С задержкой психического развития — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

С задержкой психического развития

2017-06-05 296
С задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем, для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Обучение детей с ЗПР осложняется такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, инертность (ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа выполнения задания на другой). Недоучет ситуации, неумение тормозить свои желания, неспособность к волевому усилию затрудняют приспособление к условиям школы. Ограниченная возможность к организованной целенаправленной деятельности, недостаточная выраженность интеллектуальных интересов, слабая мотивация учебной деятельности, сочетаясь с недостатками восприятия, памяти, внимания, работоспособности, координации движений, речевым недоразвитием, делают недоступными для этих детей темп и объем общепринятой школьной программы.

Принципы коррекционного обучения младших школьников с ЗПР:

1. Динамичность восприятия: подбор заданий с постепенным нарастанием сложности, включение в работу всех анализаторов.

2. Продуктивная обработка учебной информации: перенос действий на индивидуальные задания, дозированная помощь детям.

3. Развитие и коррекция высших психических функций: коррекционные упражнения и задания с выделением доминантного анализатора.

4. Мотивация учения: постановка проблемных вопросов, законченных инструкций, дидактическая значимость оценки.

Целью коррекционной работы с младшими школьниками является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования для успешной социальной адаптации к школьным условиям и реалиям окружающей жизни.

Задачи коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста. Успешное освоение школьниками с трудностями в обучении знаний, умений и навыков требует особого внима­ния учителей и специалистов к решению ряда задач.

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуля­ционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно- мотор­ной координации и др.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окру­жающей действительности, которые позволят ребенку воспри­нимать учебный материал осознанно.

3. Формирование социально-нравственного поведения, обес­печивающего детям успешную адаптацию к школьным усло­виям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отноше­ние к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).

4. Формирование учебной мотивации.

5. Развитие личностных компонентов познавательной дея­тельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для де­ятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответ­ствии с наглядным образцом и (или) словесными указания­ми учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллек­туальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умо­заключений и др.).

8. Повышение уровня общего развития школьников и кор­рекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учеб­ного материала и др.).

9. Охрана и укрепление соматического и психоневрологи­ческого здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата пси­хологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах; физическое закаливание школьников, общеукрепляющая и ле­чебно-профилактическая медикаментозная терапия.

10. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, ком­муникативных функций речи, активное воздействие на фор­мирование интеллектуальных и практических умений.

11. Системный разносторонний контроль с помощью спе­циалистов (врачи, психологи, дефектологи) за развитием ре­бенка.

12. Создание учебно-методического оснащения, необходимо­го для успешного освоения детьми общеобразовательных (кор­рекционных) программ в соответствии с требованиями обра­зовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

Дидактические требования к урокам в коррекционном классе.

а) Общие требования:

- научность, точность учебного материала;

- четкая формулировка целей и путей их достижения в ходе урока;

Определяются три цели:

дидактическая - (получение новой информации, повторение ранее усвоенного материала);

коррекционная - ее реализация определяется включением в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений, игровых моментов, физминуток, сменой видов деятельности, направленных на развитие высших психических функций, Степень коррекционной направленности урока зависит от методов и приемов работы на уроке, от четко и конкретно спланированной коррекционной цели;

воспитательная - воспитание мотивации к учению, потребности и желания приобрести знания.

б) Соответствие учебного материала программным требованиям, теме, целям урока, возрасту, уровню познавательных способностей обучающихся с учетом их психофизиологического состояния;

в) Объем изучаемого материала (недогрузка, перегрузка), характер усвоения знаний, включение разных анализаторов, какие психические функции будут наиболее задействованы.

г) Степень самостоятельности работы, качество оформления задания, перенос знаний на свое индивидуальное задание;

д) Наглядность, ее дидактическая роль.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

■ развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

§ развитие навыков каллиграфии;

§ развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

§ развитие зрительного восприятия и узнавания;

§ развитие зрительной памяти и внимания;

§ формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

§ развитие пространственных представлений ориентации;

§ развитие представлений о времени;

§ развитие слухового внимания и памяти;

§ развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

§ З. Развитие основных мыслительных операций:

§ навыков соотносительного анализа;

§ навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

§ умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

§ умения планировать деятельность;

§ развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

§ развитие наглядно-образного мышления;

§ развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи

§ связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.