Что значит для новорожденного ребенка время, проведенное отдельно от родителей? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Что значит для новорожденного ребенка время, проведенное отдельно от родителей?

2017-06-04 286
Что значит для новорожденного ребенка время, проведенное отдельно от родителей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы не говорим о том, чтобы оставить новорожденного малыша в детском са­ду, — для этого он еще слишком мал. Мы даже не предлагаем оставить ма­лыша в другой комнате. Мы имеем в ви­ду, что младенец должен быть способен оставаться один даже в вашем присут­ствии, так же как и вы остаетесь наеди­не с собой и со своими мыслями рядом с ребенком. Действительно, малыш спо­коен, когда его мама просто находится возле него.

С момента рождения ребенок ста­новится отдельным существом и вместо физической связи с мамой, существо-



Глава 10. Время не вместе


Взрослый — спасительный якорь...



 


вавшей во время беременности, теперь малышу нужно установить эмо­циональные отношения с близкими людьми. Малыш находится вместе с мамой и папой с первых часов своей жизни в родильном доме, и его задача — развивать отношения привязанности с ними и делать все воз­можное, чтобы взрослые начали привязываться к нему.

Когда наши предки были кочевниками и много передвигались, было очень важно не оставлять младенца одного, чтобы его не забыли и не потеряли во время переходов. Поэтому они носили своих малышей на себе, как это делают человекообразные обезьяны. Остаться без мате­ри означало в те времена верную смерть. Человеческий детеныш рож­дается слишком беспомощным, он физически не в состоянии повиснуть на своей маме, как детеныш обезьяны, поэтому не быть оставленным и забытым для него жизненно важно.

У младенцев есть специальные навыки для привлечения внимания взрослых, чтобы они взяли их на руки, — это улыбка, гуление, взгляд. Но матери не всегда находятся рядом, иногда не могут или не хотят брать ребенка на руки, и тогда младенцы начинают плакать, чтобы ма­ма обратила на них свое внимание.

Взрослый - спасительный якорь в бушующем море новых ощущений

Малыш начинает свое существование, будучи частью тела своей ма­тери, затем он становится физически независимым (отдельным), и его окружает целый мир с огромным количеством стимулов. Пока младе­нец находился в утробе матери, ему было не на что смотреть и было слишком тесно, чтобы свободно двигать руками и ногами. После появ­ления на свет малышу предстоит узнать, что представляют собой его те­ло, руки и ноги, которых он раньше не видел, а также понять, что зна­чит видеть и слышать. В моменты, когда малыш еще не слишком устал, ему необходимо в некоторой степени контролировать то, что происхо­дит вокруг.

До рождения младенцу не приходилось справляться с таким боль­шим количеством поступающей к нему информации. Чтобы обратить внимание на взрослого, ребенку приходится отвлекаться от множества других стимулов, зачастую ярких и громких. Малышу не всегда удается


это сделать, также как и взрослым не всегда удается сконцентрировать­ся на чем-то одном, пусть и очень важном. Известно, что новизна и яр­кость часто привлекает наше внимание, отвлекая от повседневных дел, поэтому не удивляйтесь, если ваш малыш не может удерживать внима­ние на каком-либо объекте так долго, как вам бы этого хотелось.

Новорожденный ребенок пока еще слишком зависим, он нуждает­ся во взрослом как в якоре в этом новом незнакомом мире. Но прежде чем начать изучать мир, младенцу предстоит поближе узнать своих ро­дителей.

В первые дни жизни ребенка время летит очень быстро. Его родите­ли учатся дозировать стимуляцию, поступающую к ребенку, — то умень­шая, то увеличивая ее интенсивность. Они меняют интонацию голоса, поют песенки, предлагают игрушки, купают, качают малыша и т. д. Это дозирование стимулов необходимо, чтобы дать ребенку возможность сосредоточится на главном в каждый момент времени, и помочь на­учиться контролировать сигналы, в большом количестве поступающие от окружения.

Вы можете облегчить малышу эту нелегкую задачу, если поймете, с чем ему приходится справляться, и защитите его от переутомления, поскольку новорожденные дети действительно легко могут переуто­миться.

