Формы организации предприятий в условиях рыночной экономики. Понятие корпорация» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формы организации предприятий в условиях рыночной экономики. Понятие корпорация»

2017-06-12 634
Формы организации предприятий в условиях рыночной экономики. Понятие корпорация» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекции

 

 

по дисциплине: «Корпоративные финансы»

Направление: 080100.62 «Экономика»

 

 

г. Набережные Челны

2013г.

Тема 1.Сущность и организация корпоративных финансов

Финансовый механизм и его основные элементы

Финансовый механизм — это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов финансовых ресурсов и других денежных фондов' обеспечивающих активную хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый механизм — это совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей.

Финансовый механизм — это инструмент воздействия финанcов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе c тем финансовому механизму как инструменту воздействия финансов присущи две конкретные функции:

1)организация финансовых отношений;

2)управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержанием первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового мeнеджмента.

Структуру финансового механизмa составляют пять взаимосвязанных элементов:

1)финансовые методы;

2)финансовые рычаги;

3)правовое обеспечение;

4)нормативное обеспечение;

5) информационное обеспечение.

Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли.

Прибыль – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. И с экономической точки зрения, прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.

Функции прибыли:

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

1. прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

2. прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятия, прибыль играет ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависти от величины прибыли. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов и других отчислений, осуществляется материальное поощрение работников и предоставление социальных льгот, также происходит содержание объектов социальной сферы.

3. прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходные части бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Прибыль – это основной фактор его экономического и социального развития.

 

 

Лекции

 

 

по дисциплине: «Корпоративные финансы»

Направление: 080100.62 «Экономика»

 

 

г. Набережные Челны

2013г.

Тема 1.Сущность и организация корпоративных финансов

Формы организации предприятий в условиях рыночной экономики. Понятие корпорация»

Реальный сектор экономики нашей страны включает в себя огромное число промышленных прeдприятий различных организационно-правовых форм собственности, осуществляющих различные виды деятельности. Согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) для обозначения хозяйствующего субъекта вводится понятие «организация» или юридическое лицо, которое «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» (ч. 1 ст. 48). B Гражданском кодексе РФ все организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, является получение прибыли основной целью деятельности или нет (ст. 50).

Отличительными признаками коммерческих производственных компаний являются:

  • оперативное управление собственным имуществом
  • выполнение принятых на себя обязательств
  • ведение самостоятельного баланса или сметы:
  • достижение установленных целей.

данные организации играют ключевую роль и современной экономике, так как создают добавочную стоимость, которая затем перераспределяется между государством' домашними хозяйствами и другими секторами.

Однако в современной международной теории и практике аналогом вышеуказанного понятия выстyпaет термин «корпорация». C учетом перспектив вхождения России в мировое глобальное информационное пространство в дальнейшем используется термин «корпорация».

Корпорация (лат. corporate — сообщество) — это объединение, общество, союз на основе частногрупповых интересов. Следовательно, корпорации представляют собой в большинстве случаев объединение предприятий что позволяет благодаря координации их совместных действий, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых ресурсов достигать поставленной стратегической цели.

B экономической литературе принято различать понятие «корпорация» в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова корпорация — это коммерческое предприятие (организация), создаваемое c целью получения прибыли путем предпринимательской деятельноcти, имущество которого складывается из долей (вкладов,) учредителей (участников). В узком смысле слова корпорация — это объединение (союз) предприятий, предусматривающее долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

C этой целью следует обратиться к современной классификации юридических лиц, различающихся по следующим признакам:

■ степени участия труда и капитала в создании деятельности юридического лица

■ целям образования и порядку формирования имущественной базы юридического лица;

■ форме собственности, в рамках которой создается и действует юридическое лицо;

■ организационно-правовой форме.

В рамках первой из приведенных классификаций выделяются объединения лиц и объединения капиталов. Корпорации, несомненно, относятся к объединению капиталов, поскольку основой для их создания служит соединение активов' принадлежащих учредителям. Личный труд учредителей хотя и может использоваться в корпорациях, но не играет при этом решающей роли. Косвенным доказательством этого является то, что в большинстве случаев ответственность акционеров по обязательствам самого обшества является ограниченной, в то время как объединениям свойственна солидарная ответственность участников по обязательствам соответствующего липа (полные товaрищества).

B основе второй классификации лежит подразделение всех юридических сил соответственно на коммерческие и некоммерческие организации.

Корпорации создаются с целью извлечения прибыли, следовательно, их нужно относить к коммерческим организациям. Анализ положения корпораций в системе юридических лиц с точки зрения формы собственности. в рамках которой они создаются и действуют, показывает, что корпорации могут создаваться и функционировать в рамках любой формы собственности: государственной, муниципальной и частной.

