По учебному предмету «окружающий мир» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

По учебному предмету «окружающий мир»

2017-06-12 234
По учебному предмету «окружающий мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1 – 4 классы

 

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе УМК «Гармония».

Окружающий мир. 1 класс. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

Окружающий мир а. 2 класс. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011

Окружающий мир. 3 класс. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

Окружающий мир. 4 класс. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Класс

Личностные универсальные учебные действия

У первоклассника начнут формироваться:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- понимание важности бережного отношения к своему здоровью; бережное отношение к природе, культуре родного края.

Первоклассник получит возможность для формирования:

- желания открывать новое знание, новые способы действия, готовности преодолевать учебные затруднения, умения сотрудничать;

- стремления к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

- эстетического восприятия природы и объектов культуры, желания участвовать в их сохранении;

- осознания важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные универсальные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник начнёт учиться:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

- принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

- действовать согласно плану, составленному учителем;

- оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Первоклассник получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);

- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник начнёт учиться:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

- пользоваться простыми условными обозначениями.

Первоклассник получит возможность научиться:

- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Класс

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Второклассник продолжит учиться:

– с помощью учителя (вместе с одноклассниками) оценивать недостаточность знаний, определять учебно-познавательные задачи, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;

– планировать учебные действия (с учителем и одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия (с помощью учителя), проверять правильность их выполнения, выявлять причины ошибок и исправлять их.

Второклассник получит возможность научиться:

– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;

– осуществлять самоконтроль (с помощью учителя) за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.

Познавательные УУД

Второклассник продолжит учиться:

– осознавать (с помощью учителя, с одноклассниками) учебно- познавательную задачу и целенаправленно решать её;

– характеризовать, описывать природные и социальные объекты и явления, выделяя (с помощью учителя) их сущностные стороны;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира (по названным учителем основаниям); Второклассник получит возможность научиться:

– выбирать источники информации (с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;

– пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений.

Коммуникативные УУД

Второклассник продолжит учиться:

– обмениваться информацией о природных и социальных объектах, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);

– выражать свои мысли, чувства в устной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;

– составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;

– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания; слушать других, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям. Второклассник получит возможность научиться:

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляя проектную деятельность: распределять работу по интересам, собирать, обсуждать и обрабатывать информацию, договариваться о форме её презентации, о роли каждого в представлении собранного материала, стремиться разрешать возникшие проблемы и др.

Предметные УУД

Раздел «Человек и общество»

Второклассник научится:

– различать понятия: общество, семья, родственники, Родина, многонациональное государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство;

– называть и узнавать (среди других) государственные символы России;

– приводить примеры государственных законов и праздников; крупных городов России, исторических и культурных памятников своего края и страны; народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий;

– наблюдать объекты городского хозяйства, культуры, музейные экспонаты;

– вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

– обсуждать проблемы современного города (в том числе и своего);

– различать и сравнивать эстетические, этические, моральные категории (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое, трудолюбие – леность и др.); эмоциональные состояния, формы общения.

Второклассник получит возможность научиться:

– выполнять правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди); правила культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье; правила вежливого общения с окружающими людьми;

– выполнять правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах;

– составлять в группе отчёт (в выбранной форме) о наблюдениях во время экскурсий (в соответствии с местными условиями) к местам исторических событий, воинской славы, памятникам истории и культуры, в краеведческий (исторический) музей, музей военной техники;

– воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества.

Раздел «Человек и природа»

Второклассник научится:

– различать понятия: тело, явление; звезда, планета, спутник, созвездие; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; материк, остров, полуостров, равнина, гора, холм, овраг; географическая карта, карта полушарий, глобус как модель Земли;

– узнавать и характеризовать (называть отличительные признаки и свойства) на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

– приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека; небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; явлений, происходящих в природе;

– анализировать изображения природных объектов и явлений и сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

– сравнивать и объединять изученные природные объекты в группы по существенным признакам: объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов;

– объяснять, что такое глобус, называть и показывать полюсы и экватор Земли;

– называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки, океаны Земли;

– проводить несложные наблюдения природных тел и явлений.

