История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-06-11 | 804 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ситуация существенно изменилась в 1941 г. с началом Великой Отечественной войны. Представители всех конфессий, действовавших на территории СССР, выступили с патриотическими воззваниями к своим последователям. В первый же день войны с призывом к консолидации против внешнего врага выступил митрополит Сергий, фактически возглавлявший Русскую православную церковь в течение 17 лет. В его пастырском послании, разосланном по всем приходам, были следующие слова: «Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. … Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред Родиной…»[150] С июня месяца 1941 г. по август 1944 г. было опубликовано 30 обращений митрополита (с сентября 1943 г. - патриарха Московского и Всея Руси) Сергия к духовенству и верующим с призывом к сплочению в борьбе за Родину.
С патриотическим призывом выступили и представители ислама, второй по численности конфессии в СССР. В обращении ЦДУМ также основное внимание акцентировалось на необходимости сплочения против внешней угрозы. В частности, в нём говорилось: «Центральное духовное управление мусульман СССР призывает всех правоверных встать на защиту родной земли, молиться в мечетях за победу Красной Армии и благословить своих сыновей, сражающихся за правое дело»[151].
Патриотическая деятельность верующих и духовенства выражалась в самых различных формах, начиная от непосредственного участия в боевых действиях на фронте и заканчивая сбором в тылу материальных средств в фонд Красной Армии. К примеру, в одном из своих воззваний от 14 октября 1941 г. митрополит Сергий призвал верующих «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам», а в декабре 1942 года по его же инициативе был начат сбор средств для формирования танковой колонны имени Дмитрия Донского. В Татарской АССР религиозными объединениями городов Казани и Мензелинска к марту 1944 г. в фонд обороны страны было собрано 1272, 4 тыс. руб., кроме того, государству было сдано около 4 фунтов золота и собраны подарки бойцам и командирам Красной Армии - всего 476 предметов[152].
|
Тот факт, что религиозные организации заняли патриотическую позицию и выразили готовность всемерно поддержать и оказать содействие Советскому правительству в его борьбе с внешним агрессором, стало логическим продолжением курса религиозных организаций на «мирное сосуществование» с враждебно настроенной по отношению к ним властью. По словам А.Б. Юнусовой, «и до войны как церковь, так и верующие зачастую активно поддерживали всевозможные начинания и кампании советов, …не противопоставляли себя стране и властям»[153]. Новым же явлением во взаимоотношениях государства и церкви стала ответная реакция властей, выразившаяся в существенной либерализации религиозной политики. Причиной этих шагов стала ситуация как внутри страны, так и за рубежом.
Жесткий контроль, установленный сталинским режимом над всеми сторонами общественной жизни, в т.ч. духовной, подавление любых проявлений несоответствия с советским образом жизни и мышления, в условиях войны был невозможен. Как известно, социальные катаклизмы, к числу которых относятся войны, обуславливают эмоциональный кризис у большинства индивидов общества. В такие периоды актуализируются и становятся особенно востребованными стабилизирующие и интегрирующие функции религии. Поэтому неудивительно, что в эти годы многие верующие стали открыто выражать свою приверженность к той или иной конфессии, посещая молитвенные здания и отправляя обряды, игнорируя тем самым многие запреты и ограничения. По справедливому замечанию А.В. Малашенко, «во-первых, война объективно способствовала усилению религиозности… Во-вторых, в годы войны апелляция к религиозным чувствам способствовала консолидации советского народа»[154].
|
Одной из причин, повлекших корректировку религиозной политики, стала международная ситуация данного периода. Перед Советским Союзом, в одиночку ведшим войну с фашистской Германией, стояла важная задача – открытие второго фронта. В этих условиях демократизация некоторых сторон жизни Советского общества могла благоприятно сказаться на ходе переговоров с союзниками. Дело в том, что с целью скорейшего открытия второго фронта на лидеров стран-союзниц оказывалось значительное давление со стороны различных общественных организаций этих государств. В Великобритании таковым являлся Объединённый комитет помощи СССР, возглавляемый настоятелем Кентерберийского собора Х. Джонсоном. В свою очередь, англиканская церковь, представителем которой являлось вышеупомянутое лицо, настойчиво добивалась разрешения Сталина посетить Советский Союз. Чтобы произвести «нужное» впечатление на делегацию, Советскому правительству было необходимо пересмотреть некоторые самые жёсткие и одиозные моменты в своей религиозной политике. К тому же, пословам Д.В. Поспеловского, «Черчилль и Рузвельт дали ему (т.е. – Сталину) понять, что настроить общественное мнение их стран в пользу Советского Союза могут сведения о религиозной свободе в СССР»[155]. Поэтому не случайно официальное признание властями заслуг религиозных организаций и верующих произошло накануне переговоров на высшем уровне в Тегеране.
