Республика: понятие, юридические признаки, виды — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Республика: понятие, юридические признаки, виды

2017-06-04 332
Республика: понятие, юридические признаки, виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, на ряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Парламентская (Германия, Австрия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Индия, Израиль – главой является президент, однако его функции наименьшие (он избирается парламентом, является представителем страны, его функции усиливаются при политическом кризисе, выступает арбитром при внутри кризисных ситуациях). Верховенство – парламент (всеобщее голосование, лидер на выборах – глава). Члены правительства ответственны перед парламентом, парламент может выразить вотум недоверия и отправить правительство в отставку. Президентская (США, Мексика, Бразилия) – высшее должностное лицо – президент, он является и главой государства, и главой правительства (всеобщее голосование). Президент назначает правительство, которое несет перед ним ответственность, участие парламента вторично, у президента есть право вета с отклоняющим характером. Президент – верховный главнокомандующий военных сил страны. Существует принцип деления властей). Суперпрезиденсткая – полномочия президента выходят за границы демократии (Белоруссия, Венесуэла). Смешанная – элементы парламентско-президентской, одинаковые права и у парламента, и у президента, правительство отвечает перед обоими (Франция). Россия – президентско-парламентская.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

 

Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. Как власть распространяется на территорию? Унитарная (единое гос-во), унитарное с автономными единицами (Крым), федеративная (союз суверенных государств): национальная, территориальная, национально-территориальная, конфедеративная + содружество и союз.

 

 

Типы распределения компетенции внутри федерации

К основным признакам федерации (касательно распределения компетенции) относятся:

1. Уровни власти

• Федеральный уровень власти

• Уровень власти субъекта ф-и

 

Субъекты федерации могут называться по-разному – земли, штаты, республики и т.д.

МСУ – местное самоуправление – на местном уровне законы принимать не могут – принимают акты местного самоуправления.

 

2. Разграничение компетенции между центральными и федеральными органами власти

3. Наличие двух уровней законодательства (на уровне субъекта федерация действует самостоятельно, представительные органы власти имеют самостоятельную исполнительную власть).

 

Факультативные признаки

1. Возможность установления гражданства субъектов федерации

2. Возможность установления своего государственного языка

3. Наличие собственной конституции у субъектов федерации

4. Асимметричный статус субъектов федерации

5. Наличие судебной системы на уровне субъектов федерации à уставной суд субъектов федерации (или конституционный, если республика).

 

Дополнительно (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства)

Известными ресурсами эффективного управления и внутрен­ней стабильности располагает и демократическое федеративное го­сударственное устройство. Федерализм ведь нельзя сводить к про­стому географическому делению страны (особенно многонацио­нальной) на территориальные единицы с вертикальной подчинен­ностью и полной зависимостью от политики центра. Не все подда­ется централизации и нуждается в ней, да и государственная муд­рость и административный гений целой страны совсем не ограни­чены политической элитой, обосновавшейся в столице.

Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование круп­ного государства как целостной организации политической влас­ти, допускает существование и развитие в его пределах струк­турных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются феде­ративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.

В одном случае модель будет достаточно простой, если цент­ральное правительство выступает арбитром, координирующим ре­гиональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (напри­мер, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими програм­мами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или нацио­нальной автономии, следует усилить собственную власть, учиты­вая национальные и этнические особенности, требуется контро­лировать последствия возможных конфликтов.

Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федератив­ное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава име­ют различные взаимоотношения с центральным правительством. В такого рода «асимметричных» федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уни­кальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целост­ности федеративного государства.

Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными обстоя­тельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизиру­ющими последствиями, особенно при такой форме государствен­ного устройства, которая рассматривает центр в качестве единст­венного источника реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.

В федеративном государстве локальные конфликты, возник­шие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального пра­вительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи при­влекать к решению вопроса федеральное правительство.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.