Адаптация социально-психологическая офицеров, — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптация социально-психологическая офицеров,

2017-06-11 339
Адаптация социально-психологическая офицеров, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УВОЛЬНЯЕМЫХ В ЗАПАС – составная часть процесса социализации личности офицера, представляющая процесс и результат ее вхождения в новую социально-психологическую среду, активную деятельность по за- нятию нового социального статуса в гражданском обществе, развитие со- циально значимых черт.

 

АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ – комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность методики (теста) новым условиям ее применения.

 

АД ДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от англ. склонность, пагубная при- вычка; лат. – рабски преданный) – особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности по- средством специального изменения своего психического состояния. Си- ноним аддикция. Выделяются основные виды аддикций: 1) злоупотребле-


ние одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;

2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных; 3) сексуальное А. п.;

4) переедание и голодание; 5) «работоголизм» («трудоголизм»); 6) дли- тельное прослушивание музыки, главным образом основанной на ритмах. При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмо- циональных отношений. Чаще А. п. определяется социальным простран- ством, чем чертами характера, темперамента и т. д. В узком смысле А. п. ограничивается только первым видом аддикции.

В 60-е гг. XX в. эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ввели термин «лекарственная зависимость» для обозначения привыка- ния к наркотикам и алкоголю. Таким образом, первоначально термин ад- дикция применялся только для описания поведения, основанного на упо- треблении психоактивных веществ на этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость; позже как аддикции стали рассматривать пове- дение, связанное с изменением психического состояния в процессе осу- ществления какой-либо деятельности (азартные игры, коллекционирова- ние, работоголизм и т. п.).

На рубеже XXI в. на стыке психологии, медицины, психиатрии, социоло- гии образовалась новая наука аддиктология или наука об аддикциях.

А. п. формируется постепенно. Специалисты выделяют пять этапов фор- мирования А. п. с учетом стилевых особенностей саморегуляции произ- вольной активности личности.

А. п. является одним из первых и тяжело поддающихся лечению психиче- ских нарушений, с которыми сталкивается современное общество. В то же время алкоголь и никотин взрослые, а зачастую и дети, приобретают сво- бодно в системе торговли. Прием ряда других веществ официально раз- решен под наблюдением врача, а такие как, например, героин, остаются вне закона.

 

АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие (эквивалентность, соразмерность, изо- морфизм, гомоморфизм, подобие) образа оригиналу, представлений – реальной сущности, метода познания – объекту познания, поведения – требованиям ситуации и т. п.

 

АЖИТАЦИЯ – (от фр. сильное волнение, возбужденное состояние) – аффективная реакция человека на опасность, аварийную ситуацию и дру- гие психогенные факторы.

А. проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целена- правленности в действиях, повышения суетливости, возникновения ощу- щения пустоты и отсутствия мыслей, вегетативных изменений (побледне- ние, усиление потливости, дрожание конечностей и др.). А. оценивается как состояние в границах психологической нормы.


В боевой обстановке проявляется как растерянность. Нормализация пси- хического состояния, военнослужащего осуществляется средствами пси- хологической помощи и саморегуляции.

 

АКМЕ (от греч. расцвет, вершина) – соматическое, физиологиче- ское, психологическое и социальное состояние личности, характеризу- ющееся зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких пока- зателей в деятельности, творчестве. Это состояние связано с возрастом человека и приходится приблизительно на период от 30 до 50 лет. У не- которых лиц, особенно представителей творческих профессий, может продолжаться дольше. В области математики наивысшие достижения могут быть и до 30 лет, в художественной литературе – после 50 лет и т. д. После состояния А. в организме человека наступают инволюци- онные процессы, что проявляется в ослаблении отдельных физиологи- ческих и психологических функций, в снижении работоспособности и др.

Вершина зрелости человека (акме) – многомерное состояние, охватыва- ющее значительный по временной протяженности этап его жизни и всег- да показывающее, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности. Вместе с тем А. никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. В античных биографиях слово «акме» означало высшую точку, лучшую пору в жизни и творчестве. И современ- ную акмеологию – науку о «периоде расцвета» – интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают его и как долго утверждаются на этом уровне.

