Формы и методы научного познания. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Формы и методы научного познания.

2017-06-02 199
Формы и методы научного познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Производство знаний, духовное производство как специализированная деятельность субъекта имеет определенные формы, нуждается в определенных правилах, средствах, методах познания.

Наиболее характерными для эмпирического познания являются две основных формы - наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное чувственное познание действительности. Оно осуществляется либо с помощью лишь человеческих органов чувств, либо с помощью приборов, усиливающих человеческие органы чувств. Причем, приборы бывают двоякого рода: одни увеличивают интенсивность внешних воздействий, не меняя их качественно (микроскопы, телескопы); другие осуществляют качественное преобразование внешнего воздействия, превращая его в чувственно воспринимаемое человеком (радио - и рентгеновские телескопы превращают соответствующие воздействия в доступные человеку электромагнитные колебания).

Эксперимент - изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Очевидно, эксперимент предполагает активное вмешательство экспериментатора в объективный процесс с целью изучения объекта в результате его целенаправленного изменения. Эксперимент требует соответствующих условий, а также экспериментальной базы, экспериментальной техники.

Непосредственным источником научного знания являются факты. Факт - это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Средством регистрации фактов выступает язык, естественный либо искусственный. Простейшей исходной формой регистрации факта являются предложения типа: "падает снег", "идёт дождь", "Арнольд Тойнби - историк" и т.п.

Чем сложнее факты, тем более сложные способы и формы их регистрации применяются наукой. Факты связаны с постановкой проблемы. Изучая факты, стремясь их объяснить, исследователь ставит перед собой вопрос, научный вопрос, что эти факты означают? Проблема - это и есть научный вопрос, вставший перед учёным. Чтобы понять, решить проблему, необходимы соот­ветствующие средства познания: система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение и т.д.

Научное познание в сущности всегда имеет проблемный характер: двигаемся от незнания к знанию, от вопроса к его разрешению.

Необходимым этапом (формой) познания является гипотеза: гипотеза -это предположительное решение проблемы.

Ни одна научная проблема, как правило, не может быть решена внезапно, в результате "озарения"; она требует длительного поиска решений, выдвижения в этой связи различных гипотез как возможных вариантов решения проблемы, а также экспериментальной проверки.

Но при выдвижении весьма вероятно, что новая гипотеза может показаться парадоксальной, "сумасшедшей", неприемлемой. Вспомним, автор рецензии на книгу Н.И. Лобачевского "О началах геометрии", в которой было изложено его великое творение - неевклидова геометрия, писал очень резко и ядовито: "Почему не вообразить, например, черное белым, круглое четырехугольным, сумму всех углов в прямолинейном треугольнике меньше двух прямых и один и тот же определенный интеграл равным то p/4то ¥? Очень, очень можно, хотя для разума всё это и непонятно... Почему бы, вместо заглавия "О началах геометрии", не написать, например, "Сатира на геометрию, Карикатура по геометрии и что-нибудь подобное"?[60] "Вряд ли заслуживающей внимания" назвал геометрию Лобачевского М.В. Остроградский, сам крупный математик.

И, тем не менее, в науке необходимы "сумасшедшие идеи" (Н. Бор). Новое в науке нередко требует беспощадной ломки старого.

Б.Г. Кузнецов, автор книги об А. Эйнштейне, пишет: "Когда мы воссоздаем логический и психологический путь, которым Эйнштейн шел к теории относительности, мы видим удивительную способность ученого взглянуть на мир как бы в первый раз, впервые открывшимися глазами,"без груза установившихся ассоциаций... Старые, привычные ассоциации разорваны. Действительность, лишенная привычных ассоциаций, засверкала свежими красками, которые кажутся парадоксальными". Б.Г. Кузнецов сравнивает творческий порыв А. Эйнштейна с творческими устремлениями Ф.М. Достоевского, который, посредством "жесткого экспериментирования", ставит своих героев в самые "крайние" ситуации; в этих ситуациях выявляются такие стороны и черты характера людей, которые в обычных условиях не проявляются.

