Перечень контрольных мероприятий. — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Перечень контрольных мероприятий.



1. Изучение и обзор первоисточников.

2. Рецензирование научной литературы.

3.Составление глоссария.

4. Тестирование

 

Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в форме написания реферата.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется преподавателем в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена.

Цели контрольных заданий: поэтапный контроль за усвоением студентами материалов курса, углубленное изучение проблем курса, привитие навыков самостоятельной работы с гуманитарной литературой, знакомство с первоисточниками, формирование философского мировоззрения.

 

Рекомендуемый список первоисточников:

1. Библер В. Что есть философия? Вопросы философии. 1995.

2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.. СПб. 1998.

4. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Изд. «Прогресс». 1990.

5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

6. Антология кинизма. М., 1984.

7. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975-1984.

8. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1980-1994.

9. Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. М., 1979 - 1980.

10. Августин А. Исповедь. М., 1992.

11. Августин А. Об истинной религии. Минск, 1999.

12. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

13. Роттербамский Э. Философские произведения. М., 1986.

14. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1971-1972.

15. Декарт Р. Избранные произведения. В 2 т. М., 1989.

16. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. М., 1982-1985.

17. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960.

18. Вольтер. Бог и люди. В 2 т. М., 1961.

19. Гельвеций. Сочинения. В 2 т. М., 1973-1974.

20. Гольбах. Избранные произведения. В 2 т. М., 1963.

21. Дидро. Сочинения. В 2 т. М., 1986.

22. Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1994.

23. Гегель Г. Феноменология духа. М., 1992.

24. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. М., 2006.

  1. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 1992.

 

Научная литература

 

1. Асмус В. Античная философия. М., 1998.

2. Богомолов А. Античная философия. М., 1985.

3. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

4. Лурье С. Демокрит. М., 1970.

5. Мень А. На пороге Нового Завета. М., 2004.

6. Нерсесянц В. Сократ. М., 1989.

7. Степанова А. Философия древней стои. СПб., 1995.

8. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

9. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

10. Чанышев А. Философия Древнего мира. М., 1999.

11. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

12. Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1978.

13. Соколов В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996.

14. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.



15. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

16. Штекель А. История средневековой философии. СПб., 1996.

17. 3аиченко Г. Джон Локк. М., 1988.

18. Кузнецов В. Ньютон. М., 1982.

19. Майоров Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М., 1973.

20. Момджян Х. Французское просвещение XVIII века. М., 1983.

21. Нарский И. Юм. М., 1973.

22. Нарский И. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

23. Соколов В. Спиноза. М., 1977.

24. Соколов В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996.

25. Коломиец Т. Концепция человека во французском материализме XVIII века. Киев, 1978.

26. Кузнецов В. Французский материализм XVIII века. М., 1981.

27. Момджян Х. Французское просвещение XVIII века. М., 1983.

28. Асмус В. Иммануил Кант. М., 1973.

29. Бычкова М, Кричевский А. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993.

30. Кузнецов В. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1988.

31. Нарский И. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

32. Рассел Б. Избранные труды. Новосибирск, 2009.

 

 

iII. Методические указания по выполнению студентом самостоятельной работы.

 

Основными формами самостоятельной работы являются:

 

1. Подготовка докладов к практическому занятию.

2. Подготовка кратких устных выступлений к практическому занятию.

3. Подготовка презентаций докладов по философским проблемам с использованием информационных технологий.

4. Подготовка определений базовых понятий данной темы.

5. Подготовка творческих заданий в соответствии с интересами студентов.

6. Подготовка иллюстративного материала (схемы, рисунки).

7. Подготовка к анализу философских текстов.

8. Подготовка к тестированию.

9. Подготовка творческих рефератов к научной конференции в соответствии с интересами студентов.

10. Подготовка к олимпиаде по философии.

11. Подготовка к зачету или экзамену.

 



Краткая характеристика вышеназванных форм самостоятельной работы:

 

1. Изучение литературы.

Существуют следующие формы работы с литературой (текстами книг, учебников, статей и т. п.)

