Нейропсихологическое обследование больных афазией. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Нейропсихологическое обследование больных афазией.

2017-06-09 737
Нейропсихологическое обследование больных афазией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование экспрессивной речи, проводят от простых тестов к сложным:

исследование произнесения звуков: «т», «д», «л», «н» и т.д., затем просят произнести звуки сложные, причем исследование всех видов речи: спонтанной, повторение, называние.

  1. человека просят рассказать о себе. Просят прочитать и пересказать статью, исследование диалога.

Исследование импрессивной речи, т.е. исследование понимания речи:

  1. исследование фонематического слуха
  2. понимание смысла слов, более сложных фонем, затем предложить показать предметы.
  3. понимание сложных логико-грамматических пространственных временных конструкций.
  4. понимание простых и сложных конструкций. Больного просят показать на ряде предметов названный предмет.

 

 

Алалия

Форма речевого недоразвития из-за поражения головного мозга. В основе алалии лежит повреждения речевых зон мозга из-за травм, асфиксиях или кровоизлияние. Это происходит во время беременности. Выделяют моторную алалию это отсутствие у ребенка гуления, запаздывает лепет, появляется на 2-3 году жизни. Сенсорная алалия – это врожденное нарушение восприятия речи, нарушение понимания речи. Не формируется связь между словом и предметом, и при многократном повторении также не формируется.

Это форма речевого недоразвития.

В основе лежит повреждение речевых зон из – за травм, асфиксий, кровоизлияния во внутриутробном периоде, во время беременности.

Моторная алалия – отсутствие или ограниченное гуление, запаздалый лепет на втором полугодии, первий год жизни или на втором, третьем году жизни.

Сенсорная алалия – нарушение восприятия и понимания речи. Нарушается связь между словом и предметом при многократном повторении не формируется.

Фонематические расстройства

Дислалия – это форма нарушения речи, связанная с разнообразными фонематическими расстройствами.

Дизартрия – нарушение звукопроизношения, которые могут возникать:

– бульбарный паралич или бульбарная дизартрия. Повреждение ствола головного мозга, ядер черепно – мозговых нервов (тройничный, языковой, языко – глоточный, блуждающий, подъязычный). Выражается в том, что плохо артикулируется речь или речь полностью утрачивается (анартрия).

– Псевдобульбарный паралич – повреждение проводящего пути ядер, возникает при ДЦП, похож на бульбарный, но есть отличия:

нет атрофии мышц мягкого нёба, но есть рефлексы орального автоматизма (хоботковый); насильственный смех и плач.

Заикание

Выделяют: тахилалия- патологически ускоренный темп речи; брадилалия- патологически замедленный темп речи, обусловлен доминированием стриатума.

Заикание-сложная форма нарушения речи. Нарушается темп, плавность и ритм речи. Характеризуется судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата. Нарушается фонация и дыхание. Невротическое заикание возникает в результате психологической травмы у ребенка еще с неокрепшей психикой, возраст 3-5 лет. Ребенок видит свой дефект и не хочет говорить. Неврозоподобное заикание возникает на фоне соматогенных факторов, запаздывает речевое развитие до 3 лет. Возникают дизартрические трудности. Преобладает платонический компонент (застревание на одной фразе, одном слове, нет стеснения своего дефекта)

Агнозии

Агнозия — нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности. Дети с агнозией видят предметы, осязают их, слышат звуки, но не могут понять, что они означают. Взрослые больные теряют способность узнавать даже знакомые стимулы, воспринимаемые органами чувств.

Зрительная агнозия

Наиболее часто в результате локальных поражений мозга возникает зрительная агнозия. Как и все психические процессы человека, визуальная перцепция (зрительное восприятие) — это прижизненно формируемый активный процесс. В основе зрительной перцепции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные и эфферентные звенья. Сформированное восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальности. Общий принцип работы зрительной системы состоит в симультанности (одномоментности) анализа и синтеза зрительной информации.

Нарушения зрительного восприятия — зрительные агнозии — характеризуются неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зрительные агнозии являются следствием поражения коркового звена зрительного анализатора (преимущественно 18 и 19 поля по Бродману). Чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.

То, что в клинике локальных поражений мозга различают разные виды нарушений зрительного гнозиса, свидетельствует о высокой функциональной дифференциации зрительной коры.

