Средства речевой выразительности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Средства речевой выразительности

2017-06-04 2238
Средства речевой выразительности 3.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Выразительность и богатство речи достигается за счет использования изобразительно – выразительных средств речи. Языковые средства или «цветы красноречия»: тропы и риторические фигуры. Тропы - средства создания наглядности речи: переносные значение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнение, эпитеты. Риторические фигуры – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.

Троп — это оборот речи, в котором слово или выраже­ние употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляют­ся нам близкими в каком-то отношении.

Эпитет — это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Особен­но выразительны в функции эпитетов имена прилагатель­ные и причастия, благодаря присущему им семантическому богатству и разнообразию. Например, чудовищный удар, смертельный враг, бессмертная слава, истекающий кровью немецкий фронт; эпитеты-наречия: сурово принял на себя, жестоко приостановили

Сравнение — это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Сравнения выражаются различными способами:

1) творительным падежом: Снежная пыль столбом стоит в воздухе;

2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Она лучше, чем прежде

3) оборотами с различными словами как, подобно, словно и т.п.: Из разных источников в общественное сознание мощно закачиваются потоки негативной оценки собственной страны, словно гигантские и систематические отравляющие инъекции.

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. На­пример, заголовки газетных статей: «Климат выгодных инвестиций», «Сердце на конвейере» (об операциях на сердце), «Витамины для нацпроекта». «Сами по себе СМИ – исходно – являют собой противоречие между ориентацией на широкую массу и выражением (не отражением!) групповых установок. А они бывают разными. Мобилизационными и демобилизационными. Интегрирующими и дезинтегрирующими. Ассенизаторскими и, напротив, прорывающими канализацию всей страны»; «Инфекция поразила медицинский вуз; лечением занялась прокуратура».

Метафора — одна из наиболее распространенных разно­видностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах метафоры: враг захлебнулся в крови, черная тень легла на нашу землю; ураганом бомб, огненным ураганом артилле­рии, яростью гнева разгромить германские полчища;

Метонимия — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явле­ниями. Печорин не слушал, его глаза старались проникнуть пеструю стену шуб, салопов, шляп…Печорин бросился к дверям…перед ним человека за четыре мелькнул розовый салоп, шаркнули ботинки… лакей подсадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба… (Княгиня Лиговская)

При метонимии сходства между предметами нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает: 1) Россия разворачивается на Восток; 2) В самом начале своего появления пресса считала, что новость – это что-то внешнее, приходящее снаружи, извне, само собой – потому что случилась во внешнем мире на самом деле; 3) Долгое время белорусская литература, развивая тему войны и тему деревни, стороной обходила популярные жанры – детектив, фантастику; 4) Из Швеции уедем без золота

Синекдоха — разновидность метонимии, основан­ная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

1) единственное число вместо множественного: Читатель благодарит… (рубрика в Российской газете)

2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны;

3) часть вместо целого: — Имеете ли вы в чем-нибудь нужду?В крыше для моего семейства;

4) родовое название вместо видового или видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку. (вместо деньги).

Гипербола — образное выражение, содержащее не­померное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления: Купи себе отару овец и ступай бродить по свету, пока не поймешь, что наш замок самый главный, а краше наших женщин нет нигде.(П. Коэльо) Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек; Как верить человеку, который меняет свои убеждения как рубашки, как носки?

Литота — выражение, содержащее, в противопо­ложность гиперболе, неномерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления: 35 лет – это и по нынешним литературно-вундеркиндским временам возраст, считающийся вполне нежным. Что уж говорить про советскую эпоху, когда в молодых писателях, как известно, официально ходили вплоть до пятидесятилетней отметки...

Пример одновременного использования гиперболы и ли­тоты: Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Г.).

Каламбур, или игра слов - остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с различными значениями: Мой дорогой, очень дорогой портной (Вяземский), Женщины подобны диссертациям, тоже нуждаются в защите. (Э. Кроткий).

Бес фанатизма. А Украиной вообще управляет женщина с косой.

Аллегория — иносказательное изображение отвле­ченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, пред­меты, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи и т. д.: Как же выглядит русский медведь в глазах Запада? Конечно, не так, как раньше. Он побрился, постригся, помылся, но по-прежнему пахнет медвежьим потом».

Олицетворение — перенесение свойств челове­ка на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: Большую часть этого срока Россия только и делала, что стыдилась сама себя, признавал свои ошибки,рвала на себе волосы, била себя кулаком в грудь, шла на уступки и все равно слышит: извинитесь, покайтесь, признайте свою вину!

Перифраза (или перифраз)— оборот, со­стоящий в замене названия предмета или явления описа­нием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов); царь зверей (вместо лев). «И там стоит она – великая женщина с весами»; «Контрольно-дисциплинарный комитет РФС оштрафовал защитника «Сатурна» Вадима Евсеева на 150 тыс. рублей. Такой суммы ему стоил глагол несовершенного вида, который в повелительном наклонении имеет весьма оскорбительное значение».

Бывают перифразы эвфемистического характера, например: уйти из жизни, жизнь дала трещину, поплатиться жизнью, радости не было конца, не остаться в долгу.