а) Составление плана прочитанного – схематически записанная совокупность

кратко сформулированных мыслей – заголовков. Виды плана: простой, сложный, план­схема.

б) Написание тезисов. Тезисы – это положения, вбирающие в себя существо

значительной части текста. Визы тезисов: основные, простые, сложные, тезисы­цитаты.

в) Конспектирование – систематическая, логически связанная запись, объединяющая планы, выписки, тезисы. Виды конспекта: вопросно­ответный,

схематически­плановый, текстуальный, тематический, хронологический.

г) Рецензирование – отзыв на научную или философскую работу, в которой отражается оценка текста. Виды рецензий: простые, сложные.

д) Аннотирование – краткое изложение содержания того или иного труда

(статьи, книги, брошюры, сборники).

е) Реферирование. Реферат – краткое изложение содержания научного труда или ряда работ по определенной тематике.

 

Все вышеназванные приемы работы с литературой направлены на смысловой (логико­понятийный) анализ текста, на выделение главных положений, сформулированных в тексте и положений, с помощью которых обосновываются главные идеи. Главные идеи – это своеобразные «смысловые вехи», опорные пункты, несущие максимум информации. Вокруг этих «смысловых вех» и группируется весь остальной материал, благодаря чему обеспечивается, во­первых, понимание изучаемого текста, а, во­вторых, создаются условия для лучшего логического запоминания его. Работу с текстом надо начинать с внимательного чтения заголовка, который должен сориентировать в тематике читаемого. Неплохо было бы задать себе вопрос: «А что я уже знаю об этом?»

Если прочтение самого текста кажется несложной задачей, то его понимание требует определенной подготовки, исследовательского отношения к прочитанному. Поэтому необходимо возвращаться к прочитанному, задавать себе вопросы, «обсуждать» интересные мысли с автором текста (воображаемый диалог). Необходимо обязательно отмечать то, что является спорным или непонятным. Процесс чтения в таком случае может стать творческим и привести к появлению новых идей.

Обязательно необходимо прочитать предисловие: в нем в сжатом виде излагается общий взгляд на данное произведение. Кроме того, в тексте всегда есть элементы, которые помогают сконцентрировать внимание на наиболее важных вещах. Это могут быть определенные слова: «в результате», «в итоге», «из этого следует», «таким образом» и т.д., а также специальное выделение текста (например, жирным шрифтом).

Умение делать записи при чтении дисциплинирует студента. Пометки при изучении какого-либо материала облегчают умственный труд, служат своеобразным контролем эффективности прочитанного. Записанное или выделенное в тексте лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Поэтому необходимо обязательно делать выписки, подчеркивать важные мысли, составлять схемы, таблицы.

После первичного прочтения текста, постарайтесь обдумать его целиком, сформулировать основную идею. В процессе обдумывания сформулируется собственное отношение к проблеме. Таким образом, воспитывается самостоятельность и независимость суждений.

 

2. Подготовка к лекциям.

Для успешного усвоения содержания лекционного курса целесообразно заранее готовиться к каждой лекции. Для этого необходимо познакомиться с литературой, рекомендуемой для подготовки к восприятию лекции. Кроме того, в течение семинара необходим регулярный просмотр конспектов лекций, который обеспечивает прочность усвоения материала. При проработке конспектов лекций старайтесь использовать цвет. Подчеркивайте или обводите в цветные рамки главные выводы, исходные идеи. Старайтесь это делать прямо на лекциях.

 

3. О подготовке к практическим занятиям и к докладам. Практическое занятие – особая форма групповых занятий по конкретной теме дисциплины в ходе учебного процесса при активном участии обучаемых; это важная форма овладения знаниями, неотъемлемый компонент обучения.

Если в ходе лекций педагог раскрывает основное содержание темы календарного плана занятий, а обучаемые – слушают, пытаясь запомнить хотя бы часть излагаемого им материала, то практические занятия представляют собой вид содержательной соревновательной дискуссии среди самих обучаемых. На них выявляются способности каждого, добросовестность в учебе, степень усвоения темы, волевые качества и стремление освоить предлагаемые знания.

