Формирующий этап эксперимента — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирующий этап эксперимента

2017-06-03 573
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе длительной и кропотливой работы по формированию вокальных навыков с учащимися класса сольного пения в течение 2011-2014 г.г. были отмечены следующие характеристики и выявлены дефекты их певческих голосов:

Таблица 3. Характеристики и дефекты певческого голоса учащихся класса сольного пения Удельнинской ДМШ, выявленные в процессе работы с 2011- 2014 гг.

ФИО учащегося Характеристика певческого голоса Дефекты певческого голоса
Эля А. Голос высокий, очень приятного тембра. Отмечается наличие ясно выраженного природного вибрато. Хороший рабочий диапазон, к 2014 г. – расширился до до1-фа#2. Верхние ноты берутся легко, объемно, без напряжения. Атака мягкая. Звучание голоса в основном ровное по всему диапазону, слегка провалены нижние ноты. Голос легкий, подвижный, что позволяет исполнять довольно виртуозный репертуар. При исполнении произведений использует различные голосовые интонации, что позволяет легко создавать художественные образы. В целом, на данный момент уже возможно говорить о будущем типе голоса – высоком лирическом или лирико-колоратурном сопрано. В средней и нижней части диапазона звучание как бы “заглублено”, выявлены очень небольшие дефекты дикции. В целом, явно выраженные дефекты певческого голоса отсутствуют.
Вика П. Голос средний, приятного тембра. Хороший рабочий диапазон – от Си Малой до ми2. Комфортнее всего чувствует себя в среднем и нижнем регистре, в этих регистрах наличествует приятное, ровное, округлое грудное звучание. Атака твердая. Верхние ноты берутся фальцетом, звучание напряженное. Таким образом, звучание по всему диапазону пока не выровненное. Наиболее удобны для исполнения произведения кантиленного характера с небыстрыми темпами. Вероятный тип голоса во взрослом возрасте – драматическое или лирико-драматическое сопрано. Девочка более склонна к эстрадной, нежели академической манере исполнения. Есть небольшие дефекты дикции, наиболее проблемная согласная – “р”. В быстрых темпах не успевает четко произнести текст. Встречаются небольшие проблемы с интонацией. Есть носовой призвук, звучание чуть заглублено. При звукообразовании в верхнем регистре ощущается мышечная зажатость.  
Саша Р. Голос высокий. Атака придыхательная. Преобладает фальцетное звукообразование. Диапазон небольшой, границы диапазона стабильны, рост отсутствует. Звучание голоса очень тихое, сухое, зажатое по всему диапазону. Длинные ноты удержать на дыхании не может. Вероятный тип певческого голоса на данный момент определить невозможно. Не совсем точное интонирование. Гипертонус голосового аппарата, сильная мышечная зажатость нижней челюсти и мышц шеи. Девочка как бы “процеживает” звук между зубами. На первый план выходят шипящие и свистящие согласные звуки. Дыхание поверхностное.
Вика И. Голос средний. Атака придыхательная. Хороший рабочий диапазон – от до1 до ми2. Голос большой, малоуправляемый. Звучание громкое, форсированное, наличествует горловой призвук. В верхнем регистре – фальцетное звукообразование. Тембр не слишком приятный, практически все произведения исполняются в “плаксивой” манере. Необходимо постоянно напоминать о высокой певческой позиции и поиске светлой интонации при исполнении. При наличествующей манере пения голос быстро устает, “садится”. Вероятный тип певческого голоса определить трудно. Не совсем точное интонирование. Вялая артикуляция, есть проблемы с дикцией. Горловой призвук, шипение Голос малоуправляемый

 

Таким образом, исходя из имеющихся характеристик певческого голоса каждого ученика и возможных дефектов, подбирается индивидуальная система упражнений и вокальный репертуар с целью максимального развития вокальных навыков и устранения дефектов певческого голоса.

Важно помнить о том, что главная цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания вокального произведения. При занятиях на уроке не допускается бездумное и формальное выполнение вокальных упражнений.

Вне зависимости от конкретного перечня упражнений и методов вокальной работы, каждый урок строится по общему плану:

1. Приветствие, вводная беседа с целью установления доброжелательной атмосферы на уроке и настроя на работу.