Черта, которую переступает, например, Кириллов из "Бесов", -естественная человеческая привязанность к жизни. Но!? "Вся свобода, - говорит он, - будет тогда, когда будет всё равно, жить или не жить". Бога нет? Но если бога нет, то "все позволено", - вторит ему Смердяков в "Братьях Карамазовых". Раскольников в "Преступлении и наказании" также "переступает черту": "...Я захотел осмелиться, и убил... я только осмелиться захотел... - рассуждает Раскольников, - мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу!"

Подобному же "жесткому экспериментированию" подвергает природу и ученый, "когда он приходит к парадоксальным, прячущимся при обычных условиях экспериментальным результатам. Как ведет себя движущееся тело в условиях "жесткого эксперимента", придающего ему скорость, сравнимую со скоростью света? Оно ведет себя крайне парадоксальным образом"[61].

Вместе с тем, признавая необходимость "сумасшедших" идей, М. Борн, в частности, предостерегал, что без обращения к эксперименту они «представляют собой значительную опасность для здравого развития науки»[62].

«Если опыт говорит «да», для теории это значит «может быть». Если же он говорит «нет» - объявляется «приговор теории». Всякое умозрительное построение должно быть проверено экспериментом, и любые результаты, сколь бы заманчивы они ни были, должны быть отброшены, если они не соответствуют фактам, опыту», - подчеркивает А. Эйнштейн[63].

Э. Шредингер, один из создателей квантовой механики, также утверждает, что научный эксперимент – как острый клинок из закаленного металла. Либо ты с его помощью победишь духов тьмы и невежества, либо он тебя самого поразит и покроет позором. Результат зависит от того, насколько количество истинных правил игры, навечно установленных Господом, больше числа ложных, порожденных вследствие твоей неспособности познать истину.

А. Пуанкаре, напротив, подчеркивал, что опыт – единственный источник истины, только опыт может вооружить нас достоверностью, тем не менее, считает, что удовольствоваться одним чистым опытом нельзя. Простое собрание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом. Без обобщения нет науки. Конечно, всякое обобщение – это гипотеза. Причем, некоторые идеи гипотезы предшествуют эксперименту, опыту. Гипотезу, в свою очередь, нужно подвергнуть проверке – проверке посредством эксперимента и так – снова и снова.

Высшая форма или ступень научного познания - теория. Как правило, теория включает две части: описательную и объяснительную. Описание характеристика существенных черт, структуры и т.п. соответствующей сферы действительности. Объяснение отвечает на вопрос, почему действительность такова, какова она есть. Объяснение даёт понимание действительности.

Важным элементом научного познания являются методы познания, методы исследования, суть которых целенаправленное и преднамеренное использование тех или других (общих или частных) теоретических положений для получения новых знаний.

Каждая наука использует определенную систему методов объективного познания исследуемого ею предмета.

Однако философские знания, систематизированные и оформленные как теория, философские методы получения новых знаний играют роль методологии, общей методологии, которая используется всеми другими науками. С нашей точки зрения, именно диалектика как учение, как теория развития есть самая общая методология во всех областях человеческого познания.

Вместе с тем для получения новых знаний, для построения понятий, суждений и умозаключений существует ряд методов, которые присущи всем наукам, присущи философии, имеют по сути общенаучное значение.

Наиболее важными из них являются: анализ и синтез. Анализ - это тот логический метод, с помощью которого объект мысленно разделяется на части, отдельные признаки; эти признаки изучаются, исследуются отдельно друг от такие стороны и черты характера людей, которые в обычных условиях не проявляются.

Так, для того, чтобы сформировать понятие или суждение о данном объекте, последний вначале нужно подвергнуть анализу, отделить важные признаки от маловажных; затем важные особенности объединить в понятии.

Анализ - необходимый, но недостаточный метод логического познания. Наряду с выделением важных черт объекта, необходимо также исследовать их взаимосвязи для того, чтобы рассмотреть их в совокупности, как они присущи объекту. Это достигается с помощью другого метода - синтеза.

