Часть III: О любви к Богу и ближнему. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Часть III: О любви к Богу и ближнему.

2024-02-15 20
Часть III: О любви к Богу и ближнему. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос: Какое наставление содержит в себе третья часть Катихисиса?

Ответ: Наставление относительно любви к Богу и ближнему. Ибо на этих двух заповедях основан весь Божественный закон, как Сам Христос этому учит: “На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22, 40)69.

Вопрос: На каких заповедях зиждется любовь к Богу и ближнему?

Ответ: В заповедях, которые дал Бог через Моисея на двух скрижалях70. На первой скрижали были написаны четыре заповеди, научающие нас тому, как нужно любить и слушаться Господа Бога своего. На другой скрижали были написаны шесть заповедей, научающие нас тому, что мы должны любить и оберегать ближнего своего как самого себя.

Вопрос: Как нужно мыслить об этих заповедях?

Ответ: Во-первых, усвой, что одни заповеди учат творить добро, а другие запрещают творить зло. Поэтому, если кто творит добро и удаляется от зла, тот соблюдает заповеди Божьи.

Вопрос: Что бывает от исполнения Божьих заповедей?

Ответ: Исполнение заповедей – это по учению Спасителя естественный плод христианской веры: “По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?” (Мф. 7, 16),– и в другом месте: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13, 35).

Вопрос: Что бывает от несоблюдения Божьих заповедей?

Ответ: Этим порождается грех, а грехом смерть: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5, 12).

Вопрос: Значит, заповеди Божьи являются упражнением в христианской добродетели?

Ответ: Истинно так, ибо тот, кто всегда заботится об исполнении Божьих заповедей, тот добродетельно в мире живет, а тот, кто нерадив к исполнению Божьих заповедей, согрешает.

Вопрос: Какие главные христианские добродетели?

Ответ: Главных христианских добродетелей три: вера, надежда и любовь. Без них никто спастись не может.

Вопрос: Из этих добродетелей какие еще добродетели происходят?

Ответ: Другие три добродетели христианского благочестия: молитва, пост и милостыня.

Вопрос: А от этих добродетелей происходят ли еще какие-либо другие?

Ответ: Ближайшие к ним четыре: мудрость, правда, мужество и целомудрие.

Вопрос: Что нужно знать о христианской мудрости?

Ответ: Знай, что христианская мудрость заключается в познании воли Божьей, как согласно с ней нужно жить в этом мире: “Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф. 5, 17). Вместе с мудростью связана истинная и нелицемерная простота, о которой Сам Христос говорит: “Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10, 16).

Вопрос: Какова христианская правда?

Ответ: Христианская правда заключается в том, что мы должны не только любящих нас любить, но и если кто зло сотворит нам, то не мстить ему, а молить о нем Бога.

Вопрос: Что такое целомудрие?

Ответ: Целомудрие – соблюдение во всем граней христианской жизни по апостольскому учению: “Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Исуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти” (Рим. 13, 13-14).

Вопрос: Что такое мужество?

Ответ: О мужестве сказано выше там, где повествуется о дарах Святого Духа.

Вопрос: Что такое грех?

Ответ: Грех – ничто иное, как преступление закона и воли Божьей. От него рождается смерть.

Вопрос: Какие бывают грехи?

Ответ: Грехи бывают смертные и повседневные, как учит об этом св. Иоанн Богослов: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” (1Ин. 5, 16).

Вопрос: Какой грех смертный?

Ответ: Грех смертный – это преступление против Бога или против ближнего своего. Из-за совершения такого греха от человека отходит благодать Божья. Если же человек грех этот не исповедует, не раскаится, но умирает в нем, то смерть эта вечная, потому и грех такой смертным называется.

Вопрос: Скольких видов бывают смертные грехи?

Ответ: Трех. Во-первых, тягчайшие, во-вторых, грехи против Духа Святого, а в-третьих, грехи, вопиющие к Богу о мщении.

Вопрос: Сколько бывает тягчайших смертных грехов?

