Тема 6: Создание Советского государства и построение новой системы государственного управления — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 6: Создание Советского государства и построение новой системы государственного управления

2017-06-04 392
Тема 6: Создание Советского государства и построение новой системы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В июне 1917 г. состоялся Первый Всероссийский съезд Советов на который около трехсот девяноста местных советов прислали своих делегатов. Съезд избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики (из более чем 1000 делегатов только 105 были большевиками).

Таким образом, летом 1917 г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти – через Учредительное собрание или через Советы, свободно избранные населением.

Созыв Учредительного собрания задерживали переговоры Временного правительства с Петроградским советом по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября. Потом они были отложены на ноябрь. Отсрочки объяснялись стремлением Правительства отнести выборы на период, когда «революционный энтузиазм масс уже спадет». Но усиление власти Советов в массах и на местах не способствовали авторитету проводившихся Правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания.

3 июля большевики предприняли попытку поднять вооруженное восстание в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями, что стало одной из веских причин смены состава Временного правительства. Во втором, по своей сути, коалиционном Правительстве социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л.Г. Корнилов, популярный в то время в патриотических кругах.

Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу. Для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК Советов создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП(б). Временное правительство, потерявшее авторитет в патриотических и консервативных кругах после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября происходит созыв Демократического Совещания из представителей Советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Совещание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. На совещании был сформирован Временный Совет Республики («предпарламент»), предполагавшийся как орган контроля над Правительством, но превратившийся в орган законодательных предположений.

Немаловажно то, что еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Государственного совета, а в октябре распускаются его выборные члены. Тогда же распускается Государственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на Правительство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

Особо важно, что новые политические органы создавались после революции в необычных условиях, когда одновременно возникли и действовали два политических центра, или два источника власти – Временное пра­вительство и Советы.

В результате Февральской буржуазно-демократической револю­ции произошли существенные изменения в государственном строе России.

Прежде всего, изменилась форма правления – на смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая факти­чески установилась с первых дней после свержения самодержавия. Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы, однако р еальное влияние на оформ­ление Правительства оказывал Петроградский Совет рабочих и сол­датских депутатов – его ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет).

Все время шли поиски наибо­лее приемлемых форм приспособления Правительства к продолжавшемуся революционному движению народных масс.Одной из форм такого реагирования являлись коалиционные составы Правительст­ва. Однако, коалиционные составы Правительства не могли обеспечить его устойчивость.

В августе был упразднен Святейший правительствующий Синод и должность обер-прокурора Синода – возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий.

Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских на­чальников. Вместо них органами государственного управления ста­ли губернские, городские и уездные комиссары Временного прави­тельства. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действитель­ности же их положение было крайне неустойчивым, так как им при­ходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправ­ления, Советов и других революционных организаций.

Вместе с тем, после победы буржуазно-демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправле­ния. Идет процесс их дальнейшей демократизации. Создаются волост­ные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. В городах с населением более 150 тыс. человек учреждаются районные думы и управы. Руководили этими учреждениями советы дум этих городов.

Некоторые изменения произошли в судебной системе. Прежде всего, последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система остава­лась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г.

Временное правительство не пыталось сломать систему царских тюремных учреждений, но было вынуждено несколько смягчить ре­жим отбывания наказания в местах заключения. Последовала отме­на наказаний розгами, одевания наручников и кандалов, применение смирительной рубашки.

В связи с ростом массового движения крестьян, которые требо­вали решения аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи земли, в апреле 1917 г. Временное прави­тельство сделало попытку «утихомирить» крестьян путем создания в стране разветвленной системы Земельных комитетов. Их главная за­дача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рас­смотрение Учредительного собрания.

 

Вопрос 2. Возрождение Советов и предпосылки возникновения советского государства

Почти одновременно с возникновением Временного правитель­ства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличающаяся система органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали соби­раться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правитель­ство стремилось обеспечить юридическую преемственность с цариз­мом, Советы 1917 г. возродили идею исполнительной власти, которая возникла в массах еще в 1905 г. (Советы рабочих и Советы крестьянских депутатов, как выборные политические организации возникли в революцию 1905–1907 гг.).