Второклассник получит возможность научиться:

– проводить вместе со взрослыми наблюдения объектов и явлений природы (в том числе космических тел); обобщать результаты наблюдений (совместно с учителем) за природными объектами и явлениями, делать выводы;

– понимать (декодировать) условные знаки географической карты;

– объяснять причины смены дня и ночи, смену сезонов на Земле;

– обсуждать экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека; меры по охране природы своей местности; осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях;

– соблюдать экологически грамотные и безопасные правила поведения в природе;

– называть и показывать на физической карте России наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки;

– характеризовать особенности природы родного края: формы поверхности, наиболее крупные водоёмы;

– собирать дополнительную информацию по изучаемым темам, готовить небольшие презентации о природе родного края и представлять их одноклассникам.

 

Класс

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно- знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

– представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема, демонстрация опыта и др.);

– осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений.

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать речь как способ общения людей;

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– составлять небольшие монологические сообщения и представлять их одноклассникам;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Предметные УУД

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

– различать понятия: природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие, солнцестояние; тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества, молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание, туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём; метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь, холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка; организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости, мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств; проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии развития и превращения животных, растительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;

– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник наблюдений;

– обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;

– называть части термометра, объяснять их назначение;

– проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс, пользоваться лупой;

– называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;

– исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега, льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, процесс развития растения из семени;

– характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;

– рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений; о стадиях развития разных групп животных;

– объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;

– приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;

– характеризовать строение и функции систем органов человека, способы сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;

– соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять элементарные правила личной гигиены;

– проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;

– характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;

– характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;

– характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;

– приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;

– моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;

– различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;

– различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;

– объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;

– понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению;

– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы;

– устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, причины сезонных изменений в жизни растений и животных; – различать метеорологические приборы;

– предсказывать погоду по местным признакам;

– рассказывать о строении веществ, о расположении молекул в твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы, снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;

– приводить примеры очистных сооружений;

– определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой системы, расположение листьев на стебле;

– рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах, эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;

– сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

– следовать правилам здорового образа жизни;

– формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;

– выращивать растение одним из изученных способом;

– собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и представлять одноклассникам.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

– различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный, письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь, светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок, деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;

– характеризовать исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города;

– описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);

– выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина от ремесленника;

– рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в старину и сейчас;

– приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для обработки земли, освещения жилищ;

– заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

– использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную и художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных устных и письменных сообщений;

– рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды;

– описывать культурные достопримечательности родного города (села, районного центра, области);

– ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственно- этические нормы отношения людей, поведения в обществе;

– понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд, что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей среды;

– прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться избегать их;

– осознавать важность культурного поведения в обществе;

– конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинную одежду, предметы быта;

– понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой;

– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках родного города (села, районного центра);

– собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов, населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.

Класс

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий; – обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;

– оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем), формулировать задачи урока (домашней работы); – планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;

– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;

– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;

– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;

– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;

– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;

– обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую;

– пользоваться таблицами, схемами, моделями;

– характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира, выбирая основание для этих логических операций; – подводить под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи между природными, социальными явлениями на основе рассуждений, наблюдений; предлагать варианты решения учебных проблем;

– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений; моделировать предметы и явления окружающего мира;

– осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта и др.).

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

– пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.);

– обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);

– выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;

– составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;

– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания; слушать других, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляя проектную деятельность: распределять работу по интересам, собирать, обсуждать и обрабатывать информацию, договариваться о форме её презентации, о роли каждого в представлении собранного материала, стремиться разрешать возникающие проблемы и др.

Предметные УУД

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

– различать понятия: сутки, неделя, месяц, обычный год, високосный год; горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; масштаб, план предмета, план местности, географическая карта, карта полушарий; глобус как модель Земли, ось Земли, полюсы, экватор, параллели, меридианы; материк, остров, полуостров, горы, равнины, холмы, овраги; Мировой океан, океан, море, озеро, река, болото; звезда, планета, созвездие, Солнечная система, естественный и искусственный спутники; полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого, карьер, шахта, скважина; металлические руды, горючие полезные ископаемые, строительные полезные ископаемые; природная зона (арктическая пустыня, тундра, зона лесов, степь, пустыня); природное сообщество (водоём, болото, лес, луг), цепь питания;

