Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии

2017-06-11 921
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4

1.1. Понятие эмпатии в психологии. 4

1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии. 4

1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии. 4

Выводы по первой главе. 4

2.1. Описание исследования. 4

2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4

2.3. Эмпирические результаты.. 4

Заключение. 4

Список литературы.. 4

Приложения. 68


Введение

 

Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.

Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.

В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.

Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.

В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.

Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.

Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие эмпатии.

2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.

3. Рассмотреть связь эмпатии и экстраверсии.

4. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования эмпатии у подростков, взаимосвязь с экстраверсией.

Гипотеза исследования: формирование эмпатических способностейбудет успешным, если опираться на личностные особенности подростков.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования эмпатии Т.П. Гавриловой, В.В Зеньковского, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкой, В.П. Кузьминой, И.М. Юсупова, и др.); особенностей формирования межличностных отношений в подростковом возрасте Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна, концепция личности К. Юнга и др.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, обобщение, моделирование;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование (методики:Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова; диагностика эмпатии по Меграбяну, личностный опросник Айзенка), эксперимент;

- методы количественного и качественного анализа полученных результатов: методы компьютерной обработки данных;

- методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена.

База исследования: МБОУСОШ п. «Ключ жизни». Выборка: 40 учащихся средних и старших классов.

Основные этапы исследования:

На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) – осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.

На втором этапе – экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.

На третьем этапе – обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) –осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработанная программа может использоваться для формирования эмпатии у подростков. Материалы исследования могут использоваться психологами общеобразовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатовисследования обеспечивается исходными методологическими позициями, многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; валидностью использования комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, логике; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования, репрезентативностью выборки участников эксперимента, убедительностью и доказательностью полученных данных, их статистической значимостью, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работы.

Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 источников, приложений.

 


Выводы по первой главе

Психологическое осмысление феномена эмпатии неотделимо от философского аспекта, в частности, от мировоззренческого и этического элементов.

Основой эмпатии как свойства личности является экзистенциальная, базисная потребность человека в общности и приобщенности и заложенный на глубинном уровне психики человека процесс «мистического соучастия» (А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль).

Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.

Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:

– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;

– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;

– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;

– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;

– проникновение в единую связь вещей (проницательность);

– способность к «вершинным переживаниям»;

– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;

– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;

– гибкость и креативность мышления и поведения;

– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.

Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.


Описание исследования

 

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 12-16 лет, 40 человек, 23 девочки и 17 мальчиков. Исследование проходило на базе МБОУСОШ п. «Ключ жизни»".

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе исследования нами изучался уровень эмпатии подростков, уровень экстраверсии-интроверсии, а также их взаимосвязь.

В качестве метода исследования было использовано групповое фронтальное тестирование. Участникам были розданы опросные листы, которые были заполнены в присутствии экспериментатора.

Были использованы следующие методики исследования:

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Данная методика диагностирует преобладающий канал эмпатии (рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии), а также общий уровень развития эмпатических способностей.

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, позволяет определить общий уровень эмпатии личности;

Диагностика эмпатии по Меграбяну, Опросник позволяет измерить следующие компоненты эмпатии:

ЭмТ эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию, впечатлительность. (Эмоциональный уровень эмпатии).

ТПр тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи. (Действенная эмпатия).

С помощьюметодики Айзенкаопределяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.В опросникеАйзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить "да" или "нет".

На втором, формирующем этапе исследования была разработана и реализована программа формирования эмпатических способностей у подростков.

На третьем, контрольном этапе исследования, с целью изучения динамики особенностей эмпатии исследуемой выборки, а также эффективности разработанной нами программы формирования эмпатических способностей, была проведена повторная диагностика при помощи пакета методик первого, констатирующего этапа исследования.

Надёжность результатов исследования обеспечивалась применением стандартизированных методов исследования, дополнением диагностики методом анкетирования, а также репрезентативным объёмом выборки. Результаты исследования были занесены нами в таблицы и представлены в виде рисунков.

 

Эмпирические результаты

 

Результаты исследования по методике В.В. Бойко (Приложение 1) на констатирующем и контрольном этапах представлены на рис. 1. Были посчитаны средние баллы.

 

 

Рисунок 1 – Результаты исследования средних показателей различных каналов эмпатии и общего уровня развития эмпатических способностей (методика В.В.Бойко)

Данные диагностики показывают, что у подростков контрольной группы, где не проводились занятия все показатели эмпатии ниже, чем у экспериментальной группы, а также ниже средние показатели общего уровня эмпатии.