Иногда младенцам не хватает внимания взрослых, но бывает и так, что они получают больше стимуляции, чем способны вынести. Это мо­гут быть, например, незнакомые лица, бабушки и дедушки, гости, ко­торые подходят слишком близко к малышу, издавая при этом громкие незнакомые звуки. Родителям и особенно другим взрослым иногда так хочется получить ответ от ребенка, что они не замечают его утомления и не дают ему возможности отдохнуть и успокоиться. Ведь он только недавно находился там, где он ничего не видел, а звуки, которые он слышал, не были связаны со зрительными образами. И хотя младенцам так нравится смотреть на лица, у вашего новорожденного малыша еще не было достаточно времени, чтобы хорошо узнать ваше лицо.

Овладев некоторыми способностями контролировать собственное тело и регулировать поток многочисленных поступающих к нему стиму­лов, младенец начинает все больше и больше искать вашего внимания и подавать вам сигналы, что он готов к общению. Общение очень нравит­ся малышам, и со временем они пытаются делать его все более продол­жительным. Мамам и папам тоже кажется, что это очень увлекательно, и они учатся подстраивать собственный ритм жизни к своему ребенку



Глава 10. Время не вместе


Привязанность — основа формирования независимости



 


 


таким образом, чтобы оставаться постоянно доступными для него. По мнению Т. Бразлетона (Т. Brazleton), это и есть проявление любви ма­тери к ребенку.

Примерно до четырехмесячного возраста родители направляют ре­бенка и лидируют в общении. Но к четырем месяцам малыш уже при­обретает некоторые умения и навыки, которые дают ему возможность развивать все большую самостоятельность и самому «вести диалог». К этому времени мама уже идеально научилась отвечать на сигналы своего ребенка и теперь осваивает ритм взаимодействия. Постепенно она учится видеть, что, если она обращается к малышу не вовремя, он может отвернуться (обычно посмотрев на свою ножку). Для мамы по­началу это может быть нелегко, она может почувствовать себя отвер­гнутой. Но вы должны понимать, что малыш не отвергает вас. Такое по­ведение ребенка в данной ситуации — важная ступень в его развитии в целом и шаг в развитии независимости в частности, который он может сделать только в вашем присутствии. Помните, что, даже если он отвер­нулся, ваше присутствие все равно необходимо для него. Ваша роль со­стоит в том, чтобы принять развивающуюся независимость ребенка, но вы остаетесь для него таким же важным человеком, как и раньше.

Дети изучают мир самостоятельно,

не полагаясь на чужой опыт

У детей с самого раннего возраста есть потребность изучать окру­жающий мир. Они учатся, исследуя.

Если понаблюдать за младенцем, когда он бодрствует, можно заме­тить, как он исследует свое окружение. Вначале он манипулирует объ­ектами, которые находятся в поле досягаемости: стучит по ним, иссле­дует их ртом, разглядывает и т. д. Затем, когда малыш становится более мобильным и приобретает новые навыки, он делает намного больше: бросает предметы, ищет частично спрятанное, вертится на животе в по­исках потерявшейся игрушки, пытается ползти и т. д.

Если у малыша недостаточно возможностей для исследования, он хуже сможет понять мир вокруг себя. Дети изучают мир сами, не по­лагаясь на чужой опыт, следовательно, они должны самостоятельно совершить все ошибки. Иногда эти исследования могут быть весьма


опасными, и дети даже могут нанести себе вред, поэтому задача взрос­лых - создать для ребенка такую среду, которая стимулировала бы его развитие и являлась при этом безопасной. Необходимо убрать все мел­кие предметы, чтобы ребенок случайно не проглотил их, создать ему возможность учиться ползать на полу, а не на диване, чтобы он не упал, и т. д.

Однако мелкие неприятности, такие как ссадины или ушибы, прак­тически неизбежны в процессе развития, потому что ребенок не может научиться ходить и хорошо балансировать, не набив ни одной шишки.