Синтез это логический метод, при помощи которого совершается мысленное соединение составных частей изучаемого объекта и его основных черт, обособленных при анализе. Человеческое мышление представляет собой единство анализа и синтеза. Оно, сколько расчленяет в сознании предметы на их элементы, столько же их и объединяет в одно целое.

Большое значение в процессе получения знаний об изучаемых объектах имеют также индукция и дедукция.

Индукция - метод логического познания, при котором мысль человека двигается от исследования отдельных фактов к общим выводам. Мышление человека сначала имеет дело с множеством отдельных фактов, изучает единичное и лишь на этой основе познает общее, присущее многим отдельным вещам.

С помощью индукции обобщаются и непосредственные наблюдения, данные эксперимента. И тем не менее, несмотря на огромное познавательное значение, индуктивный метод не может решить всех познавательных задач. Поэтому индукцию как метод дополняет дедукция.

Дедукция - метод познания, при котором мысль движется от общих теоретических положений к объяснению отдельных фактов. Мышление человека в данном случае использует уже открытые закономерности и с их помощью выясняет суть новых, неизвестных ранее фактов.

Индукция и дедукция органично взаимосвязаны. Индукция, накапливая факты, даёт основу, материал для дедуктивных построений, а дедукция, в свою очередь, теоретически подкрепляет выводы индукции. Дедукция вместе с тем ставит перед познающим субъектом новые задачи, связанные с исследованием новых объектов.

Важную роль в получении новых знаний имеют также исторический и логический методы исследования. Исторический метод исследует действительный ход развития объекта во всех его конкретных проявлениях.

Логический метод исследует объект, очищенный от случайностей и подробностей; он используется для познания только основных этапов развития объекта, его внутренней логики.

Логический метод исследования, как правило, используется в единстве с историческим. Оторванные друг от друга они могут привести к ошибкам. Использование только исторического метода может привести к односторонней акцентировке на подробности и факты, случайности и т.п., и, вследствие этого, может привести соответственно к недооценке общего, необходимого. Логический метод, оторванный от исторического, может "не заметить" ряд моментов реального развития объектов и субъектов, может впасть в "логизм", в схематизм, т.е. игнорировать некоторые реальные связи или искусственно создавать связи там, где они объективно не существуют. Следующий важный метод познания метод моделирования. Моделирование как метод познания использовался с незапамятных времен; особенно широко используется этот метод с XIX века. В наши дни метод моделирования находит широкое применение в самых разных областях. Моделирование как метод используется для изучения объектов, которые не могут наблюдаться непосредственно. Спецификой метода моделирования является то, что человек использует для изучения интересующего его объекта модель (копию) этого объекта.

Модель опосредствует отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. Через познание модели человек познаёт сам предмет. Вместе с тем, важно помнить, что модель - это не сам предмет. Между моделью и предметом существуют различия и это необходимо учитывать при переносе знаний, полученных при изучении модели, на сам предмет. Особенно это важно при моделировании социальных объектов и процессов. Модель-конструкция, построенная на основе формально-логических методов, а социальные явления, социальная жизнь - это люди с их сознанием, чувствами, эмоциями, даже с их бессознательным. Схематизм, логический формализм чреват здесь опасными последствиями.

Моделирование сегодня широко применимо и к сфере человеческого сознания. Созданы специальные электронно-вычислительные машины, которые моделируют процессы, совершающиеся в сознании человека по формально­логическим правилам.

Создание ЭВМ, их эффективное функционирование (некоторые задачи они решают точнее и быстрее человека) привели к тому, что некоторые специалисты стали абсолютизировать возможности ЭВМ, утверждать, что можно создать "мыслящие" машины, которые со временем станут "сильнее" человека. Возник рецидив механицизма, различие только в том, что в ХVII веке человека отождествляли с машиной, а теперь машину отождествляют с человеком, более того, ставят её "умственные" способности выше человеческих. Это - заблуждение, обусловленное игнорированием специфики человеческого мышления. Ф. Энгельс предостерегал в свое время: "мы, несомненно, "сведём" когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления"[64].

