Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

2017-06-09 1135
Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сенсорное развитие детей с тнр имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию объектов, т.е. сформировать у него перцептивные действия, затем определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Дли этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это сенсорные эталоны. К ним относятся: геометрические формы, шкалы величин, меры веса, звуковысотный ряд, цвета, система фонем родного языка.

СОДЕРЖАНИЕ:

Сенсорное развитие детей с ТНР условно разделяют на несколько этапов.

Цель 1 этапа - формирование способностей фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам.

На 2 этапе ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом-эталоном.

3 этап предполагает задания на идентификацию предметов с образцом-эталоном. Взрослый комментирует действия ребенка и направляет процесс обучения на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании.

На 4 этапе ставится задача подобрать предмет определенного цвета или формы. Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме.

Задача 5 этапа - формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным, поэтому ему должна быть оказана дозированная помощь; можно подсказать начало слова, первый звук, задать позитивный вопрос, можно напомнить цвет хорошо знакомого предмета.

6 этап формирует умение группировать предметы по какому-нибудь признаку; предполагает задания на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете о выполненных действиях.

На 7 этапе закрепляются умения ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование обобщенного представления о внешних свойствах, качествах, отношениях предметов

2. Формирование умения ориентироваться в пространстве и времени

3. Овладение детьми общепринятыми эталонами: система геометрических форм, цветов, величин, материалов

18.Методы и приемы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Используются следующие приемы обследования: показ величины, проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям, а в дальнейшем - дидактическим играм. При формировании умения строить сериационные ряды сначала детей обучают раскладывать три предмета по подражанию, затем по образцу и далее по правилу (выбирать каждый раз самую большую/маленькую). В последующем можно увеличить количество предметов до 5-7. Необходимо отметить, что результаты измерений должны использоваться в различных деятельностях. При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке»), затем по подражанию и образцу. Целесообразно также использовать показ геометрического тела (фигуры), его называние (педагогом), выбор «такого же» по подражанию и образцу. Затем необходимо организовать такие действия ребенка с предметами, которые обусловлены его формой. Далее используются упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму; упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины; предметов разного цвета и величины); упражнение на выбор по словесному обозначению педагога; упражнения в форме дидактических и подвижных игр. Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже известными формами в той же последовательности При поиске предметов различной формы в окружающей обстановке можно использовать «геометрические ориентиры» - фигуры с четко обведенным контуром. Размер фигуры соответствует размеру искомых предметов, что облегчает задачу. Результаты обследования используются в различных видах деятельности (предметной, игровой, продуктивной, конструктивной). Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, как при обследовании величины или формы предмета. Поэтому формирование представлений о цвете происходит путем фиксации внимания детей на тождестве цвета предметов. На начальном этапе обучения, когда у детей еще не сформированы эталонные представления, выделение цвета осуществляется через соотнесение предметов между собой. При этом первоначально это будут устойчивые пары цветов, например: черный - желтый, красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный. В дальнейшем пары устанавливаются произвольно. Ребенку

19.Общие вопросы методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследов.:изучение всех законом-й процесса ФЭМП у дошк. с ТНР.Основные задачи обучение детей счету, разв предст-ий о колич-ве и счете в пределах 1(второго) десятка, обуч делению предметов на равные части на основе операций с наглядно представленными множествами, провед-е измерений с исп-ем услов мерок, определение объема сыпучих и жидких веществ, разв глазомера, форм-е предс-ий о геоме-х фигурах, времени, простр-х отношениях.При выборе метода учит-ся факторы: цель,задача,содер-е,возр. И индив. Особ-ти, реч.особ-ти,дидакт-е ср-ва, конкр-е условия.Методы: Словесные,Наглядные,Практические(упр-я игровые. Практич.:используются в формах выполнения:Коллективная;Индив-я (у доски или стола воспитателя) упражнения м.б. продуктивные, репродуктивные. Они диф-ся по:степени сложности, с учетом реч.ипсихол особ-й, игр.хар-р, с возрастом усложн-ся.)Наглядные и словесные:не явл. Самосто-ми.К методам относятся дидактич. игры, кот. условно делятся на:1.Игры с цифрами и числами.2.Игры - путешествия во времени3.Игры на ориентировку в пространстве4.Игры с геомет фигурами5.Игры-загадки, игры-беседы. приемы обследо формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитыв-я и отсчит-я по единице...Приемы:-сопоставления;-противопос-ия;-наложения;-приложения;-измерения посредством спец мерки;-измер. посредством условной мерки;-измерпосредством счета;-демонстрация воспитателем способа действия;- инструкция по выпол самост-х заданий;- пояснения, разъяснения, указания;- вопросы к детям:репроду мнемонические (Сколько?, Что это такое?, Как называется эта фигура? репрод познаве (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?, - продуктивно познав-е (Что надо сделать, чтобы кружков стало по семь?, Как разделить полоску на равные части?