Характеристика А.:

– уровень, которого достигает человек: по состоянию своего здоровья (как индивид), ограничивающий его работоспособность, выносливость, долголетие; по социальной значимости и человеческой ценности своих по- ступков и взаимоотношений с людьми (как личность); в своих деяниях как труженик – творец;

– широта (всесторонность) А.;

– время достижения А.;

– продолжительность А.

Главной проблемой А. является не отрезок жизненного времени, а состоя- ние духа самого творца, которое может превратить любой период в «пе- риод расцвета».

 

АКМЕОЛОГИЯ – наука, возникшая на стыке естественных, обществен- ных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономер- ности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особен- но при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.


В 1928 г. Н. А. Рыбниковым был введен в научный оборот термин А. для обозначения науки о развитии зрелых людей.

Основатель А. Б. Г. Ананьев сформировал основную идею данной науки: изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая про- блему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения зако- номерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс раз- вития взрослого человека. Его учениками – А. А. Бодалевым, А. А. Деркачем, Н. В. Кузьминой и др. – была основана А. как новая ком- плексная область знания о человеке и его совершенствовании. Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования лич- ности как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), обще- нии, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.

Важной задачей, решаемой А., является выяснение характеристик, кото- рые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковые годы и в юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости. Имеются разработки, доказывающие эффективность психологических и физиологических упражнений, приемов аутогенной тренировки, раз- личных игр, умственных нагрузок и тренировок, музыки в сохранности личности и повышении ее творческого потенциала и после 50 лет.

 

АКРОФОБИЯ – (от греч. akros – самый высокий и phobos – страх) – страх высоты, боязнь находиться на высоте. А. делает практически невоз- можной участие военнослужащего в боевой деятельности в горной мест- ности, в высотных зданиях населенных пунктов и т. п.

 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. ценность, учение) – учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях лич- ности, группы, коллектива, общества. Сама по себе природа вне жизне- деятельности человека не обладает никакими ценностями, в ней нет ни до- бра, ни зла. В каждом обществе формируется ценностно-нормативная система. Измерение и оценка тех или иных ценностей меняются в процес- се исторического развития. А. утверждает самоценность личности, мира, справедливости. Разделяемые человеком ценности выступают в качестве субъективных ценностных ориентаций, непротиворечивость которых яв- ляется показателем цельности его личности.

 

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – инициативное воздействие на окружаю- щую среду, на других людей и себя. А. л. зависит от мотивов ее поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента. А. л. может иметь разную направленность: быть социально полезной, прогрес-


сивной или вредной, наносящей моральный и материальный ущерб дру- гим людям. Ценными формами активности личности являются: защита гуманистических принципов, борьба с проявлением зла, самовоспитание у себя общечеловеческих качеств.

 

АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА – процесс повышения социальной активности и степени реализации в воинской деятельности духовных и физических возможностей и способностей военнослужащих путем создания необходимых социальных, материальных и организацион- ных условий.

Под А. ч. ф. понимают также повышение эффективности или результа- тивности деятельности военнослужащих, стимулирование ратного труда материальными и моральными средствами, удовлетворение социально значимых интересов и потребностей личного состава.

 

АКТИВНОСТЬ СВЕРХНОРМАТИВНАЯ – стремление человека (груп- пы) добиваться высоких показателей сверх необходимого задания (требо- ваний ситуации). Является одним из психологических механизмов герои- ческих поступков военнослужащих.

 

АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТНАЯ – активность, которую человек развивает как автор своих усилий (А. К. Осницкий). Одним из критериев оценки А. с. считается соответствие активности, развиваемой человеком в дан- ный момент, и тем видом активности (чаще деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни.

Виды А. с. как способа связи субъекта с действительностью и внутренней самоорганизацией: деятельность, общение (Б. Ф. Ломов), познание, со- зерцание (С. Л. Рубинштейн), преобразование обстоятельств жизни (Б. Г. Ананьев), саморегуляция психических состояний.

В функционально-динамическом плане А. с. проявляется в процессах са- модетерминации, самоопределения, самоорганизации и структурирования субъектом своей деятельности (К. А. Абульханова), саморегулировании собственных усилий (А. К. Осницкий); предвосхищении вероятного и по- требного будущего (А. Г. Асмолов).

