Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Предпосылки и потребности становления и развития правового регулирования предпринимательства в России.

2017-06-02 957
Предпосылки и потребности становления и развития правового регулирования предпринимательства в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Предпринимательское право.

Предпосылки и потребности становления и развития правового регулирования предпринимательства в России.

Предпринимательское право изучает правовые основы предпринимательства, правовой статус предпринимателя и формы его внутренней и внешней организации, особенности как договорных, так и внедоговорных взаимоотношений предпринимателей, систему разрешений на ведение производства, иные их правоотношения в связи с предпринимательской деятельностью. Предпринимательское право – совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предприн-ю деят-ть, или с их участием (предприн. отношения) основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Его можно считать подотраслью гражданского права.

Предпринимательская деятельность–это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, признаками явл.самост-ть, связь с риском, направленность на получение прибыли, системность, легитимность.

Поскольку многообразие форм собственности, легализация собственности относится к числу главных, непременных условий развития предпринимательства, то предпосылками для возрождения предпринимательства в России стало принятие Закона СССР «О собственности в СССР» (1990 г.) и новой редакции Конституции СССР, в которых был выражен иной подход к системе форм собственности нежели раньше. В указанных актах закреплялись в качестве основы социально-экономической системы СССР собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Закон впервые разрешил всем собственникам, а значит, и гражданам, использовать принадлежащее им имущество для любой хозяйственной или иной деят-ти, не запрещенной законом. В сочетании с правом использовать труд других граждан при осуществлении своего права собственности, закон по сути открыл путь к возрождению различных форм частнопредпринимательской деятельности.

В связи с этим вполне логичным становится принятие в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».

Таким образом, можно резюмировать, что многообразие форм собственности, прежде всего частная собственность, право на занятие предпринимательской деятельностью, свобода трудовой функции – в совокупностью являются фундаментальными экономико-правовыми основами возникновения и развития частного предпринимательства, тем самым порождая необходимость в ее государственном регулировании.

 

Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности и его гарантии.

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора:

· вида, сферы деятельности;

· территории осуществления деятельности;

· организационно-правовой формы деятельности.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей.

Правовое регулирование осуществляется либо через установление субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, либо через установление правосубъектности или, применительно к гражданским правоотношениям, правоспособности. Другими словами, возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права. Правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется, прежде всего, за счет установления права на осуществление предпринимательской деятельности.

Данное право закреплено в п.1 ст.34 Конституции РФ, в ст. 23 и 50 ГК РФ и составляет основной элемент правосубъектности (правоспособности) предпринимателя. При этом данное право не случайно установлено, прежде всего, нормами Конституции РФ, поскольку реализуется не только в частноправовых, но и в публично-правовых отношениях. Причем в силу п.3 ст.56 Конституции РФ оно ограничению не подлежит.

В общедозволительном типе правового регулирования выражается правовой режим предпринимательской деятельности и при ее осуществлении, то есть предприниматель в своей деятельности руководствуется принципом: дозволено все, что не запрещено законом.

Практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом вовсе не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решить его по своему усмотрению.

Вместе с тем следует отметить, что общедозволительный тип правового регулирования хотя и доминирует, но, тем не менее, не исключает использования разрешительного типа правового регулирования. Помимо установления общего дозволения правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется и через установление в правовых нормах общих запретов для предпринимателей. Кроме того, существует достаточно большое количество случаев использования таких способов правового регулирования как обязывания, через которые устанавливается содержание конкретных правоотношений. Наиболее ярким выражением этого регулирования в праве является установление через указанные приемы системы обязательных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, подлежащими выполнению всеми ее субъектами. Все эти требования могут быть разделены на несколько групп:

1. Требования, предъявляемые в виде предпосылок осуществления предпринимательской деятельности. К ним относятся такие требования организационного характера как необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности, лицензирования отдельных видов деятельности, обеспечение ведения бухгалтерского учета, обеспечение производства энергоснабжением, обеспечение применения контрольно-кассовых аппаратов при принятии наличных денег от населения и др.

 

2. Требования, предъявляемые к процедуре осуществления предпринимательской деятельности. Данные требования бывают двух видов:

· общие, предъявляемые ко всем видам деятельности;

· специальные, предъявляемые только к определенным видам деятельности.

3. Требования, предъявляемые к результатам предпринимательской деятельности. Это требования в области защиты прав потребителей, по соблюдению правил работы с отходами, по учету результатов предпринимательской деятельности и предоставлению по ним отчетности, по уплате налогов и сборов.

