Политико-правовая мысль в Древнем Египте — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Политико-правовая мысль в Древнем Египте

2017-06-03 374
Политико-правовая мысль в Древнем Египте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет ИППУ. Метод ИППУ.

Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику.

Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике.

Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Объективный закон – результат проявления связей между сущностями, связи повторяющиеся, устойчивые  и выражается в объективных тенденциях. Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?» Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве.

Значение ИППУ Учебная дисциплина

¨ вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике;

¨ формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще;

¨ ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя;

¨ ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве;

¨ ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества.

МЕТОДЫ: · исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;

· сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;

· системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;

· структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи. Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Политические и правовые воззрения римских стоиков

 

Стоицизм появился в период упадка Др. Греческой цивилизации. «Стоа» – пёстрый. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Сенека. Труды – «Письмо Пуцилию», «О гневе», «О душевном спокойствии». Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Раб, согласно Сенеке тоже человек, купля-продажа касается лишь его тела, но не души.

Основа – материя, из которой состоит мир. Она проникнута творческим огнём, разумным божеством, которое является самой сущностью; материя и бог неразделимы. В мире всё целесообразно, разумно, закономерно, обусловлено. Судьба-первопричина всех причин. Судьбы подчинены законам природы. Природа – руководитель. В следовании судьбе, природе заключается счастье, добродетель. Оно зависит от состояния души каждого индивидуума. Задача – не в преобразовании мира, совершенствовании государства, а в осуществлении преобразования своей души.

С. делит всех людей на:

· стремящихся совершенствовать всё вокруг (глупцы, безумцы);

· стремящихся совершенствовать себя (мудрецы).

Выработка апатии определяет независимость человека от окружающего мира. Тем самым вырабатывается невозмутимость духа.

Государство – это сама природа (истинное государство). Наряду с ним существует «своё государство».

Все люди едины, у всех единая цель, все люди родные => осуждается рабство. Рабы живут под одним небом, что и остальные => они люди, а не вещи. Рабство – порок. Свобода – добродетель.


Государство.

Происхождение государства. Причины происхождения государства Бакунин видел в двойственной природе человека: лучшие ее черты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего: худшие (дурные инстинкты и страсти) – основа для возникновения государства. Государство, по Бакунину, «исторически родилось во всех странах, как плод брачного союза насилия, грабежа и пустошения, одним словом, войны и завоевания». Поэтому государство – главный источник социальных зол. Всякая власть, называлась ли она церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой признавалась им «источником эксплуатации и деспотизма»

Форма государства. Первой формой государства была неограниченная монархия, которая затем в результате борьбы за свободу, ограничивается конституцией и наконец, сменяется республикой.

Право. К законам (праву политическому, официальному) Бакунин относился крайне отрицательно, считая их навязанными, деспотическими, враждебными свободе и противоречащими человеческому (естественному) праву. В связи с этим он даже выдвинул требование отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных кодексов на том основании, что они противоречат «общечеловеческому праву».

Идеи М. А. Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети XIX в., но вскоре анархизм в Европе стал терять свое влияние в результате широкого распространения освободительных идей и движений, и прежде всего социал-демократического характера.


 