Только много позже, когда человек становится старше, он может учиться на ошибках других людей, и это помогает ему избежать соб­ственных ошибок.

Привязанность - основа формирования независимости

Жизнь с новорожденным младенцем может быть приятным и удиви­тельным опытом. Вы постоянно наблюдаете, как он растет и развивает новые способности, учится новым движениям и звукам. Ему необходи­мы эти способности, чтобы успешно адаптироваться в окружающем ми­ре. И все это время вы находитесь рядом с малышом.

Однако все родители ожидают, что ребенок со временем станет не­зависимым. Что это означает?

Быть независимым — не значит быть совсем не связанным с другими людьми и отгороженным от всех. Независимый человек подстраивает­ся под членов своей семьи, получает удовольствие от компании друзей и может быть членом команды на работе. Но человек должен нести от­ветственность за себя и свои поступки, осознавать свои действия и са­мостоятельно справляться с большей частью трудностей, которые пре­подносит ему жизнь.

Ваш ребенок, конечно же, не сразу расстанется с детством и войдет в этот мир независимым человеком. Даже окончание школы или уни­верситета не означает, что автоматически ребенок стал взрослым не­зависимым человеком. Путь к независимости — это процесс, который начинается с самого раннего детства, когда малыш учится манипули­ровать объектами и исследовать мир, будучи полностью зависимым от



Глава 10. Время не вместе


Привязанность — основа формирования независимости



 


 


своих родителей. Вначале появляется привязанность к родителям, и эта привязанность является основой для формирования независи- мости.

У независимого человека должна быть способность оставаться на- едине с самим собой. Эта способность возникает не потому, что роди- тели отправляют малыша одного спать в свою комнату, а потому, что ребенок получает опыт ощущения безопасности в присутствии мамы и папы, которые всегда доступны и могут защитить.

Сначала малыш учится быть один в присутствии родителей, напри­мер играя со своими игрушками или просто находясь в другой комна­те. Но только зная, что родители всегда доступны, малыш может чув­ствовать себя в безопасности, и это дает ему возможность учиться быть одному. Малышу нужны мама или папа или бабушки и дедушки, с кото­рыми он чувствует себя в безопасности и может находиться рядом, что­бы исследовать окружающий мир или просто расслабиться.

Даже если ребенок не подает виду, что знает о вашем присутствии, он все равно чувствует его. С самого раннего возраста малышу для раз­вития нужна определенная степень «одиночества». Если вы даете ма­лышу такую возможность, это не означает, что вы пренебрегаете им, — вы лишь реагируете на его потребности в развитии.

Быть в одиночестве бессмысленно, если на первом месте не стоит привязанность. Для людей, выросших без родителей или других лю­дей, с которыми можно было развивать привязанность, «быть в одино­честве» не имеет никакого смысла. Это все равно что идти «из ниотку­да в никуда».

Большинству людей обязательно присутствие другого близкого че­ловека, когда они делают что-то новое или трудное. Новорожденный малыш почти постоянно нуждается в близких людях, за исключением коротких моментов. Все вокруг него является новым, и ему это новое нужно исследовать и открывать для себя. Если малыш будет постоян­но привязан к своей матери, он никогда не сможет понять окружающий мир и хорошо развить свои способности. А без определенной сте ни независимости он не сможет успешно развивать отношения с други­ми людьми.

Родителям также необходимо время, чтобы побыть наедине с со­бой, но они все равно осознают присутствие своего малыша, даже если он не находится в поле их зрения. Вы можете ощущать беспокойство, но, зная, чем занят ребенок, вы сможете справиться с этой тревогой, сдержать ее внутри себя. Вам не надо бросаться к малышу, чтобы удо-


стовериться — все ли с ним в порядке. Если вы знаете, на что способен малыш на своем уровне развития, вы легко поймете, когда его нужно проверить.