Преподаватель на практических занятиях направляет обсуждение поставленных проблем, способствует уточнению и расширению знаний обучаемых.

Практические занятия должны представлять собой живой, разносторонний диспут с инициативным участием всех без исключения присутствующих.

Такая форма овладения знаниями возможна только в результате предварительного прочтения всеми обучающимися рекомендованной литературы и подготовки к ответам на вопросы по обсуждаемой теме.

По каждому вопросу практического занятия необходимо подготовить подробный, развернутый план ответа.

Работа над составлением развернутого плана ответа включает в себя прежде всего ясное и отчетливое понимание сути поставленной проблемы, что достигается внимательным и неформальным прочтением и осмыслением указанной литературы. Только в этом случае план ответа может быть представлен в определенной системе, с включением необходимых элементов – тезисов, помогающих раскрыть те или иные логические пункты. Все новые понятия (представленные на уровне определений), а также необходимые цитаты должны быть зафиксированы в соответствующих пунктах плана. Следует обратить внимание на то, что все новые понятия необходимо не только освоить (уяснить смысл, значение), но и запомнить (выучить).

Далее – необходимо продумать заключение. В заключении можно воспроизвести, но очень кратко и четко, основные принципиальные положения выступления, а также представить выводы по данной проблеме. Было бы неплохо в заключении предложить собственную позицию, а также показать значение как темы занятия, так и каждого из ее вопросов для адекватного познания и результативной реализации своих личностных и профессиональных интересов.

Затем можно приступить к осмыслению вводной части ответа, которая должна, с одной стороны, заинтересовать слушателей, а, с другой стороны, плавно перевести их на восприятие основной, возможно, достаточно сложной по содержанию, части ответа. От этих первых предложений зависит впечатление, которое производит выступающий на всех присутствующих: и на студентов, и на преподавателя. Необходимо постараться, чтобы введение (также, впрочем, и заключение) было ярким, запоминающимся, возможно, парадоксальным. В этом случае первые минуты заинтересованности и внимание присутствующих будут обеспечены.

Подготовка доклада по специально заданной теме, или доклада по реферату в содержательной части совпадает с подготовкой к ответу на вопросы плана практического занятия.

Перед подготовкой доклада (и доклада по реферату) обратитесь за консультацией к преподавателю. Доклад должен быть достаточно кратким (15-20 мин) и четким. Содержание доклада заранее представляется преподавателю в распечатанном виде. Обсуждение конкретных вопросов темы – свидетельство подготовленности студентов к выступлению, сформировавшегося отношения к учебе, предмету.

 

5. Составление глоссария.

Глоссарий – словарь основных понятий изучаемой дисциплины. При самостоятельном чтении текста приходится часто встречаться с новыми словами, терминами, значение которых не всегда понятно. Случается и так, что мы используем термин в своей речи, имея в виду некорректное его значение.

Возьмите за правило дойти до сути каждого термина. Уточняйте свои представления в общении с другими студентами, обращайтесь за разъяснением к преподавателю, работайте со словарями, интернетом.

 

6. Подготовка презентации по философской проблеме.

(Справка по созданию мультимедийной презентации по философии.)

Мультимедийная презентация – это представленный в электронном виде блок информации по некоторой теме, причем используются различные средства передачи информации: текст, графические изображения, слайды, анимация, звук, видеофрагменты. Совмещение этих средств (прежде всего текста, графических изображений и слайдов), использование возможностей визуализации способствует более живому и легкому усвоению информации учащимися, возникновению у них целостных концептуальных образов подлежащего усвоению материала.

Специфика создания электронных презентаций по философии заключается в том, что, с одной стороны, должна быть освещена личность того или иного философа, с другой стороны, представлена суть созданной им концепции. В идеале должен соблюдаться принцип единства личности философа и принципов его философского учения, а также исторического контекста возникновения этих теоретических взглядов.

Повествование о личности философа и его философской системе можно было был дополнить рассказом и изображениями выдающихся архитектурных сооружений той эпохи, планами и видами городов, в которых они проводили время (например: Платон – Парфенон, Сартр – Монмартр).

