Проанализируйте влияние профессионализации на изменения личности педагога. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проанализируйте влияние профессионализации на изменения личности педагога.

2017-06-02 407
Проанализируйте влияние профессионализации на изменения личности педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С начала 1940-х гг. в профессиональной психологии началось смещение акцентов с изучения психофизиологических качеств на исследование личности. Это связано прежде всего с тем, что и процесс и конечные результаты труда оказывались опосредствованы не только и не столько психофизиологическими особенностями человека, сколько комплек­сом личностных свойств. Все последующие годы психологи активно изучали профессионально важные качества как ответ на требования профессиональной деятельности.

В профессиональной психологии возникло направление, в рамках которого стали изучать личностные свойства, не только способству­ющие профессионализации, но и те, которые приводят к личностным деструктивным изменениям. Эти изменения оказались достаточно ти­пичными для того или иного вида профессий, в том числе и для педаго­гической деятельности Профессиональная деструкция — разрушение, деформация, сло­жившейся психологической структуры личности в процессе профес­сионального труда. Осуществление любой профессиональной деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, часть из них ос­таются невостребованными. По мере профессионализации успешность деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Некоторые из них, как правило, обусловленные взаимодействием с людьми, посте­пенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуа­ции — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится де­формация личности специалиста.

Факторами, детерминирующими деформации, являются профессиональные стереотипы и разнообразные формы психологической защиты.

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

  1. объективные, связанные с социально-профессиональной ситуа­цией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;
  2. субъективные, обусловленные личностными особенностями педа­гога и обучаемых, характером их взаимоотношений;
  3. объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального образовательного процесса, качеством управ­ления, профессионализмом руководителей.

Эти факторы порождают психологические детерминанты деформа­ций личности.

Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специа­листа; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок.Одним из стерео­типов педагогов, по данным В. Л. Ситникова, является представление о хорошем ученике. Следствием этого стереотипа становятся педа­гогические ожидания (экспектации), которые часто оправдываются. «Хорошим» ученикам завышают отметки, часто поощряют, активнее поддерживают, и они действительно повышают свою учебно-познава­тельную активность. «Плохой» ученик становится хуже и тем самым подтверждает ожидания педагога.

В зависимости от прошлого опыта педагога формируются стерео­типы восприятия обучаемых, оценка педагогических ситуаций, форм и методов обучения.

Таким образом, педагогический стереотип проявляется в схематиза­ции и типизации учащихся, упрощении педагогических ситуаций на ос­нове прошлого опыта, предвзятого отношения к ученикам, демонстри­рующим ненормативное поведение и имеющим низкую успеваемость.

К психологическим детерминантам профессиональных деструкций относятся разные формы психологической защиты. Педагогическая де­ятельность характеризуется большой неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождается отрицательными эмоциями, неоправдавшимися ожиданиями. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных де-струкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение. Особенностью психологической защиты является ее неосознанность.

На развитие деформаций педагога большое влияние оказывает уровень его интеллекта. Исследования общего интеллекта педагогов

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.