А.И. Кириленко, Е.В. Трубникова — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

А.И. Кириленко, Е.В. Трубникова

2017-06-11 381
А.И. Кириленко, Е.В. Трубникова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О.В. Васильева, В.Н. Рыжаева,

 

 

Б И О Л О Г И Я

 

 

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов медицинских вузов

по специальностям:

040100 – лечебное дело

040200 – педиатрия

040300 – медико–профилактическое дело

040400 – стоматология

 

Курск – 2013


 

УДК 57:61(072) Печатается по решению
ББК 28+5я7 редакционно-издательского
  совета ГОУ ВПО КГМУ
  Росздрава

 

Биология: Учебно–методическое пособие для студентов медицинских вузов / Под общей редакцией д.м.н., профессора В.П. Иванова). – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – 392 с.

 

Учебно-методическое пособие по биологии составлено в соответствии с требованиями учебной программы по биологии для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2001) коллективом профессорско–преподавательского состава кафедры биологии, медицинской генетики и экологии Курского государственного медицинского университета: заведующим кафедрой, д.м.н., академиком РАЕН, профессором В.П. Ивановым, д. б.н., профессором М.А. Солодиловой, к.м.н., доцентом Л.А. Гребеником, к.м.н. доцентом А .И. Кириленко, к.б.н., доцентом Е.В. Трубниковой, к.б.н.,ст. преподавателем. О.В. Васильевой, к.б.н., ст. преподавателем В.Н. Рыжаевой,

Объем пособия 391 машинописных страниц.

Пособие включает в себя 5 разделов:

1. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к лабо-раторным занятиям.

2. Методические указания по решению генетических задач.

3. Тесты по биологии.

4. Экзаменационные вопросы.

5. Программу по биологии.

В методических указаниях для студентов определены темы лабораторных занятий, их цели и задачи, даны планы изучения тем и контрольные вопросы, литературные источники и содержание лабораторных занятий. Авторы пособия сочли целесообразным включить в содержание работ цветные фотографии микропрепаратов учебных коллекций кафедры, необходимых для закрепления теоретического материала, овладения практическими навыками микроскопии.

Методические указания по решению генетических задач позволяют студентам самостоятельно овладевать методологией генетического анализа при различных типах наследования признаков у животных и человека, закреплять на практике, посредством решения ситуационных задач, теоретические знания. Образцы решения генетических задач приведены по Гофману–Кадошникову П.Б. «Задачник по общей и медицинской генетике». - Москва, 1969.

Тесты по дисциплине составлены в соответствии с учебной программой и предназначены для контроля самоподготовки студентов к практическим занятиям, коллоквиумам, экзамену по предмету. Они разделены на разделы, соответственно программе, и насчитывают 450 заданий различных типов и уровней сложности.

Экзаменационные вопросы в количестве 160 разделены на 4 группы и позволяют достаточно полно оценивать уровень практической и теоретической подготовки студентов.

Все права защищены. Ни одна из частей методических рекомендаций не может быть воспроизведена или использована в любой форме и любом виде без разрешения авторского коллектива и издателя.

За информацией следует обращаться на кафедру биологии, медицинской генетики и экологии (г. Курск, 305041, К. Маркса, 3, медицинский университет).

 

ISBN 978-5-7487-1279-8 ББК 28+5я7
   
ã Коллектив авторов, 2013  
ã ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2013  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К

ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

 


ТЕМА: УСТРОЙСТВО СВЕТОВЫХ МИКРОСКОПОВ

И ТЕХНИКА МИКРОСКОПИИ.

Создание Робертом Гуком микроскопа и применение его в 1665 году для изучения биологических объектов послужило началом качественно нового этапа в развитии учения о жизни.

Широкое использование оптических систем в биологических исследованиях обеспечило бурный прогресс в изучении тканевого, клеточного и субклеточного уровней организации живого, открыло широкие возможности для исследования микромира.

Стремление ученых продвинуть изучение структуры живого за пределы разрешающих возможностей светового микроскопа привело к рождению электронной микроскопии.

В наши дни микроскопия как метод изучения живых организмов, является неотъемлемым элементом медицинских и биологических исследований.