2. Дыхательные упражнения (по Стрельниковой);

3. Проговаривание скороговорок;

4.Артикуляционная гимнастика;

5.Вокальные упражнения;

6.Работа над произведениями (разбор текста, впевание, работа над художественным образом);

7.Исполнение произведений под аккомпанемент концертмейстера;

8.Домашнее задание.

Все занятия проводятся с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривается, соблюдается режим работы и отдыха.

Основными методами, используемыми в процессе вокальной работы с детьми на уроках сольного пения, являются:

1. Фонетический;

2.Объяснительно-иллюстративный;

3.Метод мысленного пения;

4.Репродуктивный;

5.Сравнительный.

 

В таблице 4 описывается индивидуальный комплекс упражнений по формированию вокальных навыков и меры, направленные на устранение имеющихся дефектов певческого голоса у каждого учащегося, применявшиеся в практической работе за период 2011-2014 гг.

 

Таблица 4. Работа по формированию вокальных навыков и устранению имеющихся дефектов певческого голоса у учащихся класса сольного пения

ФИО учащегося Описание работы с учащимися
Эля А. 1. Обязательное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений – на уроке и дома. 2.Проговаривание скороговорок для устранения дефектов дикции и четкой артикуляции – сначала в среднем темпе, затем в быстром. Проговаривание выполняется сразу в высокой певческой позиции, на зевке, объемно, текст максимально выведен на зубы. 3. В комплексе вокальных упражнений для устранения заглубленного звучания особое внимание уделяется следующим: - Упражнение на “вибрацию губ” при пении; - Мычание с закрытым ртом в близкой высокой певческой позиции; - Пропевание упражнений на сочетание согласных с близкой гласной “и”. Прочие гласные пропеваются после того, как ученица выведет звук ровно, близко на зубы. - При выборе упражнений приоритет отдается упражнениям на стаккато и сочетание стаккато и легато. - Пропевание упражнений на развитие техники беглости. В процессе распевания необходимо постоянно напоминать о высокой певческой позиции, удержании улыбки на лице, светлом звуке, ощущении зевка. Каждое упражнение необходимо петь, как музыкальную фразу. Подача звука мягкая, нефорсированная. Дыхание легкое, комфортное, воздух не перебирать, стараться дышать в нижние ребра. 4. Репертуар подбирается в соответствии с особенностями психического и вокального развития и вкусовыми предпочтениями ученицы. Это, как правило, произведения светлого, легкого характера с довольно большим диапазоном, в быстрых темпах. Для развития кантилены выбираются произведения в небыстрых темпах, лирического характера. Произведения разбираются довольно быстро, что обусловлено наличием фортепианной подготовки ученицы. При исполнении произведений с концертмейстером, как правило, проблем не возникает. В целом, наличие хороших природных данных, отсутствие серьезных дефектов голоса и наличие ярко выраженных музыкальных и актерских способностей предоставляют хорошие возможности для вокального развития девочки и широкого выбора репертуара. При выступлении на концертах и академических зачетах присутствует некоторое волнение, которое, однако, как правило, не влияет на качество исполнения.
Вика П. 1. Обязательное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений – на уроке и дома. 2.Проговаривание скороговорок для устранения дефектов дикции и четкой артикуляции – в основном в среднем темпе. Проговаривание выполняется сразу в высокой певческой позиции, на зевке, объемно, текст максимально выведен на зубы, следим за устранением носового призвука. Особое внимание уделяется букве “р”, необходимо максимально звонко и форсированно проговаривать эту согласную. 3. В комплексе вокальных упражнений для устранения заглубленного звучания и носового призвука особое внимание уделяется следующим: - Упражнение на “вибрацию губ” при пении; - Мычание с закрытым ртом в близкой высокой певческой позиции, следя за точным попаданием звука в головной резонатор; - Пропевание упражнений на сочетание согласных с гласными “и”, “ё”. Прочие гласные поются после того, как ученица выведет звук ровно, близко на зубы. Следим, чтобы согласные произносились точно, звонко, без носового призвука. - При выборе упражнений приоритет отдается упражнениям на стаккато и легато. - Упражнения на пропевание отдельных нот на разные гласные для выравнивания звучания. - Пропевание упражнений на развитие техники беглости.   