Задачи психологической помощи военнослужащим — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Задачи психологической помощи военнослужащим

2017-06-11 351
Задачи психологической помощи военнослужащим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ – вопросы, требующие разрешения в обла-


сти непосредственного преодоления психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих.

Основными З. п. п. являются: снятие у военнослужащих психической на- пряженности и усталости; повышение их социально-психологической ком- петентности; содействие в актуализации внутренних побуждений к активным действиям; быстрое возвращение в строй военнослужащих, не нуждающих- ся по характеру психической травмы в эвакуации; эвакуация военнослужа- щих с тяжелыми психическими травмами для оказания им специализиро- ванной помощи и реабилитации; восстановление боеспособности и устой- чивости деморализованных воинских подразделений.

 

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ – комплекс про-

блем, требующих разрешения в области обеспечения быстрой адаптации военнослужащих к условиям боевой деятельности, формирования психо- логической устойчивости к психотравмирующим факторам, предупрежде- ния неадекватного поведения.

Основными З. п. п. являются: разъяснение командирам психологических особенностей военнослужащих, этапов социальной адаптации, типичных критических ситуаций и трудностей; обучение командиров способам эф- фективного управления поведением воинов и коллектива; повышение психологической грамотности военнослужащих, обучение их приемам са- морегуляции и эффективного общения с сослуживцами; предупреждение развития у военнослужащих сенсорной депривации и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – характеристика психологиче- ских проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возмож- ных направлений их решения.

 

ЗАПОМИНАНИЕ – один из процессов памяти, состоящий в закреплении воспринимаемой информации, действий, переживаний, мыслей и связей между ними. 3. – основа накопления, сохранения и последующего ис- пользования знаний.

3. может быть непроизвольным (непреднамеренным), если совершается помимо воли, без специальной цели и усилий, и произвольным (предна- меренным), если ставится цель что-то запомнить.

3. делят на механическое и смысловое (логическое) в зависимости от того, как оно осуществляется. При механическом 3. объекты воспри- нимаются без выделения в них существенного и своеобразного. Оно не связано с обобщением информации, ее глубоким осмысливанием. Применение специальных приемов 3. подменяется простым повторени- ем (зубрежкой).

Логическое 3. происходит в результате глубокого понимания, уяснения смысла изучаемого материала, выделения в нем существенного, установ-


ления причин и следствий соотношения целого и частей, общих положе- ний и конкретных фактов.

Для лучшего 3. воспринимаемого материала необходимо прежде всего понять его значимость и необходимость овладения им, вызвать установку на длительное и точное удержание в памяти. Хорошее 3. невозможно без устойчивого внимания.

3. происходит хуже, если последующая деятельность мало отличается от предыдущей. Важное значение для 3. имеет сравнение новых знаний с уже усвоенными, нахождение сходного и различного в материале, по- становка вопросов и формулирование ответов на них, приведение приме- ров к теоретическим положениям. Исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова показали, что З. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности.

 

ЗАПРОС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – мотивированное определенным об- разом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить кон- кретную форму психологической помощи.

 

ЗАРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – бессознательная, невольная подвер- женность индивида определенным психическим состояниям; передача определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основанная на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, пессимизмом, высо- ким боевым настроем).

 

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – морально-психологическая черта личности, в кото- рой находит проявление недооценка своих способностей и достоинств, из- лишняя скромность. По результатам исследований профессора Стэнфорд- ского университета (США) Филиппа Зимбардо, 3. препятствует инициативному общению с новыми людьми, выражению своего мнения и отстаиванию своих прав, сопровождается негативными переживания- ми, чувством одиночества и тревоги. Социально-психологический тренинг может помочь застенчивым людям стать более решительными и уверен- ными в себе.

 

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний. Так, замещение –

3. м., при котором отрицательная эмоция переносится на не вызвавший ее предмет. Например, агрессивные импульсы адресуются не тому, кто явля- ется их источником, а переносятся на более безопасный объект.

По 3. Фрейду, 3. м. являются: сублимация (см. Сублимация), обособле- ние, рационализация, преодоление, проекция, регрессия, отрицание, ре- активные образования. Частным случаем сублимации является переклю-


чение половой энергии на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и другие действия, вызывающие разрядку напряжения в фор- ме, не противоречащей нормам общественной жизни.

