Тема 3. Административно-правовой статус гражданина. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 3. Административно-правовой статус гражданина.

2017-06-04 2175
Тема 3. Административно-правовой статус гражданина. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

План:

1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ (характеристика его элементов).

2. Реализация прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления.

3. Регистрационный учёт граждан.

4. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан, их виды.

5. Обращения граждан.

6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

7. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

8. Статус лица, получившего политическое убежище.

Рекомендации по самостоятельному изучению темы: К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных субъектов: граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным или множественным гражданством и лица без гражданства. У всех категорий физических лиц существует различный объем административно-правового статуса, но все они являются субъектами административного права. Граждане России, выступая в роли субъекта административного право, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закреплённым в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе. Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты. Административно-правовой статус гражданина РФ определён Конституцией РФ, международно-правовыми договорами; ФЗ «О гражданстве РФ» и т.д. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику элементов административно-правового статуса гражданина. Во втором вопросе необходимо определить способы реализации прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления. По третьему вопросу студент необходимо выяснить каким образом в России производится регистрационный учёт граждан, каковы его особенности. По четвёртому вопросу необходимо определить основные административно-правовые гарантии прав и свобод граждан, а также их виды. По пятому вопросу следует рассмотреть понятие и основные виды обращений граждан. По шестому вопросу необходимо уяснить специфику и особенности правового регулирования административного статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. По седьмому вопросу необходимо выяснить особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. По восьмому вопросу необходимо рассмотреть административно-правовые основы статуса лица, получившего политическое убежище

Нормативно-правовая база: 1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. Конвенция ратифицирована РФ 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1514; 2. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1011; 3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (с изм. и доп.) // ВСНД и ВС, 1993, №12, ст. 425; 4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп.) // ВСНД и ВС, 1993, №12, ст. 423; 5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.) // ВСНД и ВС РФ, 1993, №19, ст. 685; 6. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.) // ВСНД и ВС РФ, 1993, №32, ст.1227; 7. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4029; 8. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2002, № 22, ст. 2031; 9. Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485; 10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3032; 11. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2006, № 30, ст. 3285; 12. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2006, № 19, ст. 2060; 13. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2011, № 48 ст. 6725; 14. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 2012, № 53 (часть I) ст. 7597; 15. Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2004, № 21, ст. 2025; 16. Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 2010, № 8, ст. 838; 17. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ, 2012, № 52 ст. 7477; 18. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713» // СЗ РФ 09.02.1998, № 6, ст. 783.

Литература:

1. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. № 4.

2. Зорькин В.Д. Современный мир и права человека // Журнал российского права. 2008. № 11.

3. Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. № 9.

4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право РФ. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-издат, 2013.

5. Шевцов В.С. Права человека и государство в РФ. – М., Профобразование, 2002.

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем состоит суть категории гражданства?

2. Каково понятие и правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства?

3. В чем состоит разница правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев?

4. Какие существуют виды обращений граждан РФ?

5. Каким образом происходит реализация прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления? Темы контрольных работ и рефератов: 1. Гражданин как субъект административного права. 2. Полномочия органов исполнительной власти по защите прав, свобод и законных интересов граждан. 3. Деятельность органов исполнительной власти в сфере миграционного учёта граждан. 4. Виды обращений граждан. 5. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России.

Задачи по теме:

1. Гражданин О. отказался впустить в свою квартиру представителей жилищных органов, которые проводили смотр на лучшее содержание жилых помещений. Дверь в его квартиру была взломана и осмотр был проведён.

Дайте анализ сложившейся ситуации. Обоснуйте нормативно свои выводы.

2. В районный суд поступила коллективная жалоба от жильцов дома по поводу решения правления городского клуба любителей пива о сооружении во дворе их дома пивного бара. В жалобе указывалось, что такое решение препятствует реализации права граждан на отдых (двор практически имел парковый облик), а также оказывает негативное влияние на воспитание подростков.

Суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению по следующим мотивам: коллективные жалобы судом не рассматриваются; суд не рассматривает жалобы на действия и решения общественных формирований.

Соблюдены ли в данном случае требования законности? Обоснуйте своё мнение нормами права.

3. Гражданин Российской Федерации А., имеющий регистрацию по месту жительства в городе Баку (Республика Азербайджан), но фактически в течение многих лет проживающий в городе Москве, в 2013 году обращался в УФМС ЦАО г. Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в городе Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

По тем же основаниям Тверской суд Центрального округа города Москвы отказал в удовлетворении жалобы А., сославшись, в частности, на норму Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". При этом суд указал, что А. в соответствии с данной нормой вправе обращаться за выдачей заграничного паспорта лишь в уполномоченные органы - по месту жительства за пределами Российской Федерации, т. е. в Республике Азербайджан.

Правомерны ли действия органов государственной власти?

Сформулируйте правовую позицию на основании норм действующего законодательства.

4. Начальник районного управления внутренних дел вынес постановление о назначении гр-ну И. административного наказания в виде ареста сроком на 10 суток за совершение мелкого хулиганства.

Правомерны ли действия данного должностного лица?

5. На основе анализа КоАП РФ найдите статьи, предусматривающие административную ответственность граждан за неподчинение требованиям представителей исполнительной власти, за нарушение прав других граждан.

Кейсы (казусы) к практическому занятию:

Кейс 1. Студент Московского государственного университета Иванов гулял по Красной площади Москвы. К нему подошли сотрудники полиции сержант Сергеев и рядовой Алексеев. Не представившись, сержант Сергеев попросил Иванова предъявить документ, удостоверяющий личность. Студент объяснил сотрудникам полиции, что паспорт он оставил дома и при себе у него есть только студенческий билет. Сотрудники полиции пояснили Иванову, что студенческий билет не является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, и грубо попросили его проследовать с ними в ближайшее отделение полиции для установления личности. Иванов пробыл 3 часа в отделе полиции «Китай-город», после чего его отпустили домой, без составления каких-либо процессуальных документов.

Вопросы и задания к кейсу:

Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.

Законны ли требования и действия сотрудников полиции в описанной ситуации?

Нарушил ли студент Иванов нормы законодательства Российской Федерации?

Является ли студенческий билет документом, удостоверяющим личность гражданина РФ?

5. Дополнительное задание. Составьте проект процессуального документа, который должны оформить сотрудники полиции, исходя из условий задачи.

Кейс 2. Гражданин С. обжаловал в судебном порядке отказ в приеме документов для прохождения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Свою позицию он обосновал тем, что пунктом 1 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» установлены необоснованные ограничения для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и прохождения гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане имеют равный доступ к государственной службе.

Представитель нанимателя обосновал свое решение тем, что для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), нормативно установлено дисквалифицирующее препятствие для доступа к государственной гражданской службе, сопряженного с повышенными репутационными требованиями к государственным гражданским служащим как лицам, осуществляющим соответствующую деятельность в публичных интересах, и тем самым подобное препятствие преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка.

Вопросы и задания к кейсу: Какое решение по жалобе должен принять суд?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.