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. действительный, теперешний) – переход определенного свойства человека, наклонности, профессиональной при- годности из возможного, потенциального в деятельное состояние. В про- цессе актуализации стимулами и мотивами выступают предрасположен- ность, толчок, причина для действия, поступка, которые уже потенциально вызрели. В общей психологии раскрыта А. внимания, восприятия, памя- ти, установок, потребностей и др., в социальной психологии – А. обще- ственного мнения, настроения, взаимоотношений. Американский психо-


лог А. Маслоу среди потребностей человека (физических, самосохранения, любви, уважения и т. д.) особо выделял как вершинную – потребность в самоактуализации: делать то и быть тем, для чего ты более всего подхо- дишь, максимально реализовывать свои потенциальные возможности (см. Самоактуализация).

 

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – чрезмерная выраженность его отдель- ных черт. А. х. можно отнести к крайней психической норме. При небла- гоприятных обстоятельствах они могут привести к патологическим на- рушениям и изменениям поведения личности. Принципы акцентуации предложены К. Леонгардом и А. Е. Личко. Классифицировать типы А. х. значительно сложно. Выделяют следующие типы акцентуации: интро- вертированный, которому присуща склонность к самоанализу, замкну- тость, затрудненность в общении; экстравертированный – ему свой- ственна обращенность на окружающий мир, общительность, гибкость поведения; неуправляемый тип – ему присущи импульсивность, кон- фликтность, нетерпимость к возражению; неврастеническая А. х. про- является в плохом самочувствии, раздражительности. Для сензитивного типа свойственна пугливость, застенчивость. Демонстративному типу А. х. присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, склонность к позерству, стремление выделяться среди других. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые А. х. Оформляясь к подростковому возрасту, А. х. с взрослением сглажи- ваются, проявляются не при любых (как при психопатии), а лишь при сложных психологических ситуациях, создающих нагрузку на «сла- бое звено».

 

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ (от лат. acceptor – принимаю- щий) – психофизиологический механизм прогнозирования и оценки ре- зультатов деятельности, действия путем извлечения из памяти модели предполагаемого результата в процессе принятия решения. Термин вве- ден отечественным ученым-физиологом П. К. Анохиным в процессе раз- работки теории функциональных систем.

Для эффективных действий на поле боя у военнослужащего должна быть сформирована модель процесса и результата выполнения боевой задачи.

 

АЛГОРИТМ – точное предписание о выполнении в определенном поряд- ке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа (например, алгоритм принятия боевого решения командиром; алго- ритм экспресс-помощи психотравмированному военнослужащему).

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМУЛИРОВОК ТЕХНИКА – специфическая

подсказка консультантом (психологом, психотерапевтом, командиром)


вариантов переживаний, которые могли бы возникнуть в обсуждаемой ситуации, с тем, чтобы стимулировать деятельность собеседника, дать ему пример для описания своих эмоций.

 

АЛЬТРУИЗМ (от лат. другой) – черта личности и нравственная норма, бескорыстное и уважительное отношение к другим людям, готовность сопереживать, действовать в их интересах, поступившись своими. Став ценностной ориентацией личности, А. определяет ее жизненную пози- цию как гуманистическую. Субъективно А. проявляется в чувстве сим- патии, ориентированности на оказание помощи другому человеку. А. противоположен эгоизму, несовместимому с бескорыстной заботой о благе других людей, с готовностью жертвовать для них личными инте- ресами.

 

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – одновременное существование у одного и того же индивида двух, на первый взгляд, «противоположных» чувств. Например, одновременное уважение и ненависть к успешному сослужив- цу. Оба чувства могут быть либо сознательными, либо подсознательными или одно из них сознательное, а другое – подсознательное.

 

АМБИЦИЯ (от лат. обостренное самолюбие) – самовлюбленность, надменность, самоуверенность, завышенная самооценка своего «Я». Ам- бициозное поведение свидетельствует о деформированном самосознании, недооценке других людей. А. мешает человеку войти в коллектив, устано- вить товарищеские взаимоотношения, занять авторитетное положение. Избавиться от амбиции, объективно осознать свои достоинства и недо- статки помогает анализ результатов своей деятельности, сравнение их с результатами такой же деятельности других людей, восприятие при- мера скромности и уважительного поведения других.

 

АМНЕЗИЯ (от греч. а – отрицательная частица и mneme -память) – па- тологическое состояние психики, связанное с провалами в памяти, вы- званными различными локальными поражениями мозга. Известны два вида А.: ретроградная (утрата воспоминаний о фактах и явлениях, имев- ших место до травмирующего события) и антероградная (неспособность запоминать новую информацию).