Распределение уровней эмпатии в группах показано на рис. 2-3.

 

Рисунок 2 – Процентное распределение уровней развития эмпатических способностей, контрольный эксперимент (методика В.В. Бойко)

Как можно видеть на рис. 2, в группе подростков на контрольном этапе 43% средний уровень эмпатии, у 57% заниженный уровень развития эмпатии.

Как можно видеть на рис. 3, в группе у 63% заниженный уровень эмпатии, у 37% низкий уровень развития эмпатии. Средний и высокий уровни не обнаружены в группе вообще.

Полученные данные говорят о недостаточном уровне развития эмпатии у подростков в общем.

 

Рисунок 3 – Процентное распределение уровней развития эмпатических способностей, констатирующий этап (методика В.В. Бойко)

В качестве метода математической статистики был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты статистического анализа результатов методики отображены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Результаты статистического анализа результатов методики В.В. Бойко

Показатель Конт.этап Контр.этап Uэмп р
рациональный канал 3,2 3,1 447,5  
эмоциональный канал 3,7 2,4 244,5 0,01
интуитивный канал 3,4      
установки 3,9 2,4   0,01
проникающая способность 3,8 2,3 154,5 0,01
идентификация 3,3 2,1 212,5 0,01
общ. Показатель 21,2 15,4 57,5 0,01

Обнаружены достоверные различия в следующих показателях: эмоциональный канал эмпатии, этот канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном; эмпатические установки также развиты достоверно ниже на констатирующем этапе, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.

У детей на констатирующем этапе хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.

 

Результаты методики И.М. Юсопова (Приложение 2) по этапам представлены на рис. 4-5.

Рисунок 4 – Процентное распределение уровней эмпатии по методике И.М. Юсупова, контрольный этап

 

У большинства подростков на контрольном этапе эмпатияразвита на среднем уровне (53%), у 26% высокий уровень эмпатии, у 21% низкий уровень эмпатии. Очень высокого и очень низкого уровней не обнаружено.

Рисунок 5 - Процентное распределение уровней эмпатии по методике И.М. Юсупова, констатирующий этап

 

У большинства подростков до проведения тренинга средний уровень развития эмпатии (60%), у 36% низкий уровень развития эмпатии и у 4% очень низкий уровень. Очень высокий и высокий уровне в группе не обнаружены.

Сравнительные результаты методики И.М. Юсупова представлены на рис. 6.

 

Рисунок 6 – Результаты исследования средних показателей эмпатии (по методике И.М. Юсупова)

Средние показатели уровня эмпатии у подростков на констатирующем этапе ниже, чем на контрольном.Результаты статистического анализа результатов методики отображены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Результаты статистического анализа результатов методики И.М. Юсупова

Показатель Контр. Констат. Uэмп р
Уровень эмпатии 52,6 39,9   0,01

Различия статистически значимы. Уровень эмпатии у подростков на констатирующем этапе, чем на контрольном. Это говорит о том, что проведенная программа способствовала формированию эмпатии у подростков.

Результаты методики А.А. Меграбяна (Приложение 3) представлены на рис. 7-10.

Рисунок 7 – Процентное распределение уровней тенденции к эмпатии у подростков на контрольном этапе (методика Меграбяна)

У большинства подростков тенденция к эмпатии выражена средне (53%), у 16% тенденция к эмпатии развита на высоком уровне и у 31% тенденция к эмпатии развита слабо.

Рисунок 8 –Процентное распределение уровней тенденции к присоединению, контрольный этап (методика Меграбяна)

 

У большинства подростков на контрольном этапе тенденция к присоединению выражена средне (60%), у 12% тенденция к присоединению развита на высоком уровне и у 28% данная тенденция развита на низком уровне.

 

Рисунок 9 –Процентное распределение уровней тенденции к эмпатии, констатирующий этап (методика Меграбяна)

У большинства подростков на констатирующем этапе тенденция к эмпатии выражена средне (44%) и слабо (также 44%), только у 12% данная тенденция развита хорошо.

 

Рисунок 10 – Процентное распределение уровней тенденции к присоединению, контрольный этап (методика Меграбяна)

 

У большинства подростков на контрольном этапе тенденция к присоединению выражена средне (48%) и слабо (44%), у 8% тенденция к присоединению развита на высоком уровне.

Сравнительные результаты отображены на рис. 11.

Рисунок 11 – Результаты исследования средних показателей тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению (методика Меграбяна)

У подростков на констатирующем ниже средние показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению.

