Сопоставление двух совокупностей предметов. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сопоставление двух совокупностей предметов.

2017-06-09 1586
Сопоставление двух совокупностей предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоначально на основе сопоставления двух групп предметов детей знакомят с количественными отношениями: равенство—не­равенство.

Малышей учат с каж­дым предметом одной группы соотносить только один предмет другой груп­пы и таким путем выяс­нять, в какой из сравни­ваемых групп предметов больше, в какой меньше или их поровну в обеих группах.

Сопоставление двух со­вокупностей предметов помогает детям осознать смысл выражений «столь­ко же, сколько», «поров­ну», «больше», «меньше». Сначала их обучают самому простому приему практического сопостав­ления — наложению предметов на рисунки карточки-образца. Это по­могает научить малышей выделять каждый элемент множества и видеть его границы.

Для упражнений используются карточки, на которых рисунки предметов (листочков, грибочков и т. п.) расположены в ряд с равными интервалами. Важно накапливать у детей опыт восприятия разных по численности множеств, поэтому на карточ­ках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На этих занятиях каждый ребенок работает с двумя карточками, поочередно накладывая па каждую из них 1—2 вида игрушек. Игрушки дают малышу в индивидуальной коробочке (или на тарелочке). Количество игрушек должно быть большим, чем потребуется ребенку. Например, если на карточке изображено 4 грибочка, то в коробочку их кладут не менее 6—7 шт.

Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано.

 

 

 

 

В первой части занятия педагог демонстрирует способы дей­ствия на наборном полотне. Показ сопровождается четкими пояснениями. Малышам трудно сразу воспринять смысл и все детали сложного действия. Поэтому показ расчленяют на две части. Сначала воспитатель показывает и разъясняет, что зна­чит взять «столько, сколько», и предупреждает детей о том, что могут остаться лишние предметы, их не надо брать, если все рисунки уже закрыты («спрятаны»).

Повторяя показ, воспитатель обращает внимание малы­шей на то, что предметы надо брать правой рукой и наклады­вать по порядку в направлении слева направо, каждый пред­мет помещать точно на картинку, а в промежутки между кар­тинками ничего класть не нужно (окошечки свободные).

Примечание. Привычка действовать правой рукой в направлении слева направо поможет детям в дальнейшем овладеть навыком письма.

Во второй части занятия дети работают с раздаточным ма­териалом. Важно с самого начала обеспечить формирование правильных навыков наложения. Удовлетворив естественное желание малышей потрогать и рассмотреть игрушки, педагог предлагает им положить перед собой карточку, поднять левую, а после правую руку, пальчиком левой руки придержать край карточки, а пальчиком правой провести слева направо. («По­казать, как надо класть игрушки».)

На первых занятиях приходится неоднократно напоминать детям, что брать игрушки надо правой рукой и раскладывать их в направлении слева направо. В процессе работы воспита­тель спрашивает то одного, то другого ребенка о том, что он делает, как берет игрушки. Называние способа действия помо­гает детям лучше его осознать. «Катя, сколько ты положила желтых листиков?» — спрашивает педагог ребенка, выполнив­шего задание. Ребенок обычно отвечает: «Много листиков».— «Правильно, ты положила столько желтых листиков, сколько зеленых. Повтори.». Ребенок вслед за воспитателем повторяет предложение.

Дети постепенно усваивают смысл выражения «столько, сколько» и начинают сами его употреблять.

Следует учесть: если рисунки предметов на карточке накры­ты предметными картинками или игрушками, малыши не имеют наглядной опоры для сравнения. Поэтому надо соблюдать осто­рожность и не допускать формального заучивания выражения "столько, сколько". Основное внимание уделяется овладению детьми самим способом наложения. Полезно предлагать ребен­ку, чтобы он сказал, как положил игрушки или картинки.

На втором занятии дети действуют по словесной инструкции. Рекомендуется вначале использовать одну из разновидностей игрушек, с которыми они работали на первом занятии, а после заменить игрушки.