B настоящее время в России существует большое количество акционерных обществ, в которых значительная доля в уставном капитале принaдлежит государству или муниципальному образованию. Среди акционеров этих корпораций можно встретить как физических, так и юридических лиц. B данном случае можно говорить o смешанной форме собственности.

В соответствии c клaссификацией по организационно-правовой форме на практике выделяют:

•хозяйственные общества и товaрищества;

•производственные кооперативы

•государственные мyниципaльные и унитарные предприятия;

•различные организационно-правовые формы, характерные для некоммерческих и общественных организаций (некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, благотворительные

фонды Й Т.д.).

B зарубежной практике корпорации организуются в форме акционерных компаний. Крупные корпорации и коммерческие обществa занимают доминируюшее положение и в реальном секторе российской экoнoмики.

Поэтому, рассматривая осoбеннoсти организации финансов корпораций, следует иметь в виду, что это финансы:

1)хозяйственных товариществ и обшеств — основной массы предприятий в России (кроме производственных кооперативов индивидуальных частных предприятии, государственных и муниципальных унитарных предприятий);

2)крупных объединений и союзов предприятий.

Наибольшие возможности дальнейшего развития имеют акционерные компании. Их особенности состоят в следующем. Во-первых, они имеют капитал, разделенный на акции. Во-вторых, отличительной чертой любой акционерной компании является то, что она представляет собой юридическое лицо, абсолютно отдельное от своих акционеров. В-третьих, акционерные компании создаются для производственной и коммерческой деятельности. В-четвертых, современные акционерные компании представляют собой эффективную форму организации бизнеса. Они создают существенную положительную добавленную стоимость, накапливают крупный капитал, избегают критического уровня долга, имеют знaчительнyю прибыль, используют передовые финансовые технологии.

Крупные акционерные компании (далее также — корпорации) представляют собой эталон ведения бизнеса в рыночных условиях. Этот эталон лежит в основе изучения финансов корпорации.

денежные отношения корпорации охватывают практически все сферы ее деятельности. Приобретение сырья, материалов и оборудования, оплата труда персонала, продажа товаров на рынке, расчеты c многочисленными фискальными государственными органами, формирование фондов развития связаны c движением денежных средств по счетам компании. Основы этого движения составляют доходы корпорации. Отсутствие доходов или их недостаточность нарушают нормальную финансовую деятельность корпорации, снижают ее конкурентные позиции на рынке, ведут к банкротству

Финансы корпорации включают внутренние и внешние денежные отношения. Внутренние денежные отношения возникают при формировании начального, стартового капитала компании, распределении расходов и доходов между ее подразделениями, оплате труда персонала, формировании фондов развития компании, выплaте дивидендов. Внешние денежные отношения компании возникают при взаимодействий c другими компаниями — партнерами по бизнесу, включая структуры финансового рынка, финансовой системой государства, международными организациями. Все эти отношения носят многосторонний характер и образуют систему денежных отношений компании.

Как показала практика, корпорации во время переходной экономики, как правило, действуют в форме финансово-промышленных групп (ФПГ). Согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. Ns I 90-ФЗ «О финансово- промышленных группах», действовавшему в тот период, но утратившему силу в связи c принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 1 15-ФЗ:.<Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участии) на основе договора o создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, c целью объединения финансовых усилий предприятий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. При этом могут создаваться и централизованные денежные фонды, предоставляться коммерческие кредиты друг другу и оказываться другая финансовая помощь. То же самое касается и отношений между предприятиями в условиях xолдингa.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор o создании группы, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ

B состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных оpганизаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается.

За рубежом ФПГ традиционно называются корпорациями. Управ-

ление корпорацией получило название корпоративного управления

(corporate management), a финансы финансово-промышленных объединений — корпоративных финансов.

Корпоративные финансы — это экономические денежные отношения, связанные c форми рованием и распределением денежных ресурсов y предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием u распределением на выполнение обязательств перед предприятиями —участниками корпорации, фи нансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных предприятий, так и корпорации в целом.

B экономической литературе структура финансов корпорации предстaвленa следуюшим образом (рис. 1.1). Финансовая система корпорации — это обособленная финансовая система, в которой имеется свое «государство» (управляющая компания), «кредитная система» (банки, стpaховые компании, инвестиционные фонды и т.п.) и «субъекты финансовой системы» (коммерческие и производственные предприятия), через которые идет формирование и использование финансовых ресурсов корпорации.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.