Глава 5 Перцептивная психика — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 5 Перцептивная психика

2017-06-02 81
Глава 5 Перцептивная психика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На низшем уровне перцептивной психики находятся высшие беспозвоночные животные — членистоногие и головоногие моллюски. Членистоногие могут передвигаться по суше всеми возможными способами (ползание, хождение, бег, прыжки). В воде членистоногие плавают, ныряют, ползают по грунту и даже бегают по поверхности воды. У насекомых впервые появился совершенно новый способ передвижения — полет с помощью крыльев.

Согласно сложной и высокодифференцированной организации двигательного аппарата, находится и сложное строение центральной нервной системы членистоногих и моллюсков: главные ганглии сливаются вместе и образуют мощный надглоточного ганглий (головной мозг), состоящий из нескольких отделов — афферентного, эфферентного и ассоциативного.

Наиболее типичными представителями низшего уровня развития перцептивной психики среди членистоногих насекомые. Большую роль в их жизни играет зрение. Главный орган зрения — это фасеточный глаз, обеспечивает так называемый «мозаичное зрение», поскольку каждая фасетка воспринимает лишь небольшую частичку окружающей среды. В мозгу насекомого зрительные изображения синтезируются в целостную картину, как это происходит и в позвоночных животных. Насекомые очень близоруки. Так, четкое видение бабочки крапивницы возможно только на расстоянии 2-3 см, а от объектов, расположенных на расстоянии 5-7 см и далее, насекомые получают расплывчатое изображение, но, видимо, этого вполне достаточно для общей ориентации в пространстве.

Вершиной развития инстинктивных компонентов общения в членистоногих ритуализация, которая особенно четко выражена в репродуктивном поведении насекомых, в частности в «ухаживании» самцов, специализированных звуковых сигналах и территориальной поведении. После известных работ К. А. Фабра по изучению сложных форм поведения насекомых долгое время господствовало представление о жесткой детерминированности этого поведения генотипом. Однако в действительности инстинктивное поведение насекомых также совершенствуется обучением, но это обучение выполняет вспомогательную, хотя и весьма заметную роль. Так, роль обучения в поведении насекомых отчетливо проявляется в танцах пчел: каждая пчела должна научиться «понимать» язык этого танца. В разных рас пчел отдельные компоненты танца несут различную информацию.

Высший уровень перцептивной психики присущ большинству позвоночных животных. Однако только у высших позвоночных животных оказываются все сложные проявления психической деятельности, которые вообще встречаются в животном мире.

Перцептивная психика предполагает наличие у животных различных, взаимодействующих между собой сенсорных систем, которые в целом дают адекватное отражение окружающей действительности. Поэтому у всех классов позвоночных развитые практически все виды чувствительности, правда, в разной степени. Так, у многих млекопитающих ведущую роль в жизни играет обоняние. Например, крот слышит добычу сквозь толщу земли, а белый медведь — сквозь лед. Всем известны замечательные способности собак с их острым обонянием.

Зрение лучше развит у птиц и приматов. Он играет важную роль в при добыче пищи, защитной, репродуктивном поведении, обеспечивая четкую ориентацию животных в пространстве. Почти все позвоночные способны к предметному восприятия, в частности к восприятию формы. Поэтому практически все позвоночные находятся на стадии перцептивной психики, хотя в пределах этой группы животных наблюдаются существенные различия между низшими и высшими позвоночными.

Высшие позвоночные в очень сложных ситуациях могут отличать отдельные детали в различных объектах и познавать эти объекты в очень измененном виде. Следовательно, у них есть достаточно сложные представления, в которых фиксируется в общем виде индивидуальный опыт, позволяющий животному легче ориентироваться в изменчивой окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей.

Многим позвоночным свойственна довольно сложная умственная деятельность. Так, у голубей есть врожденная способность к навигации и восприятия времени, они хорошо распознают зрительные образы, их можно научить различать изображения различных ландшафтов. Голуби способны в определенной степени к понятийного невербального мышления: они узнают воду в форме капель, бурной реки или спокойного озера; человека — независимо от того, одет он или голый, одн или в толпе и т. д.