Таким образом, по совокупности причин и обстоятельств, к осени 1943 г. Советским правительством была осознана необходимость заключения своеобразного перемирия с духовенством. Ввиду того, что большая часть верующих Советского Союза являлись приверженцами Русской православной церкви, первый шаг к нормализации отношений между государством и религиозными организациями был сделан в отношении именно этой конфессии. В сентябре 1943 г. состоялась встреча И.В. Сталина с главами Русской православной церкви, в ходе которой были приняты решения, ознаменовавшие новый этап в отношениях государства и религии. На практике это выразилось в санкционировании проведения Поместного собора (основной целью которого было избрание патриарха), смягчении налогового законодательства в отношении зарегистрированных служителей культа (постановление СНК СССР за N2584 от 3 декабря 1946 г. «О порядке обложения налогами служителей культов»), освобождении их от призыва по мобилизации (постановление комиссии при СНК СССР по освобождению и отсрочкам от призыва по мобилизации принятое 26 февраля 1945 г.), предоставлении религиозным организациям ограниченных прав юридического лица (постановление СНК СССР от 28 января 1946 г. «О молитвенных зданиях религиозных культов»), разрешении издавать «Журнал Русской патриархии» и других действиях государства.
|
Потепление отношений между государством и Русской православной церковью распространилось также и на другие конфессии, действовавшие на территории Советского Союза. Эпохальным событием для мусульман страны, стало разрешение на совершение хаджа группе верующих из 17 человек, в которой квота от Татарской АССР составляла два человека. В 1946 г. Советом по делам религиозных культов (СДРК) при СМ СССР по согласованию с директивными органами было разрешено ЦДУМ издать мусульманский лунный календарь. В 1943 г. в дополнение к действующему ЦДУМ (с центром в г. Уфе), были образованы ещё три духовных управления мусульман - Северного Кавказа (в Буйнакске), Закавказья (Баку), а также Средней Азии и Казахстана (Ташкент). Таким образом, государство стремилось воздействовать на сознание верующих с целью дальнейшего стимулирования и усиления их патриотической деятельности.
Среди вышеперечисленных духовных управлений мусульман статус неформального лидера приобрело Среднеазиатское духовное управление, в ведении которого находилось единственное на территории СССР высшее мусульманское учебное заведение – медресе Мир-Араб (г. Бухара). В этой связи «прочие духовные управления стали рассматриваться властями как второстепенные, представляющие периферию «советского ислама»[156].
Относительная нормализация государственно-конфессиональных отношений в 1943-1948 гг. вызвала необходимость создания нового органа власти, способного осуществлять связь между правительством и религиозными объединениями в новых условиях с учётом либерального характера перемен в религиозной политике Советского государства. Исходя из этого, создаваемый орган власти в своей структуре и форме деятельности не мог ориентироваться на существовавшие в 1920-1930-е гг. государственные учреждения, скомпрометировавшие себя крайне жёсткими действиями в отношении конфессиональных объединений. По этой же причине новый орган власти также не мог находиться в ведении НКВД, в структуре которого действовал специальный «церковный» отдел, с 1938 г. единолично осуществлявший контроль над религиозными организациями; поэтому было решено основать его при СНК СССР.
|
В контексте этих событий вначале был образован Совет по делам Русской православной церкви (СДРПЦ) при СНК СССР, а позднее, в мае 1944 г. – Совет по делам религиозных культов СДРК при СНК СССР. Оба совета вплоть до 1991 г. (в 1965 г. произошло их слияние в единый орган – Совет по делам религиозных культов (СДРК) при Совете Министров СССР) находились под опекой идеологического отдела ЦК КПСС и отдела по делам религий КГБ.
Новые структуры власти были призваны осуществлять связь между правительством и религиозными объединениями. К примеру, непосредственные функции СДРПЦ при СНК СССР заключались в «предварительном рассмотрении вопросов, возбуждаемых патриархом Московским и всея Руси и требующих разрешения Правительства СССР»[157]. Значительное внимание в деятельности Совета уделялось также разработке проектов законодательных актов и постановлений по вопросам состояния религиозных организаций, а также различных инструкций и указаний.
После того, как были сформированы центральные аппараты Советов, были утверждены их уполномоченныев большинстве союзных, автономных республик, краёв и областей. По распоряжению заместителя председателя СНК СССР В.М. Молотова от 29 марта 1945 г. уполномоченные по своему статусу были приравнены к начальникам управлений союзных, автономных республик. Функции и сфера деятельности уполномоченных были утверждены в Положениях о Советах. В частности, согласно Положению о СДРПЦ его уполномоченные должны были осуществлять «наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь на всей территории СССР законов и постановлений Правительства СССР, относящихся к Русской православной церкви; представление Совнаркому СССР заключений по вопросам Русской православной церкви; общий учёт церквей и составление статистических сводок по данным, представляемым местными органами»[158]. Таким образом, уполномоченные были призваны стать непосредственными исполнителями и проводниками религиозной политики Советского государства на местах.
|
Для властей основным показателем, выражавшим усиление религиозных настроений среди населения, стали массовые заявления верующих с просьбой о регистрации религиозных объединений и открытия при них молитвенных зданий. До сентября 1943 г., то есть официального начала либерального курса в религиозной политике, ходатайства верующих оставались без положительных решений и это понятно, так как в условиях тоталитарного режима без соответствующих директив «сверху» представители власти на местах не могли самостоятельно изменить своего отношения к столь важному и ключевому вопросу.
