Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-11 | 921 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4
1.1. Понятие эмпатии в психологии. 4
1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии. 4
1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии. 4
Выводы по первой главе. 4
2.1. Описание исследования. 4
2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4
2.3. Эмпирические результаты.. 4
Заключение. 4
Список литературы.. 4
Приложения. 68
Введение
Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.
Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.
|
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.
В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.
Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.
Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие эмпатии.
2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.
3. Рассмотреть связь эмпатии и экстраверсии.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования эмпатии у подростков, взаимосвязь с экстраверсией.
Гипотеза исследования: формирование эмпатических способностейбудет успешным, если опираться на личностные особенности подростков.
|
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования эмпатии Т.П. Гавриловой, В.В Зеньковского, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкой, В.П. Кузьминой, И.М. Юсупова, и др.); особенностей формирования межличностных отношений в подростковом возрасте Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна, концепция личности К. Юнга и др.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики:Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика эмпатии по Меграбяну, личностный опросник Айзенка), эксперимент;
- методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;
- методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.
База исследования: МБОУСОШ п. «Ключ жизни». Выборка: 40 учащихся средних и старших классов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.
На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.
На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для формирования эмпатии у подростков. Материалы исследования могут использоваться психологами общеобразовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатовисследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.
|
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 источников, приложений.
Выводы по первой главе
Психологическое осмысление феномена эмпатии неотделимо от философского аспекта, в частности, от мировоззренческого и этического элементов.
Основой эмпатии как свойства личности является экзистенциальная, базисная потребность человека в общности и приобщенности и заложенный на глубинном уровне психики человека процесс «мистического соучастия» (А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль).
Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.
Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:
– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;
– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;
– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;
– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;
– проникновение в единую связь вещей (проницательность);
– способность к «вершинным переживаниям»;
– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;
– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;
|
– гибкость и креативность мышления и поведения;
– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.
Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.
Описание исследования
В исследовании приняли участие подростки в возрасте 12-16 лет, 40 человек, 23 девочки и 17 мальчиков. Исследование проходило на базе МБОУСОШ п. «Ключ жизни»".
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе исследования нами изучался уровень эмпатии подростков, уровень экстраверсии-интроверсии, а также их взаимосвязь.
В качестве метода исследования было использовано групповое фронтальное тестирование. Участникам были розданы опросные листы, которые были заполнены в присутствии экспериментатора.
Были использованы следующие методики исследования:
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Данная методика диагностирует преобладающий канал эмпатии (рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии), а также общий уровень развития эмпатических способностей.
Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, позволяет определить общий уровень эмпатии личности;
Диагностика эмпатии по Меграбяну, Опросник позволяет измерить следующие компоненты эмпатии:
ЭмТ эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию, впечатлительность. (Эмоциональный уровень эмпатии).
ТПр тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи. (Действенная эмпатия).
С помощьюметодики Айзенкаопределяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.В опросникеАйзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить "да" или "нет".
На втором, формирующем этапе исследования была разработана и реализована программа формирования эмпатических способностей у подростков.
На третьем, контрольном этапе исследования, с целью изучения динамики особенностей эмпатии исследуемой выборки, а также эффективности разработанной нами программы формирования эмпатических способностей, была проведена повторная диагностика при помощи пакета методик первого, констатирующего этапа исследования.
|
Надёжность результатов исследования обеспечивалась применением стандартизированных методов исследования, дополнением диагностики методом анкетирования, а также репрезентативным объёмом выборки. Результаты исследования были занесены нами в таблицы и представлены в виде рисунков.
Эмпирические результаты
Результаты исследования по методике В.В. Бойко (Приложение 1) на констатирующем и контрольном этапах представлены на рис. 1. Были посчитаны средние баллы.
Рисунок 1 – Результаты исследования средних показателей различных каналов эмпатии и общего уровня развития эмпатических способностей (методика В.В.Бойко)
Данные диагностики показывают, что у подростков контрольной группы, где не проводились занятия все показатели эмпатии ниже, чем у экспериментальной группы, а также ниже средние показатели общего уровня эмпатии.
Распределение уровней эмпатии в группах показано на рис. 2-3.
Рисунок 2 – Процентное распределение уровней развития эмпатических способностей, контрольный эксперимент (методика В.В. Бойко)
Как можно видеть на рис. 2, в группе подростков на контрольном этапе 43% средний уровень эмпатии, у 57% заниженный уровень развития эмпатии.
Как можно видеть на рис. 3, в группе у 63% заниженный уровень эмпатии, у 37% низкий уровень развития эмпатии. Средний и высокий уровни не обнаружены в группе вообще.
Полученные данные говорят о недостаточном уровне развития эмпатии у подростков в общем.