Ответ: Семь: чревоугодие, распутство, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие и гордость.

Вопрос: Какие грехи бывают против Духа Святого?

Ответ: Во-первых, если кто, чувствуя к себе избыточное благоволение Божье, дерзновенно согрешает. Во-вторых, это отчаяние получить милость Божью. В-третьих, сопротивление явной и известной правде, а также разжигание вражды и ссоры между братьями.

Вопрос: Какие грехи вопиют к Богу о мщении?

Ответ: Во-первых, вольное убийство. Во-вторых, содомский грех. В-третьих, притеснение вдов и сирот. В-четвертых, удержание платы наемника. А еще поношение родителей и делающих нам добро.

Вопрос: Какой грех повседневный?

Ответ: Нарушение заповедей и воли Божьей, которым против Бога и ближнего каждый день согрешаем, однако благодать Божья не оставляет нас, поскольку мы быстро осознаем такие грехи и раскаиваемся в них. Таких грехов безчисленное множество.

Вопрос: Может ли человек быть причастником чужих грехов?

Ответ: Может, если, например, мог кого-либо удержать от греха и не удержал. Так же, если должен был наказать заслуженно кого-то и не наказал, например, правитель подданного или отец сына, или муж жену или всякий начальствующий своего подчиненного. Так же и тот, кто каким-либо образом побуждает другого человека к совершению греха, является причастником этого греха.

Вопрос: Какая Божья заповедь первая была на скрижали?

Ответ: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх. 20, 2-3).

Вопрос: Какой смысл содержится в этой заповеди?

Ответ: Господь Бог является Творцом неба и земли, и кроме Него нет другого Бога. Он явил Себя древнееврейскому народу и заповедовал им не признавать кроме Него никакого иного Бога. Как свидетельство Своего могущества Он напомнил евреям о совершенном для них благодеянии, освобождении их из египетского рабства. Мы же христиане должны Того же единого Бога исповедовать, славить и соблюдать Его святые заповеди подобно апостолу Павлу: “Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов” (Кол. 1, 12-14).

Вопрос: Кто преступает эту заповедь?

Ответ: Во-первых, те, кто не верит в существование Бога, о таких людях сказано в псалмах: “Сказал безумец в сердце своем: нет Бога” (Пс. 52, 1). Во-вторых, те, кто верит во множество богов, как неверные язычники. В-третьих, те, кто отдает себя под власть невидимого врага: чернокнижники, гадатели, изготовители чародейственных зелий и вообще все те, кто колдует и служит бесам. Затем и все еретики, которые неправильно веруют в единого в Святой Троице Бога. Также и те, кто возлагает свою надежду не на Бога, а на земную мудрость или учение, на богатство или на телесное здоровье, на друзей или на самих себя.

Вопрос: Хочу здесь же узнать о молитве, обращенной к святым?

Ответ: Молитва, обращенная к святым, совершается к умножению славы истинного Бога, а поэтому не противоречит данной заповеди. Когда мы просим святых, чтобы они ходатайствовали о нас перед Богом, то ради пролития честной Крови Христовой и по их молитвам Бог сподобляет нас причастия такой же благодати, какую имеют эти святые71.

Вопрос: По какой причине мы призываем себе на помощь святых?

Ответ: Во-первых, поскольку мы сами из-за своих грехов не смеем приступать к Богу в простоте сердца, то предлагаем святых, как ходатаев о нас, ибо они неизменно имеют на себе благодать Божью и помогают нам. Во-вторых, поскольку они молятся о нас как о своих братьях. В-третьих, как на небе меньшие ангелы через больших приступают к Богу, так и мы, молясь о милости и благодати через святых, приступаем к Богу, как меньшие через больших и как отдаленные через ближних72.

Вопрос: Что говорится в Св. Писании о призвании святых?

Ответ: Свидетельство находится в Откровении Св. Иоанна Богослова: “И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?” (Откр. 6, 10). Если святые просят Бога об отмщении злым людям, то тем более они ходатайствуют о нас, и уповая на их ходатайство мы и свою молитву возносим Богу73.