Теория демократии А.Токвиля

Основные достоинства амер. демократии Токвиль видел в решении проблем равенства и свободы граждан. Настоящая демократия, по Токвилю, это когда гражданские и политические права и свободы обеспечиваются законом и деятельностью государства. Обоснование роли закона в регулировании политических, экономических и других отношений между людьми выражает идеи правового государства. Демократия реализует принцип верховной власти народа, и эта власть должна быть сильной, воплощаться в деятельности сильного государства, которое защищает общие интересы нации и создает условия для осуществления интересов различных социальных слоев и отдельных граждан. Он высоко оценивал роль протестантской религии в становлении свободы и демократии в Америке. Однажды установленное согласие между политикой и религией обеспечивает существование демократии в этой стране. Особо останавливается Токвиль на анализе проблемы разделения властей. Он высоко оценивал механизм осуществления этого принципа в США, выделяя при этом роль судебной власти. Высокое место в гос. иерархии США занимает Верховный суд. Токвиль считал это важным для реального обеспечения принципов демократии. Токвиль говорил и о недостатках американской демократии: при власти большинства не всегда бывает защищено меньшинство; разросшийся государственный аппарат, прежде всего аппарат исполнительной власти; неустойчивость законодательства из-за частой смены законов; лихоимство чиновников и т. д. Однако несмотря на недостатки демократии, Токвиль выступал за сохранение ее как формы государственного устройства и государственного правления, ибо только демократия, считал он, отвечает подлинным интересам большинства членов общества, его различных слоев. Токвиль отмечал решающую роль Конституции США в обеспечении существования демократии, деятельности всех ее политических и правовых институтов. Он считал удачным установленный Конституцией способ регулирования отношений между федеральными органами государства и штатами. Он заключается в том, что различные штаты, составляющие федерацию (союз), сохраняют самоуправление. При этом не теряется единство нации, укрепляется союз штатов и власть федеральных органов. Немаловажное значение имеет поднятая он проблема формирования национального духа, патриотического политического сознания народа в процессе создания им нового, защищающего его интересы государства.

48.Учение В. Гумбольдта о гос-ве и праве.

 

разграничивает понятия "общество" и "государство" (общество - более широкое, более значимое). Позиция гуманистического индивидуализма. Естественные и общие права шире, чем позитивные (создаваемые государством); позитивное право может создаваться только в соответствии с естественным и общим. Понятие "человек" всегда шире понятия "гражданин". Государство должно ограничить влияние на человека. Государство унифицирует человека, препятствует развитию личности; постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит к бездеятельности; из-за отсутствия самостоятельности страдает нравственность человека. Государство - это всегда зло, пусть и необходимое. Поэтому функции государства должны быть сужены до обеспечения внешней и внутренней безопасности.


 

Право.

Кельзен считал, что право старше государства: оно возникло еще в первобытную эпоху, когда появилась система различных принуждающих запретов и табу, когда общество, в одних случаях разрешало, в других запрещало людям самим совершать акты принуждения (например, такие, как месть). В процессе исторического развития общество переросло в государство, где функции принуждения перешли к органам власти. Кельзен представляет право как замкнутую иерархическую систему правовых норм в виде пирамиды во главе с "основной нормой", где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется. Высшая ступень права – конституция «черпает свою обязанность» непосредственно в основной норме. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая, нижняя ступень – индивидуальные нормы, создаваемые судом или административными органами применительно к отдельным правовым ситуациям.

Право – это принудительные нормы, составляющие в совокупности иерархическую систему предписаний, обеспеченных санкциями.

Государство. Кельзен отождествлял государство и право. Государство – это «единство внутреннего смысла всех правовых положений», т.е. он полагал, что понятия правопорядка и государства тождественны. Государство в его трактовке представляет собой урегулированную, упорядоченную, нормативную систему принуждения.

Правовое государство. С этих позиций отождествления государства и права он полагал, что такое понятие, как правовое государство, представляет что «всякое государство есть правовое государство», поскольку с юридической точки зрения любое государство предполагает наличие принудительных норм. Но все же, подчеркивал Кельзен, термин «правовое государство», являясь теоретически избыточным, используется для обозначения такого типа государства, «который отвечает требованиям демократии и правовой безопасности». Эти требования сводятся к следующим:

· правосудие и управление основываются на законах, принимаемых парламентом, избранным народом, с участием или без участия главы государства;

· члены правительства ответственны за свои акты;

· суды независимы;


 

64.Социологическая школа права (Р. Паунд).

Право. Паунд считал, чтоспособами поддержания человечеством имеющихся достижений цивилизации, а также дальнейшего развития является социальное регулирование. Средства социального регулирования (контроля) – нравственность, право, религия, образование, воспитание и нормы добровольных общественных организаций. Из них только право опирается на силу «политически организованного общества». Рассматривая роль средств социального контроля в историческом аспекте, он полагал, что в древности нормы социального контроля находились в нерасчлененном состоянии (право не отделялось от религии, морали), в средние века социальный контроль осуществлялся в основном нормами морали и религии. Но постепенно значение права возрастало и в современном обществе, когда бремя разрешения конфликтов несет государство, право является важнейшим средством социального контроля.