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал пер­вым органом революционной власти. Первоначально Петроградский Со­вет выполнял функции руководителя «советской» (советовской) системы. Скоро эта система стала упорядочиваться. Вслед за ним, и очень ско­ро, по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьян­ских и разных других депутатов. Советы возникали в отдель­ных населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на фронте, хотя носили порой разные наименования. Возни­кла известная тенденция к их объединению, консолидации, созданию именно системы органов. Так, например, сельские советы одной во­лости решали созвать свой волостной съезд. Советы нескольких во­лостей, в свою очередь, собирались на уездные съезды советов, а уездные – на губернский. В конце концов, были созваны Всероссий­ские съезды советов.

В отличие от Советов 1905 г. новые Советы сразу стали создавать­ся как объединенные. Так, если раньше существовали отдельно советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, то новый Петроградский Совет сразу объединил рабочих и солдат. Другие советы последова­ли его примеру. Вместе с тем, полного объединения всех видов советов не произошло, но скоро сложились две основные системы – советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы. Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но, тем не менее, во всероссийском масштабе сложились руководящие органы именно по названным объединениям. В мае 1917 г. был созван Все­российский съезд крестьянских советов, а в июне – советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы – исполнитель­ные комитеты. Но поскольку съезды советов – волостные, уездные, губернские – позаседав, распускали своих депутатов по домам, то возникла потребность в постоянно дей­ствующем органе, который исполнял бы их решения. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнитель­ный Комитет (ЦИК) крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и со­лдатских депутатов, избранные названными съездами.

Все советские органы были выборными. Выборы проходили в порядке, который подсказывало народное творчество, то есть пер­воначально без каких-то особых правил. Постепенно жизнь выраба­тывала такие правила, которые потом сложились в более или менее упорядоченное избирательное право. А именно, первые Советы рабочих депутатов обычно избирались по предприятиям, на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не участвовали служащие. Солдатские коми­теты избирались по воинским подразделениям и частям, крестьянс­кие Советы – на сельских сходах. Таким образом, складывалась из­бирательная система, при которой избирали и избирались все трудя­щиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Со­ветов, в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные). Следует отметить, что новое избирательное право формиро­валось как классовое, а не общенародное. Трудящиеся в рамках сво­его класса обладали всеобщим избирательным правом, независимо от пола, национальности, вероисповедания и всех других цензов, кро­ме пожалуй, возрастного, который был достаточно зыбким.

Что касается принципа равенства избирателей, то его трудно было соблюсти в условиях, когда нормы представительства во всех сове­тах были достаточно «пестрыми».

Постепенное формирование систе­мы Советов снизу вверх привело и к возникновению принципа мно­гоступенчатых выборов – от сельсоветов до Всероссийского съезда Советов. Порядок голосования тоже был различным. Чаще, однако, применялось открытое голосование, обусловленное массовой негра­мотностью трудящихся, а также митинговым характером первых избирательных собраний.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фак­тическая. Сложилось известное двоевластие. А.Ф. Керенс­кий в своих мемуарах с раздражением утверждал, что никакого дво­евластия не было, просто Советы «мешали» Временному правитель­ству. Такое утверждение содержит в себе, однако, элемент призна­ния – если «мешали», то, значит, могли мешать, то есть были какой-то силой.

И действительно, в первые месяцы революции советы стали ре­альными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Впрочем, со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, и это было сделано не без воли руководства самих Советов. Дело тут в партийном составе этого руководства. Первое время в советах господствовали две социалистические, но очень умеренные партии – социалисты-революционеры («эсеры») и социал-демократы («меньшевики»). Они старались не ссориться с буржуазными партиями. Вскоре представители этих партий даже вошли в состав Временного правительства, создав коалицию с министрами-капиталистами. Не случайно и I Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказался в под­держку Временного правительства. В этой связи, наверное, зря жаловаться А.Ф. Керенскому, что «Советы ему мешали», когда он стал премьером.