20.Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Успешное овладение матем понятиями осущя на основе чувс-го восприятия..Дети имеют практич. навыки счета,сравнение числе-ти групп предметов, действия слож и вычитания. их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрит-й опоры. Отсутствие комментир-я математич. операций осложняет переход к умст форме выпол действий.Словесное сопровождение хода выпол- задания сниж темп работы.Дети не могут одновр-но прок-ть реч и практич. деятельность.Дети умеют создавать сериационный ряд по велич, разл длину, ширину и высоту предмета, но им тяжело оперировать имею-ися знаниями,Знания о величине предполагают обознач получ результатов сравнения по протяженности..Представ о форме сформированы.Они выполняют класс-ю геом. фигур, могут определить форму предметов. Дети ошибочно дифф-ют сходные геом фигуры, т.к.обобщение идет с опорой на зрит восприятие.Набл отставание в воспр простран-х отнош между предметами(сравн-но близко распол друг к другу предметы восприн-тся ими как непрерывность.) При распозн простр-х отношений дети ст. дошк. возраста с НР пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно т трудности в опред местополя предмета и его отношений к себе и др. предметам..В целом дошк. понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки време-го интервала. Но представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку несформ умение строить связное выск-е о содержании деят-сти в опред отрезок времени, не объясняют причинно-следств-е временные связи, не понимают смысла слов,(вчера, сегодня, завтра). требуется не только организ-я и направ-я помощь, но и частичный разбор выполняемых действий,упрощение задания, и часто полный совместный разбор,а также совместное выполнение всего задания. Большо детей не могут запомнить инструкцию.

21.Методика формирования количественных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 1-й период обучения: Учим детей выделять один предмет из группы, отличать «один», «много», «мало»; находить один и много предметов в окружающей обстановке; понимать значение вопроса сколько? 2-й период обучения: Учим сравнивать одну группу предметов с другой, отличать равенство и неравенство групп по количеству предметов. Учим понимать слова столько, сколько, поровну, больше, меньше и, по возможности, употреблять их в речи. 3-й период обучения: Учим детей сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения. Учим понимать и отвечать на вопросы: чего больше (меньше)? поровну? одинаково. Учим детей уравнивать количество предметов. 4-й период обучения: Создаем условия для использования в повседневной жизни знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Третий год обучения: 1-й период обучения: Учим детей составлять группу из отдельных предметов в соответствии с образцом, выделяя один предмет из группы; находить предметы, которых в комнате много, мало, один. 2-й период обучения: Продолжаем упражнять детей в сравнении двух групп предметов. Учим составлять пары предметов. 3-й период обучения: Учим понимать значение вопроса сколько? и правильно отвечать на него. 4-й период обучения: Учим применять полученные на занятиях знания, умения, навыки в повседневной жизни. Четвертый год обучения 1-й период обучения: Учим делить целое на 2 и 4 равные части; сравнивать целое и части. Продолжаем учить детей сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, используя слова больше, меньше, поровну. 2-й период обучения: Продолжаем учить делить предметы на несколько равных частей: на 2, 4; сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар (больше, меньше, одинаково, неодинаково). 3-й период обучения: Знакомим детей с количественным составом числа в пределах 5 из отдельных единиц на конкретном материале. 4-й период обучения: Создаем условия для применения в повседневной жизни знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: *дидактические игры с математическим содержанием (*Игры и упражнения с пальчиками; *Игры с бытовыми предметами (с бельевыми прищепками). При выполнении игровых упражнений с бельев прищ решается сразу несколько задач: на пространственную ориентировку, на развитие мелкой моторики, на формирование математических представлений (количественных, временных, величинных, пространственных) и т.п. Именно такие игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. *рассказ; • беседа; • упражнения; • практическая работа. Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов, приёмов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия. В младшем и среднем дошкольном возрасте большое значение имеет проведение дидактических игр с математическим содержанием. Метод рассказа эффективно использовать только на занятиях в подготовительной группе. Существуют универсальные методы, такие, как беседа, практическая 22.Метод. формиров. пространственно-временных представлений у дошк. с ТНР. Мет. формир. умения ориентиров. в пространстве: Этапы работы:IФормиров. умения различать правую и левую стороны тела (1 этап. В ходе различных ситуаций в повседневной жизни, на различных занятиях (название руки связывается с характерной ф-ией, выполняемой этой рукой). 2этап. Учат различать и называть симметричные части тела:(«Дотронься правой рукой до правого уха». Если ребенок затрудняется, то вводится пояснение, Закрепление знаний происходит на различн. занятиях(физкультурных,музыкальных и др). ) IIФормиров. умения ориентироваться относительно себя: (1 этап. Предметы расставляются на близком расстоянии от ребенка (не более вытянутой руки) в одном или двух противоположных направлениях, только по одному предмету с одной стороны, строго по линиям направлений. Вопросы: Что находится слева от тебя? Где находится мяч относительно тебя?Дети должны ориентироваться по частям своего тела: справа – это с той стороны, где правая рука, впереди – где лицо,вверху – где голова.Все направления даются детям как попарно-противоположные.Игры:«Что изменилось?», «Что пропало?».Игры проводятся индивидуально. 2 этап. Игры и упражнения, аналогичные, как на 1-м этапе,но предметы на 2-м этапе должны быть расположены во всех направлениях, на большем расстоянии от ребенка и слегка смещены с основных осей.

