Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вопрос 39. Историко-культурное и природное наследие как объект охраны

2017-06-12 547
Вопрос 39. Историко-культурное и природное наследие как объект охраны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Аннотация. Охрана культурного и природного наследия как прикладная научная дисциплина. Два направления охраны наследия: историческое и теоретико-методологическое. Основные категории: памятник, наследие, ландшафт, культурный ландшафт, антропогенным ландшафтом, техногенный ландшафт.

Научные подходы к определению категорий наследия: семиотический, аксиологический, географический. Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, сакральный, мемориальный, эстетический. Уникальность и общественная ценность наследия. Государственная система охраны наследия.

Основные этапы развития государственной системы охраны культурного и природного наследия. Возрождение. Великая французская революция. Декреты Конвента. (1791-1795). Законы об охране памятников в Европе XIX-XX в. Закон о запрещении вывоза памятников искусства (Греция, 1834). Научная систематизация, каталогизация, консервация и реставрация наследия. Проблема сохранения российских древностей в России XVIII – XX вв.

Деятельность Петра I (1722). XVIII век – век императорских указов об охране старины. Деятельность государства по выявлению, охране памятников со второй половины XVIII в. Большой Атлас России. Министерство внутренних дел Российской империи и вопросы охраны наследия. Императорская археологическая комиссия. Московское археологическое общество. Комиссия по сохранению древних памятников.

Археологические музеи на юге России. Регламентирование сохранности российских памятников: Коломенский кремль, Китай-городская стена. Указ 1848 г. «О наблюдении за сохранением памятников древности». Первый проект закона об охране памятников Московского археологического общества. Проект положения «Об охране древностей» (1911). Отнесение к памятникам недвижимых и движимых объектов. Проект Положения об охране Древностей (1911). Церковь и охрана культурного наследия.

Третий этап развития государственной системы охраны памятников истории и культуры (с 1917). «Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия» (Петроградский Совет рабочих и крестьянских депутатов).«Декрет о памятниках республики» (1918). «Декрет Совета народных комиссаров о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (1918). Декрет СНК «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918).

Два постановления об охране исторических и архитектурных памятников (1930-е). Общий список российских памятников (1948). Послевоенный период в истории охраны памятников. 1950-1960-е гг. в СССР по осуществлению работ по восстановлению разрушенных фашистами памятников. Постановление «Об улучшении дела охраны и реставрации памятников культуры в РСФСР» (1957). Уголовный кодекс РСФСР (1960) и охрана памятников. Государственные и общественные органы по охране памятников. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Празднование 1000-летия введения христианства на Руси. Государство и религиозные органы.

Правовые аспекты охраны памятников истории и культуры, в том числе религиозной, в 1980-1990-е годы. Проект нового Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (1999). Юридические основы сохранения памятников в условиях существования различных форм собственности. Федеральный закон Российской Федерации Закона 2002 г. Постановление правительства Российской Федерации 26.04.2008 № 315 и др. Форма паспорта объекта культурного наследия.

 

Вопрос 40. Международное сотрудничество в сфере музейного дела

И охраны памятников

Аннотация. Гаагская конференция (1899 год). Деятельность Н.К. Рериха (1874 - 1947) по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Знамя мира. Договор об охране художественных и научных ценностей, подписан 1935 г. (Вашингтон), более известен как Пакт Рериха.

Вторая мировая война. Международные соглашения о культурных ценностях. Гаагская конвенция (1954) первый международный договор о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Положения об охране памятников Польши (1945), Японии (1950), Египта (1951), ГДР (1952), Чехословакии (1958), Югославии (1959). Работы по восстановлению и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. Инициативы ЮНЕСКО. Международная конвенция и протокол "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта" (1954). Международный совет музеев – ICOM (1946). Международный исследовательский центр по охране и реставрации культурных ценностей (1959). Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (1965).

Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа. 18 апреля – международный день памятников и исторических мест (1983). Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.). Современное международное законодательство в области культурного и природного наследия.

Список Всемирного наследия. Критерии по отнесению к объекту Всемирного наследия. Формирование экологического законодательства. Нематериального культурного наследия. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии.