Антифразис - употребление слова или выражения в смысле, противоположном его словарному значению. Эта фигура речи чаще всего используется как средство выражения иронии Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников (Н.В. Гоголь). Прилагательное тонкий используется в прямо противоположном смысле ‘грубый’.

Риторические фигуры

Создано много различных классификаций риторических фигур. Рассмотрим первую группу риторических фигур, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов в ней: антитеза, градация. Вторая группа риторических фигур облегчает слушание, понимание и запоминание речи: повтор, инверсия, период. К третьей группе относятся риторические фигуры, способствующие диалогизации речи: риторический вопрос, умолчание, одобрение, признание своей ошибки, введение в текст чужой речи. Использование крылатых слов, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов для создания эмоциональности, выразительности и образности речи.

Повтор – риторическая фигура, состоящая из повторения слов, синтаксических конструкций. Существуют разные виды повтора: анафора - повторение от­дельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание; э пифора, или концовка,— это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений); параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например (лексическая анафора ): Разве мы не трудились? Разве мы не заслужили большего? Рынок – это свобода предпринимательства, рынок – это изобилие товаров, рынок – это разнообразие интересов, рынок – это лучшая жизнь.

Антитеза — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются проти­воположные понятия: Бразилия ликует, Италия рыдает.

Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») — стили­стическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Градация — это стилистическая фигура, состоя­щая в таком расположении слов, при котором каждое по­следующее содержит усиливающееся (реже уменьшающее­ся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Однако ландшафт социополитических карт ХХI века неточен, расплывчат, порою двусмысленен. Инверсия — это расположение членов предложе­ния в особом порядке, нарушающем обычный, так называе­мый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: С ужасом думала я, к чему все это ведет! И с отчаянием признавала власть его над моей.

Эллипсис — это стилистическая фигура, заклю­чающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Вместо хлебакамень, вместо поученияколотушка. Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догады­ваться о невысказанном: Сражались наши современники под стать предкам, как говориться, кто с мечом к нам придет…; Деньги ушли…на выборы.

Парантеза - самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки: «В те годы созидалась на глазах изумленных соотечественников и иностранцев некая обновленная Москва, которая прорастала диковинными домами с пентхаусами (рассчитанными не на людей с обычным достатком), ресторанами с кухнями всех стран (не для обыкновенных кошельков), игорными домами и казино, которым мог бы позавидовать Лас-Вегас, куда наши музейщики готовились, согнувшись в три погибели, вывозить эрмитажные картины (само собой разумеется, исключительно в просветительских целях)».

КОММУНИКАТИВНЫЙ КОДЕКС

Для гармонизации общения важно, чтобы собеседники отдавали себе отчет в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. " Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002. С. 112).
Главными принципами коммуникативного кодекса являются принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича.

Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".В принцип кооперации входят четыре максимы:

· максима полноты информации;

· максима качества информации;

· максима релевантности;

· максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты максимы: «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется»; «Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется».

Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами: «Не говори того, что ты считаешь ложным»; «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».

Максима релевантности предполагает один постулат: «Не отклоняйся от темы».

Понятно, что реальный процесс общения не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часто переходят от одной темы к другой, выходят за пределы обсуждаемой темы, часто что-то мешает извне.
Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.
Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы: «Избегай непонятных выражений»; «Избегай неоднозначности»; «Будь краток»;

«Будь организован». Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.
Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы такта; великодушия; одобрения; скромности; согласия; симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.
Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.
Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.
Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.
Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадение с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.
Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развертывания речевого акта.
Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.
Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.
Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.
Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла.
Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:

· признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;

· предоставление возможности высказать собственную точку зрения;

· предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

· понимание необходимости конструктивного диалога;

· определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;

· умение слушать собеседника.

ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Этапы подготовки речи

С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:

1. Инвенция - изобретение

2. Диспозиция - расположение

3. Элокуция - выражение

4. Меморио - запоминание

5. Акцио - произношение

1. На этапе изобретения оратор должен определить цель и вид речи. В зависимости от цели речи делятся на информационные; убеждающие (агитационные); воодушевляющие; развлекательные. Кроме того, необходимо составить «социальный портрет» слушателя. Для этого отвечают на вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории, социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель, учитель, товарищ, родитель, администратор);

2) размер аудитории;

3) возраст;

4) круг особых интересов и набор «запретных» тем; личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание, вкус);

5) почему и зачем люди собрались;

6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата

7) что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление «чувства единства», сплоченности коллектива?

8) как будут использоваться полученные от вас сведения, когда, каким образом?

2. На этапе расположения выступающий должен составит план, т.е. перечислить конкретные вопросы в соответствии с выбранной целью и личным подходом к данной проблеме, определить структуру выступления, основные и второстепенные моменты, отобрать фактический материала, примеры, статистические данные.

