ВОПРОС 44: Укажите различие сциентизма и антисиентизма, эпистемологического редукционизма и гносеологического романтизма. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ВОПРОС 44: Укажите различие сциентизма и антисиентизма, эпистемологического редукционизма и гносеологического романтизма.

2017-06-02 270
ВОПРОС 44: Укажите различие сциентизма и антисиентизма, эпистемологического редукционизма и гносеологического романтизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскую проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях.

Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев—стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подхода к всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания

Редукциони́зм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым.

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции, игнорируя появление эмерджентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной. Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596—1650). Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат, когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».

В социологии редукционизм существует в виде методологического натурализма и механицизма. В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Я. Смэтсом (1870—1950)[1]. Он процитировал слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

Как отмечал В. С. Швырёв, логическим позитивистам пришлось отказаться от своих феноменалистско-эмпирических представлений о природе научного знания, предполагавших возможность исчерпывающего сведе́ния (редукции) теоретических терминов и предложений к терминам и предложениям языка «наблюдения», и признать факт существования теоретического уровня научного знания, не сводимого к эмпирическому знанию или его комбинациям.

По мнению философов-романтиков, чтобы познать бытие, не надо наблюдать его со стороны, смотреть на него «сверху вниз». Необходимо проникнуть в свой собственный внутренний мир через постижение своего единства с универсумом. Исследовать мир необходимо, любя его; прежде чем приступить к изучению объекта исследования, надо сначала любить его. Для романтика любовь есть путь к проникновению в тайны жизни. Единство конечного и бесконечного достигается в любви. Любовь к универсуму помогает человеку как элементу целостной системы понимать посредством любви свое единство с ним. По мнению Шеллинга, если изучающий природу не относится к ней с любовью, то он никогда не познает ее (природу). Джебран в своем произведении «Пророк» писал, что «Все это творит над вами любовь, дабы вы познали тайны своего сердца и через это познание стали частью сердца жизни».«Если ты любишь, не говори: "Бог – в моем сердце"; скажи лучше: "Я – в сердце Божием. Для гносеологии философского романтизма, как и для его онтологии, характерно учение пантеизма, тождества природы и творца. Познающий человек в конечном итоге познает свое единство с макрокосмом. По мнению Эмерсона, Я есть часть или частица Бога. Яркий представитель английского романтизма С.Т.Кольридж писал, что все, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем, должно быть в нас самих. Пока мы не говорим о внешнем событии как о событии внутри нас, то придется согласиться с Платоном, что познание их носит смысл воспоминания. По его мнению, искусство есть синтез красоты, истины и морали. В нем соединены все средства человеческого духа – чувство, воображение, разум. Искусство есть единство человеческой природы и мирового духа. Основная задача искусства заключается в том, чтобы показать глубину и тождество событий». По мнению философа-романтика Ф. Шлегеля, художник, отражающий действительность в художественных и философских образах, отчуждая себя, должен органически сочетать внутреннее наблюдение с внешним. Для Шлегеля, как и для всех романтиков, главной задачей было познание бесконечного возможностями философии или искусства. Шлегель, понимавший значение цели в обоих случаях, рекомендовал в качестве параллельного познавательного метода применение метода иронии в философском аспекте. Для него основной целью было познание неограниченного рамками законов детерминизма и неадекватного мышлению бесконечного. На пути к данной цели Шлегель считал приемлемым использование любой формы деятельности, науки и знания. Учитывая, что объект исследования не всегда адекватен методам научного мышления, Шлегель дополнял методы исследования такими средствами, как юмор, шутка, ирония, насмешка, находчивость и т.д. Понятие насмешки иронии в романтическом контексте обретает другой оттенок. Оно принимает здесь форму художественно-философского протеста субъекта, индивида, направленного против общества и противоречий эпохи. Ф.Шлегель в своем произведении «Беседы о поэзии» отмечал актуальность романтической иронии, невозможность в едином акте творчества соединить действительность и ее воплощение - различные формы искусства, восстановить их первоначальное синкретическое единство. По его мнению, иронии. есть проявление парадоксальности, парадоксальность же «важное условие, духовный источник и принцип» иронии. В свою очередь находчивость есть единственная форма, обеспечивающая парадоксальность иронии, реализующая и защищающая ее от абсолютной серьезности. «Даже одно сказанное в момент хвалы аналитическое слово может непосредственно погасить прекрасную и неожиданную находчивую мысль». «Находчивость есть взрыв оцепененного сознания».


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.