Сознание человека - явление уникальное. Никакие животные, тем более, машины не обладают этим свойством и никогда не смогут его обрести, ибо имеется только один путь к формированию и развитию сознания - жить по социальным законам. Никакие животные не могут жить по социальным законам в точном смысле этих слов. Что же касается машин, то их создает человек в виде орудий, инструментов, приборов для облегчения своего труда. Машины функционируют только тогда, когда это нужно человеку. Их можно "включать" и "выключать".

Человек отражает мир в субъективных образах, которые являются идеальными, а отнюдь не материальными по форме своего существования. В машину же закладывается человеком информация в виде материальных сигналов; после переработки внутри машины, выходящие из нее сигналы также материальны (звуковые, световые сигналы или запись на перфокартах). Лишь осознанные человеком, попав в человеческую голову, эти сигналы из материальных знаков превращаются в идеальные образы, понятия и т.д.

Важно также учитывать, что в ЭВМ моделируются исключительно те мыслительные процессы, которые в мозгу человека осуществляются по правилам формальной логики. Но мыслительный процесс человека не исчерпывается только этим. Кроме формально-логических правил мышление включает интуицию, эмоции, которые зачастую играют важную, а иногда, и решающую роль в создании новых теорий, а также в процессе новых открытий и изобретений.

Безусловно, ЭВМ - величайшее достижение человеческого разума, ибо в результате человек получил возможность переложить на машины значительную часть нетворческой умственной работы и освободить для себя время и силы, необходимые для творческой деятельности.

Одним из важных методов, придающих нашему знанию об объекте целостный, относительно завершенный характер является метод движения от чувственно-конкретного к абстрактно-теоретическому и от него к духовно-конкретному знанию. При использовании этого метода познание начинает свое движение от чувственно-конкретных предметов и приходит к созданию отдель­ных абстракций, отражающих сущностные черты этих предметов, и от этих абстракций снова возвращается к конкретному как единству существенных черт предмета. С помощью этого метода субъект усваивает сущность чувственно-конкретного и воспроизводит его как духовно-конкретное. Этот метод познания был широко использован К. Марксом в "Капитале". К. Маркс, изучая конкретные капиталистические отношения, последовательно пришел к созданию отдельных абстракций: товар, потребительная стоимость, стоимость и др., с помощью которых отразил отдельные сущностные стороны, характеризующие капиталистический способ производства. Затем, осмыслив, объединив эти понятия, он, в конечном счёте, разработал целостное учение о капиталистическом способе производства, в котором капитализм предстал как конкретный, "живой" организм.

И еще один очень важный момент следует учитывать в процессе познания: момент веры.

Об этом хорошо сказал М. Планк (доказавший, что энергия распространяется постоянными величинами, кратными h (постоянная Планка). Наука чем-то похожа на религию. И та и другая с достаточной последовательностью стремится к чему-то постоянному. Сочетание мыслительных качеств и веры является обязательным для достижения успеха. Наука не в силах в одиночку раскрыть загадочную суть естества по той простой причине, что мы сами являемся частью естества, а потому и тайны, которую хотим раскрыть. Посредством музыки, различных видов искусства мы тоже пытаемся в определенной степени понять или хотя бы отобразить эту тайну. Чем совершеннее становятся произведения искусства, тем гармоничнее наши отношения с естеством. Наука же в данной сфере служит нам одну из своих величайших служб.

Мы то и дело сталкиваемся с иррациональным. В противном случае мы бы не смогли верить. Как говорил Эйнштейн, никто из нас не был бы ученым, если бы не знал, что мир существует на самом деле, но знание это не вытекает ни из одного известного умозаключения. Данное понятие принимается за истину без доказательств и, по сути, является верой. Верой метафизической.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.