ВИВАХА - КАРМА –  ОБЗОР — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

ВИВАХА - КАРМА –  ОБЗОР

2024-02-15 17
ВИВАХА - КАРМА –  ОБЗОР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                   С А Т - К Р И Я - С А Р А - Д И П И К А

 

 

Мы признательны Его Святейшеству Бхану Свами за перевод оригинальных санскритских текстов Сат-крия-сара-дипики и Самскара-дипики и за многие годы исследовательской работы над пояснительными примечаниями к различным обрядам и йаджнам.

 

Мы также хотели бы поблагодарить членов Шри Рупануга Парамартхика Видьяпитхи: Гопавриндапалу даса за координацию, Патрапани даса за редактирование санскрита второго исправленного издания, Ваг Ишу даса и Гамбхир даса за редактирование санскрита третьего издания, Субекшану даса за исследовательскую работу, Ананду Тиртху даса за редактирование английского текста, Рупу Рагхунатху даса и Мадхусудану даса за печатание рукописи, Вриндавана Чандру даса за иллюстрации и Прити Вардхана даса за планирование.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

С а т - к р и я - с а р а - д и п и к а 

 

Благодарность

Оглавление

От издателей

Предисловие

Предисловие Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Введение (мангалачаранам)

Предварительные процедуры

  Мангалачарана (обращение)

  Адхиваса (предложение благоприятных предметов)

  Васудеварчана (молитвы, устанавливающие верховное положение Господа)            

Виваха-карма (свадьба)

  Джнати-карма (обряды, совершаемые родственниками)

  Сампрадана (передача невесты)

  Кушандика (предварительные обряды для йаджны)

  Пани-грахана (взятие рук невесты)

  Уттара-виваха (последующие обряды)

  Дхрити-хома (вхождение в дом)

  Чатуртхи-хома (устранение препятствий)

  Удичья-карма (заключительные действия)

Гарбхадхана (зачатие)

Пумсавана (обряд для зачатия сына)

Симантоннаяна (разделение волос жены)

Шошьянти-хома (обряд для безопасного рождения)

Джата-карма (обряд рождения)

Нишкрамана (первая прогулка ребенка)

Нама-карана (обряд наречения именем)

Пауштика-карма (обряд для продолжительного здоровья ребенка)

Анна-прашана (обряд первых зерновых)

Путра-мурдхабхигхрана (обоняние головы сына)

Чуда-карана (обряд обрезания волос)

Упанаяна (реформирующие обряды брахманов)

Самавартана (обряд окончания обучения)

 

 

С а м с к а р а - д и п и к а

 

  Предисловие

  Введение

  Метод поклонения (парампаре и другим)

  Подходящее время для принятия санньясы

  Вайшнавские самскары

        1) Мундана

        2) Тиртха-снана

        3) Тилака-дхарана

        4) Мудра-дхарана

        5) Каупина-шуддхи

        6) Каупина-пранапратиштха

        7) Нама-карана

        8) Вишну-мантра-дхарана

        9) Ачьюта-готра-свикара                  

        10 Шалаграма-шила-арчана

  Антьештхи

  Словарь

  Приложение I – Йаджна-видхи

  Приложение II – Обычные обряды                  

  Приложение III – Дополнительные самскары

     Приложение IV  – Диаграммы

  Приложение V – Стандартные принадлежности для йаджны

  Приложение VI – Выбор имени 

  Приложение VII – Благоприятное время

  Приложение VIII – Ведийское произношение                              

 

  О Т И З Д А Т Е Л Е Й                                  

 

 

В Сат-крия-сара-дипике Шрила Гопала Бхатта Госвами, Гаудия-вайшнава-смритй-ачарья, дает подробное описание обрядов, выполняемых при совершении огненных жертвоприношений и самскар в соответствии с вайшнава-смрити. Представленные в этой книге принципы йаджна-видхи являются стандартом при поклонении Божествам, проведении фестивалей и самскар. Более подробные объяснения некоторых обрядов, описанных Гопалой Бхаттой Госвами, даются в Приложении II.

 

Шримад-Бхагаватам (8.23.16) объясняет важность понимания, что ритуалы поклонения Божествам всегда занимают второстепенное положение по отношению к воспеванию святого имени Господа:

 

мантратас тантратащ чхидрам деща-калартха-вастутах /

  сарвам кароти нищчхидрам анусанкиртанам тава //

 

«Могут быть недостатки в произнесении мантр и соблюдении регулирующих принципов. Более того, могут быть недостатки в отношении времени, места, личности и атрибутов поклонения. Но когда воспевается Твое святое имя, все становится безупречным».