3 этап.И гры и упражнения, аналогичные как на 1-м эт,но количество предметов и площадь их расположения увеличивается. Причем в каждом направлении расставляется по 2 предмета. Детьми осваивается терминология: впереди-дальше, впереди-ближе, справа-дальше, справа-ближе, и т.п. 4 этап. Детям предлагается любое количество предметов, расположенных абсолютно произвольно в пространстве. Все пространство дети уже делят на две части (спереди - сзади или справа - слева) и определяют пространственное направление как «впереди справа» или «справа впереди». IIIФормиров.умения ориентироваться относительно др. объектов (Подготовит. этап. Упражнение, в кот. реб. показывается, что словесное определение пространственного направления зависит от того, как сам ребенок ориентирован в пространстве. Напротив ребенка ставится кукла и выясняется: где относительно тебя сидит кукла? (впереди).Дается задание: «Повернись налево», затем задается тот же вопрос.,и так продолжается далее 2 этап. Определение расположения предметов с помощью слов: между, за, над, под и др. (кроме: справа, слева).Используется настольный театр и задача решается в рамках занятий по развитию речи. Сначала воспитатель сам описывает расположение предметов, а затем это делают дети. 3 этап.О риентироваться относительно предметов одушевленного типа, имеющих четко выраженную правую и левую сторону. Вводятся термины: справа, слева, впереди, сзади относительно др. предметов. Детям задается вопрос: «Что находится справа от куклы?» В случае неправильного ответа предлаг. реб. стать рядом с предметом так, чтобы быть одинаково ориентированным с ним в пространстве, и ответить еще раз на тот же вопрос. Затем ставят ребенка в исходное положение и просят еще раз ответить на тот же вопрос.Игры: «Поручение», «Что где стоит?»,«Магазин».Может быть групповым занятием. 4 этап. Ориентироваться относительно предметов, не имеющих четко выраженную правую и левую сторону (например, дом).Д ети должны учитывать одно из условий: - предмет, относительно которого ты ориентируешься расположен в пространстве как и сам реб.;

- какая-либо сторона предмета обозначается условным знаком (например, правая сторона домика та, где окно).Проводятся такие же игры и упражнения, что и на 3 эт. IV.Формир. умения ориентироваться в двухмерном пространстве: В двухмерном –4 направления(вверху, внизу, слева, справа). 1 этап. Сначала учат детей: где левая (правая) часть листа бумаги. Предлагается положить руки на лист бумаги: где левая рука – это левая часть листочка, а где правая– правая часть. Виды упражнений: положить 1 пуговицу слева, много – справа, разложить предметы слева направо.Потом поясняют: вверху – это дальше от тебя, внизу – ближе к тебе.Задание: вверху разложить грибочки, внизу – елочки. 2 этап. Виды упражнений:- раскладывание определенного количества предметов справа (слева, вверху, внизу);- создание узора на плоскости.(а) воспитатель диктует, какие предметы положить в каком месте;б) дается готовая карточка, и дети описывают ее;в) дети придумывают узор и описывают его.Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относительно чего мы его располагаем (вверху от треугольника)Вопросы: Что находится вверху (внизу, слева, справа) на листе? Где находится треугольник?Игры: - «Найди свой домик»,