В отличие от индивидуальных предпринимателей в отношении государственных органов преобладает разрешительный тип правового регулирования, то есть, запрещено все, кроме того, что разрешено законом. Для них действует общий запрет - воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю осуществлять свои права. В частности, такой общий запрет вытекает из п.2 ст.1 ГК РФ, согласно которому гражданские права могут быть ограничены только на основании Федеральных Законов и только в определенных целях.

Установленные таким образом пределы вмешательства в деятельность предпринимателей со стороны государства наряду с процедурой принятия решений государственными и муниципальными органами и есть не что иное, как компетенция власти в отношении индивидуальных предпринимателей.

Такое сочетание типов правового регулирования в отношениях «государство - предприниматель» позволяет упорядочить деятельность государственных органов, и устраняет основания для их произвола в отношении предпринимателей.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия на общественные отношения, которая предопределяет правовое положение участников этих отношений по отношению друг к другу.

Выделяют два метода правового регулирования:

1. Централизованное, императивное регулирование, или метод субординации, при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации, то есть прямого подчинения.

2. Децентрализованное, диспозитивное регулирование, или метод координации, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны.

При правовом регулировании предпринимательской деятельности в зависимости от вида регулируемых отношений используются оба из этих методов: метод координации и метод субординации. Там, где речь идет о реализации и охране частных интересов, применяется, как правило, первый из них, а там, где о публичных - второй. Тем самым с помощью этих методов обеспечивается соблюдение и реализация соответственно частноправовых и публично-правовых принципов. Правила сочетания этих методов устанавливаются через специальные принципы предпринимательского права.

 

Индивидуальные формы

Обычно под единоличными (индивидуальными, семейными, частными) предприятиями понимается такое предприятие, владельцем которого является физическое лицо или одна семья, где функции собственника и предпринимателя соединены в одном субъекте, который один или совместно с членами своей семьи получает и распределяет доход, несет весь риск от хозяйственной деятельности и неограниченную имущественную ответственность перед кредиторами и третьими лицами. Такое предприятие не является юридическим лицом. Допускается привлечение собственником такого предприятия наемного труда, но в ограниченных размерах (не более 20 человек).

Преимущества данной формы хозяйствования заключаются в том, что единоличному предпринимателю предоставлена полная самостоятельность, свобода и оперативность в руководстве предприятием и форма единоличного предприятия уместна там, где требуется не столько привлечение крупных капиталов, сколько быстрота решений, способность предпринимателя незамедлительно принять необходимые меры. Поэтому единоличные предприятия особенно распространены в торговле, где происходит быстрый оборот капитала в отличие от производительного его использования. Так как предпринимательский доход присваивает единственный владелец предприятия, то он напрямую заинтересован в эффективном хозяйствовании и использовании средств производства, активном развитии деловых операций. Среди недостатков единоличного предпринимательства можно отметить соединение всех функций хозяйствования в одном лице: собственник, предприниматель, менеджер, финансист, кадровик, специалист по маркетингу, рекламе, сбыту, что требует вполне определенных профессиональных качеств по всем этим направлениям деятельности, которыми могут обладать немногие.

Коллективные формы

В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение – как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.

Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности:

• хозяйственные товарищества;

• хозяйственные общества;

• акционерные общества.

Юридическое, название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

 

Хозяйственные товарищества

В процессе хозяйствования возникают такие ситуации, которые требуют совместного взаимодействия нескольких лиц на основе договоренности в интересах достижения определенной общей выгоды цели. Такой формой организации дела являются хозяйственные товарищества, под которыми понимается объединение лиц для совместного осуществления хозяйственной деятельности»… за общий счет и общими усилиями», «где каждый может в равной мере проявить свое влияние на дело». Экономическое значение такой формы предпринимательства заключается в том, что здесь происходит не только объединение капитала и в то же время разделение между участниками предприятия прибыли, риска и имущественной ответственности за результаты хозяйствования. Полное товарищество и товарищество на вере представляет собой объединение нескольких граждан (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности под общей фирмой на основании договора между ними.

Хозяйственные товарищества создаются в форме: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полное товарищество представляет собой предприятие, основанное на коллективной собственности, и является объединением нескольких граждан и (или) юридических лиц, предназначенным для совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Все участники полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Имущество такого предприятия формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности.