 

Комментарий: …В Кали-югу невозможно выполнять ритуальные ведические церемонии так же, как раньше. Даже если человек соблюдает все принципы в любом виде духовной деятельности, и особенно при поклонении Божествам, все равно остается вероятность каких-либо нарушений. Поэтому Шрила Джива Госвами рекомендовал восполнять недостатки воспеванием святого имени Верховной Личности Бога. И в нашем движении сознания Кришны мы тоже особенно подчеркиваем важность воспевания Харе Кришна мантры в любой деятельности».

  

Мы надеемся, что общество вайшнавов будет довольно нашей смиренной попыткой представить это произведение Шрилы Гопалы Бхатты Госвами, называемое Сат-крия-сара-дипика, которое содержит введение Госвами и описание предварительных обрядов огненного жертвоприношения, а также очистительных обрядов для ашрама домохозяев. Следуя ведической традиции, Гопала Бхатта Госвамипада не включил в свою самскара-паддхати обряды, касающиеся смерти (погребальные обряды и шраддха). Поэтому мы составили отдельную книгу, озаглавленную «погребальные обряды и шраддха вайшнавов», где объясняются эти ритуалы.    

 

 

                                               Вайшнава дасанудаса

                                               Триданди Бхикшу

                                               А.В.Бхактивидья Пурна Свами

 

                                                Пурнима Титхи Ятра Махотсава

                                                Вамана Маса, Гаурабда 511

                                                Шри Рупануга Парамартхика Видьяпитхи

                                                Шридхам Майяпур

                      

 

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

 

Шрила Гопала Бхатта Госвами составил Сат-крия-сара-дипику в качестве ведического руководства по самскарам, совершаемым в общинах вайшнавов. Признавая тот факт, что большинство вайшнавов являются грихастхами и должны совершать самскары, он описывает обряды, которые не оскорбительны по отношению к идеалам вайшнавов и не противоречат им.

 

В первой части руководства приводятся доводы в пользу поклонения Вишну, исключающего деватов, достаточно подтвержденные доказательствами из священных писаний. Обычно руководства по самскарам  составляют те, кто интересуется карма-кандой (накоплением материальных результатов), и такие руководства предписывают поклонение деватам и питриям для достижения материального процветания. Поэтому в практическом выполнении самскар Гопала Бхатта Госвами заменяет поклонение Ганеше, материальным шакти и планетным божествам на поклонение Вишну и Его спутникам. Поклонение деватам (которые являются смешанными преданными) приносит только материальные блага, тогда как поклонение Вишну и Его спутникам (чистым преданным) приводит к духовному освобождению.

 

Цитируя Падма-пурану, Гопала Бхатта Госвами описывает альтернативный метод поклонения для вайшнавов:

 

ананйа щарано бхакто нама-мантрешу дикшитах /

кадачин нарчайед деван ганещадимс ту ваишнавах //

йатра йатра сурах пуджйа ганещадйас ту карминам /

вишнв-арчане татра татра ваишнаванам хи ваишнавах //

ви o щваксенам са санакам санатанам атах парам /

сананда-санат-кумара-панчаитан пуджайет татах //

 

 «Преданный, заинтересованный в чистой преданности Господу и имеющий посвящение в вайшнава-мантру, никогда не должен поклоняться Ганеше и другим деватам. Когда карми предписывают поклонение Ганеше и деватам, вайшнав должен поклоняться чистым преданным слугам Вишну. Поэтому, вместо поклонения Ганеше с целью устранения материальных препятствий, педанный поклоняется Вишваксене (главнокомандующему армии Вишну на Вайкунтхе) и четырем Кумарам для устранения препятствий на духовном пути». (Падма-пурана, процитированная в Сат-крия-сара-дипике)

 

Подобным же образом, вместо поклонения девяти планетным божествам, следует совершать поклонение девяти йогендрам, а вместо поклонения дик-палам (хранителям десяти направлений) – поклонение махабхагаватам. Вместо поклонения матр-ганам (шестнадцати полубогиням, заведующим различными материальными действиями), следует поклоняться супругам Господа, являющимся прибежищем всех духовных и материальных энергий.

 

Признавая Хари-бхакти-виласу авторитетным священным писанием по арчане, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур считал также Сат-крия-сара-дипику авторитетным вайшнавским руководством по йаджнам и самскарам и рекомендовал, чтобы все вайшнавы-грихастхи следовали этим обрядам.

 

                                                                                                                              Бхну Свами

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

 

Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (перевод с бенгали)

 

Следуя наставлениям Шримана Махапрабху, Шрила Санатана Госвами Прабху составил книгу вайшнава-смрити под названием Хари-бхакти-виласа, которая была издана Шрилой Гопалой Бхаттой Госвами Прабху. Шрила Гопала Бхатта Госвами также написал книгу по десяти самскарам, известную под названием Сат-крия-сара-дипика, и Самскара-дипика, руководство о правилах принятия санньясы.

