Идейно-художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирического героя. Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественный анализ двух-трех поэм по выбору. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Идейно-художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирического героя. Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественный анализ двух-трех поэм по выбору.

2017-06-04 1813
Идейно-художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирического героя. Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественный анализ двух-трех поэм по выбору. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он начал писать очень рано. Причем мальчик не боялся уже в детском возрасте пробовать писать в разных жанрах. Ранние кавказские поэмы, написанные еще мальчиком, поражают взрослым знанием жизни и глубиной размышлений юного поэта. Но преобладающим жанром, в котором работает юный Лермонтов, является лирика. Тогда же оформляется и образ его лирического героя. Он во многом автобиографичен. Ощущение одиночества и несхожести с другими людьми будет пронизывать все творчество Лермонтова. В одном из стихотворений поэт признается:


Я к одиночеству привык,


Я б не умел ужиться с другом;


Я б с ним препровожденный миг


Почел потерянным досугом.


Мне скучно в день, мне скучно в ночь.


Надежды нету в утешенье;

Она навек умчалась прочь,


Как жизни каждое мгновенье.

 

Если герой ранних произведений поэта был убежден в своей исключительности и поднимал себя над толпой, то в более зрелом возрасте он отказывается от лирического высокомерия в отношении других людей. Лирический герой признает себя одним из них. Он из того же поколения, томящегося жизнью и обреченного на бездействие. Но в отличие от всех остальных он — Поэт и может то, на что не способны другие.
Лирический герой Лермонтова, ощущая непрочность и быстротечность жизни и иллюзорность надежд на счастье, в конце концов примиряется с жизнью, как примиряется с судьбой и герой его последней романтической поэмы «Мцыри». Выросший в монастыре, «в душной келье», юный горец, всей душой рвется на родину. Он бежит из обители, в надежде отыскать путь домой. Три дня, проведенных на воле, для юноши дороже всей предшествующей жизни, прожитой «в тюрьме». Но мечты его неосуществимы, он никогда не найдет дороги домой. Природа, поразившая юношу своей красотой, становится преградой между ним и родиной. Перед смертью герой просит перенести его в монастырский сад, где он надеется получить привет, с недостижимой родины.
За тринадцать творческих лет лирический герой Лермонтова, проходит сложный путь от романтической восторженности, до реалистичного восприятия мира и жизни. Если поначалу герой противопоставляет себя обществу, то впоследствии он окунается в жизнь людей, пытается понять и осмыслить ее. И хотя выводы, к которым он в конце концов приходит, не веселые, поэт примиряется с жизнью и не проклинает ее.

Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» — некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Поэма Лермонтова с одним героем. Особенность характера Мцыри — ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

"Демон" – поэма, над которой М.Ю.Лермонтов работал на протяжении всего своего творческого пути. Образ Демона владел чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста. Он много раз переделывал начатую поэму. Но с каждой новой переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме.
В основе поэмы "Демона" – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога. Сюжет поэмы не сложен. Основное место в поэме занимают монологи Демона, раскрывающие его мысли и чувства, описания природы, подробные изображения переживаний героини – Тамары. Демон, "печальный дух изгнанья", которому в жизни наскучило всё, видит смертную девушку, красавицу Тамару… Он очарован ею. Охваченный чувством любви, он мечтает о возрождении. Ему кажется, что любовь Тамары приведёт его к добру, к правде. Он проникает в монастырь, где после гибели жениха скрывается Тамара, и своими пламенными речами возбуждает к себе жалость и сочувствие Тамары. Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары.
Итак, Тамара – символ красоты. Влечение Демона к Тамаре – это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти из состояния отчуждённости и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого индивидуалиста заканчивается печально. В развязке выступает "Ангел" – символ противоположных Демону начал: любви и прощения. Современники Лермонтова воспринимали его поэму как призыв к освобождению и как осуждение существующих общественных условий. Увлечение "Демоном" было велико: он в рукописях ходил в публике, как некогда ходило "Горе от ума". По словам одного из известных критиков того времени, все увлеклись так "Демоном" потому, что пафос его есть с "небом гордая вражда".


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.