Но уже весной 1917 г. постепенно начинается большевизация Со­ветов. Народные массы, разочарованные Февральской революцией, которая не дала им ни мира, ни земли, ни хлеба, все больше револю­ционизируются, что отталкивает их от партии умеренных и привле­кает к более радикальным организациям. Этот процесс усиливается в августе – сентябре, показателем чего стал, например, переход Сове­тов Москвы, Петрограда в руки большевиков. Так один из наиболее вид­ных лидеров большевистской партии Л.Д. Троцкий становится председателем Петросовета.

Такое положение («полевение») Советов означало, что на них можно делать став­ку в политической борьбе, и большевики не преминули этим восполь­зоваться. Лозунг «Вся власть Советам!», от которого большевики на время отказались, вновь встал на повестку дня и был реализован в октябре 1917 г.

 

Предпосылки возникновения советского государства

Новая Революция была вызвана определенными объективными и субъективными причинами. Прежде всего, следует отметить классовые противоречия, обострившиеся в 1917 г. Среди них выделяются антагонизмы, присущие любому буржуазному обществу – между трудом и капиталом. Появление новой социальной ячейки – «пролетариата» только усилило эти противоречия. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела или не захотела увидеть опасность грядущих социальных столкновений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы.

Еще острее к октябрю 1917 г. разрослись конфликты в деревне. Так, крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни столыпинскими преобразованиями. Они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров. С самого начала XX в. в деревне обострилось и новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Это расслоение усилилось после Столыпинской реформы, пытавшейся создать новый класс собственников в деревне за счет передела крестьянских земель, связанного с разрушением общины. Теперь у широких крестьянских масс кроме помещика появился и новый враг – кулак, еще более ненавистный, поскольку он был выходцем из своей среды.

Кроме классовых противоречий, на развитие революционной ситуации в определенной мере влияли и национальные коллизии. Национальное движение, не слишком сильное в период 1905–1907 гг., обострилось после Февраля и постепенно нарастало к осени 1917 г.

Особое значение в числе предпосылок революции имела Мировая война. Первый шовинистический и «ура-патриотический» угар, охвативший известные слои общества в начале войны, скоро рассеялся, и к 1917 г. подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, желала быстрейшего заключения мира. В первую очередь это касалось, конечно, солдат. Но и городское население страдало от перебоев в доставке продовольствия, топлива, роста цен и других бед. Деревня, поставлявшая фронту основную массу живой силы, тоже устала от бесконечных жертв. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за «продолжение войны до победного конца».

Война имела и другие последствия. Прежде всего, она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного, психологического барьера, запрещающего человеку убивать других людей. Для того чтобы стереть грань между убийством врага национального и уничтожением классового противника, оставалось сделать всего лишь шаг. Таким образом, лозунг о превращении войны империалистической, межгосударственной в войну гражданскую лег на вполне подготовленную почву.

Наконец, еще одной объективной предпосылкой революции была слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Если сразу после Февраля правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем больше оно его теряло, будучи неспособным решить насущнейшие проблемы жизни общества, прежде всего вопросы о мире, хлебе и земле. Одновременно с падением авторитета Временного правительства росли влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он хотел.

Наряду с объективными важное значение имели и определенные субъективные факторы. Среди них – широкая популярность в обществе социалистических идей. Идеи социализма, рожденные в России еще в XIX в., а также заимствованный на Западе марксизм, стали к началу века своего рода модой в среде российской интеллигенции. Они нашли отклик и в широких народных кругах. Даже в православной церкви в начале XX в. возникло, хотя и небольшое, течение христианского социализма. Крайним его проявлением были взгляды архимандрита Серапиона Макина, старца Оптиной пустыни, для воззрений которого и Маркс был «недостаточно революционен».