Когда ребенок становится более мобильным (учится независимо пе­редвигаться — сначала ползать, а потом ходить), вопрос о том, остав­лять ли его в комнате одного, становится вопросом безопасности. На­пример, это может зависеть от того, насколько безопасной является мебель в комнате, и т. д. Стоит задуматься о том, насколько безопа­сен для малыша ваш дом. Если все в порядке, вы можете расслабиться. Электрические розетки должны быть защищены от детей, и если ребе­нок уже может забираться на мебель, нужно позаботиться о том, что­бы он не упал, и на него ничего не перевернулось. Чайник, утюг, окна, какие-либо ядовитые жидкости должны быть недосягаемы для ребен­ка. К сожалению, нельзя сделать жизнь ребенка абсолютно безопас­ной и, несмотря на всю родительскую заботу, дети все равно падают, ушибаются и иногда могут пораниться.

Если вы уверены, что наиболее опасные предметы под контролем, вы можете найти разумный баланс между безопасностью ребенка и его потребностью в исследовании.

Некоторые родители предпочитают, чтобы дети смотрели телеви­зор, когда они сами заняты домашними делами. Пока дети заняты те­левизором, они сидят спокойно и не делают ничего опасного, но это не помогает им развивать любопытство и пополнять словарный запас. А информация, которую дети получают, смотря телевизор, не всегда име­ет отношение к действительности, что может удивлять ребенка, но, ско­рее всего, не поможет ему жить в реальном мире.

Когда ребенок научился забираться выше — к шкафам и полкам, по­являются новые опасности. Дети видят, как взрослые глотают таблетки, пьют что-то из пузырьков и бутылок, и они могут добраться до лекарств или бутылок и попытаться сдела-r f же самое. Пространство, исследу­емое детьми, с возрастом расш,:; t.ся. Например, пруд или лужа с во­дой очень привлекают годовалых и двухлетних детей, и нужно внима­тельно наблюдать за ребенком, если он находится у воды.

Проявления привязанности со временем меняются, и потребность в постоянном присутствии родителей уменьшается. Ребенок начина­ет получать все больше пользы, находясь без родителей более дли­тельное время. Продолжительность разлуки должна соответствовать уровню развития ребенка. Но определить, как долго малыш может оставаться без родителей, — трудная задача. Приходится все время



Глава 10. Время не вместе


Привязанность — основа формирования независимости



 


сравнивать получаемую выгоду и возможный риск. Несмотря на то что родители могут немного расслабиться, когда ребенок стал стар­ше и приобрел определенный опыт, им все равно приходится оцени­вать степень риска в каждой новой ситуации, в том числе и в подрост­ковом возрасте.

С помощью родителей ребенок должен понять, что существуют определенные ограничения. Он может противиться им, но ему все рав­но придется согласиться с этими ограничениями. Только став взрос­лым, он сможет самостоятельно делать выбор, например употреблять ли алкоголь, прежде чем сесть за руль. Но и это решение будет бази­роваться на суждениях родителей, которые внушались ему с детства и связаны с их оценкой степени риска.

Если все хорошо и привязанность сформирована, то ребенок оста­ется связанным с родителями невидимой эластичной нитью. Когда он еще совсем маленький, эта нить очень короткая, но, по мере того как он взрослеет, нить становится все длиннее и длиннее. Эта невидимая нить незримо остается с человеком в течение всей его жизни. Иногда ребенок сопротивляется такому положению вещей, например он жела­ет быть где угодно, только не там, где вы хотите (дома или в своей кро­вати). Это проявление оппозиции, а не попытка отделиться от вас. Ре­бенку, который протестует, важно, чтобы вы были рядом, он спорит с вами. Что он получает, устраивая подобный мятеж против родителей?

Достижение независимости редко проходит легко. Например, ма­лыш в возрасте 6 месяцев не проявляет признаков беспокойства, нахо­дясь на руках у незнакомого человека. Но позже, когда ему уже около 12 месяцев, незнакомцы вызывают у него сильное беспокойство, и он начинает сопротивляться и плакать, желая опять оказаться на руках у мамы или папы, и быстро успокаивается, получая требуемое. В возрас­те 7—9 лет у ребенка, который раньше был вполне уверен в себе, могут появиться страхи (особенно по ночам). О детских страхах вы можете больше узнать в главе 16.