 

АНАЛИЗ (от греч. разложение, расчленение) – умственное или реаль- ное расчленение предмета на составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством синтеза объединить в единое це- лое, обогащенное новыми знаниями. При этом учитывается соотношение качеств, черт целого и части. Часть может войти в состав целого, обладая некоторыми общими с ним свойствами (например, клетка организма, дей-


ствие как часть деятельности). А. не сводится только к мыслительной или логической операции, он помогает вырабатывать суждения и понятия о существенных свойствах предметов или явлений. Термин А. стал упо- требляться в науке как синоним исследования вообще.

 

АМОРАЛИЗМ – отрицание морали, отказ от нравственных принципов. Формы проявления А. различны: откровенное бесстыдство, человеконе- навистничество, оправдание любых средств для достижения цели, изувер- ство, демагогия и т. п. По Аристотелю, основные общественные корни А. произрастают из области политических отношений.

Извращенные формы государства (тирания, олигархия и т. п.) порождают различные пороки: корыстолюбие, малодушие, подлость, распущенность, наглость, взаимную враждебность.

А. может проявляться в ходе боевых действий в различных формах деви- антного поведения военнослужащих (мародерство, симуляция и т.д.), ре- ализуемых по принципу «Война все спишет».

 

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – метод психодиагностики, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях военнослужащего, во- инского коллектива.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ответвление психоанализа (см. Психоанализ). Основатель А. п. швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875-1961). Основа его теории – учение о коллектив- ном бессознательном (см. Архетипы), в котором запечатлен передаю- щийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих по- колений.

Юнг писал, что архетипические высказывания основаны на инстинктив- ных представлениях и им нечего делать с разумом, они разумно не обо- снованы и не могут быть опровергнуты разумными аргументами. Особое место в А. п. занимает индивидуация – процесс поиска человеком ду- шевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное отражение внутри себя открытых по- таенных, бессознательных структур, требующих, особенно в кризисные моменты жизни, осознания и включения в душевную целостность. Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, наполненную энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа наполнена противоположностями (сознательное и бессознатель- ное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.). Проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде все- го социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скры-


той, непринятой. В процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Главным ориентиром является архетип «самости», сво- его рода образ Бога в себе. Эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно, потому что, по Юнгу, душа бессмертна.

 

АНАЛОГИЯ (от греч. соответствие) – сходство между предметами, явлениями. Как форма мышления – это индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним признакам де- лается вывод об их сходстве и по другим признакам. А. не дает достовер- ного знания, но играет важную роль при выдвижении гипотез как сред- ство уяснения проблемы и направления ее решения. Например, А. между живыми организмами и техническими устройствами способствует реше- нию инженерных задач.

Для повышения вероятности выводов по А. необходимо расширить круг совпадающих существенных признаков сопоставляемых объектов, учесть различия между ними. В обучении А. привлекается для того, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более до- ступной форме, конкретизировать отвлеченные идеи. По А. можно рас- суждать о том, что недоступно прямому наблюдению. Задания на установ- ление А. применяются в психодиагностике. Надуманные А. используются во всякого рода прорицаниях и гаданиях.

На использовании механизма А. основываются некоторые приемы маски- ровки и введения противника в заблуждение.

 

 

АНАМНЕЗ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ – совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается.

 

АНАМНЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (от греч. воспоминание) – совокуп- ность сведений о человеке, полученных различными методами в целях ор- ганизации с ним эффективной работы. Понятие А. п. поначалу применя- лось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психоло- гической науки уже тогда выделяли «объективный» и «субъективный» анамнез, т. е. получение сведений от окружающих больного людей и от са- мого больного. В настоящее время понятие А. п. вышло за рамки меди- цинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с болезнью и употребляется как синоним понятия «история индивидуального разви- тия человека». Заимствование термина «анамнез» из медицины не озна- чает прямого переноса в психологию ее методов. А. п. успешно может быть использован при различных подходах в изучении человека. Так, лич- ностный подход проявляется в том, что: во-первых, любое психическое


явление рассматривается в связи с другими явлениями, и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность; во-вторых, личность человека рассматривается как одна из детерминант его поведения; в-третьих, понимание личности в целом и отдельных про- явлений человека возможно с учетом истории ее развития. Используются различные формы сбора анамнестических данных в психологии: 1) объек- тивный анамнез осуществляется в форме бесед с лицами, хорошо знаю- щими личность военнослужащего; 2) субъективный анамнез, т. е. беседа с самим военнослужащим; 3) изучение дополнительной информации: до- кументации, медицинской карты, характеристик, дневников, результатов деятельности. Основная задача психолога – установить факторы, опреде- лившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обсто- ятельства жизни военнослужащего и степень их влияния на изменение психики.

