Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса риторики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса риторики

2017-06-02 107
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса риторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Рабочая программа «Риторика» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения.

Эта программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Она рассчитана на 270 часов, 2 часа в неделю.

Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения и воспитания лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационные, практико-ориентированные занятия помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, эти занятия способствуют развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

 

Раздел I. 1. Общая характеристика занятий риторики

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

2. Описание места занятий риторики во внеклассной деятельности

Преподавание риторики может осуществляться за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность. «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом. Объём времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём времени составляет 136 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

 

3. Описание ценностных ориентиров содержания занятий риторики

Одним из результатов овладения риторики является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 

Раздел II. Содержание занятий риторики

1 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. (16 ч.)

Резервное время (1 ч.)

Текст. (8 ч.)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Речевые жанры (8 ч.)

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Резервное время (1 ч.)

 

2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. (19 ч.)

Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Виды общения. (2 ч.)

Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Слушание. (1 ч.)

Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. (2 ч.)

Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. (3 ч.)

Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. (2 ч.)

Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Резервное время (1 ч.)

Типы текстов. (4 ч.)

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Вторичные тексты. (4 ч.)

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. (2 ч.)

Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Резервное время (1 ч.)

3-й класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. (17 ч.)

Речевая деятельность.

Говорение. (2 ч.)

Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. (3 ч.)

Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Письменная речь. (2 ч.)

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. (3 ч.)

Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Резервное время (1 ч.)

Этикетные жанры. (3 ч.)

Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Аннотация. (2 ч.)

Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов. (5 ч.)

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Резервное время (1 ч.)

4 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. (16 ч.)

Виды общения. (2 ч.)

Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств.

Слушание. (2 ч.)

Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. (1 ч.)

Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. (1 ч.)

Редактирование и взаиморедактирование.

Речевой этикет. (2 ч.)

Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Резервное время (1 ч.)

Пересказ. (2 ч.)

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Типы текстов. (7 ч.)

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Резервное время (1 ч.)

 

Раздел III. Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего занятия практика
1 класс Раздел 1. Общение 1.1. Значение речи в жизни человека, общества. 1.2. Виды общения. 1.3. Виды речевой деятельности. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу   Раздел 2. Текст. Речевые жанры 2.1. Текст 2.2. Речевые жанры Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу                         -     -   -     -   -       -    
2 класс Раздел 1. Общение 1.1. Речевая (коммуникативная) ситуация. 1.2. Виды общения. 1.3. Речевая деятельность. 1.4. Слушание. 1.5. Говорение. 1.6. Чтение. 1.7. Письменная речь. 1.8. Правильная и хорошая эффективная речь. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу Раздел 2. Текст. Речевые жанры 2.1. Типы текстов. 2.2. Невыдуманный рассказ. 2.3. Вторичные тексты. 2.4. Речевой этикет. 2.5. Этикетные речевые жанры. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу                       - -   -   -     - -   -       -         -    
3 класс Раздел 1. Общение 1.1. Говорение. 1.2. Слушание. 1.3. Чтение учебного текста. 1.4. Письменная речь. 1.5. Речевой этикет. 1.6. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу Раздел 2. Текст. Речевые жанры 2.1.Этикетные жанры 2.2. Вторичные речевые жанры. 2.3. Аннотация 2.4. Типы текстов. 2.5. Рассказ по сюжетным рисункам. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу                     - -   -   -       -   -             - -      
4 класс Раздел 1. Общение 1.1. Разнообразие речевых ситуаций 1.2. Виды общения. 1.3. Речевая деятельность. 1.4. Слушание. 1.5. Говорение. 1.6. Письменная речь. 1.7. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). 1.8. Речевой этикет. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу   Раздел 2. Текст. Речевые жанры 2.1. Основные признаки текста. 2.2. Пересказ. 2.3. Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. 2.4. Типы текстов. 2.5. Газетные информационные жанры. Повторение пройденного материала Резервное время Итого по разделу                         -   - -   -   -     - -     -   -               -        

 

Раздел IV. Литература для учителя

 

1. Учебное пособие «Детская риторика» для начальной школы

2. Методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).

3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента.

4. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента.

5. Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. Пермь, 1994.

6. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

7. Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М., 1995.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

9. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М.: Издат. Центр "АЗ", 1995.

10. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.–М., 1990.

11. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. – Ростов–на–Дону, 1995.

12. Кузин В.А, Культура делового общения:

13. Практическое пособие для бизнесменов. М., 2000.

14. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело, 1993.

15. Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. – Свердловск, 1991.

16. Мерзляков А.Ф. Речи ораторские. – Об ораторском искусстве – М., 1963.

17. Минеева С.А. Основы мастерства устного выступления.

18. Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991.

19. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990.

20. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996.

21. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991.

22. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1992.

23. Ребрик С.Б. Деловое общение: Психологические аспекты. – М., 1990.

24. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л. К. Граудина. – М.: Просвещение,1996.

25. Савкова З.В. Искусство оратора. – Санкт-Петербург., 2000.

26. Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В.А. Шенберг. – Спб, 1994.

27. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.К. Граудина. – М.: Посвещение, 1996.

28. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: Прогресс, 1992.

29. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия // Об ораторском искусстве. – М., 1976.

30. Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. – М.: Знание, 1989.

31. Стернин А.И. Практическая риторика. – Воронеж, 1993.

32. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. –М., 1989.

33. Цицерон. Хрестоматия по риторике. – Пермь, 1994.

34. Чудинов А.П. Умение убеждать: Беседы о современном красноречии. – Киев, 1986.

35. Шведов И.А. Умение убеждать: Беседы о современном красноречии. – Киев, 1986.

36. Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство спора. – М., 1900.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Риторика» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения.

Эта программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Она рассчитана на 270 часов, 2 часа в неделю.

Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения и воспитания лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационные, практико-ориентированные занятия помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, эти занятия способствуют развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

 

Раздел I. 1. Общая характеристика занятий риторики

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

2. Описание места занятий риторики во внеклассной деятельности

Преподавание риторики может осуществляться за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность. «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом. Объём времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём времени составляет 136 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

 

3. Описание ценностных ориентиров содержания занятий риторики

Одним из результатов овладения риторики является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса риторики

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрениядостижения установленных стандартом требований к результатам освоения риторики учащимися:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;

–«овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, риторика, как курс внеклассной деятельности, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения курса «Риторика» достигаются школьниками постепенно при освоении ими программы риторики в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.

 

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

 

2-й класс

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

 

3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –, видео –) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.