Воспитание навыков учебной деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Воспитание навыков учебной деятельности

2017-06-09 382
Воспитание навыков учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на заня­тии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчерки­вает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его, и товарищей, работает, не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действо­вать точно в соответствии с ними.

Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет толь­ко начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца.

При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.

В старшей труппе детям часто дают задания, которые на­ряду с решением учебной задачи тренируют произвольное вни­мание и память. Например, игровые упражнения «Что измени­лось?», «Кто запомнит?», «Молчанка» и др.

Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основ­ным средством развития самоконтроля является оценка педа­гогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполненном задании, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность вы­полнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля слу­жит предъявление образца после выполнения задания. Прове­ряя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать резуль­таты своей работы и работы товарищей.

Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому сначала их учат контро­лировать работу друг друга. Например, следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а до­полнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Орга­низуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за дей­ствиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.

В старшей группе продолжают формировать навыки орга­низованного поведения на занятии, детей приучают быть сдер­жанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение все­го занятия.

 

На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их разме­щения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить по­собия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые по­требуются в первую очередь, а внизу — в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса.

В каждом конкретном случае определяют, что должны сде­лать дежурные по занятию и что — каждый из ребят. Это каса­ется и организации рабочего места, и уборки пособий после за­нятия.

Таким образом, в старшей группе не только значительно рас­ширяются и углубляются первоначальные математические пред­ставления детей, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяют формированию произволь­ного внимания и памяти, развитию умственных действий (ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразитель­ности, развитию интереса к приобретению знаний.

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Повторение пройденного. В средней группе детей учили вес­ти счет предметов в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит основой для даль­нейшего развития деятельности счета.

Сопоставление двух совокупностей, содержащих равное и неравное (больше или меньше на один) число предметов в пре­делах 5, позволяет напомнить детям, как образуются числа пер­вого пятка.

Для того чтобы довести до сознания детей значение счета и приемов поштучного сопоставления предметов двух групп один к одному для выяснения отношений: «равно», «не равно», «боль­ше», «меньше», даются задания на уравнивание совокупностей. («Принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних» и т. п.).

Большое внимание уделяется закреплению навыков счета; детей учат вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существи­тельными в роде и числе, именовать итог счета.

 

 

Если кто-то из детей не понимает итогового значения по­следнего названного при счете числа, то ему предлагается об­вести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест помогает ребенку соотнести последнее числительное со всей со­вокупностью предметов. Но в работе с детьми 5 лет он, как правило, уже не нужен.

Детям теперь можно предлагать сосчитать предметы на рас­стоянии, молча, т. е. про себя.

В старшей группе начинают развивать память на числа. Для этого постепенно усложняют упражнения в отсчете предметов. Например, детям одновременно называют два числа, сразу пред­лагают отсчитать два вида предметов, либо предметы одного вида, но отличающиеся цветом или размером. Названия предме­тов связывают с местом их расположения.

Дети учатся запоминать числа, брать предметы по одному, четко соотносить числительные с каждым взятым предметом, отчитываться о выполненном задании.

Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь. Они воспроизводят определенное количество движений по образцу и указанному числу.

Параллельно с работой, направленной на закрепление навы­ков счета и отсчета предметов, детей упражняют в различении геометрических фигур, в сравнении размеров предметов. Закреп­ляют некоторые пространственные представления: местополо­жение предмета по отношению к себе — впереди, сзади, слева, справа.; положение предметов, изображенных на листе бумаги: вверху, внизу, слева, справа, посередине.

Для повторения пройденного используются комбинирован­ные упражнения, позволяющие одновременно работать над 2—3 программными задачами. Например, детей упражняют одновре­менно в счете звуков и в сопоставлении и уравнивании двух со­вокупностей предметов, в образовании чисел.

Счет в пределах 10. Для получения чисел второго пятка и обучения счету до 10 используются приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел пер­вого пятка.

Образование чисел демонстрируется на основе сопоставле­ния двух совокупностей предметов.

Дети должны понять принцип получения каждого последую­щего числа из предыдущего и предыдущего из последующего (п±1). В связи с этим на одном занятии целесообразно по­следовательно получить 2 новых числа, например 6 и 7 (см. за­нятие 7). Как и в средней группе, показу образования каждого следующего числа предпосылается повторение того, как было получено предыдущее число. Таким образом, всегда сравни­вается не менее чем 3 последовательных числа. Дети чаще пу­тают числа 7 и 8. Поэтому целесообразно провести большее количество упражнений в сопоставлении множеств, состоящих из 7 и 8 элементов.