Распространенность социалистических идей в 1917 г. можно установить вполне математически, и притом по достаточно объективному показателю – на выборах в Учредительное собрание все социалистические партии вместе взятые получили 85% мандатов, в то же время главная партия буржуазии и ее союзников – кадетская – получила менее 5%. Конечно, представления о социализме у людей были различные и порой весьма туманные, в том числе в крупнейших социалистических партиях, но в целом данная идея, повторим, охватила широчайшие круги населения.

Это не исключало, разумеется, существования и других взглядов, включая феодально-монархические. Однако последние разделяла ничтожная доля населения в общем политическом спектре революционной России. Даже правые партии после Февраля стали открещиваться от монархизма, которому были привержены до Февральской революции. Кадеты изменили свою программу в республиканском духе, а лидер октябристов А.И. Гучков совместно с бывшим председателем Государственной думы М.В. Родзянко на базе своей партии летом 1917 г. создали в Петрограде новую – «Либеральную республиканскую партию».

Другим субъективным фактором явилось существование в России партии, готовой повести массы на революцию, – большевистской. Эта партия не самая большая по численности (эсеров было больше), тем не менее, была наиболее организованной и целеустремленной. Руководство партии чутко следило за обстановкой, своевременно реагировало на настроения масс, оперативно выдвигало злободневные лозунги, порой не стесняясь перехватывать наиболее актуальные у своих политических противников. В то же время в партийной программе большевиков были отражены с самого начала фундаментальные принципы, которые не могли не привлечь рабочих и крестьян на ее сторону – «фабрики – рабочим, земля – крестьянам, свобода – нерусским народам».

Наконец, важным субъективным фактором было наличие убольшевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, – Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В.И. Ленин был наиболее решительным и радикальным лидером в руководящих органах партии, порой не поспевавших за своим вождем. В октябре именно личное участие Ленина в революционных событиях обеспечило успешное развитие и победу вооруженного восстания вопреки сомнениям и «шатаниям» некоторых его соратников.

Октябрьское вооруженное восстание одержало победу в Петрограде с большой легкостью и почти бескровно именно в результате сочетания всех названных факторов. Его результатом явилось возникновение Советского государства, юридически оформленное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, занимающим поэтому совершенно особое место в истории нашей Родины.

Заключение

Ко времени завершения Гражданской войны практически на всем пространстве бывшей Российской империи (за исключением ряда территорий) утвердились большевистские правительства. Кроме РСФСР существовали находящиеся с ней в тесных договорных отношениях Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики (ССР), Бухарская, Хорезмийская и Дальневосточная республики. На этом этапе органы власти РСФСР фактически выполняли роль органов власти союза республик, а представители национальных республик были введены в состав руководства РСФСР. Национальные партийные организации существовали в составе партии на правах областных парторганизаций.

В развитие сложившихся тенденций в марте 1922 г. возникает Закавказская федерация, а уже в декабре 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утверждает Декларацию об образовании СССР на базе РСФСР, ЗСФСР, БССР и УССР. Позднее в его состав входят Туркменская ССР и Узбекская ССР (1925); Таджикская ССР (1931); Армянская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР (все три вместо ЗСФСР в 1936); Казахская ССР и Киргизская ССР (1936); Молдавская ССР, Эстонская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Карело-Финская ССР (1940).

В 1924 г. принимается Конституция СССР. В ней разграничиваются полномочия между органами власти республик и Союза и определяются высшие органы власти.

Высшим органом власти СССР объявляется съезд СССР, избиравшийся от городских и губернских советов, в период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР, состоящего из Союзного совета и Совета национальностей. В промежутках между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР – высший распорядительный и исполнительный орган. Существовали пять общесоюзных наркоматов, пять объединенных и республиканские наркоматы. Что касается органов власти и управления союзных республик, то их юрисдикция распространялась на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную сферу Союза.

