Правовое регулирование государственной службы Российской Федерации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Правовое регулирование государственной службы Российской Федерации

2017-06-09 884
Правовое регулирование государственной службы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В результате изучения главы обучающийся должен:знать

• правовые основы государственной службы в России;

• основные принципы организации государственной службы; уметь

• использовать методы и средства познания, различные формы и методы обуче­ния и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуаль­ного развития и повышения культурного уровня;

• логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

владеть

• навыками работы с правовыми актами и нормативными документами;

• навыками применения законодательства при решении практических задач.

3.1. Конституционные основы государственной службы Российской Федерации

Развитая и хорошо организованная государственная служба — неотъ­емлемый атрибут правового демократического государства, стоящего на высокой ступени развития. С тех пор, как государство стало зрелым, оформился его аппарат управления, категория «государственная служба» получила свое отражение в законодательстве, и сформировалась соответствующая система его источников.

Под источниками законодательства о государственной службе принято понимать нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих[15].

Следует отметить, что в Российской Федерации нет нормативного пра­вового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает, прежде всего, Конститу­цию РФ, базовые федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ, ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также конститу­ции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ.

Таким образом, в систему российского законодательства о государствен­ной службе входят федеральные нормативные правовые акты и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, образующие единую иерархическую систему, в основу построения которой положена юридиче­ская сила юридических источников.

Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и следующие основные принципы ее организации'.

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей тер­ритории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

— единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (ч. 3 ст. 5);

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен­ное действие (ст. 18);

— обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);

— разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10);

— равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32);

— некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24; ч. 3 ст. 41; ч. 2 ст. 46 и др.).

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государствен­ной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно п. «т» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федераль­ная государственная служба. Учитывая наличие в субъектах РФ (респу­бликах, краях, областях, городах федерального значения, автономной обла­сти, автономных округах) только одного вида государственной службы, Федеральным законом № 59-ФЗ (ст. 2) установлено, что правовое регули­рование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с п. «н» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти. Кроме того, Федеральный закон № 58-ФЗ в п. 4 ст. 2 устанавливает, что правовое регулирование граждан­ской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

Принцип федерализма отражает устройство Российской Федерации. Ключевыми элементами этого принципа являются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий.

Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ отражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной) и двух ее уровней — федерального и субъектов РФ. Единство системы предполагает наличие общих признаков во всех видах и уровнях государственной службы. Общими являются правовые, организационные и управ­ленческие основы системы государственной службы, которые содержатся в федеральном законодательстве. Что касается особенностей, то они определяются федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о гражданской службе.

Принцип законности означает, что государственные органы и долж­ностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты о госу­дарственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативные право­вые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соот­ветствовать Конституции РФ. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты РФ отдают предпочтение своим нормативным правовым актам, в том числе по вопросам гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех нормативных правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно повлечь ответственность виновных лиц. Данный принцип направ­лен на обеспечение точного соблюдения Конституции РФ и законов всеми государственными органами и служащими. Этим во многом определяется эффективность государственной службы.

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в рамках полномочий государственного органа, должностных обязанностей, соблю­дают установленные законами запреты и ограничения. Принцип верхо­венства закона обеспечивает стабильность и согласованность действий всех органов государственной власти, единство экономического и право­вого пространства страны, ее целостность. Верховенство законов осущест­вляется через их исполнение, применение и соблюдение. Федеральному законодательству должны соответствовать все принимаемые органами исполнительной власти нормативные правовые акты. Если эти акты про­тиворечат ему, то применяются нормы федеральных законов и иных нор­мативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Акты, не соответствующие закону, опротестовываются, приостанавливаются или отменяются. Принцип законности должен соблюдаться и при подготовке подзаконных актов, а также нормативных актов внутренней жизни госу­дарственной службы.

Существенными гарантиями законности в деятельности государствен­ных служащих являются:

— правовое регулирование государственной службы;

— контроль и надзор за соблюдением режима законности на службе;

— качество работы государственных служащих и управленческой дея­тельности, соответствующее предъявляемым требованиям;

— юридическая защита государственных служащих;

— высокое правовое сознание и правовая культура государственного служащего.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непо­средственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляют собой новое явление ироссийском законодатель­стве, которое исходит из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.

