Классификация причин конфликтов — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Классификация причин конфликтов

2017-06-03 536
Классификация причин конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины конфликтов - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях вызывают его. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Среди множества причин можно условно выделить общие, которые проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним конфликтологи относят следующие причины. Социально-политические и экономические причины. Связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране. Социально-демографические причины. Отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к различным этническим группам и др. 8

Социально-психологические причины. Обусловлены социально-психологическими явлениями в социальных группах (взаимоотношения, лидерство, групповые нормы, мотивы, мнения, настроения и т.д.). Индивидуально-психологические причины, отражающие особенности личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы и т.п.). Другую группу причин в этой классификации весьма условно можно назвать частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом деятельности. Назовем некоторые из них. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях, регионах и государствах ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся им более обоснованными. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники. Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту. Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, даже при отсутствии противоречивых интересов. Например, все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, но о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Например, перед проведением аттестации, сокращением кадров неполная или неточная информация о критериях отбора приводит к появлению слухов, домыслов, сплетен, неадекватному поведению личностей, что препятствует управлению конфликтом. К частным причинам можно отнести также неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение служебной этики, трудового законодательства. 9

Перечислить все причины конфликтов невозможно. Некоторые авторы считают, что все многообразие причин можно объединить в следующие группы:

 причины, обусловленные трудовым процессом (технологические или организационные трудности, недостатки в оплате труда);

 причины, обусловленные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими и другими различиями людей.

В конфликтологии существуют и другие классификации причин конфликтов (табл. 1). Но все они считаются причинами конфликта, если только в них присутствуют три составные части: взаимодействие, взаимозависимость и цель.

Таблица 1

Типы межличностных отношений и причины возникновения конфликтов в трудовых коллективах

Типы межличностных отношений в коллективе Причины возникновения конфликтных ситуаций
Организационно-управленческие Недостатки в работе руководителя, обусловленные невыполнением своих управленческих функций, норм, принципов, установленных правил
Правовые Нарушение законов, невыполнение обязанностей как со стороны руководителя, так и со стороны членов коллектива
Финансовые (материальные) Нарушение финансовой дисциплины, использование государственных средств, средств фирмы, предприятия в личных целях
Коммуникативные Несоблюдение норм делового и неформального общения
Оценочные Необъективная оценка труда, поведения отдельных лиц и групп
Психологические Психологическая несовместимость. Предвзятая негативная установка. Характерологические недостатки отдельных членов коллектива.
Нравственные Нарушение нравственных норм (грубость, нечестность, низкая этическая культура)
Идейные Принципиальные расхождения в идейных взглядах, убеждениях
Межнациональные Оскорбление национальных чувств, пренебрежение национальными традициями, унижение национального достоинства, ущемление национальных прав и возможностей

Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.

Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает. Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, имеющимхся средств защиты своих интересов, объема власти и многих других факторов. Таким образом, причин конфликтов множество, среди них есть общие и частные, объективные и субъективные. Затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение истинных причин. В реальной жизни причины могут накладываться друг на друга, причем истинные причины нередко маскируются.

Контрольные вопросы: Определение конфликта. Определение структурных элементов конфликта и приведите примеры: конфликтной ситуации, инцидента, конфликтогена, причины конфликта, сторон конфликта, предмета и субъекта конфликта, мотива конфликта, оппонента и его ранга, образа конфликтной ситуации, позиция конфликтующих. В чем выражается конструктивная функция конфликта? Приведите примеры. В чем выражается деструктивная функция конфликта? Приведите примеры. Основные типы конфликтогенов. Приведите пример конфликтогенов различных типов: превосходства, агрессивности, эгоизма. В чем суть эскалации конфликтогена и как ее избежать? Каковы типичные ошибки конфликтующего человека? Какие чаще всего совершаете Вы? Сущность понятия "причина конфликта". Каковы классификации причин конфликтов? Общие причины конфликта. Приведите примеры. Почему деление причин на общие и частные можно считать условным? Что затрудняет выявление истинных причин конфликта? Приведите примеры.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.