Вопрос: Как святые узнают о нашей молитве и нуждах?

Ответ: Души святых, отошедшие от сего мира, по своему естеству не могут знать обо всех наших нуждах. Однако, по данной им от Бога благодати, они стали подобны ангелам и, таким образом, они знают обо всех наших делах и недостатках, а также приносят пред престол Божий наши молитвы, милостыни и другие добрые дела. Особенно, если живя в этом мире, несмотря на множество препятствий, они по благодати Божьей знали о том, кто в чем нуждается, то тем более теперь, находясь в большей благодати и безконечной славе, знают они о наших трудностях и ходатайствуют о нас перед Господом Богом, как верные Его слуги и близкие друзья.

Вопрос: Какая вторая Божья заповедь?

Ответ: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” (Исх. 20, 4-6).

Вопрос: Что означает эта заповедь?

Ответ: Поскольку в то время евреи впали в идолопоклонство, то Господь Бог заповедал им не делать изображений ложных и несуществующих богов, которым язычники воздавали честь и славу Божью.

Вопрос: Как тогда понимать, что Православная Церковь имеет у себя иконы?

Ответ: Иконы не являются изображениями несуществующих и ложных богов, но образом Спасителя и истинного Бога нашего Исуса Христа по воспринятому Им человеческому естеству, а также образом Пречистой Девы Богородицы и всех святых. Подобно тому, как в Ветхом завете не были запрещены изображения херувимов в храме Господа, поскольку они не были противны воле и славе Божьей, так и изображения, которые имеет Православная Церковь, не противоречат данной заповеди. Образы всего того, что описано в Евангелии и в других святых писаниях, а также образы Божьих избранных служителей и возлюбленных Его друзей изображаются для нас к славе Божьей, поскольку, руководствуясь их примером, мы стараемся стяжать их добродетели и благочестие.

Вопрос: Что я могу узнать о телах и мощах святых?

Ответ: Тела святых при жизни были исполнены благодати и даров Святого Духа, так и по смерти в том же их теле Господь прославляется и возвеличивается, совершая через них великие и неизреченные чудеса, так, что и враг невидимый страшится их. Так, например, через мощи св. пророка Елисея Бог воскресил мертвого: “И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” (4Цар. 13, 21). Если же кто не уверился из данного свидетельства, то пусть идет к местам, где покоятся мощи святых и убедится сам74.

Вопрос: Какая третья Божья заповедь?

Ответ: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно” (Исх. 20, 7).

Вопрос: О чем говорит эта заповедь?

Ответ: Во-первых, научись из этой заповеди никогда не произносить имя Божьего понапрасну, то есть в безсмысленных спорах, клятвах и во лжи, поскольку Бог не оставит такие деяния без наказания. Во-вторых, не употребляй имя Божье на кощунство и смех, но когда произносишь имя Его, то произноси с должной честью и благоговением, как имя Господа своего и Творца: “Благословенно имя славы Его вовек” (Пс. 71, 19). Так же, если пообещал что-либо Господу Богу, то всячески исполняй обещанное, ибо лучше не обещать, чем, пообещав, солгать Ему: “Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему” (Пс. 75, 12). Кроме того, данную заповедь нарушает не только тот, кто клянется, но и тот, кто принуждает к клятве другого человека. Нарушителями этой заповеди являются и те, кто при крещении обещал соблюдать Православную веру, но не сдержал обещания, предавшись мирской суете. Таких людей вместе с их семьями постигнет возмездие Божье, в этом мире временное, а в будущем, вечное. Поэтому “ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти” (Сир. 18, 22).

Вопрос: Какая четвертая Божья заповедь?

Ответ: “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его” (Исх. 20, 8-11).

Вопрос: Чему учит эта заповедь?