Сообразно с новыми реалиями существенным изменениям подверглась и деятельность СВБ – массовой атеистической организации, призванной вести агитационно-пропагандистскую работу среди верующих. Центральный Совет СВБ предписал областным, краевым и республиканским отделениям в своей деятельности руководствоваться незыблемой на его взгляд аксиомой о том, что усиление религиозности среди значительной части населения представляет собой временное явление, вызванное исключительно обстоятельствами военного времени.
Серия законодательных актов, ознаменовавших официальное изменение курса в религиозной политике Советского государства в сторону её либерализации, обусловила удовлетворение властями в середине 1940-х гг. некоторой части ходатайств верующих о регистрации религиозных объединений. Например, в Татарской АССР с 1944 по 1947 гг. подверглись перерегистрации и регистрации 34 религиозных объединения (без учёта объединений Русской православной церкви городов Казани и Мензелинска), что, безусловно, стало отражением либерализации курса государства в отношении религии.
О высоком уровне религиозности населения в тот период свидетельствует такой пример. 15 ноября 1945 г. в Татарской АССР необычайно торжественно и широко прошло празднование Курбан-байрама. В нём приняли участие ориентировочно 24000-25000 человек, причём половина из них была представлена молодёжью и людьми среднего возраста[159]. Шествие к местам исполнения намаза сопровождалось пением «Такбир»(произнесение молитвенной формулы Аллаху акбар («Аллах – велик!»)). В мечети Марджани (единственной официально действующей мечети города Казани) на праздничный намаз собралось около 12000–13000 человек[160]. Среди них были замечены и люди в военной форме, которые были не только участниками богослужения, но и сами осуществляли жертвоприношения. Ещё одной особенностью празднования курбан-байрама в 1945 г. стала значительная численность участвовавших в нём детей школьного возраста и женщин. Последним была предоставлена возможность провести молебен 17 ноября в мечети Марджани, где численность собравшихся составила 1500 – 1800 человек[161].
В этот день почти во всех деревнях республики были проведены богослужения в частных домах и на кладбищах. Ими руководили бывшие муллы и старики, хорошо знающие обряды ислама. Например, в деревне Кляшево Тетюшского района ТАССР на праздничный намаз в пустующей мечети собралось более 60 человек, из них 30% - пожилых, 40% - среднего возраста и 30% - молодёжи (1928-1930 г.р.). При этом было зарезано 15 овец, причём один из обрядов жертвоприношения исполнил председатель колхоза[162].
Видимо причиной столь активного выражения мусульманами республики своей религиозности стал эмоциональный подъём, наступивший в советском обществе в послевоенный период. Долгожданная победа в Великой Отечественной войне, радость возвращения домой победителей, за спасение жизней которых молились их родные и близкие, переоценка духовных ценностей за годы войны некоторой частью самих военнослужащих, относительная лояльность властей по отношению к религии – всё это в совокупности определило необычайно высокий уровень религиозной активности населения в первый послевоенный праздник Курбан-байрам. В последующие годы подобной массовости среди верующих уже не наблюдалось.
Из вышесказанного видно, что в данный период к религии обратились не только люди пожилого возраста, но и достаточно молодые и социально активные слои населения республики. Данная тенденция была характерна не только для приверженцев ислама, но также и для представителей других конфессий.
В 1948 г. впервые за 22 года был созван меджлис Центрального духовного управления мусульман (переименованного на съезде в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири - ДУМЕС), сам факт созыва которого в истории государственно-религиозных отношений в Советском государстве является едва ли не исключительным. Однако решения, принятые на съезде, лишь подтвердили ограниченность прав, какими обладали верующие и духовенство в 1920-1940-е гг. Из ведения Духовного управления были изъяты такие полномочия как право организовывать конфессиональные школы и курсы для подготовки служителей культа, образовывать новые мухтасибаты, составлять метрические книги и др. В его компетенции оставались функции богословского характера, а также отныне ему предписывалось вести учет мечетей и молитвенных домов. Политическая конъюнктура той эпохи, даже на фоне либерализации государственно-религиозных отношений, не позволяла ставить вопрос о полном восстановлении прав верующих и духовенства.
Завершение краткосрочной разрешительной политики Советского государства в отношении религии совпало по времени с окончанием послевоенного периода. Это служит доказательством тому факту, что лояльная религиозная политика для Советского режима являлась мерой вынужденной и временной. Задачи, вызванные условиями военного времени, такие как консолидация советского общества перед угрозой внешнего врага, создание благоприятного образа перед союзными державами, трудности послевоенного периода - перестали быть приоритетными. К тому же, в этот же период заканчивается кампания Московского патриархата по установлению связей с зарубежными православными церквями, в результате которой в 1946–1948 гг. под юрисдикцию Московской патриархии перешли Русские духовные миссии в Болгарии, Югославии, Румынии, Австрии, Чехословакии, Китае. После выполнения религией отведённой ей миссии государство более не считало нужным продолжать в её отношении либеральный курс.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!