Не следует много места уделять рассказу о личности философа. В противном случае доклад может оказаться недостаточно философичным. Достаточно будет привести ключевые сведения о той или иной философской концепции. Причем сделать это необходимо в визуализированной форме. Следует иметь в виду, что в презентации текст выполняет роль комментария к представленным схемам. Необходима придерживатсья четкой и целостной логики изложения материала, что позволяло бы проследить всю цепочку рассуждений с помощью специальных схем. Таким образом, необходимо представить не концепции (это требует обширной текстуальной развертки), а концепты, т. е. основные понятия данных концепций, и делать это в четкой логической форме. В таком случае презентация будет существенным преимуществом в сравнении с обычным докладом (зачитываемым текстом). В заершении следует указать, какое влияние оказала рассматриваемая философская концепция на философию последующих эпох.

 

 

Методические указания для выполнения рефератов (с примерной тематикой)

 

Основная цель реферата – развитить умения и навыки критического мышления, анализа исследовательской литературы, систематизации материала, формулирования и изложения своих мыслей.

Написание реферата, прежде всего, предполагает работу с литературой. Реферативная работа основывается на изучении предыдущего опыта обращения к проблеме, знании уже имеющихся подходов и вариантов решений. Поэтому реферирование - неотъемлимая часть любого научного исследования. Обращение к предыдущему опыту изучения проблемы во многом определяет дальнейшие поиски, способы решения проблемы и сферу авторских новаций. Отсутствие реферативной части грозит недостаточным пониманием проблематики, свидетельствует о недостаточном знакомстве с предметом.

Изучение научной литературы по выбранной теме предполагает (а) понимание позиции автора реферируемого текста, (б) выделение основных аргументов, (в) оценка позиции автора, (в) включение позиции автора в текст реферата.

Наряду с анализом литературы по теме, в реферате желательно предложить собственную оценку и выводы.

Реферат имеет определенную структуру. Обязательными являются элементы:

1. титульный лист

2. оглавление

3. введение

4. основная часть

5. заключение

6. список использованной литературы.

 

Во введении, как правило, оценивается актуальность темы, ее место в условиях современного знания, кратко формулируются основные задачи, которые ставятся автором, излагается структура и логика реферата.

Основная часть реферата включает в себя несколько смысловых элементов, которые разбиты по главам и, если это необходимо, на параграфы. Их число и конкретное содержание зависит от выбранной темы.

В заключении, как правило, приводятся основные выводы, высказываются соображения, которые касаются иных аспектов выбранной темы, требующих дальнейшего исследования.

В список использованной литературы включаются все тексты, на которые ссылается автор реферата. Обычно список литературы составляется в алфавитном порядке, иногда - в соответствии с порядковым номером ссылки. Наличие ссылок на источники говорит о том, что тема была проработана автором. Без достаточного количества ссылок работа не может быть оценена как проработанная и не получит высокую оценку. Следует иметь в виду, что цитирование или изложение чужой мысли без указания ее автора является плагиатом, недопустимым в научной работе. Объем реферата – 15-20 страниц машинописного текста, Шрифт Times New Roman, размер 12-14, интервал.

 

Темы для рефератов:

 

1.Сущность и типы мировоззрения.

2.Философия и мировоззрение.

3.Философия и частные науки.

4. Проблема первоначала в философии античности.

5. Постановка проблемы бытия в древнегреческой философии.

6.Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.

7. Философские методы Сократа и софистов.

8.Апории Зенона и проблемы диалектики.

9.Этические учения античности.

10. Учение о космосе в античной философии / Космоцентризм как особенность ранней греческой философии.

11.Проблема соотношения веры и разума в философии Средневековья.

12.Религиозно-философские воззрения Августина.

13.Номинализм и реализм как пути решения проблемы универсальных понятий.

14. Пантеизм, гуманизм и антропоцентризм как парадигмы философии эпохи Возрождения.

15.Обоснование научного метода Ф.Бэконом и Р.Декартом.