При выполнении упражнений в верхнем регистре необходимо следить за постоянным ощущением зевка, небного купола, мягкой атакой звука, не форсировать, стараться максимально близко и четко формировать звук. Для устранения имеющихся проблем с интонированием пропеваем упражнения a-capella, обращая особое внимание на внутренний слух – сначала “слышим” звук внутри, затем пропеваем вслух. При пении широких интервалов обращаем внимание ученицы, что ноты находятся как бы рядом с друг другом, нижняя нота берется аккуратно, сверху, в высокой певческой позиции, верхняя нота – берется там же, где и нижняя, между ними нет “пропасти”. В процессе распевания необходимо постоянно напоминать о высокой певческой позиции, удержании улыбки на лице, светлом звуке, ощущении зевка. Каждое упражнение необходимо петь, как музыкальную фразу. Подача звука мягкая, нефорсированная. Дыхание легкое, комфортное, воздух не перебирать, стараться дышать в нижние ребра. 4. Репертуар в соответствии с вокальными данными и предпочтениями выбирается в пределах рабочего диапазона. В основе репертуара – произведения кантиленного характера в среднем регистре. Для развития голоса включаем в репертуар подвижные произведения, удобные для исполнения не только в среднем, но и в верхнем регистре. При разучивании произведений и исполнении с концертмейстером особых проблем не возникает. Тем не менее, при отсутствии в аккомпанементе дублирования вокальной строчки возникают проблемы с точным интонированием. Эти проблемы снимаются при условии регулярной домашней работы с произведениями, в частности при пении вокальной строчки a-capella с последующей проверкой себя на фортепиано. При выступлении на концертах и академических зачетах присутствует волнение, однако, как правило, оно лишь незначительно сказывается на качестве исполнения.
Саша Р. 1. Обязательная вводная беседа с целью создания комфортных условий для занятия. 2. Обязательное выполнение упражнений на общее расслабление и артикуляционных и дыхательных упражнений (по Стрельниковой). В течение занятия приходится несколько раз прибегать к выполнению упражнений на расслабление в связи с возникающей общей мышечной и голосовой зажатостью. 3. Проговаривание 1-2 скороговорок в среднем темпе, уделяя особое внимание расслаблению речевого аппарата, нижней челюсти, высокому четкому произношению, ясной дикции. 4. В вокальных упражнениях основное внимание отводится следующим: - Упражнение на “вибрацию губ” при пении; - Мычание с закрытым ртом в высокой певческой позиции, следя за точным попаданием звука в головной резонатор; - Пропевание упражнений на сочетание согласных и открытых звуков “а”, “о”. Упражнения на гласную “и” практически не используются, поскольку в данном случае они способствуют еще большему зажатию голосового аппарата. Приоритет отдается упражнениям на легато. Стаккато используется крайне осторожно. - Упражнения на пропевание отдельных нот на разные гласные для выравнивания звучания и развития певческого дыхания. Все упражнения поются в среднем темпе, без суеты. Перед каждым упражнением напоминаем о высокой певческой позиции (“вдыхаем аромат цветка”), ощущении зевка (“облачко в горле”), легком комфортном дыхании, необходимости общего расслабления и расслабления нижней челюсти (“забыть про нижнюю челюсть”). Постоянно напоминаем о светлом и радостном звучании, внутренней улыбке. Для устранения имеющихся проблем с интонированием пропеваем упражнения a-capella, обращая особое внимание на внутренний слух – сначала “слышим” звук внутри, затем пропеваем вслух. Исправления и рекомендации делаются очень аккуратно, поскольку девочка очень болезненно реагирует на замечания преподавателя. 5. Выбор репертуара крайне ограничен в связи с общей зажатостью голоса и небольшим диапазоном. Приоритет отдается произведениям лирического характера в небыстрых темпах, желательно с вокально удобным стихотворным текстом. В связи с редкой посещаемостью занятий по сольфеджио, разбор и выучивание музыкального текста затруднены, большую их часть приходится делать совместно на уроке (фактически, выучивать “с голоса”). Произведения выучиваются наизусть очень медленно. Исполнение с концертмейстером, как правило, вызывает ряд проблем. Девочка практически сразу психологически и вокально зажимается. При отсутствии в аккомпанементе дублирования вокальной строчки возникают проблемы с точным интонированием. В связи с практически полным отсутствием домашней работы разрешение этой проблемы затруднительно. Целостный охват музыкального произведения затруднен, говорить о серьезной работе над художественным образом в условиях психологической зажатости практически невозможно. В данной ситуации, главная задача преподавателя – не только и не столько формирование вокальных навыков, сколько снятие общей зажатости организма и голоса, создание доверительной и дружеской атмосферы для занятий, общеэстетическое развитие ученицы. За то время, пока Саша Р. обучается в классе сольного пения преподавателем было проведено несколько бесед с родителями по поводу сложившейся ситуации, однако видимых результатов на данный момент пока не достигнуто. Выступление на концертах на данный момент исключается. Сдача академических зачетов сопровождается сильным волнением, что негативно сказывается на качестве исполнения.