Итак, мы считаем, что для развития ребенка полезно иногда оста­ваться наедине с самим собой. Детям (подросткам в том числе) про­ще, если это происходит по их желанию и они могут все контролиро­вать. Например, если дети могут в любое время сами отойти (отползти или отбежать) от своих родителей. Но ребенку труднее, если оставля­ют его. Если инициатором разлуки является взрослый, ребенку важно знать, что его не оставят на время, дольше которого он способен быть один, не испытывая сильной тревоги.


Способность ребенка проводить время отдельно от родителей мо­жет быть разной, так же как существуют и разные типы привязанности. Когда мы говорим о ребенке, который хочет уйти из дома, чтобы поиг­рать с друзьями, мы обычно имеем в виду ребенка с безопасной (на­дежной) привязанностью. Но есть много детей, которые не чувствуют себя в полной безопасности даже тогда, когда взрослым кажется, что нет причин для беспокойства. Если маленький ребенок чувствует, что его привязанности к родителям что-то угрожает, он, вероятно, будет «цепляться» за них, а ребенок более старшего возраста может испыты­вать страх перед школой и испытывать трудности с обучением. Подроб­нее типы привязанности рассматриваются в главе 4.

Ребенок, скорее всего, не осознает причины своего страха. Он спра­вится с этими страхами быстрее, если вы проявите понимание, даже ес­ли страхи ребенка вам не вполне понятны и кажутся чепухой. Лучший способ справиться с ними — развивать уверенность ребенка в себе, де­лая маленькие шаги с целью убедить его в том, что разлука с вами не всегда приводит к сильному беспокойству и тревоге. Важно также, что­бы ребенок не сомневался в том, что, несмотря на его успехи и трудно­сти, вы все поймете, простите и примете. Уверенность ребенка в том, что ваша любовь не зависит от успехов или мелких неудач в учебе и отношениях с другими людьми, — самое главное в борьбе с детскими страхами.

Время отхода ко сну может стать временем, когда ребенок испыты­вает страх, включая страх остаться одному без родителей. Родителям иногда трудно решить, что делать — уступить ребенку и отложить вре­мя сна или проявить настойчивость и постараться показать ребенку, что это совсем не страшно. На самом деле не так важно, как вы поступите в данной ситуации, главное, чтобы ваши решения не были слишком по­спешными и не противоречили друг другу.

Засыпая в кроватке, малыш должен быть уверен, что родители про­должают контролировать ситуацию, и его окружение остается безопас­ным. Но это возможно, только если малыша окружают любовь и дове­рие. Эта уверенность как колыбельная песня, которая баюкает малыша, окруженного родительской заботой.

Иногда случается, что малышу приходится переживать разлуку с основным ухаживающим за ним человеком. В некоторых случаях этой разлуки избежать невозможно, например, когда мама ложится в ро­дильный дом, ожидая появления следующего ребенка. Для малыша это означает расставание с человеком, который был для него источником



Глава 10. Время не вмест^


Привязанность — основа формирования независимости



 


безопасности и проводником в окружающем мире. Если вы знаете, что ребенку скоро предстоит пережить такую разлуку, важно его подгото­вить, чтобы он как можно меньше расстраивался. Но, поскольку малыш еще не очень хорошо понимает значение слов, это возможно лишь до определенной степени. Очень трудно объяснить полуторагодовалому ребенку, что мама будет в больнице всего несколько дней, ведь в этом возрасте у детей еще нет понимания времени.

Важно, чтобы у ребенка на время разлуки с мамой осталось как мож­но больше связей с его привычным окружением, членами семьи и зна­комыми людьми. Если малыш на этот период не может остаться дома, то о нем должны заботиться знакомые ему люди. Хорошо, если он смо­жет навещать свою маму. При продолжительной разлуке без сохранения этих важных связей малыш может испугаться, что мама уже никогда не вернется. Он будет чувствовать себя беспомощным. Ребенок, которому ничего не объяснили, может с ужасом думать, что его мама умерла.