Обособление – 3. м., предполагающий изоляцию одного направления мыслей от другого или одного чувства от другого. Рационализация –3. м., в результате которого человек благодаря когнитивной переоценке находит ложные, но уважительные причины для оправдания своих ошибочных действий, провалов или неприятных ситуаций. 3. м. преодоления – это минимизация отрицательного психического состояния путем устранения вызывающего его воздействия. Отрицание – это попытка не принимать в качестве реальности события, беспокоящие человека. Механизм реак- тивных образований подменяет поведение и чувствование диаметрально противоположным действительному желанию. Проекция – приписыва- ние другому человеку, животному или объекту качеств, чувств, намере- ний, исходящих от самого приписывающего. Регрессия – возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, более про- стому и более свойственному детям. Указанные механизмы защиты – это способы, которыми человек защищает себя от внутренних и внешних на- пряжений. Избавление от психотравмирующих переживаний, согласно 3. Фрейду, предполагает доведение до сознания человека истинных их при- чин. Благодаря этому они ослабевают.

 

ЗДОРОВЬЕ (психическое) – состояние человека, которому свойствен- но душевное благополучие, уравновешенность, соответствие субъектив- ных образов и переживаний значению жизненных событий. А. Маслоу приводит набор качеств, присущих, по его мнению, душевно здоровому человеку: ясное восприятие реальности, открытость новому опыту, це- лостность личности, спонтанность, экспрессивность, автономия, объек- тивность, беспристрастность и др. Показателями и предпосылками ду- шевного здоровья являются: согласованность мыслей, чувств и поступков с окружающей человека социокультурной средой; согласие человека с самим собой, с собственным «Я»; сохранность смысла жизни. Ученые Гарвардского университета (США) экспериментально показали, что для 3. п. важно умение встречать беду, никогда не впадать в озло- бленность, не винить других, не накапливать примеры несправедливо- сти судьбы, не симулировать бодрость, но и не превращаться в нытика, досаждающего всем жалобами на жизнь. Нельзя относиться к неприят- ностям пассивно. Стремление к их преодолению само по себе содержит противоядие от депрессии. Реакция зрелого человека на конфликт, на трудную ситуацию всегда должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому импульсу. 3. психическое – это не только отсутствие нервно-психических болезней. Оно также выражается в уста- новлении и поддержании нормальных человеческих отношений с други-


ми людьми, в живом общении, способности к самоуправлению, упорядо- чению своего внутреннего мира.

 

ЗНАНИЕ – результат познавательной деятельности человека. 3. высту- пает в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксиро- ванных образов явлений и предметов.

3. могут быть эмпирическими, недостаточно обобщенными и теоретиче- скими, отражающими закономерные связи и отношения, существующие в действительности. 3. подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формально усвоенные. Я. А. Пономарев выделяет три типа знаний: 1) созерцательно-объяснительные; 2) эмпирические;

3) действенно-преобразующие. Всегда оправдывает себя правило: 3. осво- бождают от многих ошибок. Именно глубокие, разносторонние и в то же время конкретные 3. необходимы для развития личности, ее жизнестойко- сти, увеличения пользы, которую она приносит обществу. Большая роль в приобретении, закреплении и расширении 3. принадлежит самообразо- ванию, самостоятельной работе.

Овладение системой 3., отвечающих будущей специальности студентов, – необходимая предпосылка достижения успеха в профессиональной дея- тельности. Студенты должны формировать высокую готовность к пра- вильному использованию своих теоретических и практических знаний.

 

ЗНАЧЕНИЕ – принятое индивидами, носителями данной культуры, смыс- ловое содержание того или иного знака.

 

ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ – человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности.

А. В. Петровский выдвинул (1991) гипотезу о существовании трехмер- ной модели 3. д. Согласно этой модели существуют три основных гене- рализированных и достаточно независимых фактора, которые законо- мерно обусловливают значимость одного человека для другого. Первый фактор связан с информативной стороной межличностного взаимодей- ствия. Трансляция индивидом новых для окружающих людей знаний и неизвестных ценностей, безусловно, обеспечивает ему авторитет, об- наруживающийся в признании за ним права принимать ответственные решения.

Второй фактор – это социометрический статус 3. д., обусловленный его способностью вызывать симпатию или антипатию. Феномены, относящи- еся к эмоциональной привлекательности, гораздо в меньшей степени опо- средованы содержанием совместной деятельности.