- «Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки). 3 этап. Упражнения и игры с усложнениями.Используется большее количество предметов, располагаются они в уголках. Детям поясняются такие сложные пространственные направления, как «левый верхний угол» (правый нижний угол): если предмет находится и вверху и справа, то говорим, что он находится в верхнем правом уголочке.Упражнение: «Создание узора на бумаге в клеточку». 4 этап. Переход из трёхмерного пространства в двухмерное и наоборот,т.е. детей учат составлять схемы, план, а затем находить предметы в трёхмерном пространстве, ориентируясь на схему.- нарисовать на схеме с помощью условных знаков предметы, расположенные в комнате или на участке;- по готовой схеме расставить предметы.Игры:«Обставь кукле комнату»,«Найди, что спрятано». (Звездочкой обозначено место, где спрятан секрет, стрелками – маршрут, по которому надо идти. Могут играть 2 команды: кто быстрее найдет). Метод. формиров. умения ориентироваться во времени. Этапы работы: Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей (1 этап)П едагог в своей речи постоянно использует временные термины («вот и лето пришло», «уже вечер настал»). К 3 годам они вводятся в активный словарь, детей побуждают отвечать на вопросы: Что ты делаешь ночью? Что происходит зимой? и т.п. Ознакомление с характерными св-вами единиц измерения времени.У чат называть и различать между собой единицы измерения времени:части суток;времена года; дни недели; названия месяцев; вчера, сегодня, завтра. Вопросы: Что ты делаешь утром? Что происходит летом? Что ты делаешь в воскресенье?2.Когда ты очень тепло одеваешься, на улице идет снег?В вопросах обязательно надо называть несколько характерных действий и явлений.Наблюдения за изменениями в природе.Чтение произведений худ.лит., где идет речь о единицах измерения времени. Формир.представлений о последовательности временных единиц. Метод. объяснения последовательности временных единиц (на примере времен года): Перед детьми раскладываются 4 иллюстрации, на которых изображен один и тот же пейзаж, но в разные времена года.