Полное товарищество имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и имени не менее одного участника товарищества. Такое предприятие не является юридическим лицом, в то время как юридические лица – участники полного товарищества – сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Каждый товарищ вправе от имени товарищества действовать единолично, если договором не установлено иное. Управление полным товариществом осуществляется уполномоченным, но это не значит, что он обособляется как персонифицированный предприниматель, так как каждый участник предприятия вправе от имени товарищества действовать единолично, представлять его во внешних связях. Возражения кого-либо из товарищей против единоличного распоряжения или действия достаточно, чтобы приостановить деятельность предприятия, т.е. каждый товарищ приглашается к участию в управлении делами. Поэтому присвоение собственности-функции происходит опосредованно каждым участником соглашения. Солидарная ответственность всем своим имуществом по всем обязательствам предприятия или по заключенным сделкам ставит каждого товарища в положение персонифицированного предпринимателя.

 

Такая форма организации предприятия предоставляет ее участникам – предпринимателям широкие возможности в проявлении инициативы, самостоятельности активизации деловой активности.

Изменение состава участников полного товарищества влечет за собой его прекращение.

Товариществом на вере (или коммандитным, т.е. смешанным, товариществом) признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность, по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики (коммандиторы) несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.

Товариществом на вере является юридическим лицом. Оно включает в себя действительных членов и членов вкладчиков. Действительные члены хозяйствующего общества несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Имущество смешанного товарищества формируется за счет вкладов участников и принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности.

Отношения между участниками регулируются следующими обязательными правилами: а) только имущественный вклад создает права и обязанности вкладчика; б) вкладчик может управлять делами товарищества на вере только в качестве уполномоченного и, при отсутствии у него такого полномочия, не имеет права оспаривать действия неограниченно ответственных товарищей, при несостоятельности товарищества вкладчики имеют преимущество перед действительными товарищами на право получения своих вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения кредитов. Руководят товариществом и осуществляют его представительство, как правило, действительные члены товарищества. Члены – вкладчики не участвуют в управлении делами товарищества и не представляют его. При отсутствии соответствующего соглашения вкладчики не только не имеют права управлять, но и не имеют права оспаривать действия действительных членов товарищества. Таким образом, нетрудно заметить, что в данной организационно-правовой форме предприятия функции предпринимателя принадлежат действительному члену товарищества, который на свой счет и риск осуществляет руководство предприятием, отвечает за принятые действия неограниченной ответственностью перед кредиторами. Управление смешанным товариществом на принципах предпринимательства может осуществляться и группой предпринимателей, т.е. несколькими действительными членами товарищества.

В западных странах этот вид предпринимательства известен как коммандитное товарищество и используется для объединения капиталов отдельных граждан, желающих осуществить деловые проекты, но не имеющих для этого достаточно средств, и предпринимательских фирм, желающих вложить свои капиталы в какое-либо дело.

Хозяйственные общества

Обществами с ограниченной ответственностью (ООО) признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общества являются юридическими лицами.

Согласно российскому законодательству число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного для подобного общества, – в противном случае в течение года оно подлежит преобразованию в акционерное общество. Помимо того, общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Каждое общество имеет фирменное наименование, в котором указываются вид и предмет его деятельности. Общества могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде.

Общество может состоять из двух участников и более. В их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.

Участники общества могут участвовать в управлении делами общества в порядке, определяемом учредительными документами, получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности общества, а также информацию о деятельности общества. Участники общества обязаны вносить вклады в порядке, размере и способами, предусмотренными учредительными документами.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью ООО, поэтому на него распространяются и нормы, регулирующие правовой статут ООО. Главный отличительный признак: при недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к дополнительной ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке, однако, размер этой ответственности ограничен: в одинаковом для всех участников кратном размере к сумме внесенных ими вкладов.

 

Акционерное общество (АО) – форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью и АО состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором случае объединяется, прежде всего, капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.

АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), которые объединяют свои капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции.

Акционерное общество:

• является юридическим лицом;

• несет имущественную ответственность перед кредиторами;

• располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров;

• владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).

Предприятия акционерного типа получают следующие преимущества:

• способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;

• ограничение ответственности партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе;

• снижение предпринимательского риска;

• облегчение перехода капитальных средств из отрасли в отрасль.

АО функционирует обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций (иногда в учредительных документах может указываться иной порядок). Появление дополнительных владельцев акции оговаривается уставом.

Функцию управления выполняет правление, которое сообща выбирает исполнительные органы: директора, его заместителей, главного бухгалтера и др.