Значение современных оптических систем, владение в совершенстве техникой микроскопии является неотъемлемым требованием в практической подготовке будущего врача.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить устройство современных световых микроскопов.

2. Овладеть практическими навыками работы с ними.

3. Овладеть практическими навыками изготовления препаратов.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать законы оптики и ход лучей в микроскопе.

III. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучение устройства микроскопов МБР-I, "Биолам", МБС-9.

2. Освоение правил работы с микроскопом.

3. Изучение методики изготовления временных микропрепаратов.

4. Освоение микроскопии препаратов при малом и большом увеличении.

5. Измерение микроскопических объектов.

6. Освоение правил оформления лабораторной работы.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). – М.: Медицина, 1988. - С. 4–11.

2. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

 

УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА

Микроскоп состоит из трех основных частей: механической, оптической и осветительной. К механической части относятся: штатив с основанием, предметный столик, тубус, тубусодержатель, револьвер, макрометрический и микрометрический винты (рис. 1).

Штатив состоит из массивного основания прямоугольной формы, которое имеет снизу четыре опорные площадки, обеспечивающие устойчивое положение микроскопа на рабочей поверхности стола. От основания вверх идет колонка штатива, к которой крепится кронштейн конденсора и предметный столик с отверстием в центре, тубусодержатель. На столик помещают изучаемые объекты, поэтому называют его предметным. Для фиксации препарата на столике имеются зажимы или клеммы. Через отверстие в столике приходит пучок света, т.к. объекты в данном типе световых микроскопов изучаются в проходящем свете.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 1. Микроскоп студенческий – БИОЛАМ – Р11.

1 – основание штатива; 2 – колонка штатива; 3 – макровинт (кремальера); 4 – микровинт; 5 - предметный столик; 6 – тубусодержатель; 7 - тубус;
8 – револьвер; 9 - объектив; 10 – окуляр; 11 – конденсор; 12 – диафрагма; 13 - зеркало; 14 – винт конденсора.

На боковых сторонах тубусодержателя находятся два макро-метрических винта (кремальеры), служащие для фокусировки микроскопа при малом увеличении.

Микрометрический винт вмонтирован в основание штатива и служит для тонкой фокусировки при большом увеличении. Вращать микрометрический винт можно только на пол-оборота в обе стороны.

Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы. Зеркало укреплено на штативе с помощью подвижной вилки ниже предметного столика. Оно имеет две поверхности: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее концентрирует световые лучи и используется при более слабом освещении. Зеркало можно вращать в любом направлении, что дает возможность использовать источники света, расположенные в различных направлениях от микроскопа, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Конденсор находится под предметным столиком. Он состоит из двух линз, заключенных в цилиндрическую гильзу. Пучок света, направляемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), изменяют интенсивность освещения объекта, его контрастность. Перемещения конденсора производят винтом, расположенным с правой стороны микроскопа, на кронштейне конденсора. Конденсор микроскопа снабжен ирисовой диафрагмой, которая открывается и закрывается с помощью рукоятки (рычажка) и дополнительной откидной линзой, применяющейся при работе с объективами малого увеличения. Диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично перекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается отверстие для прохождения светового пучка. Увеличивая или уменьшая отверстие, регулируют освещенность.

Оптическая система микроскопа представлена окулярами и объективами. Окуляр находится в верхней части тубуса и обращен к глазу исследователя. Он представляет собой систему линз, заключенных в цилиндрическую гильзу. На верхней поверхности окуляра находятся цифры, указывающие на кратности его увеличения (х7; х10; х15; х20).

На противоположной стороне тубуса находится вращающаяся пластина - револьвер, с гнездами для объективов. Объектив (как и окуляр) представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу. Объективы имеют различную кратность увеличения, которая обозначается цифрой на его оправе. Модели студенческих микроскопов С-11, Р-11 комплектуются объективами: малого увеличения (х8), большого увеличения (х40) и иммерсионными (х6О, х90). Объективы ввинчиваются в гнезда револьвера и заменяются при работе вращением револьвера. Общее увеличение микроскопа равно произведению кратности увеличения объектива на кратность увеличения окуляра.

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.