 

1.3.3. Типовые практико-ориентированные задания, выносимые

На государственный экзамен

Задание 1. Выявить недочеты в заполненном акте приема на постоянное хранение музейных предметов

Задание 2. Внести исправления в описание музейного предмета (книга)

Задание 3. Внести исправления в описание музейного предмета (керамика)

Задание 4. Внести исправления в описание музейного предмета (документ)

Задание 5. Внести исправления в описание музейного предмета (фотография)

Задание 6. Исправить грамматические ошибки (музейная терминология)

Задание 7. Дать типо-видовую характеристику экспозиционных материалов и средств

Задание 8. По предложенным описаниям определить методы построения экспозиции и виды экспозиционных комплексов

Задание 9. Выполнить редакцию предложенного комплекта этикеток, объяснить причины исправлений

Задание 10. Предложить варианты экспозиционного решения заданной темы на основе использования систематического, ансамблевого, тематического и музейно-образного методов (примерные варианты: «Часы и время», «Троицкая ярмарка», «В мастерской фотографа»).

Задание 11. Дать краткую характеристику персоналий (теоретики и практики музееведения/музеологии)

Задание 12. Разработать схему форм и методов мотивации персонала музея в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу.

1.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания результатов освоения основной профессиональной образовательной программы

1. Нормативно-методическое обеспечение государственной итоговой аттестации обучающихся, включая процедуру подачи и рассмотрения апелляции, осуществляется в соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по обра-зовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образова-ния и науки РФ № 636 от 29.06.2015 с изм. и доп. от 09.02.2016 № 86, 28.04.2016 № 502) и локальным актом (положением) образовательной «О порядке проведения государственной итоговой аттестации» (утв. 30.05.2016 г.)

Анализ и мониторинг государственной итоговой аттестации представлен в ежегодном сборнике статистических материалов: «Государственная итоговая аттестация».

2. В период подготовки к государственной итоговой аттестации и ее проведения необходимо использовать фонд оценочных средств:

– перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (см. п. 1.1);

– описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания (критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена) (см. п. 1.2);

– типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы (см. п. 1.3).

3. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования.

4. Во время государственного экзамена используются:

– копии всех приказов, связанных с государственной итоговой аттестацией;

– папка на каждого обучающегося, допущенного к государственному экзамену, содержащая зачетную книжку, личную и учебную карточки, материалы из портфолио и т. д.);

– программа государственного экзамена;

– два комплекта бланков билетов государственного экзамена (установленного образца) и приложения к ним, подготовленные на основе фонда оценочных средств;

– описание шкалы оценивания;

– экзаменационная ведомость государственного экзамена;

– справочные, методические и иные материалы;

– бланки для устного ответа.

5. Для обучающихся из числа инвалидов государственная итоговая аттестация проводится организацией с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности). При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение общих и специфических (в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся) требований.

 

 

2. Рекомендации обучающимся по подготовке

к государственному экзамену

К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей основной профессиональной образовательной программе высшего образования.

Цель государственной итоговой аттестации – определение соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия.

Государственная итоговая аттестация проводится в сроки, установленные календарным учебным графиком, по направлению подготовки Государственная итоговая аттестация обучающихся по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия проводится в форме:

– государственного экзамена;

– защиты выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы и задания по дисциплинам «Основы музеологии (методы, язык, концепции)», «История музеев мира», «История музейного дела России», «Правовое обеспечение музейной работы», «Организация научно-исследовательской работы в музее», «Охрана культурного и природного наследия в России и за рубежом», «Комплектование, учет и хранение музейных фондов», «Информационные технологии в музейном деле», «Музей и открытое информационное общество», «Информационно-поисковые системы в системе учета и харения музейных фондов», «Менеджмент и маркетинг в музейной работе», «Антикварное дело», «Атрибуция и экспертиза музейных экспонатов», «Музейный дизайн», «Научные основы проектирования музейных экспозиций», «Экскурсоведение», «Музейная педагогика», результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников.

Государственный экзамен проводится устно.

Для подготовки устного ответа по билету государственного экзамена обучающемуся отводится не более 1 часа, на ответ по билету – до 30 минут.

Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного экзамена и являются основанием для допуска обучающегося к защите выпускной квалификационной работы. Шкала оценивания (критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена) представлена в п. 1.2.2 настоящего издания.

Для успешной сдачи государственного экзамена обучающийся должен посетить предэкзаменационную консультацию по вопросам программы государственного экзамена. Предэкзаменационная консультация включается в расписание государственной итоговой аттестации, которое утверждается не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения государственного экзамена.