В то же время голуби (и обезьяны) не способны отличить изображения птиц разных видов от изображений животных других классов, то есть они не могут оперировать понятиями «птица» и «животное», хотя легко отличают отдельные конкретные изображения. Однако хотя голубь способен образовать понятие воды, дерева, человека, этот процесс не требует особого умственного абстрагирования или наличия психических образов — голуби могут просто распределять объекты внешнего мира на определенные категории. И все же способность к предметному восприятию, анализу и обобщению, а тем самым к формированию представлений является важной предпосылкой образования сложных навыков и невербальных понятий у позвоночных животных.

 

 

Заключение

 

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако, говоря об интеллекте, «уме» животных, их мышлении необходимо прежде всего отметить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких – нет. Очевидно, речь может идти лишь о высших позвоночных, но явно не только о приматах, как это до недавнего времени принималось. Вместе с тем интеллектуальное поведение животных является не чем-то обособленным, из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений единой психической деятельности с ее врожденными и благоприобретаемыми аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врожденной основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Поэтому интеллектуальное поведение дает наибольший приспособительный эффект, на что и обратил особое внимание А.Н.Северцов, показав решающее значение высших психических способностей для выживания особей и продолжения рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания.

Предпосылкой и основой развития интеллекта животных – во всяком случае в направлении, ведущем к человеческому сознанию – является манипулирование, причем прежде всего с биологически «нейтральными» объектами. Особенно, как уже было показано, это относится к обезьянам, для которых манипулирование служит источником наиболее полных сведений о свойствах и структуре предметных компонентов среды, ибо в ходе манипулирования происходит наиболее глубокое и всестороннее ознакомление с новыми предметами или новыми свойствами уже знакомых животному объектов. В ходе манипулирования, особенно при выполнении сложных манипуляций, происходит обобщение опыта деятельности животного, формируются обобщенные знания о предметных компонентах окружающей среды, и именно этот обобщенный двигательно-сенсорный опыт составляет главнейшую основу интеллекта обезьян.

О манипулировании человекообразных обезьян «биологически индифферентными» предметами Павлов говорил: «Это же – самая настойчивая любознательность. Так что нелепое утверждение, будто у животных ее нет, нет в зачатке того, что есть у нас и что в конечном счете создало науку, – не отвечает действительности». В качестве примера Павлов сослался на наблюдавшееся им у шимпанзе манипулирование предметами, в частности коробкой, в которой нет «никаких апельсинов, ни яблок». Тем не менее обезьяна «долгое время возится... над решением механических задач, которое не обещает ей никаких выгод, никакого материального удовлетворения».

 

Список литературы

1. http://www.studfiles.ru [Электронный ресурс]: Проблема интеллекта животных - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2424592/page:37/.

2. http://www.e-reading.club [Электронный ресурс]: Перцептивная психика - Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/97783/21/Filip%27echev%2C_Stupina_-_Zoopsihologiya__konspekt_lekciii.html

3. http://www.tinlib.ru [Электронный ресурс]: Общая характеристика психики животных - Режим доступа: http://www.tinlib.ru/domashnie_zhivotnye/zoopsihologija_konspekt_lekcii/p6.php.

4. http://strec.ucoz.com [Электронный ресурс]: Эволюция психики животных: концепции развития - Режим доступа: http://strec.ucoz.com/publ/17_ehvoljucija_psikhiki_zhivotnykh_koncepcii_razvitija/1-1-0-17.

5. http://works.doklad.ru [Электронный ресурс]: Интеллект стадии развития психики - Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/ufB7zPlP81U.html.

6. http://www.k2x2.info [Электронный ресурс]: Общая характеристика психической деятельности животных - Режим доступа: http://www.k2x2.info/biologija/osnovy_zoopsihologii/p5.php#metkadoc23

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.