Билет 16. Романская архитектура Италии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Билет 16. Романская архитектура Италии.

2017-06-09 733
Билет 16. Романская архитектура Италии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Церкви Сант Амброджо в Милане, Пармский соборный комплекс, Пизанский соборный комплекс, сан Микеле в Лукке, Сан Марко в Венеции, Санта Фоска в Торчелло, Сан Миниато аль Монте и Баптистерий Сан Джованни во Флоренции, двор Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме, Санта Мария ин Космедин в Риме, Св.Николая в Бари, Сан Джованни дельи Эремити и Сан Катальдо в Палермо, собор в Монреале, собор в Чефалу.

 

ü Романика вставляет формы архитектуры, которые могут помочь иерархизировать слишком простое пространство

 

· Художественная культура Италии – ряд специфических особенностей: историческое прошлое страны (античное величие) + своеобразие развития (раннее возрождение городов)

· Традиции античности и средневекового запада и востока переплетаются здесь более тесно, чем где бы то ни было в Европе = очень разнохарактерное искусство

· Романская архитектура Италии ближе к раннехристианскому зодчеству: церкви приземисты и широки, планы просты, обход вокруг алтаря и венец капелл отсутствуют

· Широкие средние нефы – деревянные перекрытия, к концу 12в – крестовые своды

· Центры:

1. Папский Рим – догматический и консервативный

2. Южные области+Сицилия – долго держалось византийское господство, затем арабы с норманнами

3. Север – Ломбардия с Миланом и Венеция – зарождение смелых новшеств в архитектуре

· Культовое зодчество: храмы – базиликальный тип; крещальни – центрический тип

· Главные архитектурные центры: Ломбардия и Тоскана

· Ломбардские церкви 12 в – особая роль фасадов; Ломбардцы первые в Западной Европе эпохи средневековья использовали кирпич в качестве материала для сооружения культовых зданий, впервые применили ряд конструктивных приемов, подхваченных по другую сторону Альп: лизены (или лопатки), членение фасада лопатками, перекрытие крестовыми сводами главного нефа, чередование опор; сильны традиции позднеантичного и раннехристианского зодчества - сводчатых здесь продолжали пользоваться плоскими деревянными перекрытиями; В планировке церквей Ломбардии, как правило, сохраняется базиликальный принцип: корпус храма, имеющий три нефа, лишен развитого трансепта и заканчивается тремя абсидами.

· Тоскана - исторический переход от средневековья к Возрождению произошел ранее, чем где-либо, и притом в классической форме.

· Флоренции – продолжает позднеантичные традиции (полихромная мраморная облицовка + элементы античного ордера = светлое, праздничное звучание); архитектура Флоренции. Характерной особенностью флорентийского строительства является ориентация на раннехристианские базилики с их деревянными перекрытиями, Т- образным расположением трансепта, античными пропорциями колонн. Строительным материалом здесь служил горный камень, а для облицовки применялся разноцветный (обычно белый и темно-зеленый) мрамор. Располагаемый простым геометрическим узором, он придавал зданиям неожиданную для романской эпохи нарядность и жизнерадостность. Такое убранство получило наименование инкрустанионного стиля. = САМОЕ антикизирующее звено в истории романской архитектуры!

· Рим – оживление строительства на пороге 12в; не создали новых архитектурных типов. Новое: сооружение высоких колоколен; в Риме не состоялись большие романские базилики = ничто не способно заслонить величие позднеантичного Рима

· Венеция – переплавила в своем зодчестве разнообразные тенденции; Надо отметить, что следование византийской традиции не препятствовало решению творческих задач, специфических именно для Венеции. Мироощущению процветающей Венецианской республики более всего соответствовали образы и формы праздничного характера. В искусстве Византии венецианцев привлекала не столько его догматическая сторона и утонченный спиритуализм, сколько его торжественная репрезентативность.

· Сицилия – восточная роскошь + элементы западной и византийской культуры

 

ü Памятники архитектуры и изобразительного искусства в различных областях страны отличались ярко выраженными местными особенностями и имели своей первоосновой весьма различные художественные традиции.

ü Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции

ü Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией: 1) В произведениях архитектуры это сказывается в соразмерности человеку их масштабов и пропорций, в спокойном равновесии тектонического построения, в том чувстве меры, которое присуще им, начиная от общего композиционного замысла вплоть до отдельных деталей архитектурного декора. 2) В скульптуре итальянские мастера унаследовали от античности естественность и жизненность своих пластических образов в сочетании с тем чувством величественной и благородной красоты, которое осталось характерным качеством итальянского искусства на протяжении многих столетий.