Несмотря на все объяснения, малыш, который слишком долго на­ходится в разлуке с близким человеком, чувствует себя отвергнутым, и это очень больно для него. При длительной разлуке малышу может по­требоваться много времени, чтобы преодолеть свою боль и вновь по­верить, что его больше не оставят. Ребенку проще справиться с разлу­кой, если у него есть какой-то предмет, вещь, к которой он привязан и которая его успокаивает. Это может быть мягкая игрушка или его ста­рое одеяльце. Не у всех детей есть такая вещь, но если она есть, ребен­ку легче справляться с тревогой, особенно перед тем, как уснуть. И ес­ли этот предмет утерян (или постиран, отчего уже пахнет по-другому), это может очень расстроить ребенка.

Бывают периоды, когда мама эмоционально недоступна для своего ребенка, несмотря на свое физическое присутствие, особенно если она находится в состоянии послеродовой депрессии. Это может быть очень болезненно как для мамы, так и для ребенка. Ребенок, чья мама нахо­дится в депрессии, обычно предпринимает активные попытки для при­влечения ее внимания, но если она не способна в данный момент отве­тить, эти попытки могут иметь противоположный эффект, и женщина лишь еще больше замкнется, и может даже отругать или отшлепать ре­бенка.

У каждого родителя есть собственный опыт переживания разлуки со своим ребенком, который может влиять на его самочувствие. Боль­ше всего повезло тем людям, которые, прежде чем расстаться с домом и семьей, были хорошо подготовлены к этому, сделали это в то время,


которое сами выбрали, и были уверены в том, что всегда могут вернуть­ся и получить поддержку. У других людей это случилось тогда, когда они были к этому совсем не готовы.

Между этими противоположными полюсами существует масса вари­аций. Так, у многих людей не было семьи, которая с самого начала да­вала им чувство безопасности, а разлуки сопровождались тревогой о том, что им сложно будет вернуться и попросить о помощи. Для кого-то сама идея возможной самостоятельности и автономии воспринималась их родителями как отвержение.

Каким бы ни был у человека детский опыт, он влияет на его пони­мание и переживание разлуки и на то, как он строит отношения с близ­кими людьми. Что вы чувствуете, если ваш супруг собирается провести вечер с друзьями или уехать на время в другой город? А как вы реаги­руете, когда ваш ребенок собирается после детского сада пойти в гости к своему другу? Люди, чей детский опыт был безопасен, подобные си­туации воспринимают просто — как возможность встретиться с друзья­ми или спокойно провести вечер наедине с собой. У других людей, чье детство было не столь безопасным, даже такие рядовые события могут вызывать тревогу.

В семье, где появляется ребенок, у супругов может быть довольно разный детский опыт, что влияет на их представления о том, какая сте­пень автономии приемлема для их ребенка. В этом случае нужно поста­раться понять, что нет абсолютно правильных и неправильных мнений по этому поводу и что переживание разлуки тесно связано с детским опытом родителей. Даже если этот опыт и чувства далеки от желаемых, их все равно стоит учитывать.

Подводя итог, можно сказать, что чувство безопасности является очень важным для умения оставаться наедине с самим собой и пере­носить разлуку с близкими. Оно дает ребенку уверенность в том, что его любят и принимают. Конечно, взрослые тоже нуждаются в макси­мальной безопасности, чтобы помочь своему ребенку развивать само­стоятельность и автономию. Если родители сами не чувствуют себя в безопасности, они должны постараться это понять и принять, а не игно­рировать данный факт.

Еще одна важная вещь — это постепенность. Развитие самостоя­тельности — долгий процесс, который происходит в темпе, соответству­ющем развитию ребенка. Конечно, не все шаги делаются постепенно, например, переход к школьному обучению осуществляется довольно быстро, но и он требует определенного подготовительного периода.



Глава 10. Время не вместе


 


 


Насколько это возможно, дети должны делать шаги в направле­нии самостоятельности только тогда, когда они к этому готовы, что­бы не попасть в сложную и опасную для них ситуацию (например, пой­ти в детский сад, не будучи готовыми к этому). Когда придет время, любовь и поддержка родителей помогут малышу справиться со все­ми трудностями.


A I



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.