 

Полезно сопоставлять не только совокупности предметов раз­ного вида (например, елочки, грибочки и др.), но и группы пред­метов одного вида разбивать на части и сопоставлять их друг с другом (яблоки большие и маленькие), наконец, совокупность предметов может сопоставляться с ее частью. («Кого больше: серых зайчиков или серых и белых зайчиков вместе?»)

Такие упражнения обогащают опыт действий детей с мно­жествами предметов.

При оценке численностей множеств предметов пятилетних детей еще дезориентируют ярко выраженные пространственные свойства предметов. Однако теперь не обязательно посвящать специальные занятия показу независимости числа предметов от их размеров, формы, расположения, площади, которую они за­нимают. Возможно одновременно учить детей видеть независи­мость числа предметов от их пространственных свойств и полу­чать новые числа (см. занятия 8—10).

Умение сопоставлять совокупности предметов разных разме­ров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в вы­явлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше — маленьких или больших, каких цветков больше — ноготков или ромашек, если последние расположены с большими интервалами, чем первые, необходи­мо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоста­вить предметы 2 групп (подгрупп) один к одному. Используются разные способы сопоставлении: наложение, приложение, приме­нение эквивалентов. Дети видят: и одной из групп оказался лиш­ний предмет, значит, их больше, а в другой — одного предмета не хватило, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа (значит, 8>7, а 7<8).

Уравнивая группы добавлением одного предмета к меньше­му их числу или удалением одного предмета из большего их числа, дети усваивают способы получения каждого из сравни­ваемых чисел.

Рассматривание взаимосвязи отношений «больше», «мень­ше» поможет им в дальнейшем понять взаимно-обратный ха­рактер отношений между числами (7>6, 6<7).

Дети должны рассказывать, как было получено каждое чис­ло, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа и сколько отняли (убрали).

 

какого числа предметов и сколько отняли (убрали). Например, к 8 яблокам добавили 1, стало 9 яблок. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 яблок и т. п. Если ребята затрудняются дать чёткий ответ, можно задать наводящие вопросы: «Сколько было? Сколько добавили (убрали)? Сколько стало?» Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения каждого числа. Получая новое число, они сначала действуют по указанию педагога («К 7 яблокам добавьте одно яблоко»), а потом самостоятельно преобразуют совокупности. Добиваясь осознанных действий и ответов, педагог варьирует вопросы. Он спрашивает пример: «Что надо сделать, чтобы стало 8 цилиндров? Если к 7 цилиндрам добавить 1, сколько их станет?» Для упрочения знаний необходимо чередовать коллективную работу работу с самостоятельной работой детей с раздаточным материалом. Ребенок сопоставляет 2совокупности, раскладывая предметы на карточке с 2 свободными полосками. Демонстрация приемов получения нового числа (сравнение 3 соседних членов натурального ряда) обычно занимает не менее 81-2 мин; чтобы выполнение однообразных заданий не утомляло детей, аналогичная работа с раздаточным материалом проводится чаще на следующем занятии.

Для закрепления навыков счета в пределах 10 используются разнообразные упражнения, например «Покажи столько же». Дети находят карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал педагог. («Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто быстрее найдет, каких игрушек у нас 6 (7, 8, 9, 10)?».) Чтобы выполнить последние 2 задания, педагог заранее составляет группы игрушек.

Отсчет предметов в пределах 10. Упражнения в отсчёте предметов продолжают усложняться. Наряду с заданиями на воспроизведение сразу 2 групп предметов разного вида («Отсчитайте б шишек и 7 каштанов») или 2 групп предметов одного, вида, но отличающихся либо цветом, либо формой, либо размером (7 больших и 8 маленьких пуговиц), дают задания не только отсчитать две группы предметов; но и расположить их определенном месте, например в указанной части листа бумаг: вверху, внизу, слева, справа, посередине. Несколько позднее, по указанию воспитателя, дети помещают предметы вдоль верхнего или нижнего, правого или левого края листа, в верхнем правом, в нижнем левом углах.

Перед тем как дать такие задания, воспитатель специально тренирует детей в нахождении соответствующих частей листа бумаги.

Детей приучают внимательно выслушивать задание, запоминать его, точно выполнять и рассказывать о том, что и как сделали. Вначале им трудно дать полный четкий ответ. Педагог, помогает наводящими вопросами. Например, он спрашивает ребёнка:

 

Сколько квадратов и где ты положил? Сколько прямоугольников и где ты положил? А теперь расскажи обо всем, что сделал!» Ответ по частям превращается в целостный рассказ о выполненном задании.