 

 


 

 

Обучение приему наложения занимает 2—3 занятия, после чего детей начинают учить соотносить элементы одного множе­ства с элементами другого путем приложения.

Дидактическим материалом служат карточки с двумя полос­ками, на одной из которых изображены предметы или геомет­рические фигуры (3—5 шт.) на одинаковом расстоянии друг от друга. Другая полоска свободная. Ширина полосок не долж­на превышать 3—4 см (ширина всей карточки 6—8 см).

В качестве раздаточного материала используют плоскостные цветные изображения предметов (елочек, грибов, мячей и т. п.), объемные мелкие игрушки и модели геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Некоторых малышей затрудняет ориентировка в простран­ственном расположении рисунков на карточке. Они как бы не видят интервалов между ними. Для таких детей целесообразно карточку разбить на клетки. Каждый рисунок предмета окажет­ся в отдельной клетке, а под ним будет клетка без рисунка. Можно давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка к нижней полоске. Стре­лочки помогут малышу соотнести предметы с рисунками кар­точки (см. рис. выше).

Когда дети пользовались приемом наложения, им приходи­лось просто различать и закрывать рисунки предметов. Теперь задание усложняется: надо прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы между ними (т. е. их пространственное расположение).

Перед тем как познакомить детей со способом приложения, им предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунки кар­точек. Это позволяет связать новый способ действия с ранее усвоенным. Можно предложить одному ребенку выполнить за­дание на наборном полотне. Малыши сопоставляют свои резуль­таты с теми, что отражены на наборном полотне.

Выяснив, что дети наложили столько предметов, сколько нарисовано, педагог демонстрирует новый способ. Он снимает предметные картинки одну за другой и помещает их на нижнюю полоску,

 

 

 

обращая внимание малышей на то, что каждый предмет прикладывается точно к рисунку предмета на верхней полоске. («Положу желтый грибочек точно под красным и еще грибочек под грибочком, один под другим...», между ними оста­ются одинаковые расстояния — окошечки.)

В заключение выясняется, что на нижней полоске предме­тов столько же, сколько на верхней. Педагог проводит рукой вдоль рядов предметов, поочередно указывая на предметы верх­ней и нижней полосок, как бы наглядно представляя процесс соотнесения их один к одному.

Повторяя показ, малышам напоминают, что предметы надо брать правой рукой и раскладывать в направлении слева на­право, точно один под другим. Когда дети переложат предметы с верхней полоски на нижнюю, им дают задание сразу поло­жить на нижнюю полоску столько предметов (но уже других), сколько на верхней. Затем предлагается проверить, столько ли у них предметов на нижней полоске, сколько на верхней. Для этого надо наложить предметы на картинки. Педагог преду­преждает, что, если кто-то ошибся, у него останутся лишние предметы, их некуда будет класть. Так устанавливается связь между приемами наложения и приложения.

Данной работе отводят 3—4 занятия. Вначале на них ис­пользуются карточки с рисунками предметов, а позднее геомет­рические фигуры. Если на первых 2—3 занятиях все дети одно­временно работают с одинаковыми карточками и раздаточным материалом, то в дальнейшем им можно давать карточки с рисунками разных предметов или геометрических фигур.

Смена материала служит обобщению знаний. Дети видят: разных игрушек можно взять равное количество («столько, сколько...»).

Большое внимание продолжают уделять формированию пра­вильных навыков. Педагог следит, как дети прикладывают предметы, и не только указывает на ошибки, но и разъясняет их причины. («Взял больше, чем надо, раскладывал не точно одинпод другим, не оставлял окошечек или окошечки получи­лись разные, не видно, поровну ли...»)

Как и при обучении приему наложения, в ходе работы де­тям предлагают пояснять свои действия. («Что ты делаешь? Как прикладываешь кружки?» И др.) После выполнения зада­ния их просят сказать, что и как они делали, сколько предметов приложили. («Я положил столько грибочков, сколько у меня елочек. Я под каждой елочкой положил грибок».)

