Разновидности деловых игр и методы их использования — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Разновидности деловых игр и методы их использования

2017-06-12 1118
Разновидности деловых игр и методы их использования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По уровню сложности деловые игры можно разделить на разновидности:

1. Имитационные упражнения - упражнения, отличающиеся от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых целей. Цель имитационных упражнений - предоставить возможность аниматору в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2. Анализ конкретных производственных ситуаций -ознакомление с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения.

3. Разыгрывание ролей - исполнение аниматорами определенных ролей, которое происходит в присутствии других членов учебной группы, оценивающих действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4. Полномасштабная деловая игра - игра, имитирующая комплексно-профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений.

Положительные качества учебных деловых игр:

• аниматоры испытывают удовольствие от проводимых игр, в которых присутствуют высокая мотивация и эмоциональная насыщенность процесса обучения;

• происходит подготовка к профессиональной деятельности аниматора, формируются знания, навыки, умения;

• обсуждение положительных и отрицательных моментов после игры способствует закреплению знаний, навыков, умений;

• достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Познавательная эффективность - в процессе деловой игры специалисты знакомятся с диалектическими методами исследования проблемы, углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Воспитательная эффективность - в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении проблем, коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.

Развивающая эффективность - в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

Отрицательные моменты в проведении учебных и деловых игр:

• высокая трудоемкость подготовки к занятию;

• не все владеют умением проводить деловые игры;

• большая напряженность, так как идет сосредоточение на непрерывном творческом процессе. Ведущему (аниматору) необходимо быть одновременно актером и режиссером в течение всей игры.

Выводы:

1. Деловые игры - это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве. Их следует использовать только там, где они действительно необходимы.

2. К разработке деловой игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы.

3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к деловым играм с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует до игры формировать у специалистов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Основными методами проведения игр являются: Эвристический метод (эвристика (гр.) - система логических

приемов и методических правил теоретического исследования) -это системный метод поиска принципиально новых решений задач различного характера. Он активизирует мышление, формирует умственные навыки, самоорганизует память, устраняет шаблон мышления, рутинность, обыденность, догматичность, консервативность взглядов на проблемы. Эвристический метод

развивает мыслительную практику, дает возможность отказаться от устаревших идей, выдвинуть новые, оригинальные.

«Мозговой штурм» - системный метод эвристического поиска принципиально новых решений задач различного характера. «Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет аниматор. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма»:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих

чертах.

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-30 мин.) выдвигает максимальное количество любых гипотез: фантастических, явно ошибочных, шутливых. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах двух минут. Идеи протоколируются или записываются на магнитофон. Запрещены критика, скептические улыбки, жесты, мимика. Для повышения продуктивности «мозгового штурма» полезно предварительно ввести участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез проводятся тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные идеи. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена другому коллективу в измененном виде и с другой формулировкой.

4. Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать приемы:

инверсии (сделай наоборот);

аналогии (сделай в другом решении);

эмпатии (считай себя частью задачи, выясни свои чувства, ощущения);

фантазии (сделай нечто фантастическое).

5. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе, средний балл выводится по оценкам всех экспертов.

Модификации «мозгового штурма»:

Письменный «мозговой штурм». Задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах «мозгового штурма».

Индивидуальный «мозговой штурм» представляет процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10-15 мин. с записью, оценка - через 3-5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом.

Обратный «мозговой штурм» основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы.

Синектический метод (от греч. синектика - совмещение разнородных элементов) - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие «мозгового штурма». Синектика предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, разного возраста. Оптимальная численность группы 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлении. Целью деятельности объединения является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов, которая начинается с точной постановки задачи, обсуждения ее признаков, конкретных вопросов, дискуссии, решения задач вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем.

Для решения сформулированной проблемы проводится «экскурсия» по различным научным областям с целью выявления в них и решения возможных проблем. В процессе экскурсии используют виды аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляется состоятельность гипотез.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите психолого-педагогические принципы и модели деловой анимационной игры.

2. В чем заключается принцип диалогического общения и взаимодействия игроков в игре?

3. Каковы требования к правилам деловой игры?

4. Перечислите разновидности и методы использования деловых игр.

ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИКА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ fc


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.