16.Философские и социально-политические взгляды Дж.Локка.

17.Основные идеи гносеологии Канта.

18.Категорический императив Канта и его влияние на развитие морального сознания в обществе.

19.Сущность гегелевской диалектики.

20.Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.

21.Сущность материалистического понимания истории в философии марксизма.

22.Проблема отчуждения в философии марксизма.

23.Русская философия: становление и сущностные черты.

24.Особенности русской религиозной философии и её современное значение.

25.Н.Бердяев о судьбах России.

26.Философские идеи в творчестве Ф.Достоевского и Л.Толстого.

27.Идеи русского космизма.

28.Основные идеи философии иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

29.Образы науки в философии нео- и постпозитивизма.

30.Воздействие философских идей экзистенциализма на литературу и искусство.

31.Категория «бытие» в истории философии.

32.Эволюция понятия «материя» в истории философии.

33.Взаимодействие научной и философской картины мира в современной культуре.

34.Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.

35.Основные исторические формы диалектики.

36.Детерминизм и синергетика.

37.Основные концепции происхождения и сущности сознания.

38.Проблема создания искусственного интеллекта.

39.Феномены человеческого бытия.

40.Эволюция представлений о человеке в истории философской мысли.

41.Человеческое бытие как философская проблема.

42.Деятельность, необходимость и свобода.

43.Истина, ложь, заблуждение.

44.Проблема истины в философии, религии и науке.

45.Познание как предмет философского анализа.

46.Формационная и цивилизационная модели общественного развития.

47.Причины и движущие силы социальных изменений.

48.Проблема общественного прогресса и его критериев в философии.

49.Системный подход в исследовании общества.

50.Культура и цивилизация, их многообразие и соотношение.

51.Философия о происхождении и сущности культуры.

52. Особенности западной и восточной типов культур. Россия в диалоге культур.

53.Наука и техника, их сущность и взаимодействие.

54.Научно-технический прогресс, сущность и последствия.

55.Позиции технократизма в современной культуре.

56.Понятие информации, информационная революция, информационное общество.

57.Современная техногенная цивилизация: истоки формирования и сущность.

58.Глобальные проблемы современности: техногенная цивилизация.

59.Проблема направленности и смысла истории как проблемы социальной философии.

60. Моральные и эстетические ценности и их роль в культуре общества.

 

IV. Тесты по курсу философии

 

Тема 1. Предмет философии. Своеобразие философсокого знания.

 

1. Мировоззрение - это:

 

А) Самосознание человека

Б) Представление о разных сторонах действительности

В) Совокупность научных знаний

Г) Сумма эстетических, научных и этических учений

Д) Взгляд человека на мир и его место в этом мире

(1 правильный ответ)

 

2.Западная философия возникает в эпоху:

А) Рабовладения

Б) Античности

В) Феодализма

Г) Средневековья

Д) Возрождения

(1 правильный ответ)

 

3. Предметом философии является:

А) Единичное

Б) Всеобщее

В) Многообразие сущего

Г) Единое

Д) Наиболее общие законы развития природы, общества и мышления

(3 правильных ответа)

 

4. В философии основным является вопрос о:

А) Соотношении материального и идеального

Б) Отношении между людьми

В) Взаимодействии общества и природы

Г) Соотношении материи и сознания

Д) Взаимодействии личности и общества

(2 правильных ответа)

 

5. Материализм-это философское направление, согласно которому

А) Материя и сознание совечны

Б) Материя первична по отношению к сознанию

В) Сознание есть высшая форма отражения материи

Г) Материя и сознание параллельно сосуществуют

Д) Сознание является свойством только человеческого мозга

(3 правильных ответа)

 

6.С точки зрения идеализма:

А) Мир предопределён идеальной субстанцией

Б) Мир есть то, что мы о нём думаем

В) Мир есть то, что мы о нём говорим

Г) Мир таков, каким мы его ощущаем

Д) Мир есть то, что он есть сам по себе

(4 правильных ответа)

 

7. Под объективным в философии понимают то, что:

А) Является общезначимым для всех людей

Б) Существует вне человеческого сознания, но зависимо от него

В) Существует в человеческом сознании и зависимо от него

Г) Существует вне человеческого сознания и независимо от него

Д) Является результатом соглашения людей

(1 правильный ответ)

 

8. Объективный идеализм в качестве исходного начала рассматривает:

А) Мировой разум

Б) Материю

В) Мировую Волю

Г) Человеческий дух

Д) Бесконечный в пространстве и времени материальный мир

(2 правильных ответа)

 

9.Согласно субъективному идеализму:

А) "Вещь" есть совокупность человеческих ощущений

Б) "Вещь" существует вне сознания человека

В) "Вещь" не существует вне связи с человеческим сознанием

Г) Человек есть "пучок" восприятий

Д) Единственной реальностью является сознание человека

(4 правильных ответа)

 

10. С точки зрения агностицизма:

А) Необходимо сомневаться во всём

Б) Вопрос об истинности познания мира не может быть решён окончательно

В) Человеческое знание соответствует действительности

Г) Между знанием и действительностью существует граница

Д) Познавательные возможности человека беспредельны

(2 правильных ответа)

 

Тема 2. Учение о бытии

 

1.Понятие бытия впервые вводится в философию:

А) Пифагором

Б) Платоном

В) Парменидом

Г) Аристотелем

Д) Фалесом

(1 правильный ответ)

 

2.Под бытием в древнегреческой традиции понимается:

А) Жизнь во всех её проявлениях

Б) Наличная данность

В) Всеобщее

Г) Действительность, взятая в целом

Д) Абсолютное и предельное основание мира

(3 правильных ответа)

 

3.Зенон в своих апориях доказывает, что Бытие есть:

А) Мир чувственно воспринимаемых вещей

Б) Мысль

В) Многое

Г) Единое

Д) Неизменное

(3 правильных ответа)

 

4.Принятое в настоящее время понимание материи как объектив-

ной реальности, отражаемой в человеческом сознании, было разработано:

А) Дж.Бруно

Б) Ф.Бэконом

В) Фейербахом

Г) Марксом

Д) Лениным

(1 правильный ответ)

 

5.Движение как атрибутивное (неотъемлемое) свойство материи

рассматривается:

А) Первыми древнегреческими философами-физиками

Б) Эпикуром

В) Платоном

Г) Ньютоном

Д) Энгельсом

(3 правильных ответа)

 

6.Движение как модусное (частное) свойство материального мира

рассматривается:

А) Демокритом

Б) Аристотелем

В) Декартом

Г) Эйнштейном

Д) Ф.Аквинским

(3 правильных ответа)

 

7.Позицию реляционного понимания времени занимают:

А) Мах

Б) Эйнштейн

В) Августин

Г) Ньютон

Д) Декарт

(4 правильных ответа)

 

8.Представителями субстанциональной концепции пространства

являются:

А) Демокрит

Б) Эпикур

В) Лейбниц

Г) Ньютон

Д) Эйнштейн

(3 правильных ответа)

 

9.С точки зрения релятивистской концепции, пространство и

и время характеризуются:

А) Абсолютностью

Б) Неоднородностью

В) Непрерывностью

Г) Связью с движущейся материей

Д) Взаимной связью

(3 правильных ответа)

 

10. Согласно марксистской философии пространство и время

есть ни что иное, как:

А) Способ расположения чувственных впечатлений

Б) Априорные формы человеческой чувственности

В) Формы упорядоченных рядов ощущений

Г) Субъективный способ восприятия вещей

Д) Объективные формы существования материи

(1 правильный ответ)

 

ТЕМА 3. Основы теории познания, диалектика и логика.

 

1. Сущность сознания заключается в:

А) Направленности на внешний и внутренний мир

Б) Взаимодействии и связи различных переживаний в отношении

к познаваемому

В) Оперировании идеальными образами как ориентирами человеческих действий и поведения

Г) Знании о предметном мире

Д) Чем-то надфизическом, лежащем поверх мозга, подобно туману

над поверхностью земли.