Вика И. 1. Обязательное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений – на уроке и дома. 2.Проговаривание скороговорок в среднем и быстром темпе. Необходимо следить за очень четким, близким, высоким произношением слов. Основной дефект дикции у Вики И. заключается в проглатывании некоторых слогов и окончаний, общем вялом произношении слов. Для устранения этой проблемы скороговорки проговариваются вначале близко к зубам, звонко, а затем - с нарастанием темпа проговаривания. 3. В вокальных упражнениях основное внимание отводится следующим: - Упражнение на “вибрацию губ” при пении; - Мычание с закрытым ртом в высокой певческой позиции, следя за точным попаданием звука в головной резонатор; - Пропевание упражнений как на узкую, близкие гласные “и”,”у” так и на гласные "о", “а”. При этом следим, чтобы произношение было максимально активным, четким, энергичным, собранным, близким, не допуская вялости и нечеткости. Звучание гласных должно быть максимально точным и распознаваемым. В упражнениях основное внимание отводится стаккато с целью “собрать” звук близкий к зубам и ровный. Следим за тем, чтобы звук не разваливался, не застревал глубоко в горле, не сопровождался сипом и призвуками. Для этого каждый раз напоминаем об ощущении свободы и зевка в глотке, необходимости брать звук как бы сверху, собранно, выводить к передним зубам через верхнее небо, почувствовать звук как бы “перед собой”, брать звук не изнутри, а снаружи. При пении широких интервалов обращаем внимание ученицы, что ноты находятся как бы рядом друг с другом, нижняя нота берется аккуратно, сверху, в высокой певческой позиции, верхняя нота – берется там же, где и нижняя, между ними нет “пропасти”. Также поются упражнения на сочетания стаккато и легато, на легато и на развитие техники беглости. Для устранения имеющихся проблем с интонированием пропеваем упражнения a-capella, обращая особое внимание на внутренний слух – сначала “слышим” звук внутри, затем пропеваем вслух. Основная задача в данном случае – сделать голос более управляемым, убрать открытый и форсированный горловой звук, преодолеть вялость артикуляции. Необходимо постоянно следить за аккуратностью вокализации, не допускать небрежности в исполнении и приблизительного интонирования. В связи с тем, что девочка быстро устает и теряет интерес к занятиям, в течение урока периодически приходится выполнять упражнения на собранность и активизацию внимания. 4. Репертуар в соответствии с вокальными данными и предпочтениями выбирается в пределах рабочего диапазона. Предпочтение отдается энергичным, ярким, характерным произведениям в среднем и быстром темпе (для активизации работы голосового аппарата и устранения общей вялости). Произведения кантиленного типа исполняются по большей части неудачно, в связи с трудностью удержания высокой вокальной позиции в средних и медленных темпах, быстрой утомляемостью голоса, “плаксивой” интонацией. Разбор и выучивание вокального текста, как правило, трудностей не представляют, однако, в связи с общей леностью и малым объемом работы над произведениями дома, выучивание произведения наизусть и целостное исполнение его в концертном варианте затруднено. При исполнении произведений с концертмейстером особых проблем не возникает. Тем не менее, при отсутствии в аккомпанементе дублирования вокальной строчки появляются проблемы с точным интонированием. При условии отсутствия кропотливой домашней работы на этой проблемой, разрешение ее только в условиях работы на уроке крайне затруднительно. При выступлении на концертах и академических зачетах присутствует волнение, что периодически значительно сказывается на качестве исполнения.

 

Таким образом, основными целями вокальной работы в классе сольного пения у всех учащихся являлись:

- Достижение легкого, светлого, звонкого звучания детского голоса;

- Достижение спокойного комфортного певческого дыхания;

- Достижение свободного, непринужденного звучания голоса в пределах рабочего диапазона;

- Максимально полное воплощение художественного образа в произведениях с учетом имеющегося уровня вокального развития учащегося;

- Максимально возможное устранение имеющихся дефектов певческого голоса.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.