Большевикам удалось удержать власть и создать принципиально новый государственно-управленческий аппарат, не уступающий, а в некоторых моментах превосходящий предшествующий.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Политические и обще-социальные причины Февральской революции 1917 г.

2. Политические и организационно-правовые итоги Февральской Революции 1917 г.

3. Политика Временного правительства. Двоевластие: причины образования.

4. Советы: сущность, необходимость возрождения и правовой статус.

5. Предпосылки возникновения советского государства, его первые декреты.

6. Второй Всероссийский съезд Советов и формирование высших органов власти.

7. Формирование основ советской федерации. «Декларация прав народов России»

8. «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 1918 г.

9. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г. Ее содержание и основные принципы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочим, солдатам и крестьянам! (Обращение II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов) // Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

2. Декрет о мире // Там же.

3. Декрет о земле // Там же.

4. Декрет об образовании рабоче-крестьянского правительства // Там же.

5. Декларация прав народов России // Там же.

6. Декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства // Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917–1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

7. О федеральных учреждениях Российской республики // Там же.

8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917–1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

9. О федеральных учреждениях Российской республики // Там же.

10. О 8-часовом рабочем дне (Из постановления СНК) // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1945 / Под ред. Э.М. Щагина. М., 1991.

11. Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах // Хрестоматия по истории СССР. 1917–1945 гг. / Там же.

12. Декрет ВЦИК и СНК об учреждении Совета народного хозяйства // Там же.

13. Резолюция III Дальневосточного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов о власти // Там же.

14. Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле // Там же.

15. Городецкий В.Н. Рождение Советского государства. 1917–1918 гг. М., 1987.

16. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 2 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.

17. Иоффе Г. Третьего не дано // Переписка на исторические темы. М., 1989.

18. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.

19. Ленин и ВЧК. Сб. документов (1917–1922 гг.). М., 1975.

20. Портнов В.П., Славин М.И. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.

21. Софинов П.Г. Очерки истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917–1922 гг.). М., 1960.

22. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984.

 

Тема 6: Создание Советского государства и построение новой системы государственного управления

1. Февральская революция 1917 г. и изменения государственного строя России 2. Возрождение Советов и предпосылки возникновения советского государства 3. Второй Всероссийский съезд Советов и создание советского государства
4. Формирование советской федерации. Первая российская советская конституция.    
 
 
 

1. Февральская революция 1917 г. и изменения государственного строя России

Февральская 1917 г. революция была вызвана целой совокупностью противоречий: социально-экономические противоречия, нерешенные аграрный, рабочий, национальный вопросы, незавершенность капиталистической индустриализации, диспропорции между промышленным и сельскохозяйственным развитием, резкое классо­вое размежевание, недовольство монархическо-сословным устройством государства. Таким образом, к февралю 1917 г. налицо существовало противоречие между общественно-политическим строем и насущными потребностями страны. Эти причины уже приводили Россию в 1905 г. к революции, однако в 1917 г. острота противоречий достигла критической точки. Ускорили революцию: Первая мировая война и многочисленные человеческие потери. Война выявила неумение царизма руководить воюющей страной. Правящий режим находился в состоянии глубокого всестороннего кризиса. Началась дискредитация власти. Идея монархии потерпела крах даже среди ее сторонников.

Революция развивалась во многом стихийно, но динамично. 23 февраля в Петрограде забастовали работницы-женщины, к которым присоединились мужчины – работники петроградских предприятий (всего около 128 тыс. человек). 24 февраля уже бастовало более 200 тыс. человек, а 25 февраля – весь Петроград. 26 февраля на сторону бастующих стали переходить войска столичного гарнизона. 27 февраля всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, которое победило. Верные самодержавию войска и полиция были расформированы или бежали.

27 февраля Совет министров направил Императору прошение о своей коллективной отставке и прекратил свое существование. Тогда же по Указу царя был объявлен перерыв до ап­реля в заседаниях Государственной думы и Госсовета.