При этом оратор может использовать такие модели изложения материала:

  • индуктивный - от частного к общему;
  • дедуктивный - от общего к частному;
  • метод аналогии - проводится параллель с тем, что уже известно слушателям;
  • концентрический - расположение материала вокруг главной проблемы, постепенный углубленный анализ;
  • ступенчатый - рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше не возвращается к ней;
  • исторический - изложение материала в хронологическом порядке.

3. На этапе выражения оратор должен определить, какие изобразительно-выразительные средства публичной речи (тропы и риторические фигуры, средства привлечения внимания)

4. На этапе запоминания оратор должен решить, выступать с опорой на текст или без записей. Специалисты советуют начинающему оратору писать полный текст выступления. Такой текст необходимо разметить: подчеркнуть основные положения; выделить фамилии, названия, статистические данные; отметить основной и дополнительный материал.

5. На этапе произнесения оратор должен обратить внимание на н евербальные средства общения: жесты, мимика, интонации.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

В зависимости от назначения жесты бывают разного типа.

Жесты – модификаторы (меняющие «интенсивность» значения слова): 1. «Открытая рука» (ладонь обращена вверх и раскрыта, пальцы вытянуты) – усиливает значение отдачи, сообщения, если производятся от себя, и значение присоединения, получения, если направлены к себе. 2. «Покрытая рука» (ладонь обращена книзу, движения от себя) – значение неприятия, несогласия, отрицания. 3. «Кулак» – может обозначать: 1) объединение, обобщение, 2) сопротивление, ярость, 3) высокую степень категоричности.

Изобразительные жесты: 1. Сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами, как будто охватывающими мяч, обозначает объединение. Расхождение рук в таком положении – жест – антоним – разъединение, удаление. 2. Горизонтальное движение «покрытой рукой»: значение – ряд однородных, одинаковых явлений при перечислении их. 3. Значение «суть, главное» передается жестами: 1) обращенные кверху пальцы руки сближаются щепоткой, 2) указательный палец поднят вверх, 3) сжатие кисти в кулак. 4. Согнутая в локте рука покачивается из стороны в сторону – противопоставление, противоположность явлений.

Указательные жесты: 1. Кисть руки с вытянутыми (а затем сжимающимися) пальцами направляется к груди – указание на себя. 2. «Открытая рука» направляется к аудитории - указание на адресата.

Регулирующие жесты: 1. «Внимание!» - поднятая рука, согнутая в локте. 2. «Времени мало» – указание на запястье.

Мимика. Главным показателем чувств говорящего является мимика - выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот - все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Интонация ( от греч. «громко произносить») – ритмико-мелодическая сторона речи. Составные элементы интонации: мелодика, интенсивность, тембр, темп. Темп речи составляют:

• ее скорость, число звуков, слогов, слов в единицу времени;

• длительность звучания отдельных слов;

• интервалы, паузы и их продолжительность;

Скорость произнесения речи определяется:

• содержанием речи — чем сложнее содержание, тем медленнее надо говорить, и, наоборот, чем менее информативно содер­жание, тем быстрее надо произносить слова;

• требованием достижения четкости артикуляции и гибкости инто­нации — не должна превышать 150 слов в минуту, целесообразнее держаться в пределах средней скорости: 100—120 слов в минуту;

· аудиторией – чем больше аудитория, тем медленнее надо говорить.

КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ

Особенности публичной речи:

наличие обратной связи

устная форма общения

взаимосвязь между книжной и устной формой речи

использование различных средств общения

Для успеха публичного выступления важную роль играет композиция. Рассмотрим, что представляет собой композиция, каковы особенности композиции речи.

Слово композиция происходит от лат. compositio – составление, связывание. В словесном искусстве композицию рассматривают как построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Русский писатель Константин Федин отмечал, что «композиция есть логика развития темы», тем самым подчеркивая взаимосвязь содержания произведения и ее формы. Являясь важным организующим элементом формы, композиция придает речи единство и цельность.

В публичном выступлении мы рассматриваем композицию как мотивированное расположение частей, компонентов речи. В соответствии с древнегреческой риторикой выделяют восемь частей речи: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Части речи – это крупные риторические средства раскрытия темы или функционально смысловые компоненты. Взаиморасположение и взаимодействие этих компонентов и образует композиционное единство публичного выступления. Представленная последовательность частей речи является классической, где каждая композиционная часть закреплена за определенной позицией в речи: начало, середина или конец.

Начало речи Середина речи Конец речи
обращение называние темы повествование описание доказательство опровержение воззвание заключение

 

Эти позиции соотносятся с такими традиционно выделяемыми структурными компонентами, как вступление, основная часть и заключение. В сложившейся современной практике публичных выступлений ораторы большое внимание уделяют основной части, а вступление и/или заключение либо не разработаны и придуманы «на ходу» (выражения типа: «Ну вот и все») или вообще отсутствуют в речи.

В современной лингвистике начало и конец любого художественного текста рассматривается как сильная позиция, которая является особенно эстетически выразительной и семантически значимой. При составлении текста публичного выступления это необходимо учитывать. Психологи установили, что лучше запоминается начало и конец выступления, т.е. срабатывает «закон края».

Необходимо учитывать не только наличие частей, но и их соразмерность, взаимосвязь.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.