Сопровождение действия пояснением и описание его резуль­татанепременное условие осознания детьми как самого

1. Ошибки, которые дети допускают при использовании приема приложе­нии, детально проанализированы А. М. Леушиной в книге «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974, с. 175).

 

 

 

способа действия, так и количественных отношений, которые устанавливаются с помощью этого действия.

Для обозначения равенства количества предметов они учат­ся пользоваться выражением «столько, сколько...». Примерно после второго занятия педагог начинает употреблять слово «по­ровну». Малыши постепенно усваивают оба этих выражения.

Установление отношений «больше», «меньше», «поровну». Овладев способами наложения и приложения, дети получают возможность устанавливать равенство и неравенство численностей множеств.

Раскрыть смысл отношений «поровну» («столько, сколько...»), «больше», «меньше» позволяют разнообразные задания на сопоставление двух совокупностей предметов. Соотнося пред­меты один к одному путем наложения или приложения, дети выясняют, поровну ли их, каких предметов больше (меньше). Например: «Поровну ли у нас ведерок и совочков? Меньше (больше) синих или красных кружков? Хватит ли куклам стульев? Белочкам орехов?» И т. д.

Сопоставляются совокупности, состоящие из 2—5 предметов,
так как важно накапливать у детей опыт восприятия групп,
разных по количественному составу.

Чередуются упражнения в сравнении групп, содержащих равное и неравное количество предметов, причем сопоставляют­ся группы, в одной из которых только на один предмет больше (меньше), чем в другой (2 и 3; 3 и 3; 3 и 4; 4 и 4; 4 и 5 и т.д.). Это способствует развитию умения тонко различать количествен­ные соотношения.

Постоянно подчеркивается: чтобы узнать, поровну ли пред­метов, каких предметов больше (меньше), надо наложить одни предметы на другие или приложить предметы один к другому, составить пары.

Большое внимание продолжают уделять формированию на­выков наложения и приложения. Детей учат брать предметы правой рукой, располагать в ряд, действуя при этом в направ­лении слева направо, точно соотносить предмет к предмету, строго учитывать интервалы между ними.

С самого начала отношения «больше», «меньше», «поровну» выясняются в связи друг с другом. Проводя опрос, педагог по­буждает малышей указывать, каких предметов больше и каких меньше, называть предметы обеих групп, отвечать примерно так: «Красных кружков больше, чем синих», «Синих кружков меньше, чем красных», «Красных кружков столько, сколько си­них».

Когда впервые сопоставляются совокупности, в одной из которых на 1 предмет больше, чем в другой, на вопросы поровну ли? и каких больше многие малыши отвечают: «Поровну». Это объясняется тем, что на предшествующих занятиях сопоставлялись только равные по количеству предметов

 

 

 


Хватит ли куклам стульев?

совокупности; ранее усвоенные представлении влияют на во­сприятие ноной ситуации. Образовался стереотип: на вопросы с к о л ь к о? п о р о в н у л и? следуют ответы: «Поровну», «Столько, сколько...»

Обращаясь к малышам с вопросом, каких предметов больше (меньше), педагог помогает им соотнести предметы обеих групп один к одному. Он по порядку указывает (рукой) на предметы, расположенные парами, задерживается на лишнем предмете и поясняет, например: «Один зайчик лишний, значит, их больше, чем белочек. Одной белочки не хватает, значит, их меньше, чем зайчиков»,

Самим малышам предлагают показать, где лишний предмет или где его не хватает.

 

 

 

Для упражнений подбираются предметы, отличающиеся ка­чественными признаками, например длинные и короткие ленточ­ки (палочки), высокие и низкие пирамидки, а также модели геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники разных цветов и размеров,

Дети сопоставляют и группируют предметы по цвету, форме или размеру, сравнивают количество предметов, попавших в разные группы. Они называют как признаки, общие для всех предметов совокупности, так и признаки, общие только для части ее предметов. Разделив группу на части, дети устанавлива­ют количественные соотношения между ними: «Много кружков, есть большие кружки и маленькие. Больших кружков меньше, а маленьких больше».

