Сознание – продукт развития материи. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сознание – продукт развития материи.

2017-06-02 459
Сознание – продукт развития материи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диалектический материализм возникновение сознания связывает с отражением как всеобщим свойством материи, проявляющимся во взаимосвязи, взаимодействии всех предметов материального мира.

Теорию отражения в систематической форме разработал В.И. Ленин в связи с критикой махизма по вопросу об ощущениях человека. Махисты ставили вопрос так: либо ощущение появляется внезапно, либо оно присуще всей материи, в том числе неорганической, заложено в самом ее фундаменте. Отвергая такую постановку вопроса как метафизическую, ведущую к идеа­лизму, В.И. Ленин писал: "...В явно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и в "фундаменте самого здания материи" можно лишь "предполагать существование способности, сходной с ощущением".[28]

В чем же сходство между двумя качественно различными способностями, присущими разным уровням организованности материи, - живой и неживой? Что их объединяет? Их объединяет способность отражения, являющаяся всеобщим свойством материи. По поводу слов английского махиста К. Пирсона: "нелогично утверждать, что вся материя сознательна", В.И. Ленин дал такой ответ: "Но логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения..."[29].

Разумеется, этот вывод опирался на те догадки и предположения, которые высказывались о подобном свойстве материи на предшествующих этапах развития философии и естествознания. Так, мысль Дидро: "Способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности", хотя и является ошибочной, тем не менее, была импульсом к поиску и нахождению верного ответа.

Что же представляет собой отражение как всеобщее свойство материи? Это ее способность, способность материальных тел воспроизводить в той или иной форме особенности воздействующих на них предметов.

Отражение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно различной форме, в зависимости от степени организации и развития; чем выше структура и организация материи, тем выше и сложнее формы отражения. В неживой природе свойство отражения проявляется в виде изменений механических, физико-химических и других состояний неживых тел, их реакций на внешние воздействия. Например, металл отражает термическое воздействие на него в виде изменения внутренней структуры и физических свойств. С возникновением жизни появляются качественно новые, более высокие и сложные формы отражения – биологического отражения. Исходной из них - является раздражимость.

Самые простейшие биологические организмы, в том числе и растения, обладают раздражимостью, т.е. способностью реагировать на внешние воздействия: химические, световые, тепловые, механические. Растения реагируют на свет, температуру, влагу. Простейшие морские существа реагируют на химический состав вещества, световые лучи, звуковые волны и т.д. Иначе говоря, живые организмы все время находятся в состоянии обмена веществ с окружающей средой, благодаря чему они и сохраняются как живые организмы.

Для того, чтобы существовать, расти и размножаться, живые организмы должны находить пищу в окружающей среде. Вот почему первой реакцией живого организма на воздействия извне является реакция на пищу. Раздражение это и есть самая простейшая реакция на такие воздействия. Здесь нет еще ни ощущений, тем более образов, нет идеального.

На более высоких ступенях развития организмов одной раздражимости стало недостаточно для поиска пищи и защиты от врагов. Поэтому организмы стали вырабатывать способность реагировать не только на непосредственное присутствие пищи, но и на те сигналы, при помощи которых можно найти пищу и обнаружить врагов. Например, на свет и звук, которые дают воз­можность обнаружить пищу и врагов. Потребность организма реагировать на сигналы, способствующие обнаружению пищи и врагов, привела постепенно к образованию органов чувств и соответствующих им ощущений.

Ощущения - это более высокая форма отражения окружающей среды. Они являются продуктом взаимодействия внешних сигналов и органов чувств. Возникновение органов чувств привело к необходимости формирования центральной нервной системы, нужной для координации деятельности органов чувств. На этом этапе развития животных появилось образное отражение действительности, появились психика, идеальное, без чего не может возникнуть сознание.

Если природа подготовила биологические предпосылки для возникновения сознания, то почему оно не возникло биологическим путем, т.е. путем дальнейшего совершенствования указанных предпосылок?

Животные приспосабливаются к условиям среды, находят себе пищу, защищаются от врагов, одним словом - выживают исключительно благодаря наличию инстинктов самосохранения: голода и размножения. На этой основе животные обладают способностью вырабатывать условные рефлексы -опосредованный вид реагирования на изменяющиеся условия среды обитания. Если инстинкты являются врожденными, передающимися по наследству, то условные рефлексы приобретаются, закрепляются в мозгу животного и существуют до тех пор, пока не изменится обстановка, после чего старые условные рефлексы исчезают и возникают новые. Условный рефлекс - высшая форма приспособления животного к окружающей среде.

Сознание - свойство человека. Но почему у человека, у предка человека на основе биологических предпосылок возникло сознание?

Крупнейшие естествоиспытатели прошлого века Карл Линней, Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин, хотя и установили, что непосредственным предком человека была обезьяна, не обладавшая сознанием в подлинном смысле этого слова, не смогли решить вопрос о происхождении сознания у человека, поскольку стояли на точке зрения биологической эволюции.

