Глава II. Портреты Н.И. Лобачевского — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава II. Портреты Н.И. Лобачевского

2017-06-02 596
Глава II. Портреты Н.И. Лобачевского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава II. Портреты Н.И. Лобачевского

Приступая к рассказу о портретах Н.И. Лобачевского, нам хотелось бы выразить благодарность всем тем, без кого написание этой главы было бы невозможным. В этой связи нам хотелось бы поблагодарить руководителя музея истории КФУ С.А. Фролову и главного хранителя И.С. Ильину за предоставленную информацию о портретах Н.И. Лобачевского. Мы так же выражаем благодарность сотрудникам Национального музея РТ и Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве. Особую благодарность хотелось бы выразить Изабель Морин-Джоффр (Isabelle Maurin-Joffre), сотруднице архива Французской Академии Наук, откликнувшейся на наш запрос и предоставившей изображение портрета Н.И. Лобачевского, подаренного Французской АН дочерью Лобачевского Варварой Николаевной Ахлопковой.

Наиболее известные портреты Николая Иванович Лобачевского предположительно принадлежат кисти казанского художника Льва Дмитриевича Крюкова и написаны им приблизительно в 1836-1840 годах. Их всего два. Большинство остальных портретных изображений Н. И. Лобачевского, исключая зарисовку Ф. Залесского и дагерротипного изображения, являются лишь повторениями и реконструкциями этих двух работ, приписываемых Л. Крюкову.

Треугольник на картине Л. Крюкова и треугольник в пространстве Лобачевского

Ордена на картине

Лобачевский, согласно его формулярному списку, был награжден следующими орденами:

1823 – Св. Владимира 4-й ст.

1833 – Св. Станислава 3-й ст.

1836 – Св. Анны 2-й ст. («Анна на шее»)

1840 – Св. Анны 2-й ст. с имп. короной

1842 – Св. Владимира 3-й ст.

1844 – Св. Станислава 1-й ст.

1852 – Св. Анны 1-й ст.

См.: Формулярный список о службе помощника попечителя Казанского учебного округа, действительного статского советника Лобачевского // Материалы для биографии Лобачевского. М.; Л. 1948. С. 553-561.

 

 

На картине мы видим следующие награды, полученные Лобачевским:

1. Орден Св. Владимира 4-й ст.

 

2. Орден Св. Анны 2-й ст. с имп. короной

 

3. Орден Св. Станислава 1-й степени, полученный Лобачевским в 1844 году.

 

Картина обычно датируется рубежом 1839-40-гг. и прписывается художнику Л. Крюкову. (См.:Дульский П.М. Строитель Казанского университета великий русский математик Н.И. Лобачевский и его иконография // Каган В.Ф. Лобачевский. М.;Л. 1948. С. 485).

Но на картине мы видим орден Св. Станислава 1-й степени, который Лобачевский получил в 1844 году. Художник Л. Крюков скончался в мае 1843 году. (См.: Дульский П. Лев Крюков. (Материалы к истории миниатюры в России). Казань, 1923. С. 32 ).

Получается несоответствие. Правда, по словам Н.Н. Лобачевского, сына Н.И. Лобачевского, «портрет, висевший в голубой зале Казанского университета, был снят с портрета, писанного в Казани Крюковым, когда отец был еще лет около 40, а звезда пририсована впоследствии». (Воспоминания Н. Н. Лобачевского // Материалы для биографии Лобачевского. М.;Л. 1948. С. 597).