Воспитатель постоянно изменяет количественные соотноше­ния между одними и теми же предметами. Например, синих квадратов может быть и больше, и меньше, и столько же, сколь­ко красных.

Изменяют и пространственное размещение совокупностей. Так, большее количество предметов размещается то в верхнем, то в нижнем ряду наборного полотна, соответственно то на верх­ней, то на нижней полоске детской карточки.

На первых двух занятиях дети называют только качествен­ные признаки предметов. («Синих кубиков больше, а желтых меньше».)

В дальнейшем им предлагают указывать, где (на какой по­лоске) больше или меньше предметов. Для того чтобы сосредо­точить внимание малышей на том, где сколько предметов рас­положено, сначала сопоставляют однородные предметы. («На верхней полоске квадратов меньше, чем на нижней».) Позднее берутся предметы, имеющие признаки различия. Детей учат на­зывать как качественные признаки предметов, так и место их расположения. («Больших квадратов на верхней полоске боль­ше, а маленьких квадратов на нижней полоске меньше».)

Малыши видят, что может быть больше, меньше и поровну предметов разного рода, больших и маленьких, расположенных вверху и внизу. На этой основе они в дальнейшем поймут, что количество не зависит от расположения предметов, их размеров и других предметных свойств. Ребенок получает первые навыки обобщении и абстрагирования.

Детей учат не только следить за изменением количествен­ных соотношений между предметами, но и производить такие изменения. («Хватит ли всем флажков? Сколько надо при­нести еще флажков?» — «Один».— «Сделай так, чтобы совочков оказалось больше (меньше, столько, сколько), чем ведерок». И т. п.)

Важно научить детей применять усвоенные способы дей­ствий. Этому способствуют игровые упражнения: «Приготовим куклам одежду для прогулки», «Угостим мишек чаем» и т. п.

 

 

 

 

Дети подбирают к одним предметам (куклам, мишкам) столь­ко же других предметов (блюдец, чашек, ложек и др.).

Для того чтобы дети действовали осознанно, создаются та­кие ситуации, где тех или иных предметов оказывается та по­ровну, то больше, то меньше на 1, чем требуется для установ­ления равномощности совокупностей.

Полезно вне занятий давать малышам поручения типа: «Принеси столько ложек, сколько детей за столом», «Принеси карандаши для всех детей и дай каждому по одному каранда­шу», «Хватило ли детям карандашей?», «Сколько ты принес ка­рандашей?» («Столько, сколько за столом детей».) Если ребе­нок ошибся, то ему предлагают добавить недостающий предмет или убрать лишний.

Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых раз­ными анализаторами. Большое значение в этот период придает­ся упражнениям в сопоставлении численностей множеств, вос­принятых при активном участии разных анализаторов. Е. И. Тихеева писала: «Мы знаем, что каждое вновь приобретенное ребенком сенсорное представление тем более ярко и точно, чем большее число анализаторов в этомприобретении участвовало. А поэтому, руководя процессом усвоения числовых представле­ний ребенка, мы должны по возможности привлекать к работе все его органы чувств — зрение, слух, осязание, моторно-мышечное чувство в первую очередь» 1.

Сопоставление численностей, множеств, воспринятых при активном участии разных анализаторов, обеспечивает образо­вание межанализаторных связей, следовательно, способствует обобщению количественных представлений.

Детям предлагают, например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек, притопнуть ногой столько раз, сколько собачек.

Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают в ла­доши, или поднимают руку, пли стучат молоточком столько же раз, сколько постучал воспитатель.

Вначале воспитатель извлекает только один звук, а когда дети поймут смысл задания, им предлагают воспроизвести от 1 до 3 звуков. Педагог стучит ритмично, четко отделяя один звук от другого. Если дети затрудняются выделить отдельные звуки, то, извлекая их, педагог произносит: «Один, еще один, еще одни».