Рисунок 3 – Процентное распределение уровней развития эмпатических способностей, констатирующий этап (методика В.В. Бойко)
В качестве метода математической статистики был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты статистического анализа результатов методики отображены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты статистического анализа результатов методики В.В. Бойко
Показатель | Конт.этап | Контр.этап | Uэмп | р |
рациональный канал | 3,2 | 3,1 | 447,5 | |
эмоциональный канал | 3,7 | 2,4 | 244,5 | 0,01 |
интуитивный канал | 3,4 | |||
установки | 3,9 | 2,4 | 0,01 | |
проникающая способность | 3,8 | 2,3 | 154,5 | 0,01 |
идентификация | 3,3 | 2,1 | 212,5 | 0,01 |
общ. Показатель | 21,2 | 15,4 | 57,5 | 0,01 |
Обнаружены достоверные различия в следующих показателях: эмоциональный канал эмпатии, этот канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном; эмпатические установки также развиты достоверно ниже на констатирующем этапе, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.
У детей на констатирующем этапе хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Результаты методики И.М. Юсопова (Приложение 2) по этапам представлены на рис. 4-5.
Рисунок 4 – Процентное распределение уровней эмпатии по методике И.М. Юсупова, контрольный этап
У большинства подростков на контрольном этапе эмпатияразвита на среднем уровне (53%), у 26% высокий уровень эмпатии, у 21% низкий уровень эмпатии. Очень высокого и очень низкого уровней не обнаружено.
Рисунок 5 - Процентное распределение уровней эмпатии по методике И.М. Юсупова, констатирующий этап
У большинства подростков до проведения тренинга средний уровень развития эмпатии (60%), у 36% низкий уровень развития эмпатии и у 4% очень низкий уровень. Очень высокий и высокий уровне в группе не обнаружены.
Сравнительные результаты методики И.М. Юсупова представлены на рис. 6.
Рисунок 6 – Результаты исследования средних показателей эмпатии (по методике И.М. Юсупова)
Средние показатели уровня эмпатии у подростков на констатирующем этапе ниже, чем на контрольном.Результаты статистического анализа результатов методики отображены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты статистического анализа результатов методики И.М. Юсупова
Показатель | Контр. | Констат. | Uэмп | р |
Уровень эмпатии | 52,6 | 39,9 | 0,01 |
Различия статистически значимы. Уровень эмпатии у подростков на констатирующем этапе, чем на контрольном. Это говорит о том, что проведенная программа способствовала формированию эмпатии у подростков.
Результаты методики А.А. Меграбяна (Приложение 3) представлены на рис. 7-10.
Рисунок 7 – Процентное распределение уровней тенденции к эмпатии у подростков на контрольном этапе (методика Меграбяна)
У большинства подростков тенденция к эмпатии выражена средне (53%), у 16% тенденция к эмпатии развита на высоком уровне и у 31% тенденция к эмпатии развита слабо.
Рисунок 8 –Процентное распределение уровней тенденции к присоединению, контрольный этап (методика Меграбяна)
У большинства подростков на контрольном этапе тенденция к присоединению выражена средне (60%), у 12% тенденция к присоединению развита на высоком уровне и у 28% данная тенденция развита на низком уровне.
Рисунок 9 –Процентное распределение уровней тенденции к эмпатии, констатирующий этап (методика Меграбяна)
У большинства подростков на констатирующем этапе тенденция к эмпатии выражена средне (44%) и слабо (также 44%), только у 12% данная тенденция развита хорошо.
Рисунок 10 – Процентное распределение уровней тенденции к присоединению, контрольный этап (методика Меграбяна)
У большинства подростков на контрольном этапе тенденция к присоединению выражена средне (48%) и слабо (44%), у 8% тенденция к присоединению развита на высоком уровне.
Сравнительные результаты отображены на рис. 11.
Рисунок 11 – Результаты исследования средних показателей тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению (методика Меграбяна)
У подростков на констатирующем ниже средние показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению.
Таблица 3 –Результаты статистического анализа результатов методики А.А. Меграбян
Показатель | контрольный | Констат. | Uэмп | р |
Тенденция к эмпатии | 16,1 | 10,8 | 0,01 | |
Тенденция к присоединению | 13,5 | 8,7 | 210,5 | 0,01 |
У подростков на констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у них хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.
Теперь рассмотрим связь эмпатии и экстраверсии. Экстраверсия диагностировалась с помощью опросника Айзенка. Результаты рассмотрены в Приложении 4. Для выявления значимых взаимосвязей был использован критерий ранговых корреляций Спирмена. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Корреляционный анализ
Показатель | экстраверсия |
рациональный канал | 0,33 |
эмоциональный канал | 0,65 при 0,05 |
интуитивный канал | 0,76 при 0,01 |
установки | 0,41 |
проникающая способность | 0,66 при 0,05 |
идентификация | 0,55 при 0,05 |
общ. Показатель | 0,68 при 0,01 |
эмпатия | 0,73 при 0,01 |
Тенденция к эмпатии | 0,63 при 0,05 |
Тенденция к присоединению | 0,58 при 0,05 |
Как можно видеть в таблице 4, выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению.