Таблица 3 –Результаты статистического анализа результатов методики А.А. Меграбян

Показатель контрольный Констат. Uэмп р
Тенденция к эмпатии 16,1 10,8   0,01
Тенденция к присоединению 13,5 8,7 210,5 0,01

 

У подростков на констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у них хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.

Теперь рассмотрим связь эмпатии и экстраверсии. Экстраверсия диагностировалась с помощью опросника Айзенка. Результаты рассмотрены в Приложении 4. Для выявления значимых взаимосвязей был использован критерий ранговых корреляций Спирмена. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Корреляционный анализ

Показатель экстраверсия
рациональный канал 0,33
эмоциональный канал 0,65 при 0,05
интуитивный канал 0,76 при 0,01
установки 0,41
проникающая способность 0,66 при 0,05
идентификация 0,55 при 0,05
общ. Показатель 0,68 при 0,01
эмпатия 0,73 при 0,01
Тенденция к эмпатии 0,63 при 0,05
Тенденция к присоединению 0,58 при 0,05

 

Как можно видеть в таблице 4, выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению.

В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.


Выводы по второй главе

 

Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.

Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.

У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.

Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.

На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.

Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков.

Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.

 

Заключение

 

Психологическое осмысление феномена эмпатии неотделимо от философского аспекта, в частности, от мировоззренческого и этического элементов. Основой эмпатии как свойства личности является экзистенциальная, базисная потребность человека в общности и приобщенности и заложенный на глубинном уровне психики человека процесс «мистического соучастия» (А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Леви-Брюль).

Эмпатия имманентна человеку как способность трансцензуса, способность восхождения к духовной общности высшего порядка (К. Г. Юнг, А. Маслоу) и есть условие самоактуализации целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные конструкты поведения на основе эмпатии есть отождествление, сопереживание, сочувствие, содействие, синкретически объединяющие сущностные психофизические силы индивида.

Эмпатия в таком понимании родственна синергии. Личность, обладающая эмпатией, характеризуется следующими свойствами:

– альтруистическое поведение, толерантность, доброжелательность;

– восприимчивость к жизни другого человека, интерес к другому как таковому;

– приятие и утверждение жизни, адаптивность, бескорыстное событие;

– способность к диалогическому, субъект-субъектному отношению – общению – познанию;

– проникновение в единую связь вещей (проницательность);

– способность к «вершинным переживаниям»;

– способность синтезировать различные уровни духовной реальности;

– преобладание правополушарного, синкретически-образного мышления;

– гибкость и креативность мышления и поведения;

– восприимчивость к мимике и экспрессии другого лица, умение «считывать» невербальную информацию.

Экстраверсия-интроверсия трактуются как черты личности, которые определяют ее направленность «внутрь» или «вовне», степень открытости-закрытости внешнему миру, эмоциональность, общительность и т.д. Это одна из базовых характеристик личности. В концепции К. Юнга эмпатическая способность связана с экстраверсией.

Для испытуемых подростков в целом характерен недостаточный уровень развития эмпатических способностей. Нами был разработан и проведен блок занятий по развитию эмпатических способностей.

Эмоциональный канал у подростков на констатирующем этапе развит достоверно ниже, чем на контрольном этапе; эмпатические установки также развиты достоверно ниже, а также достоверно ниже развиты проникающая способность, идентификация и общие показатели эмпатии.

У подростков до проведения занятий было хуже развито сопереживание и сочувствие, интуитивное восприятие партнера по общению, они стараются избегать лишних контактов и абстрагироваться от чужих проблем, более закрыты и недоверчивы, чем подростки, воспитывающиеся в семье.

Уровень эмпатии по результатам всех методик у подростков констатирующем достоверно ниже, чем на контрольном.

На констатирующем этапе достоверно ниже показатели тенденции к эмпатии и тенденции к присоединению. Это означает, что у подростков до проведения занятий хуже развиты способность к сопереживанию, впечатлительность и способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи.

Проведенные коррекционно-развивающие занятия способствовали развитию эмпатических способностей у подростков. Выявлены положительные значимые корреляции практически по всем показателям, чем выше уровень экстраверсии, тем выше показатели эмоционального канала, интуитивного, проникающей способности, идентификации, общий уровень эмпатии, тенденция к эмпатии, тенденция к присоединению. В целом, для группы характерен средний уровень экстравертированности.

Список литературы

 

1. АгавелянP.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1995.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – 296 с. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – С.13-178.

3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. —М.: КСП+, 1999.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.

5. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова. - 2012. - №8. - С. 254-256.