Вопросы: Что нарисовано на 1-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает? Что изменится в природе потом?Указываем на 2-ую карточку(те же вопросы)Подводим дет. к выводу: значит, после зимы наступает весна.И т.д.В конце делаем общий вывод: за зимой всегда наступает весна, за весной - лето, за летом – осень, за осенью - зима. Игры: - «Продолжай». Ведущий называет временную единицу, а дети – следующую или предыдущую. Чтение произведений худ. Лит.. Сказка«12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в кот. идет речь о последовательности временных единиц.В группе должна использоваться постоянная наглядность. Для запоминания последовательности дней недели детям предлагается календарь недели – листочки разного цвета с цифрами от 1 до 7, на них еще может быть изображена деятельность присущая этому дню недели.В группе должен постоянно висеть иллюстрированный календарь года. Детей учат запоминать последовательность месяцев в каждом сезоне. Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год Чтобы ввести обобщающее слово «сутки», проводится дидактическая игра «Назови одним словом». Сначала предлагается провести обобщение др., знакомых детям понятий (мебель, посуда). Затем даем карточку, на кот. изображены характерные признаки четырех частей суток.Вопросы: Какое время суток изображено на 1-ой (2-ой, 3-ей, 4-ой) картинке? Как можно назвать все 4 картинки одним словом?Вывод: когда проходит утро, день, вечер, ночь, мы говорим, что прошли целые сутки.В дальнейшем необходимо детям показать, что сутки состоят из 4-х частей, идущих друг за другом в определенной последовательности. Вначале говорят, что сутки начинаются с утра (неделя – с понедельника, год – с весны). А затем поясняют, что сутки (неделя, год) может начинаться с любой своей части. Например, сказку мы будем дочитывать через сутки. (Надо ли ждать утро, чтобы отсчитать сутки?)Игры «Сутки стройся», «Неделька», «Год стройся».Варианты: 1) разложить Метод. формиров. представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра». Вопросы:Что ты делал вчера (сегодня, завтра)? (в ответ - характерные действия).- Когда ты ходил в парк (делал названные действия.Упражнения о сменяемости 3-х суток: детям дается 3 набора карточек частей суток и предлагается разложить эти карточки, чтобы получились трое суток. Поясняется: как только заканчивается ночь 1-х суток 23.Виды дискалькулии и их профилактика. Виды: 1.Врождённые;2.Преобретённые; 3Первичные; 4.Вторичные.L. Kosc выделяет след. виды дискалькулии:1. Вербальная, кот. проявляется в наруш. словесного обозначения математич. понятий.2. Практогностическая, при кот.имеется расстройство системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов.3. Дислексическая, в основе кот. лежит наруше. чтения математич. знаков.4. Графическая, кот. проявляется в наруш. записи математич. знаков и правильного воспроизведения геометрич. фигур. Операциональная, связанная с неумением выполнять математич. операции. Профилактики дискалькулии:р азвитие логических операций;формир. речевых предпосылок овладения математич. ЗУН;интеграция речевых и неречевых ф-ий в процессе выполнения математич. заданий;закрепление сформиров. предпосылок в процессе усвоения математич. умений и навыков, выполнения математич. заданий. Приемы комплексной работы: Профил. вербальной дискалькулии: формиров. математич. представлений и закрепление их в речи, знакомство дет. с математич.терминами, обозначающими математич. понятия,обучение умению пользоваться математич. терминологией, формир. у них пространственного восприятия; развит. зрительной и слуховой памяти, лексич. строя речи,развитие слухового восприятия,восприятия цвета, формы, величины, количеств. представлений у детей.Профилакт. практогностической дискалькулии:формир. представления об образе предмета и его символическом изображении, счетные навыки, словесное обозначение системы счисления понимание последовательности счета, умение называть итог счета и соотносить его с количеством пальцев, зрит.-пространственное восприятие, моторика и зрит.-двигательная координация, зрит. и слухов. память и лексико-грамматич. строй речи. Профил. дислексической дискалькулии состоит в формиров. у дет. зрительного образа математич. знаков, геометрических фигур.; обучение пониманию математич. знаков и отражению этого понимания в речевой деятельности, развитие восприятия цвета, формы, величины, количеств. представлений, представлений об образе цифр и математич. знаков, развитие зрит. и слуховой памяти,аналитико-синтетической деятельности,обучение умению пользоваться символикой, математич. терминологией .Профилактика графической дискальк.: проводится работа в направлении развития ручной моторики, ориентировки в пространстве и на плоскости, слухо-зрительно-двигательной координации, представлений об образе предмета и его символич. изображении, зрит. восприятия, понимания математич. терминологии,формиров. аналитико-синтетической деятельности,умения пользоваться символикой, развития зрит.и слуховой памяти. Профил.операциональной дискальк. формиров. счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания, понимание математич. терминологии в соответствии с возрастными и программными требованиями,развит. слухового и зрит. восприятия,аналитико-синтетической деятельности, лексико-грамматич. строя речи,зрит. и слуховой памяти, обучение умению пользоваться символикой.Следует проводить профилакт. одновременно всех видов дискальк. Этапы работы профил.: 1. Внимание дет. обращается на предметы.Взрослый называет их св-ва(форму, цвет, размер),учит обследовательским действиям.Игры с природным материалом(направлены на познание детьми св-в предметов).Настольно-печатные игры и игровые модулей(«Дидактической черепахи», «Пирамиды»,сухой бассейна с шариками) 2. Формируется ориентировка в пространстве, дети учатся обобщать геометрич.фигуры по форме, цвету и величине, понимать связи между числом, цифрой и количеством, понимать и использ. математич. терминологию.Игры и упражнения на основе пальцевого счета,игры на развит. лексико-грамматич.строя речи, упражнения с модулями(«Дидактическая черепаха»,«Часики»),игры с природным материалом.Если после обследов., уровень развития счетной деятельности реб. соответствует программным требов. ст. дошк. возраста, то работа по профилактике начинается с 3 этапа.С детьми проводятся игры с логическими блоками, с природным материалом,с использов. мягких модулей («Часики»), настольно-печатных игр. Особое внимание обращается на занятия с применением развивающих альбомов с математич. содержанием.