– сравнивать и объединять природные объекты в группы на основе внешних признаков и характерных свойств;

– различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты и явления живой и неживой природы; группы растений и животных, формы суши и виды водоёмов, космические тела;

– характеризовать форму Земли, её движение вокруг оси и Солнца, местоположение в Солнечной системе; значение Солнца для природы и человека как главного источника света и тепла, необходимых для жизни на Земле;

– объяснять, что такое глобус, называть и показывать условные линии глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы;

– называть части компаса, объяснять их назначение, определять стороны горизонта по компасу и Солнцу;

– называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки и океаны Земли; на физической карте России – наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки, залежи полезных ископаемых, изученные природные зоны;

– использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, форм земной поверхности, полезных ископаемых, погодных явлений и др.;

– выполнять простые опыты по изучению свойств воды, воздуха, полезных ископаемых, пользуясь простейшим оборудованием, соблюдая технику безопасности, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

– рассказывать о полезных свойствах горных пород, их использовании в народном хозяйстве, о необходимости рационального и бережного использования полезных ископаемых;

– характеризовать и сравнивать изученные природные зоны России: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, образ жизни людей, экологические проблемы, связанные с их хозяйственной деятельностью;

– характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма): описывать условия жизни и приспособленность к ним живых организмов; моделировать простые цепи питания;

– характеризовать (на основе наблюдений) особенности природы родного края: климатические условия, формы поверхности, наиболее крупные водоёмы, распространённые природные сообщества; приводить примеры наиболее распространённых дикорастущих и сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных, добываемых полезных ископаемых;

– называть характерные внешние признаки разных групп растений, грибов, животных;

– объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять простейшие взаимосвязи живых организмов в природных зонах и сообществах для объяснения бережного, экологически грамотного поведения в природе;

– называть системы органов человека, характеризовать их роль в жизнедеятельности организма, объяснять необходимость соблюдения правил личной гигиены, здорового образа жизни;

– соблюдать безопасные правила поведения (дома, в социуме, в природе и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

– проводить самостоятельно наблюдения объектов и явлений природы (в том числе космических), вести дневник наблюдений;

– обобщать результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, делать выводы;

– демонстрировать и объяснять с помощью глобуса (теллурия) связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

– называть планеты Солнечной системы и моделировать их расположение относительно Солнца;

– называть и показывать на карте полушарий и глобусе наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки Земли;

– читать с помощью условных знаков план местности, физическую карту, пользоваться масштабом;

– понимать (декодировать) информацию, представленную в условно-знаковом виде, кодировать полученную информацию с помощью условных знаков;

– объяснять способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб);

– ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам;

– работать с контурной картой, отмечать на ней изученные географические объекты;

– обсуждать экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах; меры по охране природы своего края;

– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях;

– находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, прогнозировать возможные негативные последствия;

– осознавать, что в окружающем мире «всё связано со всем», что деятельность человека может нарушать природное равновесие; что каждый человек (в том числе и он сам) несёт ответственность за сохранение красоты и гармонии природы;

– понимать важность доброго и уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями;

– собирать дополнительную информацию по изучаемым темам (об особенностях природы разных природных зон, материков, о великих путешественниках, открывавших или исследовавших материки Земли и др.), используя разные источники информации, в том числе контролируемый Интернет и другие электронные образовательные ресурсы; готовить небольшие презентации;

– собирать краеведческий материал о природе родного края и представлять его одноклассникам;

– участвовать в проектной деятельности, проводя исследования индивидуально или совместно с одноклассниками.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

– различать понятия: исторический источник, летопись, легенда, берестяная грамота, историческая карта; календарь, дата, век, тысячелетие, «лента времени»; племя, дружина, княжество, государство, империя; граница государства, государственные символы, многонациональная страна; князь, царь, император, президент; крестьяне, ремесленники, крепостные; дань, иго, налог; религия, храм, крещение Руси; Отечественная война, Великая Отечественная война, Гражданская война; революция, перестройка; Конституция, закон, гражданин, права, обязанности;

– использовать элементарные обществоведческие, исторические понятия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; – узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; символику своего региона (города, областного центра);

– находить и показывать: на карте


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.