6. Бобкова М. Г. Формирование профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук/БобковаМ.Г. - Тобольск, 2005, 216с.

7. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии// Групповая психотерапия при неврозах и психозах.- Л., 1975. -Т. XXXVI. - С. 11-19.

8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев.—М: МГУ, 1982. —199 с.

9. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - СПб: Питер, 2004. -474 с

10. Василькова А. П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами будущих специалистов-медиков // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 180-181.

11. Василькова А.П. Диагностика эмпатии в системе профотбора специалистов медиков // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.-С. 177-178.

12. Василькова А. П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 174-175.

13. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис.. канд. психол. наук / А. П. Василькова. - СПб., 1998.- 166 с.

14. ВачковВ.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2005.

15. Веденеева Л. В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: дис. канд. пед. наук / Л. В. Веденеева. - Волгоград, 2001. - 219 с.

16. ВилюнасВ.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004.—496 с

17. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1981.

18. Гаврилова Т. П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977. - С. 138-145.

19. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис....канд. наук. - М., 1977.

20. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.

21. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. - № 2. – С. 147-158.

22. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-67.

23. Ершов А. А. О факторах, влияющих на эмпатию // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

24. Иган Дж. Базиснаяэмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1. – Режим доступа: Электронный ресурс: http://www.psyjournal.ru

25. Ильин Е. П. Экстраверсия, нейротизм и сила нервной системы // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. - Л., 1976. - С. 175.

26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.

27. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 197с.

28. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность в жизнь. СПб.: Питер, 1995. 186с.

29. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатии / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – № 1. – С. 38–54 (0,8 п.л.).

30. Кипурова С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Кипурова; - Тула, 2006. — 196 с.

31. Кривцова С.В., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. 192с.

32. Мироненко И.А., Современные теории в психологии личности. СПб, 2003. С. 118-121.

33. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. Ф. Михальченко. - М., 1989.-22 с.

34. Общая психология. Словарь / под.ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

35. Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм / А. Б. Орлов // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 2. — С. 55-58.

36. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск:Бестпринт, 2006. – 76 с

37. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М: Прогресс, 1994.-478 с.

38. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М.:ЧеРо, 2002. – С. 428–430.

39. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. - М.: Рефл-бук, 1997.-316 с.

40. Сопиков А. Л. Механизм эмпатии / А. Л. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977. С. 89-95.

41. Тютяева О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: дис. канд. психол. наук / О. В. Тютяева. - Ярославль, 2002.-216 с.

42. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци, О. Ранк. - М.: Унив. книга: ПЕР СЭ, 2000. - 320 с.

43. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов: учеб.пособие / Н. А. Щербакова. - Воронеж: МОДЭК, 2006. -240 с.

44. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 14−22.

45. Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского. Пер. с нем. С. Лорие. — СПб: Азбука, 2001.

46. Юсупов И.М. Психология эмпатии: (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис.. д-ра психол. наук / И. М. Юсупов; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1995. - 24 с.

 

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Результаты методики Айзенка

экстраверсия
1.  
2.  
3.  
   
5.  
   
7.  
8.  
9.  
10.  
11.  
12.  
13.  
14.  
15.  
16.  
17.  
18.  
19.  
20.  
21.  
22.  
23.  
24.  
25.  
26.  
27.  
28.  
29.  
30.  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи экстраверсии и эмпатии 4

1.1. Понятие эмпатии в психологии. 4

1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии. 4

1.3. Взаимосвязь эмпатии и экстраверсии. 4

Выводы по первой главе. 4

2.1. Описание исследования. 4

2.2. Программа формирования эмпатических способностей у подростков 4

2.3. Эмпирические результаты.. 4

Заключение. 4

Список литературы.. 4

Приложения. 68


Введение

 

Актуальность исследования. В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.6 Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении.

Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса. Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. При этом ванную роль играют личностные особенности подростков, в частности, экстраверсия-интроверсия.

В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.ВЗеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В.Осорина); особенности подросткового и юношеского этапов онтогенеза были подробно описаны в исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др.

Проблема взаимосвязи экстраверсии и эмпатии подробно рассмотрена в трудах К.Г. Юнга.

В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом можно формировать эмпатию, опираясь на личностные особенности?

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу развития эмпатических способностей подростков.

Объект исследования: эмпатия и экстраверсия.

Предмет исследования: формирование эмпатических способностей подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие эмпатии.

2. Охарактеризовать понятие экстраверсии.

3. Рассмотреть связь эмпатии и экстра


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.