Вместе с тем, отсутствие верховной власти было пагубно для страны, переживавшей хозяйственную дезорганизацию в условиях военного времени и революционной ситуации. В целях поддержания порядка Государственная дума 27 февраля сформировала из своего состава Временный комитет, претендовавший на роль главного органа власти в стране. По соглашению между Временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов

2 марта 1917 г. произошло отречение Императора от власти. Так завершил свою долгую историю российский монархический государственный строй. В этот же день было образовано Временное правительство. Вместе с тем, функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего органа государственной власти, в том числе и законодательные, поскольку таковой после победы революции отсутствовал.

В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления. На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия, но официально республика в России была провозглашена Временным правительством только 1 сентября 1917 г. Окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.

Первыми шагами в законодательной политике Временного правительства являлись: упразднялись армия, полиция и управление по печати (цензура), при Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Были образованы новые органы – Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления – целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны. Временное правительство выдвинуло программу – политическая амнистия, отмена смертной казни, отмена ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления. Последовала отмена «Основных государственных законов» 1906г., которые подробно регламентировали права Импера­тора, имущественные и другие права императорской семьи, закреп­ляли сложившуюся при царе организацию государственного аппара­та, права и обязанности важнейших центральных государственных органов.

Весной 1917 г. Правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Так, российские граждане получили весьма широкие политические права – свободу слова, печати, собра­ний, демонстраций и др. Принимаются законы «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. По этим законам могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати, упразднялись Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров – их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. Тогда же происходит установление рабочего контроля за произ­водством и распределением, введение 8-часового рабочего дня на предприятиях и др.

Временное правительство не стремилось к установлению полно­го равноправия граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и др.).

Вместе с тем, Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание (назначенные на сентябрь). Было разработано и утверждено Положение «О выборах в Учредительное собрание», исходившее из принципов все­общего равного прямого и тайного голосования.

Временное правительство готовило реформу местного самоуправления, земельную реформу. Так в апреле создается система земельных комитетов и утверждаются права фабрично-заводских комитетов. Будучи временной властью, Правительство, вплоть до созыва Учредительного собрания, не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы, также на местах оно не имело надежного административного аппарата.

2 7 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается Совет рабочих и солдатских депутатов, издавший 1 марта «Приказ № 1», который упразднял дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. Создание в Петрограде Совета послужило основанием возникновения системы двоевластия. Временное правительство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имевший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря своей опоре на рабочих и солдат. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны.

В июне 1917 г. состоялся Первый Всероссийский съезд Советов на который около трехсот девяноста местных советов прислали своих делегатов. Съезд избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики (из более чем 1000 делегатов только 105 были большевиками).

Таким образом, летом 1917 г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти – через Учредительное собрание или через Советы, свободно избранные населением.

Созыв Учредительного собрания задерживали переговоры Временного правительства с Петроградским советом по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября. Потом они были отложены на ноябрь. Отсрочки объяснялись стремлением Правительства отнести выборы на период, когда «революционный энтузиазм масс уже спадет». Но усиление власти Советов в массах и на местах не способствовали авторитету проводившихся Правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания.

3 июля большевики предприняли попытку поднять вооруженное восстание в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями, что стало одной из веских причин смены состава Временного правительства. Во втором, по своей сути, коалиционном Правительстве социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л.Г. Корнилов, популярный в то время в патриотических кругах.

Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу. Для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК Советов создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП(б). Временное правительство, потерявшее авторитет в патриотических и консервативных кругах после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября происходит созыв Демократического Совещания из представителей Советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Совещание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. На совещании был сформирован Временный Совет Республики («предпарламент»), предполагавшийся как орган контроля над Правительством, но превратившийся в орган законодательных предположений.

Немаловажно то, что еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Государственного совета, а в октябре распускаются его выборные члены. Тогда же распускается Государственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на Правительство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

Особо важно, что новые политические органы создавались после революции в необычных условиях, когда одновременно возникли и действовали два политических центра, или два источника власти – Временное пра­вительство и Со


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.