Права и свободы человека и гражданина являются содержанием всех видов государственной службы как социального института. К государ­ственным служащим предъявляется требование обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина Российской Федерации. В связи с этим государственным служащим запрещается вмешиваться в личную жизнь граждан. Они обязаны обеспечивать каждому возмож­ность ознакомиться с документами и материалами, которые непосред­ственно затрагивают их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Государственные служащие несут ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Деятельность государственных служащих направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Государственные служащие в пределах своих полномочий обя­заны способствовать:

— созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражда­нина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам;

— охране труда и здоровья людей;

— государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе поддержанию на достойном уровне системы государственных гарантий социальной защиты населения, созданию системы социальных служб;

— охране достоинства личности, недопущению его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами;

— защите частной собственности наравне с государственной, муници­пальной и иными формами собственности и др.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ прин­ципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей.

Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государ­ственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе про­возглашен в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Это соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого

Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допу­скается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависи­мости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям.

Однако государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профес­сионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответ­ствующий государственный орган. Претенденту необходимо иметь образо­вание и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на замеще­ние вакантной должности государственной службы.

3.2. Федеральные законы о государственной службе

 

Центральное место среди федеральных законов о государственной службе занимает Федеральный закон № 58-ФЗ. В соответствии с Кон­ституцией РФ данный Закон закрепляет:

• правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;

• видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и право­охранительной служб как самостоятельных ее видов;

• основы регламентирования государственной службы:

— должности государственной службы (должности федеральной госу­дарственной гражданской службы) (ст. 8);

— реестры должностей (ст. 9);

— реестры государственных служащих (ст. 15);

— правовое положение (статус) федерального государственного служа­щего (п. 4 ст. 10);

— формирование кадрового состава государственной службы (ст. 11);

— поступление на государственную службу, ее прохождение и прекраще­ние (ст. 12);

— классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (ст. 13);

— стаж (общая продолжительность) государственной службы;

— персональные данные государственных служащих (ст. 14);

— управление государственной службой (ст. 16);

— кадровый резерв для замещения должностей государственной службы (ст. 17);

— финансирование государственной службы и программы ее реформи­рования и развития (ст. 18);

• общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы, тем самым указанный закон устраняет возник­шие в последние годы серьезные противоречия в законодательстве. На его основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов РФ, в частности о гражданской службе субъектов РФ;

• основные пединституты государственной гражданской службы (гражданской службы): классификация должностей; порядок их занятия; аттестация; переподготовка и резерв кадров гражданских служащих; право­вое положение гражданских служащих и др.

Базовым федеральным законом в области регулирования гражданской службы в России является также Федеральный закон № 79-ФЗ. Именно он содержит основные правовые нормы, регламентирующие вопросы граж­данской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации.

Структура этого Закона включает в себя преамбулу, определяющую, что данным Законом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным зако­ном № 58-ФЗ устанавливаются правовые, организационные и финансово- экономические основы гражданской службы Российской Федерации, и сле­дующие 17 глав:

— гл.1 «Общие положения»(ст. 1—7: «Основные термины», «Пред­мет регулирования настоящего Федерального закона», «Государственная гражданская служба Российской Федерации», «Принципы гражданской службы», «Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации», «Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов», «Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы»;

— гл.2 «Должности гражданской службы»(ст. 8—12: «Должности граж­данской службы», «Классификация должностей гражданской службы», «Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации», «Классные чины гражданской службы», «Квалификационные требования к должностям гражданской службы»);

— гл.3 «Правовое положение (статус) гражданского служащего» (ст. 13—20.1:«Гражданский служащий», «Основные права гражданского служащего», «Основные обязанности гражданского служащего», «Ограни­чения, связанные с гражданской службой», «Запреты, связанные с граж­данской службой», «Требования к служебному поведению гражданского служащего», «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе», «Представление сведений о доходах, об имуществе и обязатель­ствах имущественного характера», «Представление сведений о расходах»);

— гл.4 «Поступление на гражданскую службу» (ст. 21—22: «Право поступления на гражданскую службу», «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу»;

— гл.5 «Служебный контракт» (ст. 23—32:«Понятие и стороны слу­жебного контракта», «Содержание и форма служебного контракта», «Срок действия служебного контракта», «Предельный возраст пребывания на гражданской службе», «Заключение служебного контракта», «Испытание при поступлении на гражданскую службу», «Перевод на иную долж­ность гражданской службы или перемещение», «Изменение существенных условий служебного контракта», «Временное замещение иной должности гражданской службы», «Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении госу­дарственного органа», «Отстранение от замещаемой должности граждан­ской службы»;

— гл. 6 «Основания и последствия прекращения служебного контракта» (ст. 33—41:«Общие основания прекращения служебного контракта, осво­бождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы», «Расторжение служебного контракта по согла­шению сторон», «Расторжение срочного служебного контракта», «Растор­жение служебного контракта по инициативе гражданского служащего», • Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нани­мателя», «Информирование выборного профсоюзного органа при растор­жении служебного контракта», «Прекращение и приостановление слу­жебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон»,

Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта», «Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Рос­сийской Федерации»);

— гл.7 «Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа»(ст. 42—44: «Персональные данные граж­данского служащего и ведение личного дела гражданского служащего», «Реестры государственных гражданских служащих Российской Федера­ции», «Кадровая работа»);

— гл.8 «Служебное время и время отдыха»(ст. 45—46: «Служебное время и время отдыха», «Отпуска на гражданской службе»);

— гл.9 «Прохождение гражданской службы»(ст. 47—49: «Должностной регламент», «Аттестация гражданских служащих», «Квалификационный экзамен»);

— гл.10 «Оплата труда гражданских служащих»(ст. 50—51: «Оплата груда гражданского служащего», «Фонд оплаты труда гражданских служа­щих и работников государственного органа»);

— гл.11 «Государственные гарантии на гражданской службе»(ст. 52—54: «Основные государственные гарантии гражданских служащих», «Допол­нительные государственные гарантии гражданских служащих», «Стаж гражданской службы»);

— гл.12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на граж­данской службе»(ст. 55—59.3: «Поощрения и награждения за гражданскую службу», «Служебная дисциплина на гражданской службе», «Дисциплинар­ные взыскания», «Порядок применения и снятия дисциплинарного взыска­ния», «Служебная проверка», «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», «Увольнение в связи с утратой доверия», «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения»);

— гл.13 «Формирование кадрового состава гражданской службы» (ст. 60—64: «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы», «Ротация гражданских служа­щих», «Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы», «Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажи­ровка гражданского служащего». «Государственный заказ на профессио­нальную переподготовку, повышение квалификации и стажировку граж­данских служащих», «Кадровый резерв на гражданской службе»);

— гл.14 «Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы» (ст. 65—66:«Финансирование гражданской службы», «Программы развития гражданской службы»);

— гл.15 «Государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 67—68:«Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации», «Ответ­ственность за нарушение законодательства Российской Федерации о госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации»);

— гл.16 «Рассмотрение индивидуальных служебных споров»(ст. 69—70: «Индивидуальный служебный спор», «Органы по рассмотрению индиви­дуальных служебных споров»);

— гл.17 «Вступление в силу настоящего Федерального закона» (ст. 71—74:«Вступление в силу настоящего Федерального закона», «При­знание утратившими силу отдельных законодательных актов», «Приме­нение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», «Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона»).

Как видим, рассматриваемый Федеральный закон № 79-ФЗ регули­рует многие вопросы, касающиеся правового реформирования граждан­ской службы, определяет ее принципы, правовое положение федераль­ного гражданского служащего и гражданского служащего субъекта РФ, классификацию должностей гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные условия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и ряд других вопросов.

Следует обратить внимание на то, что многие нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 79-ФЗ, были введены впервые:

— установлено, что гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обе­спечению полномочий Российской Федерации или субъектов РФ. При этом полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ возложены на руководителя государственного органа, а также на лицо, заме­щающее государственную должность, либо их представителей;

— учреждены четыре новые категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Эго позволяет более детально выработать требова­ния к ним, уточни и. должностные обязанности, уровень заработной платы и социальные гарантии;

— введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы;

— основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период), при этом срочные служебные контракты касаются преимуще­ственно руководителей, их заместителей и помощников (советников);

— в целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен должностной регламент, регулирую­щий служебную деятельность. Он включает в себя квалификационные требо­вания; перечень вопросов, по которым служащий вправе самостоятельно при­нимать решения; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности служебной деятельности и др.;

— для определения соответствия служащего занимаемой должности предусмотрена аттестация государственного служащего (один раз в три года). В состав аттестационной комиссии должны входить независимые эксперты численностью не менее одной четверти от общего количества членов;

- установлены классные чины вместо квалификационных разрядов. Присвоение чина осуществляется но результатам квалификационного экзамена персонально. К компетенции Президента РФ отнесено присво­ение только классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;

— гражданским служащим разрешено при условии уведомления нани­мателя заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к кон­фликту интересов;

— определен механизм разрешения возможных конфликтов между государственными и личными интересами на государственной службе, который включает образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов;

— установлено, что более доступной для общества должна стать информация о функционировании гражданской службы, а в деятельности государственных служащих шире использоваться возможности инфор­мационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;

— закреплен единый порядок формирования кадрового резерва посредством включения в него наиболее перспективных работников на конкурс­ной основе в целях качественной работы по профессиональной подготовке и повышению квалификации лиц, рассматриваемых в качестве кандидатов для замещения вышестоящих должностей, а также оперативного решения вопросов назначения на вакантные должности;