Уставный капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. Общество несет ответственность перед кредиторами не только на величину уставного капитала, но и на стоимость всего имущества.

 

Уставный капитал в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного 10, с одинаковой номинальной стоимостью. Обычно устанавливается нижняя граница уставного капитала, которая, например, в России середины 90 х гг. не могла быть менее 100 млн. руб.

Вкладом участника общества могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, включая изобретения, патенты, права пользования землей, водой и другими материальными ресурсами. Стоимость имущества определяется общим собранием участников.

В обществе также создается резервный фонд, который должен быть не менее примерно 15% уставного капитала. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом размера, указанного в учредительных документах. Размер ежегодных отчислений, как правило, не может быть менее 5% суммы чистой прибыли.

Имущество АО может превосходить уставный капитал или быть равным ему. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограничено распределение прибыли между акционерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, приведшие к уменьшению имущества, то в следующем году общество должно использовать часть прибыли для достижения указанного в уставе соотношения.

Уставный капитал АО образуется через публичную подписку на акции или распределение акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое АО, во втором случае – закрытое. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества распределяются среди его участников. В настоящее время наибольшее распространение получил второй вариант. Передача акций членов АО закрытого типа другому лицу осуществляется только при согласии членов общества.

 

Для образования АО законодательные акты большинства стран требуют оплаты не всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная часть капитальных средств может быть внесена через определенное время, например в течение года. Изменение уставного капитала может происходить в сторону, как его увеличения, так и уменьшения. Увеличение уставного капитала достигается обычно выпуском новых акций или увеличением номинальной стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номинальной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с дальнейшим аннулированием.

АО вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом филиалы и представительства. Последние наделяются основными и оборотными средствами за счет имущества общества и учитываются на его отдельном балансе, а также на самостоятельном балансе филиалов. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, полученной от АО.

Холдинг – компания, которая владеет контрольным пакетом акций других фирм. Холдинговые компании бывают:

– промышленные;

– торговые;

– банки;

– страховые и т.п.

Холдинги, обладая контрольными пакетами акций других фирм, имеют возможность контролировать их деятельность, получая прибыль, диктуя дочерним фирмам свою стратегию и назначая директорами этих фирм доверенных людей.

Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

Понятие производственного кооператива дается в ст. 107 ГК, из которого следует его отличие от обществ и товариществ:

1) паевые взносы и их размер не влияют ни на количество голосов, имеющихся у его членов, ни на размер получаемого ими дохода;

2) предусмотрен обязательный минимум членов кооператива;

3) допускается возможность участия в производственных кооперативах юридических и физических лиц, вносящих лишь имущественный вклад («финансовые участники»);

4) единственным учредительным документом является устав.

Структура управления производственным кооперативом построена с учетом принципа кооперативной демократии. Высшим органом является общее собрание, за которым закреплена исключительная компетенция.

В кооперативах с числом участников более 50 допускается создание наблюдательного совета – постоянно действующего представительного органа, осуществляющего контроль за деятельностью его исполнительных органов.

Исключается возможность избрания в руководящие органы кооператива лиц, не являющихся его членами. Запрещено также совмещение членства в наблюдательном совете и в исполнительных органах кооператива одними и теми же гражданами. Члены производственного кооператива имеют право на участие в управлении долями; на получение части прибыли; на ликвидационную квоту; на передачу своего пая или его части другим лицам; на свободный выход из кооператива с получением своего пая.

Члены кооператива обязаны вносить паевые, вступительные и иные взносы; участвовать личным трудом в его деятельности, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, нести другие обязанности, предусмотренные законом или уставом. Финансовые участники имеют статус ассоциированных членов. В уставе отражается порядок переоформления членства в ассоциированное в случаях выхода на пенсию, службы в рядах Вооруженных сил, перехода на выборную работу и т.д. Ассоциированные члены не имеют право голоса, а при ликвидации имеют первоочередное право на выплату стоимости своих паевых взносов и на выплату объявленных дивидендов.

Производственные кооперативы являются собственником своего имущества. ГК не устанавливает систему обязательных фондов, но подразумевает наличие, по крайней мере, двух: паевого и резервного, а также возможность образования целевых фондов. Кооператив вправе выпускать ценные бумаги, но не акции.

Выводы

Капитальные вложения являются одной из форм инвестиций, направленных, в основном, на воспроизводство производственных мощностей, возведение сооружений производственного назначения и объектов непроизводственной сферы.