Право – это «инструмент социального контроля» для согласования компромиссов интересов. Цель права – достижение компромисса между личностью и обществом. Функции права – социальное регулирование, достижение социальной гармонии.

Паунд рассматривал право в трех аспектах (значениях):

· право, как совокупность нормативных предписаний, которые служат руководством для вынесения решений;

· право, как правопорядок, режим регулирования социальных отношений путем государственного принуждения;

· право, как судебный или административный процесс.

Если свести все три аспекта в единое целое, то право можно определить следующим образом: право есть специальная форма социального контроля, осуществляемая на основе властных предписаний в рамках судебного процесса.

Паунд считал, что право проявляет свою эффективность только в правоприменительной деятельности и предлагал вместо «механической юриспруденции» ввести «правосудие без права», т.е. судопроизводство жестко не связанное действующим правом. Однако он делал некоторое исключение из этого предложения. Разделив отрасли права на две группы, Паунд считал, что в первую группу входят отрасли, нормами которых следует строго руководствоваться (гражданское, коммерческое право), т.к. поведение людей регулируется в основном диспозитивными нормами, поэтому их проще подвести под общие правила. Вторую группу составляет совокупность отраслей, нормы которых должны иметь относительное значение для судей (административное и уголовное право), т.к. здесь господствуют императивные нормы, а они плохо приспособлены для юридической квалификации разнообразных и очень индивидуальных поступков.

Государство. Разделение власти. Паунд разделял государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Но, исходя из своей теории, полагал, что законодательный орган не может создавать «полные и всеохватывающие» нормы права, поэтому, хотя формулирование правовых норм и является задачей законодательного органа, «тем не менее, оно и необходимая часть судебной власти».

Предмет ИППУ. Метод ИППУ.

Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику.

Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике.

Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Объективный закон – результат проявления связей между сущностями, связи повторяющиеся, устойчивые  и выражается в объективных тенденциях. Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?» Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве.

Значение ИППУ Учебная дисциплина

¨ вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике;

¨ формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще;

¨ ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя;

¨ ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве;

¨ ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества.

МЕТОДЫ: · исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;

· сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;

· системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;

· структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи. Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Политико-правовая мысль в Древнем Египте

 

ППМ обусловлена возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса.

Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных.

Общество представляет собой пирамиду: 1)Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы

Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.

Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».


3. Конфуцианство и легизм

Конфуциа́нство IV в. до н.э. — этико-философское учение, разработанное Конфуцием. Конфуцианство стало главной идеологией Китая. Это учением о стремление к стабильности и порядку. Конфуций увлекался музыкой и древними ритуалами,через них человек должен достигать гармонию с Вселенной. Философу удалось основать собственную школу и стать педагогам истории Китая.

Конфуций выделял в своей философии пять основных типов взаимоотношений между людьми, которые плотно взаимосвязаны между собой:

1. Почтение между детьми и родителями;

2. Доброе и благожелательное отношение между детьми: старшие мягко наставляют младших, младшие благодарно помогают старшим;

3. Уважительное отношение мужа к своей жене и почитание женой своего мужа;

4. Доброта в отношениях молодых людей к более зрелым членам общества и благосклонное наставничество старших над младшими;

5. Уважительное отношение правителей к своим подчиненным и почитание подчиненными своего правителя.

Только после правильного воспитания людей в стране будет порядок во всем. Следует чувствовать душу народа при принятии управленческих мер. Конфуций умело использовал в своем учении культ предков, чтимый китайцами многие века. Легендарные предки становились образом для подражания.
Конфуций призывал к любви окружающих людей, быть ответственным за собственные поступки, почитать старших и проявлять заботу к младшим, оставаться преданным и искренним.
Семейные нормы были перенесены на государственный уровень. Китай стал процветать благодаря тому, что каждый человек имел свое место и выполнял свои обязанности – основный принцип взаимоотношений людей.

Основателями легизма были Шан Ян. Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. Легизм – философия сильной государственной власти.

Основные положения легизма:- обладает изначально злой природой; - движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; -интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; -чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; -государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться для всех; государство – главный механизм общества и, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа. («Когда народ много знает им трудно управлять»).



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.