ü Наконец, одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья.

 

ü = Множественный мир с локальными традициями

 

v Сант Амброджо в Милане

- 1117 год – землетрясение – перестройка базилики

-! сильное влияние полносводчатой базилики севера = нет клеристория + крупные галереи!

- попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену

- главный свод перекрыт крестовыми сводами на диагональных гуртах; В этом раннем сооружении романской эпохи применяются высокие крестовые своды, укрепленные нервюрами. Как известно, именно это нововведение приближало романский свод к готической каркасной конструкции

- большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»)

- обширный атрий

- Фасад фактически превращен в двухъярусную лоджию, составленную из больших ритмически- плавных арок полуциркульной формы. Тонкие лопатки равномерно расчленяют стену, их тяготение вверх уравновешивается двумя полосками аркатурного пояса

 

v Пармский соборный комплекс (после 1117-1307)

- более устойчивая стилистика и типология

- память о трехлепестковых планах + длинный романский неф

- полноценная базилика с пристенными ордерами, устроенными полновесной французской схеме

- баптистерий: очень цельная форма, набирается не иерархически, а равноположенными элементами

- Элементы светскости, тенденция к гармоническому образу, присущие всему ломбардскому зодчеству, отчетливо выступают в ансамбле пармской соборной площади, созданном во второй половине 12 в. и включающем собор, кампанилу и баптистерий

- Фасады становятся более плоскими, графическое начало приходит на смену пластическому. Стремясь к гармонической ясности, создатели членят фасады на ярусы

-! более регулярно и упорядоченно, менее антикизирующе

 

v Пизанский соборный комплекс (начат 1063г)

- Собор: крестообразный ввиде латинского креста; прототип: Калат-Симан; иерархия ордеров – выражение при помощи ордеров многоярусности + сильное виз. Воздействие: сжатие и разжатие аркады (3 портала наложены на 5 нефный собор)

- Баптистерий: внутри – вольная копия ротонды Гроба Господня

- строительство начато в 1063 г. закладкой собора (мастер Брускето)

- план: рукава трансепта пятинефного собора = две маленькие трехнефные базилики с апсидами

- после 1118г: мастер Райнальдо – удлинил главный неф+возвел фасады

- 1153г: заложен баптистерий (арх Дотисальви)

- 1174г: начало строительство кампаниллы (Гульельмо и Бонанно): монолитное основание, окруженное слепыми аркадами – над: 6 ярусов арочных галерей = единый лейтмотив всего ансамбля

 

v Сан-Микеле в Лукке

- резкое повышение декоративности

 

v Сан-Марко в Венеции (11-15 вв)

- Сен-Фуа в Периге

- днмонстративная функциональность ордера = романика

- основа: церковь 12 апостолов

- Сооружение собора началось после того, как в 976 г. сгорела более древняя базилика. Он строился главным образом в 1063 —1085 гг.

- довольно близок к интерьеру храма Апостолов в Константинополе (6 в.), но не является его точным повторением. Собор св. Марка имеет в плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. В свою очередь каждый из куполов образует центр крестовокупольной группы

- Интерьер храма отличается большей пространственностью, нежели интерьеры византийских церковных построек того времени

 

v Сан Миньято аль Монте (начата в 1062г)

- открытые стропильные конструкции = облик раннехристианской базилики

- западный фасад облицован мрамором

- трехнефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами, без трансепта

- западный фасад в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери

- Хотя фасад Сан Миньято точно соответствует внутренней структуре сооружения, он все же воспринимается в значительной мере как декоративная плоскость.

 

v Баптистерий Сан Джованни во Флоренции (ок.1060-1150гг)

- двухслойная обработка фасадов

- Восьмиугольное здание центрического типа перекрыто восьмилотковым сводом наподобие купола; однако снаружи этот свод заслонен скатами кровли

 

v Сан-Микеле в Павии

- суровая монументальность романских памятников. Снаружи фасад храма расчленен соответственно его трехнефному делению

- более внятное соотношение ордеров = большие ордера обслуживают большие помещения

 

v Сан-Дзено в Вероне

- Широкий корпус трехнефной базилики сохранил первоначальное деревянное перекрытие с открытыми стропилами

- По-ломбардски плоский фасад с крыльцом-балдахином оживлен лопатками, акцентирующими его вертикальную направленность.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.