Таким образом, остается лишь предпологать, что речь идет именно об ордене Св. Станислава, который был пририсован позднее, уже после смерти художника. Но сын Лобачевского говорит о копии, снятой с оригинала. В данном случае мотив пририсовки ордена понятен – портрет в «голубой зале» должен был отражать наградную историю изображаемого. Но можно ли утверждать ту же версию в отношении оригинала, являвшегося собственностью семьи Лобачевского? Был ли особый смысл там пририсовывать орден? Тот же Н.Н. Лобачевский сообщал, что оригинал портрета был сделан когда его отцу было «не более 43-44 лет», а ему было «лет 9-10». (Воспоминания Н. Н. Лобачевского // Материалы для биографии Лобачевского. М.;Л. 1948. С. 596). Н.Н. Лобачевский родился в 1835 году. Но тогда получается, что 9-10 лет ему было в 1844-1845 гг. К этому времени Крюкова уже не было в живых. Опять несоответствие. Если же ориентироваться на слова о том, что Н.И. Лобачевскому в момент написания картины было «не более 43-44», то тогда, учитывая год рождения Лобачевского, – 1792, это время приходится на сер. 30-хх гг, когда Николай Николаевич только еще родился. Но тогда он не мог помнить того момента, когда писался портрет, как он о том говорит. Поэтому с датировкой написания картины все совсем не ясно. Остается открытым, на наш взгляд, и вопрос о том, кто был автором картины. Заметим, что авторство Крюкова ставил под сомнение и П. Корнилов, автор специальной работы, посвященной иконографии Лобачевского. (П. Корнилов Портреты Н.И. Лобачевского (опыт иконографии) // Н.И. Лобачевский в Казани». Казань, 1926. С. 6).

К тому же, Крюков писал в основном миниатюры и по стилю данный портрет вряд ли принадлежит его кисти. Если сравнивать известные работы Л. Крюкова с данной композицией, даже неопытный глаз заметит, что по стилю и содержанию они сильно отличаются.

Если Л. Крюков не является автором данного портрета, то мы на настоящий момент даже не можем и предположить, кто же на самом деле им был. Не знаем мы и приблизительную датировку ее написания. Назовем это еще одной загадкой Лобачевского.

Как уже было сказано, рассматриваемый портрет, приписываемый Л. Крюкову, послужил основой для многих портретов Лобачевского, находящихся в Музее истории КФУ, Актовом зале КФУ, Научной библиотеки КФУ и др. Данный портрет, приписываемый Крюкову, воспроизведен во многих изданиях о Лобачевском.

Он также послужил прототипом изображений Лобачевского в гравюрном искусстве, графике, филателии и т.д.

 

Ксилография И.Н. Павлова

Фото автора

Ксилография Ивана Николаевича Павлова была сделана в юбилейный 1893 год для журнала «Север». Внизу ксилографии стояла надпись «Н.И. Лобачевский, знаменитый геометр (По поводу столетия со дня рождения).»

Ксилография И.Н. Павлова была напечатана в журнале «Север» от 24 окт. 1893.

Гравюра В.В. Матэ

Фото автора из кн.

Празднование Императорским Казанским университетом столетней годовщины со дня рождения Н.И. Лобачевского. Казань. 1894.

Данная гравюра получила широкую известность. Автором ее является известный российский гравер Василий Васильевич Матэ (1856-1917), ученик Л.А. Серякова. Гравюра была сделана в год юбилея 1893 г. Внизу гравюры автограф Лобачевского. Гравюра с левой стороны имеет подпись художника: «В. Матэ».

В 1926 г. о гравюре В.В. Матэ оставил свой отзыв И.Е. Репин: «Вот ксилография! – Это уже редкость, теперь–не найти… И главное: не только эта дивная гравюра! Ведь какой дивный портрет!!! Какой характер изображен и какое выражение лица! (глаз не свести) и какой благороднейший штрих

Гравюра В.В. Матэ стала очень популярной и много раз воспроизводилась в различных изданиях о Лобачевском.

Празднование Императорским Казанским университетом столетней годовщины со дня рождения Н.И. Лобачевского. Казань. 1894. На фронтисписе гравюра В.В. Матэ.

Фото автора

Книжная гравюра Гедана

Фото из книги

Литвинова Е.Ф. Н.И. Лобачевский. Его жизнь и научная деятельность. СПб. 1895. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова.

http://www.herzenlib.ru/pavlenkov/pavl_lib/view.php?ID=9370&NUM=2

Гравер Гедан имел мировую известность. В своей мастерской в Лейпциге он содержал до сорока рабочих и за год мог изготовить до 200 гравюр. Для книги из серии ЖЗЛ о Лобачевском, по заказу Ф. Павленкова, Гедан специально изготовил с имеющегося портретного изображения книжную гравюру.

