История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-06-02 | 569 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Исторические предпосылки развития Социального партнерствава
Социальное партнерство – это довольно новое направление социально-трудовых отношений. Оно получило развитие после Второй Мировой войны и окончательно утвердилось в 60-70-е гг. ХХ в. Социальное партнерство наиболее развито в Германии, Австрии, Швеции, в наименьшей степени оно развито в Южной Европе, США и Японии, и вообще не используется в слаборазвитых странах (Африка, и средняя Азия). В Российской Федерации оно законодательно принято в 2002 г. в Трудовом кодексе во 2-ом разделе "Социальное партнерство в сфере труда".
В России эффективные трехсторонние механизмы социального партнерства позволяют достичь разрешения трудовых конфликтов без забастовок. Основной принцип партнерских отношений в сфере производства - заинтересованность сторон в повышении его эффективности. Организационно нормативным документом координации интересов сторон является коллективный договор.
Предпосылки формирования социального партнерства:
1) возникновение капиталистического и товарного производства, формирование 2-ух классов (класс собственников и наемных работников), интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают;
2) развитие капитализма, противостояние классов и нарастание несправедливости провоцировало рабочих к объединению и в конце ХIХ в. легализовались и сформировались профсоюзы. В 1868 г. – образован Британский конгресс Трейд-юнионов, в 1898 г. - создана профсоюзная комиссия в Бельгии. Профсоюзные движения в России началось в 1906 г., а в США – только в 30 годы XX столетия;
3) по мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работодателей;
|
4) исторически менялась и роль государства:
- в эпоху становления капитализма (ХVIII в.) оно поддерживало господство капиталистов;
- после утверждения капиталистических отношений государство наблюдало, чтобы ничто не нарушало сложившегося порядка;
- затем оно заняло позицию нейтралитета;
- после Второй Мировой войны произошло расширение экономических функций государства;
5) в конце ХIХ - начале ХХ вв. в индустриальных странах формируется трудовое законодательство;
6) создание в 1919 г. Международной Организации Труда, которая стала катализатором развития системы Социального партнерства. МОТ приняла более 20 Конвенций и Рекомендаций, направленных на регулирование социально-трудовых отношений («О коллективных переговорах», «О трехсторонних консультациях»).
Таким образом, объективными и субъективными условиями формирования социального партнерства являются:
- усиление централизации и концентрации капитала;
- изменение форм организации труда и взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства;
- рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения;
- активная социальная политика государства;
- развитие демократических процедур управления обществом.
2. Понятие, сущность и принципы социального партнерства
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Из Трудового кодекса РФ, ст. 23
Цель социального партнерства - вовлечь как можно больше различных организаций в процесс социально-экономического развития общества и согласование интересов работников и работодателей в правовом регулировании труда.
Главная задача стабильного, устойчивого, развивающегося общества – это успешное определение точек соприкосновения между различными социальными группами.
|
Социальное партнерство рассматривается в двух аспектах:
- координация интересов;
- достижение компромисса.
На следующих уровнях:
- общество в целом;
- внутри предприятия;
- в отрасли между предпринимателями и лицами наемного труда.
В странах западной Европы СП является основой социально-экономических отношений, условием и средством формирования и успешного функционирования рынка.
Социальное партнерство формируется на основе взаимодействия 3 относительно независимых сил:
- рабочего движения, представленного профсоюзами;
- работодателей и менеджеров;
- государства и его…
Государство воздействует на такие социальные процессы, как:
- принятие соответствующего законодательства, закрепляющего и регулирующего отношения СП;
- стимулирование внедрения и создания новых производств;
- государственные закупки и поставки гарантирующие прибыль предприятия;
- развитие государственной системы образования и подготовка кадров с учетом прогнозов развития техники и технологий;
Реализация программ «гуманизации труда», т.е. широкое участие трудящихся в решении производственных и социальных задач. Это позволяет добиться социального мира в обществе.
В России эффективные трехсторонние механизмы социального партнерства позволяют достичь разрешения трудовых конфликтов без забастовок. Основной принцип партнерских отношений в сфере производства - заинтересованность сторон в повышении его эффективности. Организационно нормативным документом координации интересов сторон является коллективный договор.
Субъектами социального партнерства являются: работники и их представители с одной стороны и работодатели и их представители, с другой стороны (юристы и кадровые агенты).