 

АНКЕТА (от фр. список вопросов) – опросный лист, самостоятельно за- полняемый опрашиваемым по указанным правилам. А. представляет со- бой набор вопросов, ответы на которые могут способствовать решению исследовательской задачи. А. должна обеспечить получение сведений, правдивых по отношению к опрашиваемому и значимых по отношению к проблеме. В структуру разработки анкеты входит определение ее содер- жания. Далее идет выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть от- крытыми, позволяющими опрашиваемому свободно, по своему усмотре- нию строить ответ, и закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет». С помощью анкетного опроса выясняются биографические данные, мнения, ценностные ориентации и личностные качества обследу- емых. Наиболее типичными ошибками при составлении анкеты являются: скрытая заданность ответа, сверхдетализированность и двусмысленность вопросов. Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности (см. Валидность). Последний этап в составле- нии анкет связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

 

АНОКСИЯ – кислородное голодание. Может наблюдаться при подъеме военнослужащих на большую высоту в горах, при нарушениях в подаче и системах очистки воздуха в боевой технике и сооружениях.

Так, при быстром подъеме военнослужащих на высоту более 3 500 м у них наблюдаются быстрое утомление, снижение внимания, памяти, мышле- ния, нарушение координации действий и т. д. В результате существенно ухудшается точность и кучность стрельбы.

 

АНОРМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это психология психических рас- стройств, что в отечественной науке обозначается термином «патопсихо- логия».


У нас сосуществуют два близких термина: «медицинская психология», пришедший в первые десятилетия XX в. из немецкой и французской медицины, и «клиническая психология», введенный в США в конце XIX в., и в дальнейшем используемые нашей наукой. Новый для нас термин А. п. тоже кажется правомерным и укладывается с ними в одну семантическую ячейку. Однако можно отметить и иерархию этих тер- минов: медицинская психология – наиболее широкая область, вклю- чающая в себя, в частности, психологию медицинских работников и их разнообразные социальные отношения; клиническая психология описывает область деятельности клинических психологов как в рамках психиатрии, так и вне ее. Следует также подчеркнуть, что между «нор- мальной» и «анормальной» психологией должно быть выделено некое переходное звено, изучающее трансформации гипотетических «прото- типов расстройств» как обязательных компонентов нормальной психи- ки в их клинические эквиваленты (нарушения, симптомы, расстрой- ства, синдромы).

В настоящее время А. п. становится самостоятельной психологической дисциплиной. Возможно, что в недалеком будущем она окажется способ- ной решать не только диагностические и лечебные, но и профилактиче- ские проблемы.

 

АНТИДЕПРЕССАНТЫ – группа психотропных препаратов, используе- мых при депрессиях в целях повышения настроения человека. Могут при- меняться в боевой обстановке для борьбы с дистрессами и депрессивными состояниями.

 

АНОМИЯ – особое нpавственно-психологическое состояние индивиду- ального и общественного сознания, котоpое хаpактеpизуется pазложением системы моpальных ценностей и вакуумом идеалов.

 

АНТИПАТИЯ (от греч. чувство неприязни) – неприязнь, нерасположе- ние, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: от- дельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т. п. А. может быть осознанной и неосознанной. Неприязнь по отношению к кому-либо мо- жет возникать как на основе принципиальных, например мировоззренче- ских расхождений, так и при восприятии внешнего вида, манеры поведе- ния, привычек других людей. Усвоенная градация ценностей жизни, понимание объективной значимости деятельности и личности восприни- маемого человека может предотвратить возникновение к нему антипатии. А. в противоположность симпатии затрудняет процесс взаимопонимания и сплочения, мешает внутриколлективному взаимодействию. А. или сим- патии учителя не должны влиять на его деятельность, требовательность, объективное отношение к ученикам и на оценку их успеваемости.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.