Третий фактор – институциализированная роль. Поскольку роль опре- деляется местом, которое человек занимает в системе объективных со- циальных отношений, обусловленных официальными требованиями ор-


ганизаций и лиц, в них входящих, то этот фактор является наиболее формализованной парадигмой.

При восприятии 3. д. на уровне обыденного сознания различные основа- ния значимости могут «склеиваться» в один общий фактор. В идеальном случае командир должен выступать З.д. для своих подчиненных по всем трем факторам.

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ (от греч. животное и душа) – отрасль психологии, изучающая особенности поведения, происхождение и развитие психиче- ских процессов у животных. 3. раскрывает роль психики в эволюции жи- вотных, приспособлении к природной среде. Выявляя способы сигнализа- ции, механизмы инстинктов, формирование у животных навыков,

3. сообщает интересные данные, необходимые для животноводства, при- ручения диких животных, их дрессировки, рационального содержания в зоопарках и вивариях. В истории 3. наблюдаются два противоположных направления: механическое, уподобляющее животное машине, автомату, и антропоморфическое, стирающее качественные различия между психи- кой человека и животного. Данные 3. способствуют более полному и глу- бокому пониманию сущности и особенностей человеческой психики. Зна- ния по З. активно используются при привлечении животных (собак, дельфинов, голубей и др.) к выполнению элементов боевых задач.

 

ЗРЕЛОСТЬ – достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нрав- ственных параметров человека. В генезисе сначала наступает биологиче- ское и физиологическое созревание организма (для мальчиков 14–16 лет, для девочек 12–15 лет), затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и наконец – нравственная, мировоззренческая и профессиональная

3. как свидетельство ее возможностей эффективно осуществлять практи- ческую или теоретическую деятельность. Для 3. личности характерны чув- ство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества.

Ранее считалось, что в период З. психическое развитие стабилизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следует его спад, остановка, регресс. Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Е. И. Степанова и др. показали, что в период зрелости психическое развитие не прекраща- ется. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психиче- ских новообразований, таких, как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и эксперимен- тированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий


адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе З. могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии.

Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлант выделяют следующие характерные периоды жизни. Возраст 16–22 года. Это время взросления, когда человек стремится доказать себе и другим, что он уже способен к самостоятельной жизни.

Возраст 23–28 лет. Эта фаза характеризуется утверждением самого себя. Обычно этот период – время заключения браков. В эти годы формируют- ся четкие жизненные цели, многие стремятся иметь старшего друга – на- ставника, обладающего немалым жизненным опытом.

Возраст 29–32 года. Происходит достаточно крутая переоценка ценно- стей, возникают болезненные вопросы, проявляется эмоциональная неу- стойчивость, часты перемены настроений.

Возраст 33–39 лет. Период «бури и натиска». Семейная жизнь теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу. В профессии достига- ются серьезные результаты. Остро переживается зависимость, если тако- вая существует.

Возраст 40–42 года. Очень сложный переходный период. Достигнутые успехи кажутся недостаточными, возникает чувство, что «жизнь проходит зря». Ухудшается здоровье.

Возраст 43–50 лет. Новое равновесие. Стабильность. Возможен творче- ский подъем, деятельность весьма продуктивна. После 50 лет зрелость человека приходит к примирению с самим собой, но вновь возникают во- просы о смысле жизни и ценности того, что сделано. Выражено стремле- ние избегать конфликтов, продуктивность труда может быть высокой. Этапы З. следует учитывать при психологической работе с военнослужа- щими.

 

ЗРЕНИЕ – способность визуально воспринимать окружающую действи- тельность.

 

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ – способность к управле- нию движениями руки в ответ на зрительный стимул. Качество особенно важное для представителей таких воинских специальностей, как снайпер, оператор комплекса ПВО, наводчик орудия и др.