Основные принципы социального партнерства:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерствана демократической основе;
- соблюдение сторонниками законов и иных нормативно-правовых актов;
- легитимность (полномочность) представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
|
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
- ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
3. Государственная политика в системе формирования социального партнерства в России
Система социального партнерства строится на основе социально-экономической политики и государства
В мировой практике существует несколько моделей и типов социального партнерства, которые классифицируются по следующим основаниям:
- роли и месту властных структур;
- органов государственного управления в системе социального партнерства;
- механизму правового регулирования договорного процесса;
- уровню участия работников в управлении предприятием;
- характеру взаимодействия профсоюзов с институтами государственной власти и местного самоуправления;
- специфика взаимоотношений профсоюзов с объединениями работодателей;
- модель политической системы социального партнерства.
В советский период активно использовалась практически вся атрибутика социального партнерства:
- заключение коллективных договоров и соглашений;
- участие трудящихся в управлении производством;
- консультации и переговоры по социальным вопросам;
- на каждом предприятии были планы социального развития.
Основу советского общества составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества и якобы, поэтому не могло существовать противоположных по своему содержанию интересов, т.е. не было необходимости в дальнейшем развитии социального партнерства.
В условиях перехода к рыночной экономике государство начало активно пропагандировать идеологию социального партнерства, чтобы смягчить переход к капитализму и обеспечить гражданский мир в условиях жестких реформ. В этих целях было принято более 30-ти документов, связанных с социальным партнерством.
В России совершенствуется законодательная база СП. Главными законодательными актами являются:
|
- Конституция РФ (гл. 7, 8);
- Федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11. 1995г.
- Постановление Правительства РФ от 30.04.1997г. утвердившее Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конвенции МОТ закрепляют международно-правовые нормы в области трудовых отношений:
- Конвенция №98 «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949г);
- Конвенция №135 «Представители трудящихся» (1971г.);
- Конвенция №144 «Трехсторонние консультации «(1976г.);
- Конвенция №154 «Коллективные переговоры» (1981г.) и т.д.
Система взаимодействия заинтересованных сторон (наемные работники, работодатели и государство) строится через 3-х сторонние соглашения, которые получили название трипартизм.
Трипартизм - взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями) и Правительством с целью обсуждения и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, выражающиеся во взаимных консультациях и переговорах.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
- федеральный уровень - регулирует отношения в федерации;
- межрегиональный – регулирует отношения в федеральных округах;
- региональный уровень - устанавливающий основы регулирования отношений в субъекте РФ;
- отраслевой - устанавливающий основы регулирования отношений в отраслях социальной сферы и отраслях реальной экономики (АПК, промышленность, связь, транспорт, строительство);
- территориальный - устанавливающий основы регулирования отношений в муниципальном образовании;
- уровень организации, устанавливающий конкретные, взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.
Уровни | Стороны социального партнерства | Название коллегиального органа | Наименование общего документа |
Российская Федерация | Правительство РФ (Координатор – Топилин М.А – министр труда РФ); Общероссийские объединения работодателей (Шохин А.Н.); Общероссийские объединения профсоюзов (Шмаков М.В.) | Российская 3-х сторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений | Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации |
ПФО | Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе; Координационный Совет отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей ПФО; Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов ПФО | Рабочая группа по реализации Соглашение о сотрудничестве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе; Координационным Советом отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей ПФО; Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ПФО | Соглашение о сотрудничестве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе; Координационным Советом отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей ПФО; Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ПФО |
Республика Марий Эл | Правительство Республики Марий Эл (координатор Климина Н.В. – заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл, министр социального развития республики); Республиканское объединение работодателей (Сальников А.А.); Союз «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» (Цветкова О.Н.) | Республиканская 3-х сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений | Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей |
МО (муни-ципальное образование) | Администрация муниципалитета; Объединение работодателей муниципального образования; Координационный совет профсоюзов муниципального образования | Районная (городская) 3-х стороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений | 3-х стороннее соглашение МО |
Отраслевой | Министр/Зам. Министра Представители предприятий, организаций Представители профсоюзных организаций | Отраслевая (федеральная, региональная, территориальная) 3-х сторонняя комиссия | Отраслевое (федеральное, региональное, территориальное) 3-х стороннее соглашение |
Локальный | Представитель работодателя; Представитель работников | Комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и организации контроля за выполнением коллективного договора | Коллективный договор |
Формы социального партнерства:
|
- коллективные переговоры по подготовке проектов, коллективных договоров, соглашений и заключений;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участие работников и их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
За прошедшие годы реформ в России не построено гражданское общество, профсоюзное движение пока слабое, а реальное объединение работодателей отсутствует. Поэтому государство, с одной стороны, занимает посредническую роль в социальном партнерстве, а с другой – оно стремится снять с себя ответственность за обеспечение достойного уровня жизни. Примером этого является Трудовой Кодекс, где до минимума сокращены права и гарантии трудящихся в социально-трудовой сфере, обеспеченные обязательствами государства.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!