал то величавое равновесие, которое было ей свойственно. Освоив всё неповторимое богатство итальянской живописи, художник, по сути, основал фламандскую школу.

* «Похищение дочерей Левкиппа»

* «Охота на гиппопотамов»

* Семейные портреты заказчиков.

* Монументальные сцены

* «Шубка»


 

 

 


b) Антонис Ван Дейк – утонченный портретист, придворный художник монарха Великобритании с аристократическими заказами по всей Европе.

* Портреты англ. двора * Портреты разных заказчиков

 

 

c) Рембрандт - (голл.) "правда - самое прекрасное и редкое на свете". Мистическая материальность живописи. Знамениты портреты, в которых он схватывал выражения лиц, погружая их трепетную светотень, однако уже в начале 1640-х годов его живопись становится слишком необычной для голландских бюргеров. Вот как пишет Эжен Фромантен о картине Рембрандта "Ночной дозор": "Рембрандту надо было изобразить роту вооружённых людей. Не было ничего проще, как показать нам, что они собираются делать; но он выразил это так небрежно, что даже в самом Амстердаме до сих пор ничего не могут понять. Он должен был придать фигурам портретное сходство - оно сомнительно; изобразить характерные костюмы - они большей частью фантастичны; создать живописный эффект - но этот эффект оказался таков, что картина стала неразрешимой загадкой. Страна, место, время действия, сюжет, люди, вещи - всё исчезло в бурной фантасмагории палитры... странности фигур, и их внезапное появление среди полной темноты - всё это случайный результат эффекта, задуманного вопреки правдоподобию, осуществлённого вопреки всякой логике". Недоумение вызывала слишком вольная трактовка портретов и нехарактерный для Голландии интерес к евангельским и библейским сюжетам.

* Автопортреты («С Саскией»)

* Коллективные портреты

* «Ночной дозор»

* «Даная»

* Библейские сюжеты

* рисунки, гравюры

 

 

 

 


d) Якоб Йорданс (фл.)– жанровые простодушные сцены, вера в чудеса. Психологич. портреты.


 

 

e) Ян Вермеер (Дельфтский – голл.) - Всё ясно и понятно, но, в то же время, драгоценная световоздушная живопись Вермеера придаёт художественному пространству загадочный оттенок. Мастера интерьера дельфтской школы.

* «В мастерской художника»

* «Девушка с жемчужной сережкой»

* «Служанка с кувшином молока»

 

 


 

 


f) Франц Халс – портреты крупных групп, быт. сцены

 

 

g) «Малые голландцы»: Герард Доу (1613 - 1675), Адриан ван Остаде (1610 - 1685), Габриэль Метсю (1629 - 1667), Герард Терборх (1617 - 1681) и другие. Они разрабатывали различные вариации бытового жанра, причём особенно любимой темой стали сцены "весёлого общества". "Малые голландцы" были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике. Отдельно стоят «завтраки» Хеда – шедевры жанра натюрморт.

 

IV. Графика – портреты, иллюстрации, рисунки. Офорт, сухая игла, тушь.

 

 

 

 

V. ДПИ – высокопрофессиональная работа с материалом.

1. Мебель - тяжеловесность форм и прихотливый орнаментальный декор.

a) Испания - кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, обитые кожей с тисненым орнаментом, который часто дополнялся росписью золотом.

b) Германия - массивные двустворчатые гамбургские шкафы на ножках в форме шаров с мощными карнизами и «лучковым» фронтоном посередине.

c) Фландрия - невероятно фантастического вида орнамент – ормушль (от нем. ohrmuschel – ушная раковина) использовался в отделке спинок кресел и деревянных панелей. Мебель постепенно приобрела настолько сложные криволинейные очертания, что вместо резного декора использовались бронзовые накладки. Вошли в моду также шкафы, секретеры, столики, криволинейные поверхности которых украшали рисунком из кусочков шпона различных пород дерева, имеющих свою окраску и рисунок. Этот новый вид декора – деревянная мозаика, появившийся впервые во Флоренции, а за тем в Германии и Франции, называется маркетри (от франц. marqueterie – «испещренный знаками»).

