Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-04 | 483 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.
В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности не равнозначна еемотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта. Именно цель и мотив являются регулятором деятельности и организуют включенные в нее психические процессы (на что обращать внимание, что запоминать и т.д.).
Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.
Каждый относительно законченный элемент деятельности при достижении цели, направленный на выполнение одной промежуточной текущей задачи, называют действием. Т.е. любая деятельность состоит из ряда действий. Результат каждого действия сопоставляется с моделью желаемого будущего (т.е. с целью).
Любое действие имеет 3 компонента: моторный (связан с функцией исполнения), сенсорный (связан с функцией контроля) и центральный (связан с функцией регулирования).
Иногда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными действиями.
Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия – это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, предметные и внутренние умственные.
|
Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять, поднять, переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.
Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
Процесс опредмечивания потребности, понятие о мотиве.
Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В современной психологии часто говорится об иерархии потребностей человека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид:
|
Самоактуализация
Сознание собственного достоинства
Социальные потребности
Потребности в физической и психологической безопасности
Физиологические потребности
Рис. 4 Иерархическая пирамида потребностей по А.Маслоу
А. Маслоу утверждает, что пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни.
Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей.
Чтобы определить, почему человек становится активнее, мы анализируем его потребности. Чтобы определить, куда и на что направлена эта активность, мы анализируем его направленность. Направленность – ведущая характеристика личности, определяющая ее психологический склад.
Потребность – состояние зависимости личности от условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
По своему происхождению потребности бывают:
а) естественные (органические) – в них выражается зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни человека и жизни его потомства (в пище, воде, во сне, в кислороде, в защите от холода и жары..).
б) культурные – в них выражается зависимость от продуктов человеческой культуры. К ним относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения естественной потребности (например, вилка, ложка для удовлетворения потребности в пище), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми (книги, фотографии, модная одежда).
По характеру предмета потребности бывают:
а) материальные – в них выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.);
б) духовные – в них выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность в общении (делится с другими своими мыслями и чувствами), потребность в познании (читать, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку), потребность в деятельности). Духовные потребности неразрывно связаны с материальными. Так, для удовлетворения духовных потребностей требуются материальные вещи, которые являются предметом материальных потребностей (писчая и нотная бумага, краски, книги, газеты и т.д.).
|
Нужно отметить, что все виды потребностей связаны между собой. Например, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету (потребность в пище).
Побудителем к деятельности выступает мотив, это могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, один из которых является главным – ведущим, а остальные – второстепенными.
В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивы не всегда осознаются, но любая деятельность имеет осознаваемую цель. Цель – это то, для чего действует человек. Цель – это идеальное представление будущего результата деятельности. Цель представлена в головном мозге каким-то образом, динамической моделью будущего результата деятельности.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!