 

С А Т - К Р И Я - С А Р А - Д И П И К А

 

 

ВВЕДЕНИЕ Шрилы Гопалы Бхатты Госвами

 

               (Мангалачаранам)

 

Шри Шри Кришна Чайтанья Чандрая намах

 

 пранамйа сач-чид-анандам джагатам севйам ищарам /

 щри кршнам параманандам ананйабхиштха-дайакам //

вакти грхидвиджадинам анайанам вищешатах /                                         паддхатимтам вивахадех сат-крийа-сара-дипикам//1//

 щримад-опа йам садхунам аджнайа бхрщам /         

 бхагавад-дхарма-ракшартха бхактанам вадики ту йа //   

 крта йапй анируддхена бхима-бхаттена йа крта /

 щримад говинданандена карминам паддхатих крта // 2 //

 щри нарайана бхаттена карматханан ту вайдики /

бхатта щри бхавадевена чхандогананта йа крта //                                                                            

варнащрамантйаджадинам ведаих паураникадибхих //

 манвади дхарма щастроктаир вачанаих са праманакаих // 3 //

щримад говинда бхактанам сева намапарадхатах /

кртейам паддхатих кинту питр деварчанам вина // 4 //

Предлагая свои почтительные поклоны вечному, исполненному знания и блаженства Господу Шри Кришне, почитаемому всеми Властелину вселенной, пребывающему в высочайшем блаженстве и дарующему достижение желанной цели чистым преданым, я, Гопала Бхатта, по поручению возвышенных святых вайшнавов представляю для семейных преданных это руководство по ведическим самскарам, названное Сат-крия-сара-дипика. Благодаря ему домохозяева, находящиеся в системе варнашрамы (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и вне варнашрамы (чандалы, млеччхи, яваны и др.) смогут поддерживать принципы учения вайшнавов. Представляя эту книгу, я всегда руководствовался мыслью о высшем положении преданного служения.                

 

Шри Анируддха Бхатта, Шри Бхима Бхатта и Шри Говиндананда Бхатта составили руководства для кармических деятелей. Одно руководство было также составлено Шри Нараяной Бхаттой. А Шри Бхавадева Бхатта составил руководство для последователей Сама-веды.

    

Я же объясню процесс совершения ведических самскар для поклонников Господа Говинды внутри варнашрамы и за ее пределами, используя свидетельства Вед, Пуран, Ману и других Смрити, и избегая предписаний, призывающих поклоняться деватам и питриям, поскольку для преданных подобные действия будут причиной сева- и  нама-апарадх.

 

Объяснение:

 

Будет неправильно, если я напишу свое имя и назову себя составителем этой книги, как это делают другие, поскольку я опасаюсь попасть под влияние ложного эго. Как утверждает Бхагавад-гита (3.27): аханкара-вимудхатма карта хам ити манйате – «Те, кто введены в заблуждение ложным эго, считают себя совершающими действия». Но, следуя указанию святых преданных сампрадаи, я обязан написать свое имя Гопала Бхатта. Отведав нектар служения лотосным стопам Шри Кришны Чайтаньи, эта душа всегда следует наставлениям преданных.

 

(Далее автор последовательно объясняет предыдущие стихи:)

 

Имея эти качества, я предлагаю почтительные поклоны Господу Шри Кришне. Значение слова кришна объяснялось выше. Каков же образ Кришны? Его образ исполнен вечности, знания и блаженства. Он находится за пределами свойств материальной природы и любых словесных описаний. Кришна – всепривлекающий. Он исполнен сладости и красоты, и является олицетворением самого счастья.

 

Поэтому Ему поклоняется вся вселенная. Джагатам севья означает, что Его почитают все, поскольку Он постоянно имеет все силы, наподобие анимы и лагхимы, и обладает всеобъемлющим счастьем. Он – Верховный Господь, и поэтому Его почитают не только все обитатели вселенной во главе с Брахмой, но и такие аватары, как вселенская форма. Поскольку Кришна совершенен в шести достояниях и находится за пределами свойств материи, то Ему поклоняются такие аватары, как Матсья и другие. Что еще можно сказать? Ему поклоняются даже Нараяна Вайкунтхи и Каранашайи Махавишну. Что уж говорить о деватах?

 

Почему это так? Потому, что Он есть высшая форма самого блаженства (парамананда). Среди всех живых существ этого материального мира есть стремящиеся преданные, сосредоточенные на поклонении Господу, и для них Он есть само блаженство. Он дарует это блаженство только тем преданным, которые с величайшим желанием полностью посвящают себя служению лишь одному Ему и никаким другим вайшнавам. // 1 //

 

(Далее идет объяснение четырех следующих строк:)

 

Эта книга предназначена для домохозяев, полностью посвятивших себя служению Господу Говинде. Слово грихи-двиджади относится к семейным брахманам, кшатриям, вайшьям, шудрам, смешанным варнам (варна-санкара) и другим преданным за пределами системы варнашрамы, которые получили посвящение в мантру и имя Господа Кришны от добросовестного гуру. Я написал это руководство для них, чтобы они могли защищать принципы бхагавата-дхармы совершенным образом (бхришам).