Ответ: Во-первых, научись вспоминать и чтить те дни, в которые Господь Бог совершил для человечества особые благодеяния. В эти дни необходимо оставить все наши личные дела и проводить время только в прославлении и благодарении Господа Бога. Таким днем в Ветхом завете была суббота – образ покоя Божьего. В Новом завете таковым является день воскресный, ибо он – образ Искупления, обновления и Воскресения из мертвых Сына Божьего. День этот должен проходить исключительно в прославлении Бога и воспоминании об Его благодеянии. Такое же отношение должно быть и к прочим Господским праздникам, в которые вспоминаются особенные благодеяния Божьи, и которые заповедовала праздновать Церковь.

Вопрос: Какая пятая Божья заповедь?

Ответ: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20, 12).

Вопрос: Что означает эта заповедь?

Ответ: Эта заповедь первая и главнейшая из тех, что относятся к ближнему. Из всех ближних большую любовь и честь должны иметь родители. Поэтому Господь и повелел, чтобы мы должным образом любили и почитали своих родителей, ибо через них Господь совершает для нас наибольшее благодеяние. Под именем родителей подразумеваются и все прочие наши благодетели, ими могут быть наши наставники в Господе, начальствующие на работе, да и вообще все те, кто каким-либо образом делает нам добро. О начальствующих же и ап. Павел сказал: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13, 1).

Вопрос: Какая шестая Божья заповедь?

Ответ: “Не убивай” (Исх. 20, 13).

Вопрос: Что означает эта заповедь?

Ответ: Эта заповедь запрещает совершение всякого беззаконного убийства. Так же запрещает и всякий соблазн, которым совершается не только телесное убийство, но духовное. Однако, когда судьи выносят справедливый приговор беззаконным, то не имеют греха, но напротив утверждают этим правду, как и Св. Писание сему учит: “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Рим. 13, 4).

Вопрос: Какая седьмая Божья заповедь?

Ответ: “Не прелюбодействуй” (Исх. 20, 14).

Вопрос: Что означает эта заповедь?

Ответ: Эта заповедь учит людей сторониться прелюбодеяния. Христос же еще совершеннее дал заповедь, дабы мы не впадали в грех прелюбодеяния через похотливый взгляд: “А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5, 28). Кроме этого есть еще и духовное прелюбодеяние, в него впадают те, кто отступает от Православной веры. Также и монахи, обещавшие Господу Богу жить по закону иноческому в нравственной чистоте, добровольной нищете и послушании, если нарушают свое обещание, то тоже прелюбодействуют.

Вопрос: Какая восьмая Божья заповедь?

Ответ: “Не кради” (Исх. 20, 15).

Вопрос: Чему можно научиться из этой заповеди?

Ответ: Научись из нее, что ни тайно, ни явно, ни по чужому совету, ни с помощью служебного положения и никоим другим образом нельзя присваивать себе никакой чужой вещи. Ибо именно это заповедовал Господь данной заповедью. Об этом и св. ап. Павел явно учит: “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы75, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” (1Кор. 6, 9-10). Эти же слова относятся и к ростовщикам, которые дают ближним деньги в рост, под проценты.

Вопрос: Какая девятая Божья заповедь?

Ответ: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исх. 20, 16).

Вопрос: Что означает эта заповедь?

Ответ: Мы не должны произносить никакого свидетельства по злому умыслу, ибо все это противно Богу и ближнему. Даже на своего злейшего врага мы не должны слушать или произносить ложного свидетельства, поскольку нам не подобает совершать зло вместо добра, и поскольку Господь ненавидит и мерзость для Него “лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями” (Притч. 6, 19),– и еще: “Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется” (Притч. 19, 5).

Вопрос: Какая десятая Божья заповедь?

Ответ: “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего” (Исх. 20, 17).

Вопрос: Что означает эта заповедь?

Ответ: Эта заповедь совершеннейшая, ее и Христос утвердил. Она учит нас не только самим делом воздерживаться от зла, но и даже мысленно ничего не желать из того, что принадлежит ближнему. Тот, кто будет поступать по данной заповеди, воистину будет жить в любви с ближним. В будущем же веке он вместе со всеми святыми получит Небесное Царство.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.