Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ)

2017-06-11 1479
Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор методики - Э. Шостром (адаптация на русском языке выполнена Л. Я. Гозманом и Н. Ф. Калиной - Калина, Н. Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. – 1998. –№ 1. – С. 65–75.)

Описание

Цель опросника: выявление общего личностного потенциала, способности человека к саморазвитию, самореализации сильных сторон личности.

данная методика является комплексной и достаточно информативной, хотя трудоёмка по выполнению и обработке. Согласно теории автора данной методики А. Маслоу, у каждого человека имеется определённый потенциал, который необходимо реализовать. Способность к его реализации называется самоактуализацией,её уровень у всех людей различен. Предлагаемая методика определяет уровень стремления к самоактуализации – насколько человек готов прилагать усилия для того, чтобы жить полноценной личной и профессиональной жизнью.

 

Текст опросника

 

Инструкция

Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который даётся по первому побуждению.

 

1. а) Придёт время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.

б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

 

2. а) Я очень увлечён своим профессиональным делом.

б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.

 

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему

обязанным.

б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным

ему.

 

4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.

б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

 

5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли вёл себя в той или иной

ситуации.

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно моё поведение.

 

6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

 

7. а) Способность к творчеству – природное свойство человека.

б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

 

8. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями

литературы и искусства.

б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

 

9. а) Я часто принимаю рискованные решения.

б) Мне трудно принимать рискованные решения.

 

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и

неинтересным.

б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется

глупым и неинтересным.

 

11. а) Я люблю оставлять приятное «на потом».

б) Я не оставляю приятное «на потом».

 

12. а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.

б) Я могу быстро и непринуждённо прервать разговор, интересный только одной стороне.

 

13. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.

б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

 

14. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь.

б) Я себе нравлюсь.

 

15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

 

16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.

 

17. а) Довольно часто мне скучно.

б) Мне никогда не бывает скучно.

 

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных

дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.

б) Я бы предпочёл отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.

 

19. а) Иногда мне трудно быть искренним.

б) Мне всегда удаётся быть искренним.

 

20. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим.

б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

 

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

 

22. а) Я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.

б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне не удаётся добиваться совершенства во всем, что я делаю.

 

23. а) Эгоизм – естественное свойство любого человека.

б) Большинству людей эгоизм не свойственен.

 

24. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его

на неопределённое время.

б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

 

25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

 

26. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие.

б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.

 

27. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым.

б) Думаю, моё настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.

 

28. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

 

29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны.

б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.

 

30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б) Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

 

31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.

б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

 

32. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других.

б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

 

33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу.

б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.

 

34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

 

35. а) Люди редко раздражают меня.

б) Люди часто меня раздражают.

 

36. а) Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы там многое изменил.

б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нём ничего менять.

 

37. а) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям.

б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.

 

38. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

 

39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

 

40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной.

б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.

 

41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами.

б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

 

42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере.

б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессии.

 

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

 

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

 

45. а) Секс без любви не является ценностью.

б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.

 

46. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника.

б) Я не чувствую себя ответственным за это.

 

47. а) Я легко мирюсь со своими слабостями.

б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.

 

48. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому.

б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

 

49. а) Моё чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

б) Моё самоуважение не зависит от моих достижений.

 

50. а) Большинство людей привыкли действовать по линии «наименьшего сопротивления».

б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

 

51. а) Узкая специализация необходима для настоящего учёного.

б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

 

52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества.

б) В жизни очень важно приносить пользу людям.

 

53. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах.

б) Я не люблю споров.

 

54. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами.

б) Подобные вещи меня не интересуют.

 

55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.

б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

 

56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями.

б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.

 

57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства.

б) Главное назначение воли – подхлёстывать усилия и увеличивать энергию человека.

 

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями.

б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

 

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому.

б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

 

60. а) Я думаю, что неверно выражение «век живи – век учись».

б) Выражение «век живи – век учись» я считаю правильным.

 

61. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве.

б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

 

62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен.

б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

 

63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую.

б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.

 

64. а) Одарённому человеку непростительно пренебрегать своим долгом.

б) Талант и способности значат больше, чем долг.

 

65. а) Мне хорошо удаётся манипулировать людьми.

б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

 

66. а) Я стараюсь избегать огорчений.

б) Я делаю то, что считаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.

 

67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться.

б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.

 

68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку.

б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

 

69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли.

б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

 

70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость.

б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

 

71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.

б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

 

72. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.

б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

 

73. а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь.

б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

 

74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

 

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как хотелось бы.

 

76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.

б) Обычно оценить человека очень легко.

 

77. а) Для творчества нужно очень много свободного времени.

б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

 

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте.

б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

 

79. а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко.

б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.

 

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего.

б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

 

81. а) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным.

б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками».

 

82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

 

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой.

б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

 

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях.

б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.

 

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное.

б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

 

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

 

87. а) Я стараюсь не быть «белой вороной».

б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

 

88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни.

б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

 

89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства.

б) Я никогда этого не стыжусь.

 

90. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

 

91. а) Я проявляю своё расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю своё расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

 

92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять недовольство другими.

б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

 

93. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

 

94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

б) Думаю, что в открытом выражении чувств есть элемент несдержанности.

 

95. а) Я уверен в себе.

б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

 

96. а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.

б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.

 

97. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю.

б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

 

98. а) Неразделённая любовь способна сделать жизнь невыносимой.

б) Жизнь без любви хуже, чем неразделённая любовь в жизни.

 

99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.

б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.

 

100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление.

б) Люди видят меня таким, каков я есть на самом деле.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится в соответствии с ключом:

 

1б 18а 35а 52а 69а 86а

2а 19б 36б 53а 70б 87б

3б 20б 37б 54б 71б 88а

4б 21а 38б 55б 72а 89б

5б 22б 39а 56б 73а 90а

6б 23б 40б 57б 74б 91а

7а 24б 41а 58а 75а 92а

8б 25а 42а 59а 76а 93а

9а 26б 43б 60б 77б 94а

10а 27а 44а 61а 78б 95а

11а 28а 45а 62б 79б 96б

12б 29б 46б 63б 80а 97б

13а 30а 47а 64б 81б 98б

14б 31б 48а 65б 82б 99а

15а 32а 49б 66б 83б 100б

16б 33б 50б 67б 84а

17б 34б 51б 68б 85а

 

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

1. Ориентация во времени:

1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а.

2. Ценности:

2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.

3. Взгляд на природу человека:

7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а.

4. Потребность в познании:

8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б.

5. Креативность (стремление к творчеству):

9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.

6. Автономность:

5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.

7. Спонтанность:

5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а.

8. Самопонимание:

4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а.

9. Аутосимпатия:

6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.

10. Контактность:

10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.

11. Гибкость в общении:

3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.

 

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100 %, а число набранных баллов составляет х %.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живёт настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показывают люди, погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, такие как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, лёгкость без усилия, игра, самодостаточность.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть, и ценит это.

 

5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. Автономность предполагает доверие себе, своему мнению и взгляду на жизнь, самостоятельность.

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, лёгкость без усилия.

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойствен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.

9. Аутосимпатия – положительное отношение к себе.Аутосимпатия вовсе не означает самодовольства или некритичного самовосприятия. Это Скорее самоприятие, понимание как своих сильных, так и слабых сторон.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, её способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют о гармоничном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям. Низкие показатели характерны для людей, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.