предусмотрено, что с целью усиления мер по предотвращению кор­рупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу;

— введен запрет: гражданин, замещавшим должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный норматив­ными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в слу­чаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должност­ные (служебные) обязанности гражданского служащего;

— предусмотрен новый порядок оплаты служебной деятельности слу­жащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;

— для привлечения на государственную службу высококвалифици­рованных специалистов из числа выпускников высших и средних специ­альных учебных заведений предусмотрена возможность заключения дого­вора между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В Федеральном законе № 79-ФЗ были впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на дополнительное профессио­нальное образование — профессиональную переподготовку и повышение квалификации, которые должны осуществляться по мере необходимо­сти, но не реже одного раза в три года, и установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнитель­ного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обу­чению. Кроме того, был введен единый для государственных органов поря­док планирования и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служебный) регла­мент государственного служащего.Предусматривается, что он является основным правовым актом, регламентирующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый государ­ственный служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом долж­ностной регламент должен включать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государствен­ного органа с гражданином, участие заявителей в принятии решений; опре­делять сферу ответственности чиновника; содержать процедуру рассмотре­ния споров и конфликтов.

Таким образом, Федеральный закон № 79-ФЗ охватывает основные направления регулирования деятельности гражданских служащих Россий­ской Федерации.

В результате принятия этого закона в целом была реализована осново­полагающая идея Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 авгу­ста 2001 г., о публично-правовом характере государственной службы, об определении ее как института, призванного обеспечивать регули­рование отношений между гражданами и государственными органами, а не только исполнение полномочий последних. Идея о публично-право­вом статусе государственного служащего означает, что государственная служба относится к предмету публичного права, а государственный слу­жащий перестает быть обычным наемным работником с особенностями правового статуса.

Важным федеральным законом для развития гражданской службы в современной России следует считать Федеральный закон № 395-ФЗ. Соответствующий законопроект был подготовлен и внесен в Правитель­ство РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010—2011 гг., утвержденного Ука­зом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N2 460.

Указанным Законом в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на гражданской службе внесены изменения в феде­ральные законы № 58-ФЗ; № 79-ФЗ, а также в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответствен­ности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”». Среди них:

— ст. 11 Федерального закона № 58-ФЗ дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает фор­мирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматри­вается ротация государственных служащих, определяются федеральными законами о видах государственной службы;

— Федеральный закон № 79-ФЗ дополнен ст. 60.1. В указанной ста­тье устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обя­занность представителя нанимателя в данном случае предложить иную должность государственной гражданской службы. Так, ч. 1 этой статьи определено, что ротация гражданских служащих проводится в целях повы­шения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает два вида ротации граж­данских служащих внутри органа государственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительном власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руко­водителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Перечни должностей федеральной гражданской службы, по кото­рым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, согласно ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правитель­ство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной вла­сти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

В указанный перечень в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных орга­нах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих кон­трольные и надзорные функции. Таким образом, приоритетом вводимой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ. Очевидно, зако­нодатель предполагал, что коррупциогенность именно этих должностей федеральной гражданской службы наиболее высока.

Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные долж­ности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной гражданской службы, проводится в соответствии с утверж­денными Президентом РФ перечнями должностей федеральной граждан­ской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент РФ, или утвержденными Правительством РФ переч­нями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

При этом ч. 5 указанной статьи устанавливает, что ротация граждан­ских служащих проводится в пределах одной группы должностей граждан­ской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям государственной гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.

План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверж­дается руководителем федерального органа исполнительной власти, руко­водство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Прави­тельство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласо­ванию с федеральным министром.

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта РФ, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

 

3.3. Федеральное подзаконное регулирование государственной службы

 

Важную роль в регулировании отношений, связанных с гражданской службой, играют указы Президента РФ и постановления Правитель­ства РФ.

Значительная часть указов относится к организации государственной службы и реализации Федерального закона № 79-ФЗ.

Указы Президента РФ о государственной службе можно разделить на несколько групп, включающих указы, регулирующие вопросы:

— организации и управления государственной службой;

— повышения квалификации, переподготовки и стажировки государ­ственных служащих;

— финансирования государственной службы и денежного содержания государственных служащих.

В первые дни вступления в силу Федерального закона № 79-ФЗ 1 фев­раля 2005 г. были утверждены следующие указы Президента РФ:

№ 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служа­щих Российской Федерации»;

N° 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государствен­ными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их зна­ний, навыков и умений»;

№ 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государствен­ной гражданской службы Российской Федерации»;

№ 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государ­ственной гражданской службы Российской Федерации федеральным госу­дарственным гражданским служащим».

Действуют также указы:

от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме сл


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.