2. Художественное стекло - изделия из богемского хрусталя, поскольку техника стеклянной резьбы наибольшее развитие получила в Южной Германии и Чехии, территория которой когда-то называлась Богемией. Сырье для стекла добывали из золы деревьев, отчего второе его название – лесное стекло. Это стекло было абсолютно прозрачным и толстостенным, поэтому его гранили, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмазными гранями изделия, названные за их блеск хрусталем. Из богемского хрусталя делали ограненные бокалы и большие кубки в виде перевернутого колокола с точеными ножками, а также люстры и зеркала.

3. Текстиль – шпалерные (гобелен) мануфактуры, изделия по картонам ведущих художников того времени.

 

 

Искусство Европы ХVIII век.

 

Промышленная революция, бунты, войны.

Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе, но не столь явно как во Франции. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером.

Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Просвещение – идейное течение в странах Европы 18 – начала 19 века. Главную свою задачу его представители видели в том, чтобы через образование и просвещение показать людям несовершенство их жизни и морали и найти путь к созданию идеального общества и личности. Идея «просвещенной монархии» осталась «в теории».

Неоклассицизм - (Neoclassicism), эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, к идеям Просвещения и Возрождения, но как к недостижимому идеалу. Отличался от классицизма 17 века - нач. 18 века. Современники давали этому направлению названия – «истинный стиль» или «возрождение искусств». (возникли в рамках НК - стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.)

I. Архитектура - утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, сохраняя тягу к роскоши, принимала лишь новую форму. На смену усадебному замку 17 в. пришел городской дом, отель — утопавший в зелени садов небольшой особняк.

1. Франция – особняки («отели») ассиметричной композиции с центральным салоном и меньшими комнатами вокруг, огромные окна, богатый декор, обилие картин и зеркал.

a) Отель Субиз в Париже

b) ансамбль трёх площадей в г.Нанси.

 

Архитектура рококо – это дома французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической опеки королевского двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 в., то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень, приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стоп, то как бы растекается по их поверхности. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Париж – центр НЕОКЛАССИЦИЗМА.

c) Жак Анж Габриель – раннее проявление неоклассицизма.

* Малый Трианон

* площадь Людовика XV (сейчас Согласия)

d).Ж.Ж.Суфло

* Церковь Св.Женевьевы. (Пантеон)

Римский Пантеон для сравн.

 

 

e) Архитектурная школа Жака Франсуа Блонделя.

* театр Одеон * Монетный двор

* рынок зерна * Школа хирургии с анатом. театром

 

f) «Говорящая архитектура» - передача назначения здания через его форму (в основном – утопические проекты). Леду, Булле.

* Заставы вокруг Парижа – Леду.

 

2. Италия – позднее барокко и неоклассицизм (раскопки в Помпеях и Геркулануме).

a) Филиппо Ювара

* Церковь Суперга

* Замок Ступиниджи

 

b) Фонтан Треви – более громоздкий, чем величественный.

c) Лестница на площади Испании.

d) Церковь Сан-Джовани ин Латерано

e) Замок Казерта

 

3. Германия –

a) церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.), резиденция епископа (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

b) Дворцовая церковь в Дрездене (колокольня над входом)

c) Амалиенбург – дворец с чертами рококо

 

d) Резиденция короля Прусии – Сан-Суси(без забот) – синтез архитектуры и ландшафта в стиле рококо

e) Бранденбурские ворота в Берлине (по образу Прпилей в Афинах) – холодная, тяжелая и официальная арх-ра немец. неокл.-ма

 

4. Англия – создание самостоятельного архит. стиля, сосуществование различных арх. стилей и направлений

a) Иниго Джонс(17 век) – основоположник классического напр. в англ. арх-ре и т.н. палладианства (стиля на основе знаний из книг и путешествий, в оснновном в Италию – арх-ра Андреа Палладио)

* Банкетинг-хауз

* Куинз-хаус

b) Кристофер Рен – принес первые крупнокупольные постройки в англ. арх-ру.