(4 правильных ответа)

 

2. Содержание сознания определяется:

А) Деятельностью человеческого мозга

Б) Внешним миром материальных предметов

В) Социокультурной средой

Г) Духовной жизнью общества

Д) Генетически заложенной информацией

(3 правильных ответа)

 

3. Факторами возникновения сознания являются:

А) Подражание животным

Б) Предметно-практическая деятельность

В) Коллективный образ жизни

Г) Общение с инопланетянами

Д) Целенаправленность и целеположенность человеческих

действий

(3 правильных ответа)

 

4. Идеальное – это:

А) "Материальное, пересаженное в человеческую голову и

переработанное в ней"

Б) То, что противоположно материальному, вещественному

В) Мистическая форма ухода человека от реалий жизни

Г) Представления о совершенном общественном устройстве

Д) Высший моральный образец личности

(4 правильных ответа)

5. Точку зрения вульгарного материализма разделяют:

А) Фогт

Б) Бюхнер

В) Фейербах

Г) Маркс

Д) Кабанис

(3 правильных ответа)

 

6. В структуру сознания включается:

А) Восприятия

Б) Интуиция

В) Мышление

Г) Инстинкты

Д) Воля

(3 правильных ответа)

 

7. Самосознание - это:

А) Рефлексирующее сознание, осознание себя как Я

Б) Результат интроспекции

В) Связь многообразных впечатлений

Г) Непрерывное общение "Я" с самим собой

Д) Полный самомнения эгоизм

(2 правильных ответа)

 

8. Проблема бессознательного разрабатывалась:

А) Шванном

Б) Фрейдом

В) Шлейденом

Г) Фроммом

Д) Юнгом

(3 правильных ответа)

 

9. К бессознательному относятся:

А) Сновидения

Б) Информация, не достигающая уровня сознания

В) Информация, "сброшенная" на подсознание "автоматизмы"

Г) Беспочвенные фантазии

Д) То, чего нет и быть не может

(3 правильных ответа)

 

10. Язык имеет значение для развития сознания как средство:

А) Материализации мысли

Б) Коммуникации в обществе

В) Сообщения по электронной связи

Г) Социальной памяти

Д) Пропагандистской деятельности СМИ

(3 правильных ответа)

 

11. Невозможность определения достоверности знания утверждают:

А) Неоплатоники

Б) Эпикурейцы

В) Скептики

Г) Киренаики

Д) Стоики

(1 правильный ответ)

 

12. Солипсизм – это крайняя форма субъективного идеализма, согласно которому единственной реальностью является:

А) Мир вещей

Б) Человеческое представление о мире

В) Виртуальный мир

Г) Человеческое сознание, а всё остальное существует лишь в нём

Д) Человеческий язык

(1 правильный ответ)

 

13. Знание как отражение материального мира обосновывается в философии:

А) Марксизма

Б) Древнегреческого атомизма

В) Платона

Г) Неоплатонизма

Д) Идеалистического сенсуализма

(2 правильных ответа)

 

14. Познание как прогрессивно развивающийся процесс рассматривается в учении:

А) Беркли

Б) Юма

В) Декарта

Г) Гегеля

Д) Маркса

(3 правильных ответа)

 

15. Рационалистическую позицию в философии разделяют:

А) Гегель

Б) Аристотель

В) Шеллинг

Г) Кант

Д) Эпикур

(1 правильный ответ)

 

16. Приверженцами эмпиризма являются:

А) Ф.Бэкон

Б) Платон

В) Локк

Г) Лейбниц

Д) Гоббс

(3 правильных ответа)

 

17. Точку зрения о единстве чувственного и рационального моментов

познания разделяют:

А) Представители марксистской философии

Б) Кант

В) Декарт

Г) Соловьёв

Д) Парменид

(3 правильных ответа)

 

18. Позицию интуитивизма в философии занимают:

А) Лосский

Б) Энгельс

В) Гуссерль

Г) Циолковский

Д) Чижевский

(2 правильных ответа)

 

19. Суть познавательного оптимизма состоит в утверждении

о том, что:

А) Мир не познаваем

Б) Компьютерная революция способствует развитию общества

В) Познавательные возможности человека безграничны

Г) Познание даёт адекватное знание о мире

Д) В мире нет такой реальности, которая была бы принципиально не познаваемой

(3 правильных ответа)

 

20. Критерием истины с точки зрения марксистской философии

является:

А) Общественное мнение

Б) Авторитет

В) Практика

Г) Самоочевидность, ясность и отчётливость исходных положений

Д) Чувственные восприятия

(1 правильный ответ)

 

21. К формам теоретического знания относится:

А) Проблема

Б) Гипотеза

В) Умозаключение

Г) Теория

Д) Факт

(4 правильных ответа)

 

22. Критерием научного знания является:

А) Объективность

Б) Эмоциональность

В) Рациональность

Г) Интерсубъективность

Д) Верификация

(4 правильных ответа)

 

23. К методам эмпирического познания относят:

А) Аксиоматизацию

Б) Наблюдение

В) Измерение

Г) Описание

Д) Эксперимент

(4 правильных ответа)

 

24. Наблюдение – это:

А) Целенаправленное созерцание

Б) Изучение предмета в естественных условиях

В) Чувственно-конкретный контакт с объектом

Г) Познавательная деятельность, связанная с преднамеренным восприятием

Д) Познавательный акт, исключающий опосредованное восприятие

(4 правильных ответа)

 

25. В науке существуют следующие виды эксперимента:

А) Поисковый

Б) Проверочный

В) Критический

Г) Контрольный

Д) Количественный

(4 правильных ответа)

 

26. Наука – это:

А) Духовное творчество

Б) Система человеческого знания о мире

В) Социальный институт, организующий научную деятельность

Г) Постоянное производство знаний

Д) Знание, несущее всегда благо человеку

(3 правильных ответа)

 

27. Понятие рациональности в науке означает:

А) Приоритет разума над рассудком

Б) Умение избежать неизбежное

В) Разумно-рассудочное отношение к познаваемым явлениям

Г) Научную картину мира

Д) Эталоны, стиль, нормы научного мышления

(2 правильных ответа)

 

28. Метод в научном познании – это:

А) Путь к искомому результату

Б) Способ, позволяющий избежать ошибок

В) Изобретение неталантливых людей

Г) Ответ на вопрос "как", помогающий решить проблему "что"

Д) Средство, излишнее в условиях компьютерной техники

(3 правильных ответа)

 

29. Сущность научной проблемы составляет:

А) Поисковый характер

Б) Несоответствие новых фактов прежней теории

В) Отсутствие достаточного финансирования

Г) Неудовлетворённость любознательных учёных

Д) Возникновение аномалии в парадигме "нормальной" науки

(3 правильных ответа)

 

30. Для классической науки характерно:

А) Признание относительности всякой истины

Б) Признание постоянных эволюционных изменений в природе

В) Утверждение абсолютности пространства и времени

Г) Распространение механических законов на всю действительность

Д) Переход к гелиоцентрической теории строения Вселенной

(3 правильных ответа)

 

31. Диалектика в современном понимании есть:

А) Синоним диалога

Б) Учение, отрицающее всеобщую связь

В) Учение о вероятностных суждениях

Г) Философский метод мышления, при котором любой объект рассматривается в связи и развитии

(1 правильный ответ)

 

32. Ошибочным является положение, утверждающее:

А) Всякое изменение есть движение

Б) Всякое движение есть развитие

В) Всякое развитие есть изменение

Г) Всякое движение есть изменение

Д) Всякое изменение есть развитие

(2 правильных ответа)

 

33. Под развитием понимают:

А) Направленные необратимые качественные изменения

Б) Любое изменение

В) Движение от простого к сложному

Г) Изменение от сложного к простому

Д) Движение от более совершенного к менее совершенному

(4 правильных ответа)

 

34. Согласно метафизическому пониманию развитие есть:

А) Процесс увеличения информации в системе

Б) Прогрессивные изменения

В) Количественные






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.101 с.