Более трудными являются задания: отложить на каждый звук одну игрушку пли показать карточку, на которой нарисо­вано столько же игрушек (кружков), сколько раз ударил моло­точек, и т. и. Педагог показывает, как надо при каждом звуке откладывать игрушку или указывать на очередной предмет в

1 См.: Тихеева Е. И. Счет в жизни маленьких детей. М.—Л., 1931, е. 5.

 

 

ряду. Например, он объясняет: «Внимательно слушайте. Как только ударит молоточек, поставьте пальчик на кружок, вот так. Еще раз ударит молоточек, переставьте пальчик на сле­дующий кружок. У кого на карточке нарисовано столько круж­ков, сколько раз ударит молоточек, тот поднимет карточку».

Сначала всем детям даются карточки с одинаковым количе­ством рисунков предметов, а в дальнейшем они одновременно работают с разными карточками, на которых может быть изо­бражено от 1 до 3 кружков или предметов.

Постепенно дети научаются попарно сопоставлять элементы множеств, воспринимаемых разными анализаторами.

В результате такой работы они овладевают способами прак­тического сопоставления элементов двух сравниваемых мно­жеств один к одному и убеждаются, что численности множеств могут быть равными и неравными. Одних предметов может быть и больше, и меньше, и столько же, сколько других.

У детей возникает потребность точно обозначить эти разли­чия. Они начинают употреблять отдельные слова — числитель­ные — и становятся готовыми к усвоению счета. Считать их будут учить уже в средней группе.

ВЕЛИЧИНА

Обучение сравнению размера предметов. Трехлетние малы­ши самостоятельно не выделяют в предметах их отдельные свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой и маленький, т. е. словами, которые исполь­зуются для обозначения соотношений вещей по объему в целом. Дети не пользуются словами, позволяющими дать точную ха­рактеристику различия предметов по одному из признаков. Поэтому необходимо научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся только по одному признаку (или по длине, или по ширине, или по высоте), и пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже, одинако­вые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине.

Сравнении) каждого вида размеров (длины, ширины, высо­ты) отводится 3- 4 занятия.

При первичном выделении того или иного признака сопо­ставляются предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятия «длиннее — ко­роче», подбираются вещи одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся одна от другой только длиной. В противном случае нельзя быть уверенным в том, что малыши свяжут новые для них слова с соответствующими свойствами предметов.

 

 

 


тов, их помещают основанием к детям (первоначально сравни­вается толщина округлых предметов). Обращаясь к детям, педа­гог точно формулирует вопросы и пользуется словами: размер, длина, ширина и др.

Выделить отдельные измерения помогает жест рукой. Спра­шивая детей о том, какой предмет длиннее (короче), педагог одновременно проводит рукой вдоль предмета (слева направо). Сравнивая ширину, он проводит рукой поперек предмета (по ширине), а при сравнении высоты — снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.

Показ производится широким жестом, повторяется 2—3 раза, чтобы дети данный признак не соотнесли с какой-либо ли­нией на предмете или с одним из краев предмета.

Толщина сравнивается путем обхвата округлых предметов пальцами обеих рук или одной руки. Подражая педагогу, дети Производят соответствующие действия.

Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности данного признака и требует его уче­та. Например, воспитатель предлагает ребенку прокатить машину по широкому и узкому мостику и задает вопросы: «Почему по одному мостину машина проехала, а по друго­му нет? В какие ворота машина пройдет, а в какие нет? По­чему?»

Большое значение придается обучению детей способам срав­нения размеров: приложению или наложению.

Вначале дети учатся пользоваться способом приложения, так как сопоставляются одноцветные предметы и при наложе­нии они сливаются.

Воспитатель показывает, как правильно пользоваться дан­ными способами. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и под­равнивают их концы с одной стороны (лучше с левой); поль­зуясь наложением, совмещают также верхние и нижние их края. Если конец предмета выступает, можно сказать, что этот

 

 

 

предмет длиннее. Если ни один конец не выступает, то предме­ты равные (одинаковые) по длине.

При сравнении вещей по ширине совмещают (подравнива­ют) верхние или нижние их края; сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость.