Подготовку к государственному экзамену следует начинать с ознакомления с программой государственного экзамена, которая доводится до сведения обучающихся не позднее чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Особенно следует обратить внимание на п. 1.3.2 «Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен» п. 1.3.3 «Типовые практико-ориентированные задания, выносимые на государственный экзамен». Текст аннотации фактически представляет собой содержательную структуру ответа. В помощь для подготовки к государственному экзамену приводится список литературы (см. п. 3) и интернет-источников (см. п. 4).

При подготовке к ответу на вопросы билета государственного экзамена в бланке для устного ответа необходимо составить развернутый план, ориентируясь на материалы программы. При необходимости отдельные фрагменты ответа можно привести полностью (например, определения используемых понятий). Ответ на вопрос билета нужно начинать с общих положений и постепенно переходить к значимым деталям.

Важными показателями грамотного ответа на государственном экзамене являются: структурированное и четкое изложение теоретического материала, выраженная авторская позиция, демонстрация поиска решений в нестандартных практико-ориентированных ситуациях, логичность, четкость при определении используемых понятий, умение делать выводы; стилистически грамотная речь.

 

 

3. Перечень рекомендуемой литературы, необходимой

для подготовки к государственному экзамену[1]

3.1. Рекомендуемая литература для государственного экзамена

В целом

1. Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII в. / В. П. Грицкевич. – СПБ.: СПБГУКИ, 2004. – 408 с.

2. Грицкевич, В. П. История музейного дела с конца XVIII в. – начало ХХ в. / В. П. Грицкевич. – СПБ.: СПБГУКИ, 2007. – 336 с.

3. Иламов, И. Н. Музееведение: учеб. пособ. для вузов МВ и ССОРУЗ / И. Н. Иламов. – Казань: Мusiga, 2006. – 488 с.

4. Каулен, М. Е. Музейное дело России / М. Е. Каулен. – М.: ВК 2003. – 614 с.

5. Лушникова, А. В. Музееведение/музеология: конспект лекций для студ. очного и заочного отд-ний, обучающихся по специаотности 071500 «Музейное дело и охрана памятников» / А. В. Лушникова; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2010. – 334 с. – (Открытая лекция).

6. Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: сб. документов и материалов / колл. авт.; отв. ред. Э. А. Шулепова. – Москва: Этерна, 2010. – 960 с.

7. Музейная педагогика: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по направлению 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурногог и природного наследия / сост. Г.М. Каченя; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2015. – 130 с.

8. Ноль, Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 021000 – Музеология / Л. Я. Ноль. – Москва: РГГУ, 2007. – 204 с.

9. ПРОФИ. Вып. 2: Музейное дело: служ. и норматив. материалы, метод. Рекомендации / ред.-сост. Э.Б. Дружинина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 194 с.

10. ПРОФИ. Вып. 9: Атрибуция и экспертиза музейных предметов / А.В. Лушникова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2015. – 309 с.

11. Реставрация станковой темперной живописи: учебник / под ред. В. В. Филатова. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 264 с.

12. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Ю. У. Гуральник. – М., 2001.

13. Словарь актуальных музейных терминов / авт. сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова, О. Е. Черкаева, М. В. Борисова, Л. П. Хаханова, Л. И. Скрипкина // Музей. – № 5. – 2009. – С. 47-68.

14. Сотникова, С. И. Музеология: пособие для вузов / С. И. Сотникова. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

15. Старикова, Ю. А. Музееведение. Конспект лекций / Ю. А. Старикова. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.

16. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с.

17. Тельчаров, А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций / А. Д. Тельчаров. – М.: Омега-Л, 2005. – 184 с.

18. Томсон, Г. Музейный климат / Г. Томсон. – СПБ.: Скифия, 2005.

19. Федоров, Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т.; Т. 1. Музей, его смысл и назначение / сост., подгот. текста и коммент. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой. – М., 1995. – 437 с.

20. Философия музея [Текст]: учебное пособие / М. Б. Пиотровский [и др.]; под ред. М. Б. Пиотровского. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 192 с. (Высшее образование - магистратура).

21. Чинхолл, Р. Музейная каталогизация в ЭВМ / Р. Чинхолл / Пер. с англ. – М., 1983. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела / Л. М. Шляхтина. – М.: Высш. Шк., 2005. – 183 с.

22. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебник для высш. шк. / Т. Ю. Юренева. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

 

3.2. Рекомендуемая литература для подготовки к вопросам,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.