Если ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель, помогая ему, начинает ответ: «6 квадратов я положил...» - а ребенок заканчивает.

В речи детей непременно должны отражаться связи между количеством предметов, их качественными признаками и пространственным расположением.

Изменение количественных соотношений между одними и теми же предметами, а также места их расположения обеспечивает абстрагирование числа от качественных и пространственных признаков множеств предметов.

Детей начинают учить повторять задание до его выполнения, обеспечивая развитие планирующей функции речи.

Счет с участием разных анализаторов. Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете с активным участием разных анализаторов: счет звуков, движений, счет предметов на ощупь.

Спустя 1-2 занятия после ознакомления с образованием очередного числа детям предлагают задания, связанные со счетом звуков, движений и пр. в пределах данного числа. Так объем счета постепенно увеличивается до 10.

Счёт на ощупь. В старшей группе упражнения в счете предметов на ощупь несколько усложняют. Например, как и в средней группе, дети считают пуговицы, нашитые на карточку, но карточку они держат за спиной. Нашивают на карточку 6-10 пуговиц в 2 ряда. Используют пуговицы более мелких размеров. Детям дают задания сосчитать пуговицы на ощупь с закрытыми глазами, сосчитать камешки, перекладывая их из руки в руку.

Целесообразно проводить упражнения в такой форме, которая обеспечивала бы включение в работу всех детей. Так, все дети одновременно упражняются в счете на ощупь в игре «Пошли, пошли, пошла...» (см. с. 162).

Счёт звуков. В старшей группе счет звуков связывают со счетом и отсчетом предметов. Характер заданий постепенно усложняют. Например, вначале детям предлагают сосчитать звуки, затем отсчитать столько же игрушек, позднее одновременно считать звуки и откладывать игрушки, а закончив счет, сказать, сколько звуков услышали и сколько игрушек поставили.

Счет звуков часто связывают с выполнением движений. («Подпрыгни столько раз, сколько звуков услышал.) Пятилетним детям можно предлагать считать звуки с закрытыми глазами.

 

 

Как и в средней группе, звуки извлекают на разных инструментах: барабане, металлофоне, палочках и пр.

В 3 квартале детей знакомят с составом числа из единиц. Полезно провести такое упражнение: педагог извлекает 3 (4, 5) звука на разных инструментах и спрашивает: «Угадайте, на каком инструменте и сколько звуков я извлекла?» Ребенок перечисляет: «Один раз вы ударили палочкой о палочку, один раз - по барабану, один раз - по металлофону». «Сколько всего звуков ты услышал?» - скрашивает педагог. «Я услышал всего три звука»,- отвечает ребенок.

Счет и воспроизведение движений. Дети считают движения, выполняемые педагогом или другими детьми. Воспроизводят количество движений по образцу и по названному числу. («Присядьте столько раз, сколько кружков на карточке», «наклонитесь столь-то раз».)

Чтобы дети активнее включались в работу, заданиям придают игровой характер: «угадайте, сколько раз я велела Мише подбросить мяч!» (Миша подбрасывает мяч, а остальные дети считают его движения.)

Педагог организует упражнения так, чтобы обеспечить охват сразу большого количества детей. Например, дети строятся в 2 шеренги. Пока дети одной шеренги выполняют указанное число движений, дети, стоящие напротив, в другой шеренге, их проверяют.

В старшей группе в задания включают более сложные движения: подбросить мяч, попрыгать со скакалкой. Наиболее сложно для ребят задание сделать определенное количество шагов в указанном направлении. Например, ребенку предлагают: «Сделай 5 шагов вперед, повернись 'направо, сделай еще 3 шага...» Дети, передвигаясь, одновременно тренируются в отсчете шагов и в ориентировке в пространстве.

Упражнения в счете с участием разных анализаторов связываются друг с другом и включаются в состав комбинированных заданий.

Установление количественных отношений между множествами, воспринимаемыми разными анализаторами, способствует обобщению счетной деятельности.

Важно, чтобы в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь. («5 раз подпрыгнул, потому что на карточке 5 кружков», «Я подбросил мяч б раз, потому что услышал б звуков» и т. п.).

Упражнения в счете на ощупь, в счете звуков и движений связывают с разностным сравнением чисел. Дети выполняют задания: «Присядь на один раз больше, чем услышал звуков», «Найди карточку, на которой на 1 кружок больше (меньше), чем было звуков», «Назовите, сколько пуговиц на карточке у Сережи, если он подпрыгнет на 1 раз больше».

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.