Выделенный признак обозначается точным словом. «Какая ленточка длиннее (шире)? Какая ленточка короче (уже)?» — спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов: длиннеекороче, ширеуже и др., обозначающих сравни­тельную величину предметов. Он дает им образец ответа, на­пример: «Красная ленточка шире зеленой, а зеленая уже крас­ной». Так постепенно приучают малышей называть оба срав­ниваемых предмета.

Если ребенок вместо точных слов длиннее (короче), шире (уже) и др. употребляет слова больше, меньше, педагог его поправляет: «Правильно, больше по длине (по ширине), длин­нее (шире)». Или: «Правильно, меньше по длине (по ширине), короче (уже)».

Отношения «длиннее—короче», «шире—уже» всегда рассмат­риваются в связи друг с другом, например: «Синий шарфик уже красного, а красный шарфик шире синего».

С самого начала тщательно отрабатываются навыки нало­жения и приложения. Для того чтобы дети действовали осо­знанно, педагог задает им вопросы: «Что надо сделать, чтобы узнать? Что ты делаешь? Как прикладываешь?»

Для закрепления знаний используются разнообразные упражнения. Например, детям предлагают посмотреть, какая полоска короче (уже), и поставить на нее одну уточку, а после посмотреть, какая полоска длиннее (шире), и поставить на нее много уточек. Если вначале им дают одноцветные предметы, то в дальнейшем, по мере усвоения знаний можно предлагать предметы разного цвета. Теперь, сравнивая размеры предметов, детям приходится отвлекаться от других их признаков. Этим достигается элементарное обобщение знаний.

Сопоставление предметов контрастных размеров позволяет научить детей более расчленение воспринимать размеры предме­тов и давать им соответствующие определения («длиннее—ко­роче», «выше ниже» и др.).

Появляется возможность познакомить детей с равенством предметов по длине, ширине, высоте и научить их пользоваться выражениями: «одинаковые (равные) по длине», «равные по ширине» п т. д.

Проводят игры типа «Найди ленточку (карандаш) такой же ширины (длины)». (Выбор из 2—4 пар.)

Подбирая вещи, дети должны точно указывать признак, по которому можно судить о равенстве. Если ребенок, например, говорит: «Ленточки одинаковые», то педагог уточняет ответ: «Да, они одинаковой длины (ширины). Видишь, они разного цвета: одна красная, а другая синяя, но они одинаковые (равные) по длине».

 

 

 

 

В младшей группе вне занятий целесообразны игры с раз- личными дидактическими игрушками: башенками, состоящими из 6—5 колец и шаров, с разборными игрушками (шариками, бочонками, чашечками, цилиндрическими коробками, матрешками). Сначала малышам дают игрушки, состоящие из 5- 4

предметов, а позднее - из 5—6. Ценно, что с этими игрушка-ми малыши могут действовать разнообразно: подбирать крыш­ки, строить ряд по убывающим или возрастающим размерам, вставлять друг в друга. Педагог играет с детьми в игры: «Собе­ри игрушки», «Соберем из колец башенку», «Что там?»1. Эти игры основываются на принципе парности. Поэтому важно иметь парные игрушки.

Благоприятные условия для упражнений детей в сравнении предметов по длине, ширине и высоте создаются в играх со строительным материалом. Дети выкладывают длинные и корот­кие дорожки, строят высокий и низкий заборчик (ворота, домики), делают широкий и узкий диван (кресло) и др.

Полезно организовывать работу парами, когда два ребенка работают одновременно, но одни из них, например, делает длинную кроватку для большой куклы, а другой — короткую для маленькой.

Умение сравнивать размеры предметов закрепляется не толь­ко и играх, но и в других видах детской деятельности. Напри­мер, рассматривая вместе с малышами предметы, которые они будут рисовать или лепить, а также подбирая подходящие вещи для работы, например для починки книг, коробок., педагог учит детей устанавливать размеры. («Эта полоска длиннее, чем на­до, а эта - короче, Нот эта подойдет для подклейки книги».)

