Нарушения мышления при локальных поражениях головного мозга. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Нарушения мышления при локальных поражениях головного мозга.



Описательное определение мышления, исходящее из внешней его стороны, это активная психическая деятельность, направленная на решение определённой задачи. Содержательно мышление в научной психологической литературе рассматривается как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщённое отражение действительности в её существенных признаках, связях и отношениях.

В нейро- и патопсихологии описываются многочисленные варианты нарушения мышления. Чаще всего рассматриваются три их группы:

- нарушение операциональной стороны мышления (снижения или искажения процесса обобщения).

- нарушение динамики мышления (болезненная лабильность, ускорение темпа мышления, либо его инертность).

- нарушение личностного (или мотивационного) компонента мышления (разноплановость, резонёрство, нарушения критичности и саморегуляции и др.).

Несколько особняком от этой классификации стоят бред и навязчивые мысли.

А.Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушений интеллектуальной деятельности.

Левая височная область – на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии грубо нарушаются те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. Эти трудности возникают и в неречевых операциях, если требуется удерживать в памяти вербальный материал. Частичная компенсация этого мыслительного дефекта возможна только с опорой на зрительные образы.

Теменно-затылочные отделы – выпадение оптико-пространственного фактора приводит к дефектам пространственного анализа и синтеза отдельных элементов группы. Страдает гностическая сторона мыслительной деятельности.

Премоторные отделы левого полушария – при их повреждениях страдает временная организация всех психических актов, включая и интеллектуальные, что выражается в изменениях динамики мыслительного процесса. Нарушается свёрнутый, автоматизированный характер интеллектуальных операций, свойственный взрослому здоровому человеку.

Лобные префронтальные отделы – их поражения сопровождаются нарушениями интеллектуальных процессов в широком диапазоне – от бессимпотомных случаев до грубых дефектов. Это нарушения порождения мыслительной деятельности, аномалии организации, программирования, а также регуляции протекания мышления.

Медиобазальные отделы лобной области – дефекты интеллектуальной деятельности сводятся к феноменам, производным от нарушений неспецифического внимания и памяти, распростроняющимся как на обработку невербальных, так и вербально-логических задач.

При подходе к процессам мышления с позиции межполушарной асимметрии можно вычленить следующие особенности. Патология со стороны правого полушария приводит к двум типам нарушений пространственного мышления:

– ошибкам при решении наглядно-образных задач, связанных с

дефектами зрительного восприятия или зрительной памяти, либо с односторонним игнорированием зрительного поля;

- нарушениям более высокого абстрактного уровня анализа пространства, то есть собственно пространственного мышления, дефектам непосредственных симультанных синтезов пространственных отношений.

Для повреждений левого полушария с точки зрения интеллектуальных процессов относительно (но не исключительно) характерны нарушения категориального анализа, опирающегося на вербальные операции.

Из представленных описаний видно, что при различных по локализации поражениях мозга возникают не диффузные, а специфические и системные нарушения интеллектуальной деятельности, обусловленные различными уровнями и сторонами мыслительного процесса. При поражении лобных систем мозга страдает более высокий (понятийно-смысловой) уровень построения операций, а при поражении теменно-затылочных – более низкий (образный), связанный с гностической стороной интеллектуальной деятельности. Второй фактор, определяющий степень нарушения мыслительных процессов, - это ослабление или утрата контроля за их протеканием, определяемые потерей целенаправленности, мотивационной стороны деятельности вообще /1/.

 

21. Нарушения мышления при диффузных поражениях головного мозга.

Существует большая группа «интеллектуальных» симптомов, обусловленных диффузными мозговыми изменениями, вызываемыми широким спектром факторов. К их числу относятся генетические отклонения, родовые и дородовые травмы, перенесённые в детстве тяжёлые инфекции и их осложнения, менингиты, энцефалиты, интоксикации и ряд других отрицательных экзогенных и эндогенных обстоятельств. Все они приводят к образованию дефекта мозгового вещества и изначально нарушают нормальное функциональное и личностное развитие ребёнка.

Наиболее распространённым последствием влияния указанных патогенных факторов оказывается врождённая или приобретённая в раннем детстве умственная отсталость различной степени. Принято выделять четыре степени умственной отсталости – лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую. Границы между ними не всегда могут быть определены с искомой степенью точности.

В лёгких случаях умственной отсталости обычно регистрируются только функциональные изменения со стороны работы церебральных структур. В грубых случаях со стороны детского мозга отмечаются такие органические предпосылки, как позднее его развитие по весу, уменьшенная площадь коры, неразвитость рисунка борозд и извилин и т.д.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или её отдельных функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. В клинике органических заболеваний мозга задержка развития может быть результатом нарушенного функционирования частично повреждённых структур или структур, функционально с ними связанных. ЗПР нередко диагностируют как начальный этап прогрессирующих заболеваний.

Своеобразным вариантом недоразвития психических функций, который может возникнуть в результате наследственного дизонтогенеза или раннего очагового поражения мозга, речевых, премоторных и других зон, является психический инфантилизм. Он характеризуется сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости при практически нормальном интеллекте. В психологическом портрете таких детей встречаются не соответствующая возрасту повышенная внушаемость, игровая направленность и стремление к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечность и безответственность. В этих качествах просматривается некоторый диссонанс между отстающими в функциональном становлении лобных участков мозга по сравнению с полноценно развивающимися, а порой и развивающимися в опережающем темпе других участков коры.

Среди детей значительно распространены лёгкие проявления недостаточности тех или иных компонентов психики, психомоторики и нейровегетативной регуляции. Эти расстройства известны как «минимальная мозговая дисфункция». В этой категории описываются разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом.

Деменция (слабоумие) является стойким снижением познавательной деятельности и утратой уже приобретённых знаний и навыков. Последствия её в значительной степени обусловлены возрастом больного и причинами, вызвавшими дисфункцию мозга. Количественные потери тех или иных психических функций, а также качественная специфика возникших в рамках деменции сопутствующих расстройств, их окраска напрямую связаны со степенью развития функциональных аппаратов мозга, вовлечённых в патологический процесс, с уровнем, на котором они реализуются или затрагиваются.

В наиболее тяжёлых случаях органического поражения мозга и его сосудов может наблюдаться маразм – психический и физический распад личности, выражающийся в глубоком слабоумии и тяжёлом физическом истощении /1/.

 




Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.