Объектами капитальных вложений являются вложения, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Один из важных целевых объектов капитальных вложений - предприятие, на котором проводится реконструкция, совершенствование производства на базе использования достижений науки и техники, опыта передовых производств. При реконструкции предприятий ставятся конкретные задачи: увеличение производительности; повышение качества продукции; снижение затрат труда, материальных и энергетических ресурсов; улучшение условий труда, охраны окружающей среды; создание условий для выпуска новой продукции и другое.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

 

Косвенное регулирование.

Экономическое и косвенное воздействие - это те действия, которые позволяют государству стимулировать поведение участников инновационной деятельности. В мировой практике косвенным воздействием считают воздействие государства на налоговую, амортизационную, антимонопольную, патентную и кредитную политику.

В России косвенное воздействие государства представлены далеко не полно, а некоторые отсутствуют в принципе.

Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг остается одной из актуальнейших задач российской экономики.

К основным причинам низкой инновационной активности российских хозяйствующих субъектов следует отнести, в частности, серьезный экономический риск, связанный с освоением инноваций, отсутствие эффективных механизмов государственного регулирования экономики и инновационной деятельности, в частности, низкую результативность научной и научно-технической деятельности и, наконец, отсутствие системного инновационного законодательства.

Одним из важнейших инструментов воздействия государства на регулирование инновационной деятельности, как и любого вида предпринимательства, является законодательное регулирование соответствующей сферы деятельности. В Российской Федерации нет специального законодательного регулирования инновационной деятельности, хотя попытки принятия такого федерального законодательного акта предпринимались и предпринимаются в настоящее время. Первый этап инновационной деятельности, завершающийся созданием и правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, достаточно полно регулируется ч. 4 ГК РФ. Правовое регулирование второго ее этапа, завершающегося созданием оборотоспособных материальных носителей, в которых выражена интеллектуальная собственность, и введением их в гражданский оборот осуществляется нормами ч. ч. 1 и 2 ГК РФ. Таким образом, оба этапа инновационной деятельности нашли в основном свою правовую регламентацию в ГК РФ. При этом на развитие инновационной деятельности влияют также другие Федеральные законы, такие как Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, «О науке и государственной научно-технической политике», Таможенный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на создание инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. К последним можно отнести Федеральные законы «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах Российской Федерации», «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», «Об инновационном центре «Сколково» и др.

Действующий механизм формирования и реализации государственной научно-технической инновационной политики, к сожалению, не обеспечивает реализацию полного инновационного цикла «формирование спроса на инновации — научные исследования — разработки — опытное освоение — производство и реализация инновационной продукции».

Потребность в дополнительном специальном законодательном регулировании инновационной деятельности может быть оправдана в случае наличия проблем, «слабых мест» в ее действующей правовой регламентации. К такому «слабому месту» следует отнести в первую очередь обеспечение «стыка» вышерассмотренных этапов инновационной деятельности, т.е. создание механизма, способствующего заинтересованности разработчиков интеллектуального продукта и производства в сплочении усилий, направленных на внедрение, промышленное освоение и выпуск на рынок конкурентоспособной продукции, содержащей охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.

Среди прямых мер воздействия государства на инновационное развитие следует отметить в первую очередь создание специальных органов, несущих ответственность за состояние инновационной деятельности в стране. Такого органа в структуре органов государственного управления в Российской Федерации, к сожалению, на сегодняшний день нет.

Важное значение имеет распределение бюджетных средств, направляемых на различные формы поддержки (финансирование, кредитование, инвестирование) инновационной деятельности, в первую очередь в приоритетных для государства на определенный период направлениях. Учитывая низкую эффективность прямого финансирования государством инновационных проектов, представляется целесообразным более активно использовать в инновационной деятельности механизм государственно-частного партнерства.

Серьезным стимулом для привлечения частных инвестиций в инновационную сферу могло бы стать использование такого косвенного метода государственной поддержки инновационной деятельности, как предоставление специальных налоговых льгот. Представляется необходимым расширение сферы освобождения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ от налога на добавленную стоимость (НДС), а также увеличение суммы льготы по инвестиционному налоговому кредиту. Требует совершенствования амортизационная политика, в частности введение ускоренной амортизации при реализации инновационных проектов.

Одним из эффективных средств поддержки инновационной деятельности является инвестирование, причем государство может выступать не только как инвестор, но и, будучи носителем властных полномочий, предоставлять государственные гарантии РФ под инвестиционные проекты. Так, активизация и повышение эффективности венчурного предпринимательства возможны при более ак<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.