Худ. М. Диллон

По-видимому, портрет Крюкова послужил исходным образцом и для известного памятника Лобачевскому, выполненного художницей М. Диллон. Правда, в отличие от портрета Крюкова, где, как мы увидели изображение Лобачевского весьма условно и символично, М. Диллон попыталась отразить психологическое своеобразие великого математика, его внутренний мир. Лобачевский изображен как бы погруженным в себя, в состоянии активного мыслительного процесса. Это еще один образ Лобачевского, который стал знакомым и привычным для нас, благодаря удачному изобразительному решению задуманной композиции. Мы видим уже сформировавшегося великого ученого, мыслителя и философа, погруженного в свой особый мир, мир геометрии Лобачевского.

Постамент украшен накладными бронзовыми деталями: эмблемой геометрии – транспортиром и циркулем, а также лавровой ветвью. Ниже них находится надпись: «Математик Николай Иванович Лобачевский. Ум. 12/II-1856 г. на 63 году». Лицевая сторона памятника обращена в сторону ректорского дома, где Н. И. Лобачевский жил, будучи ректором Казанского университета.

http://kpfu.ru/staff/otkrytaya-povolzhskaya-matematicheskaya-olimpiada-61569.html

Н. И. Лобачевский. Вариант бюста, выполненный художницей М. Л. Диллон для актового зала Казанского университета.

Фото автора из книги В.Ф. Каган. Лобачевский. М.:Л. 1948.

 

Медаль памяти Н. И. Лобачевского, выбитая в 1895 г. Медаль Н.И.Лобачевского. Бронза.
Автор-медальер Антон Федорович Васютинский (1858-1935)

http://www.unn.ru/site/about/znakomstvo-s-universitetom/lichnost-n-i-lobachevskogo/ikonografiya-n-i-lobachevskogo

Медаль «За выдающиеся работы в области геометрии»

http://shkolageo.ru

 

 

Нумизматика

 

Филателия

Почтовая марка СССР из выпуска «Ученые нашей Родины» 1951 года. Художник: В. Завьялов.

http://newauction.ru/offer/sssr_1951_lobachevskij_32_mm_sk_150_r_al11-i5544801802.html

В 1956 г. к 100-летию со дня смерти Лобачевского была выпущена еще одна марка с его изображением. Художник: В. Завьялов.

https://hobby-group.ru/category/katalog/marki/pochtovye-marki-rossii-i-sssr/gashenye-marki-sssr/1956-1960-gg?page=8

Филумения

Сигиллатия

Юбилейный конверт. Художник/дизайнер/фото Илюхин Б.С.

http://filpersona.ru/picture.php/1606/categories/posted-monthly-list-2013-any-29

Юбилейный конверт. «Конверт 200 лет со дня рождения Н. И. Лобачевского».

http://moskva.verro.ru/numizmatika-i-kollektsionirovanie/konvert-200-let-so-dnya-rozhdeniya-n-i-lobachevskogo-26369.html

Фалеристика

Глава II. Портреты Н.И. Лобачевского

Приступая к рассказу о портретах Н.И. Лобачевского, нам хотелось бы выразить благодарность всем тем, без кого написание этой главы было бы невозможным. В этой связи нам хотелось бы поблагодарить руководителя музея истории КФУ С.А. Фролову и главного хранителя И.С. Ильину за предоставленную информацию о портретах Н.И. Лобачевского. Мы так же выражаем благодарность сотрудникам Национального музея РТ и Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве. Особую благодарность хотелось бы выразить Изабель Морин-Джоффр (Isabelle Maurin-Joffre), сотруднице архива Французской Академии Наук, откликнувшейся на наш запрос и предоставившей изображение портрета Н.И. Лобачевского, подаренного Французской АН дочерью Лобачевского Варварой Николаевной Ахлопковой.

Наиболее известные портреты Николая Иванович Лобачевского предположительно принадлежат кисти казанского художника Льва Дмитриевича Крюкова и написаны им приблизительно в 1836-1840 годах. Их всего два. Большинство остальных портретных изображений Н. И. Лобачевского, исключая зарисовку Ф. Залесского и дагерротипного изображения, являются лишь повторениями и реконструкциями этих двух работ, приписываемых Л. Крюкову.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.