 

И

ИГРА – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Если в труде важнейшим являются конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая


и нервно-психическая энергия человека, то в И. основное – субъектив- ная удовлетворенность от самого процесса. В игре можно отвлечься от ре- альной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. В то же время играющий выполняет реальные действия, связанные с ре- шением конкретных, часто творческих задач. Взрослые участвуют в дело- вых играх, шлифуя определенные умения, навыки и качества. Много спортивных состязаний происходит в виде групповых игр (футбол, волей- бол и т. п.). Для специалистов групповые игры могут быть одновременно профессиональной деятельностью, а могут выступать как любительство. И. актера направляется на поведенческое воплощение и передачу психи- ческих состояний и индивидуальных особенностей персонажей пьесы, ки- нофильма и т. д. как реальных личностей. И. используется для боевой и психологической подготовки военнослужащих к выполнению различных задач.

 

ИГРОТЕХНИКА – техника профессионального совершенствования лю- дей в игровой форме.

Это процесс решения и постановки задач и проблем игротехником, ре- ализация синтетической функции режиссуры и сценарирования игры и организация ее практического проведения. Игротехник как человек, реализующий игротехническую функцию, является особым типом управленца. Специфика решения управленческих задач и проблем предопределяется моделированием и его игровой формой. Поэтому особое внимание игротехник уделяет рефлексивному анализу как дей- ствий игроков, так и своих действий, а также всего хода игрового про- цесса. Методология как источник строго определенных систем понятий и категорий, употребляемых в качестве средств организации деятель- ности, в деятельности самого игротехника приобретает все большую значимость как использование критериальной базы вместе с развити- ем рефлексивной практики и рефлексивной культуры, именно она по- зволяет резко повысить определенность и глубину анализа игродей- ствий участников и придать целенаправленность своим корректирую- щим действиям. Наряду с интегральной (методологической) критери- альной базой игротехник использует дифференциальные (предметные) системы средств, присущие отдельным наукам. В деятельности игро- техника выстраиваются особо значимые акценты, среди которых сле- дует отметить акценты на мышление игроков, их личностные качества, на специфику групповой динамики. Это приводит к разделению техно- логических форм И. на мыслетехнику, психотехнику и группотехнику. Объединение этих базовых техник в единое целое представляет слож- нейшую проблему, а развитие игротехнических способностей пред- ставляет собой совершенствование высших форм управленческих спо- собностей.


ИДЕАЛ (от греч. представление) – форма мотивации, выражающая на- правление личных устремлений человека. И. может быть личность коман- дира, литературный герой, нравственное качество, норма поведения. Иде- алом часто выступают у воинов мужество, выносливость, принципиаль- ность, человечность, честность и т. д. И. не всегда ясно осознается. Командиру важно знать и учитывать И. подчиненных, т. е. то, кем и каки- ми они хотят стать, чему следовать в жизни. И. выступают в качестве по- будителя и цели, а также примера для подражания. Поэтому они имеют важное значение в поведении и деятельности военнослужащих. В зависи- мости от того, на кого хочет быть похожим воин, кому он хочет подражать и к чему стремится в своей жизни, формируется его личность. У воинов важно развивать общественно ценные, профессиональные И.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. отождествление) – опознание, отождест- вление чего-либо с чем-либо, сличение одного объекта с другими. В пси- хологии И. – процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмо- ционального и иного самоотождествления человека с другим человеком или группой. И. может быть полной или частичной. В обоих случаях она является психологической предпосылкой успешного взаимодействия и взаимопонимания. И. себя с выдающейся личностью положительно сказывается на развитии многих качеств. Может выразиться в готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека так, как если бы этим другим являлся сам. В этих случаях И. выступает как в форме действенного сострадания неудачам другого человека, так и в форме активного сопереживания его успеху. Она позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ – понимается как процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего. И. представляет собой процесс со все- ми присущими ему свойствами (скорость, темп, динамичность, направ- ленность и т. п.). Единица, с помощью которой можно было бы описать этот процесс, должна обладать такими же свойствами. В роли такой еди- ницы, способной отражать процесс И, выступает понятие «пережива- ние». Л. С. Выготский рассматривал переживание как динамическую еди- ницу сознания, в которой «…основные свойства сознания даны как тако- вые», как «… внутреннее отношение ребенка как человека к тому или ино- му моменту действительности». Идея И. в таком понимании плодотворно разрабатывалась в трудах Э. Фромма и Э. Эриксона. Процесс И. челове- ка самого себя с собой у Э. Фромма получил название самоидентифика- ции, определяемой как чувство, которое «… возникает в результате того, что человек сам – источник своих сил». У Э. Эриксона идентичность вы- ступает как чувство непрерывности своего бытия.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.