Вопрос 5. Природа и структура общения. Психологическая характеристика общения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 5. Природа и структура общения. Психологическая характеристика общения.

2017-06-11 523
Вопрос 5. Природа и структура общения. Психологическая характеристика общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение – сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения. Характеристики общения: 1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. 2) Цели общения человека шире, они включают передачу и получение знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д. 3) внешняя сторона общения, которая выражается:а) коммуникативной активностью;б) интенсивностью действий;в) инициативностью;г) мастерством и др.;

4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на:

а) дружеский;б) подавляющий;в) популистский;г) заигрывающий;д) требовательный;е) деловой;ж) позиционный;з) сдержанный и др.;6) средства общения;7) функции общения.

При общении выделяют 3 зоны восприятия пространства: 1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей;2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения;3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

В структуре общения различают: 1) коммуникативную сторону;2) интерактивную сторону;3) перцептивную сторону. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности: 1) субъект общения – коммуникатор;2) объект общения – реципиент;3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.


Вопрос 6. Функции общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека: 1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий; 3) интегративная функция – функция объединения людей; 4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам; 5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности; 6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации; 7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия; 8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

 


Вопрос 7. Общение как социальная перцепция. Понятие и типы социальной перцепции.

Понятие социальная перцепция введено Дж. Брунером Разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, возникающий при взаимоотношениях людей друг с другом. Включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. В социальной перцепции обязательно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. П роцесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и м. б. условно назван перцептивной стороной общения. Перцептивная сторона общения выр-ся в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Социальная перцепция- восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характер-ми, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков.

Процесс социальной перцепции - сложная система формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Структурные элементы социальной перцепции: 1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения; 2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения; 3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в 2-х ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта: а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта; б) возраст; в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии; д) психическое состояние; е) состояние здоровья; ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации; и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта: а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности; б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности. 3) отношения между субъектом и объектом восприятия; 4) ситуация, в которой происходит перцепция.
Социальная перцепция – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.

Формирование первого впечатления – сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

 


Вопрос 8. Эффекты, феномены, механизмы межличностного восприятия.

Эффекты: «Эффект ореола». Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются; Эффект «проецирования» проявляется в том, что др.человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния; Эффект «первичности» и «новизны» предст-ся как способность людей при противоречивой информации о др. чел. предавать большое значение данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый чел.) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый); «Эффект последней информации» проявл-ся в том, что полученная последней негативная информация о чел-ке может перечеркнуть прежние мнения о нем. Первое впечатление формируется в течение 5-15 мин. На него влияют факторы:1. фактор привлекательности -человека,привлекательного по внешним параметрам, люди склонны переоценивать по психологическим и социальным параметра;. 2.фактор превосходства -человек,который превосходит нас по значимому параметру,переоценивается по всем остальным; 3.фактор отношения к наблюдателю- чем лучше люди относятся к нам, тем лучше мы к ним или разделяют наше мнение в отношении каких-либо событий.



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.