В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.
Выводы по второй главе
Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.
Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.
У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.
Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков.
Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.
Заключение
Психологическое осмысление феномена эмпатии неотделимо от философского аспекта, в частности, от мировоззренческого и этического элементов. Основой эмпатии как свойства личности является экзистенциальная, базисная потребность человека в общности и приобщенности и заложенный на глубинном уровне психики человека процесс «мистического соучастия» (А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль).
Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.
Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:
– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;
– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;
– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;
– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;
– проникновение в единую связь вещей (проницательность);
– способность к «вершинным переживаниям»;
– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;
– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;
– гибкость и креативность мышления и поведения;
– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.
Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.
Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.
Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.
У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.
Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков. Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.
Список литературы
1. АгавелянP.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1995.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – 296 с. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – С.13-178.
3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. —М.: КСП+, 1999.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
5. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. - 2012. - №8. - С. 254-256.
6. Бобкова М. Г. Формирование профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук/БобковаМ.Г. - Тобольск, 2005, 216с.
7. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии// Групповая психотерапия при неврозах и психозах.- Л., 1975. -Т. XXXVI. - С. 11-19.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев.—М: МГУ, 1982. —199 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - СПб: Питер, 2004. -474 с
10. Василькова А. П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами будущих специалистов-медиков // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 180-181.
11. Василькова А.П. Диагностика эмпатии в системе профотбора специалистов медиков // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.-С. 177-178.
12. Василькова А. П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 174-175.
13. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис.. канд. психол. наук / А. П. Василькова. - СПб., 1998.- 166 с.
14. ВачковВ.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2005.
15. Веденеева Л. В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: дис. канд. пед. наук / Л. В. Веденеева. - Волгоград, 2001. - 219 с.
16. ВилюнасВ.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004.—496 с
17. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1981.
18. Гаврилова Т. П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977. - С. 138-145.
19. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис....канд. наук. - М., 1977.
20. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.
21. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. - № 2. – С. 147-158.
22. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-67.
23. Ершов А. А. О факторах, влияющих на эмпатию // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.
24. Иган Дж. Базиснаяэмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1. – Режим доступа: Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru
25. Ильин Е. П. Экстраверсия, нейротизм и сила нервной системы // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. - Л., 1976. - С. 175.
26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.
27. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 197с.
28. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность в жизнь. СПб.: Питер, 1995. 186с.
29. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатии / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – № 1. – С. 38–54 (0,8 п.л.).
30. Кипурова С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Кипурова; - Тула, 2006. — 196 с.
31. Кривцова С.В., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. 192с.
32. Мироненко И.А., Современные теории в психологии личности. СПб, 2003. С. 118-121.
33. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. Ф. Михальченко. - М., 1989.-22 с.
34. Общая психология. Словарь / под.ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
35. Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм / А. Б. Орлов // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 2. — С. 55-58.
36. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск:Бестпринт, 2006. – 76 с
37. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М: Прогресс, 1994.-478 с.
38. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М.:ЧеРо, 2002. – С. 428–430.
39. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. - М.: Рефл-бук, 1997.-316 с.
40. Сопиков А. Л. Механизм эмпатии / А. Л. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977. С. 89-95.
41. Тютяева О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: дис. канд. психол. наук / О. В. Тютяева. - Ярославль, 2002.-216 с.
42. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци, О. Ранк. - М.: Унив. книга: ПЕР СЭ, 2000. - 320 с.
43. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов: учеб.пособие / Н. А. Щербакова. - Воронеж: МОДЭК, 2006. -240 с.
44. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 14−22.
45. Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского. Пер. с нем. С. Лорие. — СПб: Азбука, 2001.
46. Юсупов И.М. Психология эмпатии: (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис.. д-ра психол. наук / И. М. Юсупов; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1995. - 24 с.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Результаты методики Айзенка
№ | экстраверсия |
1. | |
2. | |
3. | |
5. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. | |
21. | |
22. | |
23. | |
24. | |
25. | |
26. | |
27. | |
28. | |
29. | |
30. | |
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4
1.1. Понятие эмпатии в психологии. 4
1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии. 4
1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии. 4
Выводы по первой главе. 4
2.1. Описание исследования. 4
2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4
2.3. Эмпирические результаты.. 4
Заключение. 4
Список литературы.. 4
Приложения. 68
Введение
Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.
Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.
В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.
Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.
Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие эмпатии.
2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.
3. Рассмотреть связь эмпатии и экстра
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!