Можно поиграть с детьми («Чьи пальцы длиннее?», «Чья ладошка шире?»), а также предложить вопросы: «Какое дерево. выше: береза или рябина? Какой дом выше (ниже)? У какого дома окна шире (уже)?»

Так малышам показывают, что окружающие их предметы имеют разную длину, ширину, высоту.

ФОРМА

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др.

Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет пра­вильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети их запоминали.

1 См.; Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М,, Учпедгиз, 1955, с. 68-69, 74 - 75 или сб.: Батурина Е. Г. и Сорокина А. И. Игры с пра­вилами вдетском саду. М., «Просвещение», 1970, с. 22, 30—3

 

 

 

В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных формах. В группах ран­него возраста детей учили различать шар и куб. Однако неко­торые дети приходят во вторую младшую группу впервые, по­этому целесообразно начать работу со знакомства с этими фигурами.

Занимаясь с подгруппой малышей, педагог показывает и называет шар и производит разнообразные действия с ним: катает его по столу, между ладонями, перекатывает из руки в руку. В процессе действий он приговаривает: «Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку». Каждому ребенку предлага­ет взять шар и производить с ним такие же действия. Затем выясняет, какого цвета шар у каждого из малышей, катится ли он, и заключает: «У Коли красный шар, он катится. У Нины — синий, он катится, у Сережи— зеленый, он тоже катится. Все шары катятся».

Обобщению знании о форме шара служит сопоставление шаров разных размеров. Педагог рассаживает детей в круг, показывает большой и маленький шары разного цвета и спра­шивает: «Что это? Какого цвета шары? Какой шар больше? Ка­кой меньше?» Одному ребенку он дает маленький шар, а дру­гому — большой. Детям предлагается передавать шары друг другу по кругу. Сначала большой шар догоняет маленький, по­том маленький шар догоняет большой.

Аналогичным образом детей знакомят с кубом. Но так как у них уже имеется опыт обследования формы предметов, то им сразу предъявляют модели кубов разных размеров. Педагог сначала показывает и называет куб. А затем, предъявляя два куба контрастных размеров, спрашивает: «Что это? Какого цве­та кубы? Какой куб больше (меньше)?» Дети ощупывают куб, обводят пальчиком его грани, обхватывают руками, пробуют ка­тить и убеждаются в его устойчивости. Они ставят маленький куб на большой, выбирают кубы из других предметов, делают из них простейшие постройки и т. п.

Организация зрительного и осязательно-двигательного вос­приятия формы, использование разнообразных действий, выяв­ляющих ее свойства, называние фигур, их свойств и способов движения позволяют уточнить представления детей о фигурах.

Далее проводятся упражнения на сопоставление и группи­ровку моделей этих фигур.

Малышам предлагают подобрать пары или выбрать несколь­ко шаров или кубов по образцу: «Покажи куб (шар)» (среди 3—4 фигур). «Найди шар (куб) такого цвета (размера)». Ша­ры и кубы в этом случае различаются цветом или размером. «Отбери все большие кубы (шары)». (Кубики и шарики разных цветов и двух контрастных размеров.) Выполнив задание, ребе­нок называет признаки, общие для пары или группы предме­тов. («Все кубы большие».)

 

 

 

Различение кубов и шаров теперь входит в упражнения на уравнивание предметов по заданным признакам (подбор пар, составление групп), т. е. тесно увязывается с работой по фор­мированию представлений о множестве (см. с. 14).

Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуются игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фи­гур1: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, и с ящи­ками, в отверстия которых опускают модели пространствен­ных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика),треуголь­ной призмы.

Детям показывают и объясняют, что каждая фигура поме­щается (или проходит) только в вырез (отверстие) своей фор­мы. («Шарик круглый, и отверстие такое же круглое».)

Обводя указательным пальцем контур модели или границы отверстия (выреза), педагог обучает детей приему осязательно-двигательного обследования формы предметов. Если малыш за­трудняется обвести контур модели (отверстия и пр.), то надо помочь ему, проделывая рукой ребенка нужные движения.