* собор Св.Павла

c) Джемс Гибс

* Библиотека Редклифа – ротонда

* Церковь Sent-Martins in the Fields – ант.портик+колокольня

 

d) Палладианство, строгие формы, гладкие стены, но итал. тип построек слишком прохладен для англ. климата

* Усадьбы арх.Колина Кемпбела

* Уильям Кент (Вилла Бёрлингтона в Чизике), пейзажный (английский) парк с искусств. «развалинами»

 

e) неоклассицизм – частные усадьбы и городские дома, более легкие и изящные по ср. с французкими постройки

* Уильям Чемберс и Роберт Адам (любовь к этрусскому декору)

* Джордж Денс мл., Джон Стоун

 

f) «готическое Возрождение»(стрельчатые арки, высокие крыши, витражи)

* усадьба Стробери-хил, по первому роману ужасов

* Аббатство Фонтхилл.

 

II. Скульптура

1. Франция – портрет + мифологический жанр, легкое миниатюрное рококо + неокласс.монументы – у одного и того же скульптора.

a) Эдм Бушардон

* «фонтан Гринель», конный портрет ЛюдовикаXV

* женские изящные портреты

b) Жан Батист Лемуан(мл.)

* скульптуры отеля Субиз (Париж)

c) Жан Батист Пигаль («Беспощадный»)

 

 

d) Этьен Морис Фальконе – начал учебу с «0» в 18 лет

* Фарфоровые статуэтки – ранние

* «Милон Кротонский»

* «Медный всадник» (памятник Петру 1 в России)

e) Жан Антуан Гудон – профессиональное образование.

* античная тематика

* портреты выдающихся современников

* анатомические скульптуры!(наши гипс.пособия)

 

 

 

 

 

 

III. Живопись

1. Франция

a) Жан Антуан Ватто –мир человеческих чувств и отношений

* галантные праздненства: «Затруднительное предложение», «Общество в парке»

* театр, актеры

 

b) Франсуа Буше – мастер жанра рококо, «радовать глаз»

* «Купание Дианы»

 

c) Жан Батист Симеон Шарден – жанровые сцены (направленность не рококо), работа с натуры.

* из жизни третьего сословия

* натюрморты

d) Оноре Фрагонар – ученик Буше и Шардена, галантные герои, но бытовые сценки, бурные чувства.

* «Поцелуй украдкой»

* портреты

* иллюстрации к романам.

 

2. Италия – барокко, Рим(школа), Венеция (мастерская)

a) Джованни Батиста Тьепполо

* масштабные фрески(в т.ч. в Германии – у архиепископа)

* станковые исторические картины

 

b) Портреты - Витторе Гисланди, Розальба Карьерра – пастельные портреты.

 

c) Бытовой жанр – Маньяско, Лонги.

 

d) Ведута - городской архитектурный пейзаж;

Каналетто(повествовательность), Гварди (романтизм)

 

 

3. Англия– основы нац. школы живописи, основан Брит. музей.

a) Уильям Хогарт – идея воспитывающего искусства.

* циклы нравоучительных картин «Модный брак»

* циклы нравоучительных гравюр «Карьера повесы»

* портреты («Слуги», «Автопортрет»)

 

 

b) Джошуа Рейнолдс - портретист, оттенок сентиментализма

 

* «Сара Сиддонс в виде музы трагедии»

 

c) Томас Гейнсборо

* портреты («Дама в голубом», «Супруги Эндрюс»)

* пейзажи

 

d) Пейзажисты (Уилсон, Морланд); акварельный пейзаж (Козенсы, Гёртин), топографический пейзаж (Орам, Томкинс, Мор), охотничьи сцены (Вуттон)

 

4. Германия

a) А.Р.Менгс – стремление к духу античности в стиле болонских академистов, но чисто формальное.

 

b) Ангелика Кауфман- античные сюжеты, портреты.

 

 

IV. ДПИ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.283 с.