Конкретное обозначение зрительной агнозии зависит от того, к чему оно относится — предмету, пространству, движению, цвету, символу. Соответственно различают следующие виды зрительной агнозии:

• предметная агнозия;

• агнозия на цвета;

• агнозия на лица;

• пальцевая агнозия.

Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета.

Чаще всего это расстройство возникает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полушария.

Двусторонние очаги поражения обусловливают грубые расстройства предметного зрительного гнозиса, больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, путают сходные изображения.

Вариантом оптико-гностических расстройств является симультанная агнозия (синдром Балинта). Этот вид расстройств характеризуется сужением объема восприятия до одного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию, изображенную на сюжетной картинке. Симультанная агнозия возникает при двустороннем поражении затылочных долей мозга.

Агнозия на лица (прозопагнозия) представляет собой избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки, прически и т.п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики, выражающей ту или иную эмоцию, а также видят искаженные гримасы. Агнозия на лица обусловлена очагом поражения височо-теменно-затылочных отделов правого, полушария.

Агнозия на цвета, или иначе цветовая агнозия, обусловлена поражением или дисфункцией височно-затылочных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминантного, полушарий; Цветовая агнозия по доминантному типу, как и другие виды зрительной агнозии, характеризуется нарушением абстрактности, обобщенности при восприятии. Невозможность больных с агнозией на цвета подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму, избирательное расстройство — агнозии на цвета, сопровождающегося забыванием названий цвета.

Зрительная буквенная агнозия — это нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения или дисфункцией височно-затылочных отделов левого, доминантного по речи, полушария. Для буквенной агнозии характерно смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв и т.д.. Так, буква «н» может быть опознана как «м», буква «в» как неверно представленная буква «р» и т.д. Аналогичная структура нарушений лежит в основе расстройств цифрового гнозиса. Буквенная агнозия может иметь место, хотя и редко, при субдоминантных височных поражениях. Она возникает здесь как следствие фрагментарности восприятия буквенных образов.

 

Тактильная агнозия

Тактилъная агнозия выступает в двух основных видах:

1. Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности).

2. Нарушение узнавания формы объектов — астереогноз.

Это расстройство обусловлено, по мнению большинства авторов, поражением нижней теменной дольки (в области надкраевой извилины).

Больные с нарушением узнавания материала и текстуры объектов не дифференцируют сигналы, поступающие на кожные рецепторы. Так, они не опознают ощупываемый предмет, не могут подобрать идентичный ему. Например, карандаш принимают за нож или расческу, ключ за монету, не могут сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и пр.).

Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем. Деятельность узнавания предметов стереогностически (вслепую) нравится детям, которые достают предметы из «волшебного мешочка» и с закрытыми глазами «отгадывают» их.

Иногда «чистая» алексия сочетается с пальцевой агнозией (неузнавание пальцев), нарушением ориентировки «право-лево» и акалькулией. Такое расстройство носит название синдрома Гертсмана (по имени ученого, который впервые его выделил). Как правило, он возникает при поражении участка мозга, пограничного между теменной и затылочной долей левого полушария.

В литературе описан также симптом тактильного невнимания, или иначе тактильного угасания. Так, если больному предъявить два предмета в обе руки, то им опознается только тот, который находится в здоровой руке, т.е. на стороне одноименной (ипсилатеральной) очагу поражения (при поражении левого полушария — это левая рука, при поражении правого — правая). Если предмет из здоровой руки забрать, то больной начинает узнавать итот предмет, который находится в «больной» руке, т.е. на противоположной (контрлатеральной) очагу стороне поражения. Аналогичным образом опознаются и уколы, нанесенные одновременно на правую и левую половину тела.

Выделяют также тактильную асимболию (симболия – устаревший синоним символики, отрицание «а» указывает на нарушение узнавания символов, в данном случае тактильно), при которой способность опознавать предмет на ощупь остается, но его словесное обозначение (название) не всплывает в памяти.

Некоторые авторы указывают на существование тактильной алексии, при которой затруднено опознание букв и цифр, «написанных» на коже. Такую аграфию иногда называют «чистой». Если нарисовать на каком-нибудь участке кожи кружок или какую-либо другую фигурку, то с помощью тактильного гнозиса она распознается.

При очагах поражения в области таламуса наблюдаются протопатические эффекты, т.е. неприятное чувство, усиливающее болевые ощущения, например, от укола. Иногда в этих случаях кажется, что наносится не один укол, а много в разных частях тела.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.