В дальнейшем можно попросить ребенка сначала показать нужное отверстие, а потом действовать. Дети овладевают уме­нием сравнивать форму предметов не механическим подбором (с помощью рук), а на глаз.

На основе накопленного сенсорного опыта на специальных занятиях детей учат различать и называть круги, квадраты, тре­угольники.

Модели геометрических фигур сравниваются попарно: круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг.

Предъявляются фигуры, окрашенные в разные цвета, такие фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.

Выделение признаков формы достигается путем варьирова­ния несущественных (в этом случае) признаков моделей фигур (цвета и размера). Однако, когда фигуры сравниваются впер­вые, для демонстрации и в качестве раздаточного материала используют модели фигур, одинаковые по окраске и размерам. В дальнейшем детям дают фигуры, отличающиеся сначала цве­том, а затем и размерами.

Существенное значение придается обучению малышей прие­мам обведения контуров моделей геометрических фигур и про­слеживания взглядом за движением руки.

Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей показать такую же, а далее неоднократно обводит контур фи­гуры указательным пальцем, привлекая детей к совместному действию «в воздухе». Движение пальца по контуру завершается

1 Фигура — геометрическое понятие. Для формирования понятия о фигу­рах (круг, квадрат, треугольник и др.) используют их наглядные модели, изготовленные из бумаги, картона, дерева, пластика и т. п.


Найди свой домик!

проведением рукой по всей поверхности фигуры. Дети следят за движением руки педагога, а после сами обводят модель фи­гуры и называют ее. Используя карточки, на которых изображе­ны 2—3 фигуры, детей упражняют в обведении контуров.

Свойства формы выявляют, предлагая детям проделать то или иное действие. Так, катая фигуры, малыши выясняют, что круг катится, а квадрат не катится. «Почему квадрат не катит­ся?» — «Мешают углы. У круга нет углов, круг катится».

Дети упражняются в различении и назывании фигур. Для этого им дают, например, такие задания: «Возьми круг в правую, а квадрат в левую руку», «Положи все круги на нижнюю по­лоску карточки, а квадраты — на верхнюю», «Какая фигура у тебя в правой руке?» Полезны также игры: «Найди такую же фигуру» (дети находят фигуру такой же формы, как в руках у воспитателя), «Найди свой домик» (домики обозначаются значками разной формы), «Подбери колеса к машине, к поезду» (дети выбирают круги из набора разных фигур), «Домино», «Выкладывание орнамента».

Модели кругов, квадратов, треугольников используются в качестве демонстрационного и раздаточного материала для упражнений в сравнении численностей множеств.

В результате в конце учебного года дети умеют находить среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольники, несмотря на то что они могут быть представлены моделями раз­ной окраски и размера.

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ 1

Программа младшей группы предлагает учить детей разли­чать пространственные направления — от себя: впереди (вперед )— сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).

Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определения сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со спиной.

Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, уме­ют ли малыши ориентироваться «на себя», знают ли названия частей тела и лица.

Во время умывания или одевания воспитатель, непринужден­но разговаривая с детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову платок», «Повяжи на шею шарф». Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица.

Если дети недостаточно хорошо ориентируются на себя, можно провести дидактические игры: «Купание куклы», «Укла­дывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при про­ведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку пред­лагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр. В это время остальных детей просят показать свои части тела: «А где у вас спина? Где плечи? Уши? Покажите подбородок!»

Когда малыши овладеют ориентировкой на себя, их обуча­ют определению на себе различных сторон. Воспитатель спра­шивает малыша: «Что у тебя сзади?» («Спина».) «А впереди?» («Грудь, живот, лицо».) Или «Где у тебя спина? А где грудь? Где правая рука? А где левая?»

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимнообратных направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, сле­ва—справа (левая — правая), так как формирование пред­ставлений об одном из них опирается на формирование пред­ставления о другом.

Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называние руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой руки.

Воспит


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.