Ф. Энгельс, которому принадлежит большая заслуга в анализе проблемы происхождения человека, прежде всего поставил вопрос: что такое человек?, в чем заключается его сущность? Что отличает его от высших животных? К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что сущность человека в решающей степени заключается в совокупности всех общественных отношений, в которых он пребывает. Человек - это общественное существо и вне общественных отношений он не может существовать. Совокупность общественных отношений включает в себя много различных отношений, среди которых главными являются производственные отношения, ибо люди не могут жить, не производя для себя материальные блага. Но для того, чтобы могло совершаться производство, необходимы орудия труда. А чтобы иметь орудия труда, необходимо их создавать, ибо природа готовых орудий труда не дает. Следовательно, труд начинается с из­готовления орудий труда. Ни одна обезьяна, писал Энгельс, по сути не могла изготовить даже самого простейшего орудия труда.

Итак, идя от общественных отношений, совокупность которых составляет сущность человека, через производство материальных благ, необходимых для жизни человека, Энгельс пришел к той черте, где начинался переход от обезьяны к человеку - к труду как исходному пункту, первоначальной причине возникновения человека. Труд, подчеркивал Энгельс, не только источник богатства, "но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека".[30]

Более того, труд не только создал человека и является источником его существования, он также является условием развития и совершенствования человека, ибо только в процессе труда человек проявляет себя как личность, получает возможность раскрыть свои способности.

Итак, труд является социальной предпосылкой возникновения сознания. Ибо для того, чтобы трудиться, нужно обладать сознанием; ведь труд как таковой - это целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на преобразование веществ природы в полезные для человека продукты. "Человек не только изменяет форму того, что дано природой..., он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель"[31], - писал Маркс.

При этом важно также иметь в виду, что труд с самого начала своего возникновения носил общественный характер; первобытные люди должны были трудиться коллективно, ибо для осуществления даже самого простейшего вида труда им необходимо было обмениваться мыслями, передавать свои мысли, опыт друг другу.

Но для передачи мыслей, опыта, следовательно, для общения необходимы были определенные средства. Главным таким средством явился язык.

В сущности, все три компонента - труд, сознание и язык, отличающие человека от животных, возникли и развивались в тесной взаимосвязи. "Язык, - писали Маркс и Энгельс, - так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необхо­димости общения с другими людьми".[32]

Этот вывод имеет исключительно важное значение. Дело в том, что мысль, возникающая в голове человека, всегда связана со словом; мысль не существует ни для него, ни для других людей, если она не выражена с помощью слов. Слово - главнейшее средство общения между людьми. Сознание и язык формировались в результате коллективной трудовой деятельности людей и не могут существовать друг без друга. Нет мыслей без языковой оболочки, как и нет слов, не имеющих смысла. Отсюда уровень развития языка является показателем развития мышления и, наоборот, развитое мышление свидетельствует о развитости языка.

Таким образом, человек формируется, развивается как общественное существо, как существо, которое может жить и трудиться, только сообща с другими; сознание и язык как средство общения людей между собой также возникают только в процессе коллективного труда.

Да, сознание - это свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга. Но для того, чтобы это свойство мозга проявлялось, функционировало, надо, чтобы существовала общественная жизнь людей, их производственная деятельность, необходимо, чтобы люди находились между собой в определенных отношениях по освоению окружающей среды и своей собственной жизни.

Если изолировать человеческое существо, имеющее даже нормальный мозг, от человеческого общества, то такой мозг не сможет нормально функционировать, сознание, мышление человека не смогут развиваться. Сознание, мышление человека, развиваются только благодаря и посредством общественной жизни людей.

Итак, труд, орудия труда (в их постоянном, а не случайном владении), сознание, язык, солидарность в процессе трудовой деятельности - вот что подняло человека над миром животных, привело к созданию человеческого общества.

Примечательно также, что крупнейший немецкий философ К. Ясперс к вышеназванным факторам становления человеческого общества добавляет еще один: преодоление половой ревности. Наверное, с этим можно согласиться.

Конечно, то, что выше было сказано о происхождении сознания - это пока гипотеза, пусть логически весьма стройная, в известной степени аргументированная, но, все-таки, - гипотеза. Пока вопрос о происхождении сознания, о возникновении самой жизни - окончательно не разрешен. Многие исследователи считают, что проблема телесного и душевного вообще не может быть разрешена. Так, К. Лоренц утверждал, что стена, разделяющая эти внешние несопоставимые сферы, физиологическое и психологическое, непреодолима. Надежда на то, что будущие исследования могут приблизить решение данной проблемы, по мнению В. Гейзенберга, маловероятна. "Мы не ожидаем постижения прямой связи между телесными движениями и психологическими процессами, потому что даже в точных науках реальность разрывается на отдельные уровни". Нужен целостный, единый взгляд на человека, нужно стремиться познать его в качестве "unitas multuplex" (выражение Ф. Аквинского). Пока же биология имеет дело с соматическими аспектами человека, психология с его психологическими аспектами; целостного "измерения" человека пока не достигнуто.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.