Терапевтические функции изобразительной деятельности (художественной экспрессии и импрессии) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Терапевтические функции изобразительной деятельности (художественной экспрессии и импрессии)

2017-06-04 401
Терапевтические функции изобразительной деятельности (художественной экспрессии и импрессии) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Более пристальное наблюдение за процессом арт-терапевтической работы в группах разного типа и состава позволяет говорить о связанных с фактором художественной экспрессии и импрессии разных терапевтических функциях. Данные функции могут обеспечивать различные лечебно-реабилитационные эффекты арт-терапии, проявляющиеся в тесной связи с клиническими и личностными особенностями пациентов, стадиями терапевтических изменений, группового и лечебно-реабилитационного процессов. Благодаря наблюдениям за творческими проявлениями больных нами были конкретизированы следующие функции художественной экспрессии и импрессии (Рис. 3).

 

Рис. 3 Терапевтические функции арт-терапии, связанные с фактором художественной экспрессии и импрессии (фактором изобразительной деятельности)

 

· Коммуникативная функция изобразительной деятельности, связанная с тем, что она может передавать чувства и представления, быть средством усвоения, переработки и передачи информации в межличностном контексте.

· Фокусирующая/актуализирующая функция, связанна со способностью изобразительной деятельности фокусировать внимание пациентов на определенных внешних объектах или представлениях, оживлять воспоминания и вызывать чувства, связанные с прошлыми или текущими событиями.

· Стимулирующая функция, связанная с тем, что при создании и восприятии изобразительной продукции происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности — а также физической сферы пациентов.

· Организующая (интегрирующая) функция связана с тем, что изобразительная деятельность способствует упорядочиванию поведения и мышления, более согласованной работе разных сенсорных систем и сфер психической деятельности. Так, упорядочивание мыслительных процессов может быть связано с тем, что художественная деятельность помогает сформировать новые, комплексные представления, процессу когнитивного синтеза.

· Объективирующая функция заключается в способности изобразительной деятельности делать зримыми переживания и личностные проявления человека. Благодаря этому пациент может, например, увидеть и осознать переживаемые им внутриличностные конфликты, неадекватные когнитивные, эмоциональные и поведенческие стереотипы. Продукты творческой деятельности отражают отношение автора к самому себе, людям и окружающему миру и позволяют ему это отношение не только проявить, но и понять.

· Функция отражения динамики внешних и внутренних изменений заключается в том, что изобразительная деятельность позволяет увидеть и осознать изменения, происходящие вследствие тех или иных событий или психотерапевтической работы. Данная функция ярко проявляется в процессе восприятия и анализа серии созданных пациентом за определенный период времени рисунков.

· Смыслообразующая функция изобразительной деятельности заключается в том, что она помогает пациенту увидеть личный смысл разных жизненных событий, поступков и переживаний. Это становится возможным благодаря тому, что изобразительная деятельность обеспечивает необходимую для рефлексии отстраненность от ситуации, и тем самым, ее восприятие в новом свете. Смыслообразующая функция изобразительной деятельности в какой-то мере связана с выбором тем и объектов изображения, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого психологического материала и его содержательная переработка.

· Смыслообразующую функцию часто дополняетфункция рефрейминга, которая связана с включением объекта восприятия (каковыми могут являться рисунки и отраженные в них чувства и мысли человека) в иной смысловой контекст, что приводит к изменению приписываемого объекту содержания. Применительно к изобразительной деятельности это, в частности, может быть связано с применением различных техник, предполагающих творческие изменения ранее созданных художественных работ, развитием затронутых в них тем на основе других форм творческого самовыражения, повторного обсуждения и анализа работ. При этом автор может увидеть свои чувства и поступки в новом свете. Рефрейминг также тесно связан с восприятием авторских работ другими людьми, психотерапевтом или группой.

· Защитная функция связана с тем, что изобразительная деятельность обеспечивает дистанцирование от сильных переживаний и проявление различных защитных механизмов (сублимация, замещение, фантазирование и других). Эта функция также основана на том, что благодаря выражению в изобразительной деятельности сложных чувств, у автора появляется ощущение возрастающего контроля над ними. Ощущение контроля и власти над чувствами еще более усиливается, если человек изменяет ситуацию, изображенную на рисунке в более благоприятном для себя направлении, либо делает ее завершенной.

· Экспрессивно-катарсическая функция изобразительной деятельности проявляется как на этапе создания изобразительной продукции, так и на этапе ее восприятия и обсуждения. Отреагирование переживаний тесно связано с сенсорными, физическими свойствами изобразительных материалов и манипуляциями с ними в процессе творческой деятельности, а также их выражением в словесной форме. Дополнительные возможности для выражения чувств заключены в использовании музыки, ролевой игры и иных приемов творческого самовыражения, используемых в ходе арт-терапии, наряду с изобразительными средствами.

Значение фактора художественной экспрессии и импрессии относительно других факторов (фактора психотерапевтических и групповых отношений и фактора обратной связи) в достижении положительных эффектов арт-терапии было особенно велико у тех пациентов, которым было трудно выражать свои чувства и представления словами. Некоторые из них могут увлеченно работать над созданием индивидуальных рисунков, нередко отличающихся высокими эстетическими достоинствами. При объяснении же содержания своей продукции в ходе занятий эти больные обычно испытывают трудности. Попытки их вовлечения в те или иные виды совместной деятельности оказывались, как правило, малопродуктивными. Можно сделать вывод о том, что индивидуальная художественная деятельность таких больных в атмосфере группы отвечает их потребностям, в частности, потребности в сохранении психологической автономности, укреплении личных границ, организации и осмыслении опыта посредством индивидуальной творческой активности. Группа и психотерапевт оказывают на таких пациентов фасилитирующее и поддерживающее воздействие.

Проведенные нами исследования (с применением опросника творческих увлечений) недвусмысленно показывают, что участие в групповой арт-терапии способствует заметной активизации творческой активности пациентов, связанной как с творческой экспрессией, так и импрессией. Мы обратили внимание на то, что определенная категория больных демонстрирует особенно выраженный рост творческой и общекультурной активности на фоне реализации арт-терапевтической программы. Причем, такие пациенты могут различаться по нозологической принадлежности и синдромологическим особенностям. Часто решающее значение для проявления творческих наклонностей больных имеют не столько клинические, сколько личностные особенности, а также систематическая поддержка их творческих занятий близкими людьми, специалистом и обществом.

Средством психологической поддержки таких пациентов на пути их творческой самореализации в некоторых случаях выступает положительная оценка их изобразительной продукции. В отношении таких больных важная роль психотерапевта заключается в создании оптимальных условий для их самостоятельной работы и защите их личного пространства. Психотерапевт может оказывать им помощь технического характера и постепенно, с осторожностью, вовлекать их в различные виды вербальной обратной связи и иные формы работы на основе созданной изобразительной продукции (например, создание художественных повествований). Определенное значение для таких пациентов имеет экспонирование работ (в арт-терапевтическом кабинете, иных помещениях лечебно-реабилитационного учреждения и за его пределами, при условии получения от авторов информированного согласия на показ их работ), способствующее эмоциональной поддержке и повышению самооценки.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.