24.Метод.обучения дошк. с ТНР изобразит. деятельности. Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием изобразит. деятельность.Целенаправленное обучение дет. изо. деятельности стимулирует психич. развитие и способствует коррекции восприятия, мышления, речи, моторики, личности в целом. На занятиях изо. деятельность детей с ТНР реализуются задачи:-обучения(формиров.положит. отношения к изобразит. искусству, потребности в отражении окружающей действительности средствами изобразит. искусства;-углубление и уточнение представлений дет.об окружающих предметах и явлениях; обучение дет. приемам лепки, аппликации, рисования, конструирования;-развитие творческого "Я", активности и инициативы, самостоят. и адекватной самооценки;-развитие чувственной сферы реб., создание игровой ситуации, положительной эмоцион. атмосферы, способствующих проявлению умственной и речевой активности детей. Особенности обучения изобр. деятельности детей с ТНР: 1 год обучения -учат воспринимать готовые изображения, понимать содержание предметов и бытовых действий, соотносить предмет с рисунком и аппликацией. Осуществл. знакомство дет. с материалами и инструментами для работы, их названиями, назначением, св-вами.Дидактич. игры, в процессе кот. закрепляются знания о предметах и признаках, кот. будут предметом изображения. Следующие годы обучения в процессе лепки, аппликации, рисования формируются необходимые операционально-технические умения на основе зрительно-двигат. моделирования (рассматривание, ощупывание, обведение), действий по показу, рисования с натуры, по образцу, по воображению.Учат самостоятельно передавать образы предметов, пользуясь разными изобразит. средствами (цвет, линия, форма) и разными материалами.В процессе изобразит.деятельности осуществляется работа по обогащению и активизации словарного запас дет., уточнению значений слов, закреплению грамматических форм слова.Закрепляется умение называть предметы, их признаки, назначение, комментировать выполняемые действия.Для развит. речи на занятиях изо.деятельностью применяются приемы:показ и обследование предмета, демонстрация приемов изображения, словесное объяснение, комментирование действия, анализ работы, сравнение, вопросы и др.На каждом занятии реализуется соц. направленность детской изо. деятельности, поощряется стремление дет. изображать себя среди людей, животных, природы, поддерживается проявление самостоят. и инициативы, желание рассказывать о своих работах. В Изо. деятельности реб. выдел.3 этапа: 1. - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена ему. 2. - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение.Значительно большие возможности возникают когда реб. создает изображение по собственному замыслу.Деятельность на этом этапе требует умения владеть способами изображения. 3. - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их mах. активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

25.Метод. обучения дошк. с ТНР конструированию. Конструирование содействует развитию у дет. сенсорно-перцептивных способностей,наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формиров. познавательной, планирующей и регулирующей ф-ий речи. В процессе конструирования формируются познавательные способности: дети воспринимают внешние свойства предметов, устанавливают структурно-функциональные связи частей предмета на основе наглядного моделирования. Уточняются и закрепляются представления о целостном образе предмета, пространственных отношениях между предметом и его частями.В программе представлены разные виды конструктивных задач, решение которых опирается на применение приемов и способов организации познавательной деятельности. На занятиях используются разнообразные приемы: показ способов построения; демонстрация готовой постройки с определением последовательности ее создания; конструирование по заранее заданным условиям и др.На 1-2 году обучения детей знакомят со свойствами материала, формируют необходимые технические умения и навыки работы со строительным материалом (располагать кирпичики по горизонтали, вертикали, создавать перекрытия и др.). Осуществляется постепенный переход детей от манипуляций с материалом к функциональному его применению для создания постройки.На 3 году обучения для решения конструктивных задач используются графические модели предметов (их конструкций). Перед началом работы детям предлагается сопоставить образец (реальный объемный или плоскостной предмет либо постройку) и схематический рисунок. На схеме может быть изображена общая конфигурация постройки, структура, пространственное размещение его основных частей. В процессе конструктивной деятельности детей учат создавать постройки по образцу, по названию предмета, по словесному описанию, по собственному замыслу.На 4 году обучения продолжается формирование представлений о предметах окружающей действительности. Детей учат определять пространственные характеристики предметного мира (форму, положение, протяженность объектов, композиционные и пространственные отношения между ними). Постепенно подводят детей к установлению связей между назначением предмета и его строением, между функциями отдельных частей и их расположением в пространстве, между особенностями строительного материала и свойствами возводимой конструкции (ее прочностью, практичностью). Продолжают учить планировать этапы и последовательность выполнения работы.В процессе конструктивной деятельности детей учат называть используемые предметы, рассказывать о выполняемом действии, определять расположение частей

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.