Менталитет и система управления в России — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Менталитет и система управления в России

2017-06-04 96
Менталитет и система управления в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальный менталитет определяют сегодня как совокупность наиболее устойчивых когнитивных и эмоционально-волевых установок, присущих большинству индивидуумов общности (нации) и их поведению определенную направленность. Менталитету любого народа мира присущи примерно одинаковые черты. Своеобразие же ментальности заключается в том, что каждая из этих черт имеет свое большее или меньшее выражение.

Анализ природы становления менталитета показал, что, сформировавшись в раннем возрасте (детстве) путем закрепления на уровне бессознательного социально-исторического опыта предшествующих поколений, он в дальнейшем существенным образом определяет поведение индивидуума (носителя).

В российской системе ценностей ведущее место занимает державность, исторически обусловленная и насаждаемая сверху. Она глубоко проникла в народное сознание, так как подразумевает тезис о спасительной, всечеловеческой миссии православной России. Это впоследствии станет такой характеристикой национального менталитета как подсознательная неуверенность в своих силах и надежда на помощь сверху. И возможно, на этом фундаменте в подсознании русского человека закреплено терпение. Но такая добродетельная черта в повседневной жизни превратилась в равнодушие к обустройству жизни, непритязательность, минимизацию потребностей, снижение инициативности, умеренная трудовая активность. Стоит выделить постоянную готовность к чрезвычайным усилиям взамен расчетливой хозяйственной систематичности. Следующая черта российского менталитета – неуважение к закону одновременно с терпением к действиям государственной власти. Тяга к равенству и справедливости породила «вынужденный» коллективизм.

Традиционной для русского человека является неприязнь к точным расчетам, действиям по программам и графикам, строгой деловой организации. Отмечается полагание на собственную интуицию и случай, нежели на рационально просчитанный поступок. Есть такое наблюдение, что у типичного россиянина вызывает восхищение риск и везение, а не рациональность и деловитость.

Еще одна национальная черта – подсознательная установка на неформальность отношений, что способствует преобладанию внеэкономических критериев хозяйственного успеха, сказывающееся в решении формальных вопросов путем установления неформальных связей и использования давления таких связей.

Отсутствие социальной солидарности при демонстрации сотрудниками фирмы моральной независимости, предоставляя право на «традиционную мораль» только «авторитетным людям», еще одна особенность национального менталитета, обусловленная формированием уставного отношения в гражданском труде.

Что касается влияния российского менталитета на организацию производственных процессов и, в частности, управления персоналом – рассмотрим этот вопрос подробно.

Разберем некоторые особенности российского менталитета в рамках функционирования компании

Мы, граждане России, вероятно, ближе к азиатам, чем к европейцам: родственные связи и клановость выходят на первые роли в делах, в сравнении с эффективностью и целесообразностью. Большинство руководителей скорее готово взять на работу, например, родственника какого-либо сотрудника, чем постороннего человека, который «ничем себя не зарекомендовал и неизвестно, что собой представляет». Обоснование тому: за вновь принятого человека в каком-то смысле отвечает этот сотрудник. И профессиональные качества отходят на второй план.

Другая особенность – тенденция считать прибыль сначала в чужом кармане, а потом в своем. Значительное количество обоюдовыгодных сделок расстраивается по этой причине, так как русскому человеку присуще мышление - что «другая сторона заработает слишком много», даже если других вариантов нет. Иллюстрирует эту особенность выражение, ставшее «народной мудростью»: если у европейца сосед построил дачу – он будет работать больше, чтобы построить такую же; если у нашего человека – он ее спалит.

А вышеописанная неуверенность в собственных силах как фактор находит свое отражение в следующем: часто в компаниях, где управление осуществляется с помощью топ-менеджеров (исполнительных директоров), которые не могут взять на себя ответственность даже за оперативные решения в отсутствие непосредственного участия владельца фирмы.

Молодое поколение находится в поисках новых ориентиров, обращаясь к западной культуре. И Голливуд стал «наглядным пособием», где в первую очередь усваивается атрибутика, а потом уже содержание. Легко принимается, что быть богатым – хорошо, но остается за кадром, что для этого надо много работать. Создался стереотип о поведении и внешнем облике богатого человека, но демонстрация такого поведения присуща стремящимся к богатству, а не достигшим его. В итоге около 75% американских миллионеров заработали состояние ценой двадцати – тридцать лет упорного труда, по меньшей мере, не вдохновляет, а потому игнорируется.

В результате молодежь ориентирована на быстрый успех, который измеряется в затратах на предметы роскоши. Если это владельцы компаний, то первые заработанные деньги они инвестируют в обстановку кабинета, а не в развитие бизнеса, если же это наемные работники, то, вступая в бизнес, они в первую очередь оценивают возможность стремительного карьерного роста.

Социальная этика бизнеса заслуживает отдельного рассмотрения. Она определяется как ценностями и мировоззрением высшего руководства, так и современной экономической ситуацией. В Европе получили распространение идеи социально ответственного предпринимательства и социально этичного маркетинга. Считается, что организация должна достигать своих целей при условии непосредственной пользы обществу. В российском бизнесе подобные идеи не получили такого распространения. Так как основная масса предприятий еще находится в стадии выживания, а среди ценностей доминируют накопление богатства, власть, признание. Но существует привычка к двойной морали, что служит общественной пользе: успех и достаток требуют демонстрации определенного стиля поведения из убеждения, что это способствует благоприятному статусу. Благотворительность является скорее PR-кампанией, чем показателем высокой морали.

Перспективы развития социально-этичной практики основываются на прагматических целях: развитие страны заключается в пользовании природным богатством, нормальной жизни детей и внуков, а также, чтобы благонравие соседей.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.