 

Смысл в том, что бхагавата-дхарма свободна от такой благочестивой деятельности, как исполнение ежедневных обязанностей (нитья), периодических обязанностей (наймиттика), обязанностей, возникающих из-за личных желаний (камья), и обязанностей поклонения деватам и питриям. Это руководство предназначено для личностей, получивших посвящение в имя и мантру Господа, чтобы у них не было необходимости отказываться от бхагавата-дхармы. Поскольку философия последователей бхагавата-дхармы превосходит философии последователей кармы, то эта книга по ведическим самскарам превосходит все другие подобные произведения. // 2-7 //

 

Теперь подробно объясняется необходимость защиты бхагавата-дхармы. Ранее Шри Анируддха Бхатта составил паддхати для последователей Риг-, Яджур- и Атхарва-веды. Позднее Бхима Бхатта, который как безумный стремился к результатам кармической деятельности также составил свою книгу. Затем Шримад Говиндананда Бхатта написал другую книгу для тех, кто искусны во всех видах кармы. Шри Нараяна Бхатта также составил руководство для грубых материалистов, которые притворяются последователями Вед. Затем Бхавадева Бхатта подготовил другое руководство для тех, кто искусны в совершении ритуалов Сама-веды. И впоследствии Бхатты Южной Индии, обладавшие знанием Риг-, Яджур-, Сама-веды, Пуран и других писаний, составили другие произведения для тех, кто поглощены кармической деятельностью. // 8 //

 

В этой книге приводятся доказательства из Вед, Пуран, Упа-пуран, Шримад-Бхагаватам, Панчаратры, Ямал, Рамаяны, других священных писаний и восемнадцати дхарма-шастр, включая Ману-смрити, чтобы показать превосходство исполнения бхагавата-дхармы по сравнению с дхармами вышеупомянутых произведений. Я написал это руководство для брахманов и других людей, находящихся в системе варнашрамы, и для тех, кто находятся за ее пределами, наподобие незаконных потомков, но являются чистыми преданными слугами Господа. Следуя этому руководству, они смогут миновать сева- и нама-апарадхи, избегнув поклонения деватам и питриям. // 9 //

 

Вот некоторые утверждения священных писаний, запрещающие поклонение деватам и питриям:

 

Н а р а я н а – у п а н и ш а д

 

Для поклонников Господу Вишну, получивших посвящение в вишну-мантру, будь-то домохозяева в варнашраме или за ее пределами, ни местные обычаи, ни священное писание не предписывают поклонение Шиве, Шакти (Дурге), Сурье, Ганапати, другим деватам и питриям. Вернее, выполняя такое поклонение, они совершают оскорбление.

 

Итак, первое доказательство из Нараяна-упанишад (Атхарва-веда) гласит:

 

ом атха пурушо ха ваи нарайано камайата праджах срджейети /                                                                        нарайанат прано джайате /  манах сарвендрийани ча /

кхам вайур джйотир апах пртхиви вищвасйа дхарини /

нарайанад брахма джайате / нарайанад рудро джайате /

нарайанад индро джайате / нарайанад праджапатих праджайате /

нарайанад двадащадитйа-рудра-васавах сарвани чхандагмси /

нарайанад эва самутпадйанте / нарайанад правартанте /

нарайане пралийанте / йа эвам веда / итй упанишад // 1 //

 

ом атха нитйо нарайанах / брахма нарайанах /

щиващ ча нарайанах / щакращ ча нарайанах /

калщш ча нарайанах / дищащ ча нарайанах /

видщащ ча нарайанах / урдхващ ча нарайанах /

адхащ ча нарайанах / антар бахищ ча нарайанах /

нарайана эведагм сарвам / йад бхутам йач ча бхавйам /

нишкаланко ниранджано нирвикалпо ниракхйатах /

щуддхо дева эко нарайанах / на двитийо сти кащчит /

са вишнур эва бхавати са вишнур эва бхавати /

йа эвам веда / итй упанишат // 2 //

 

«Затем Верховный Господь Нараяна пожелал создать живых существ. От Нараяны появился жизненный воздух, от Нараяны произошел ум и все чувства, от Нараяны возникли элементы – эфир, воздух, свет, вода и земля, что поддерживают вселенную. От Нараяны произошли Брахма, Рудра, Индра, Праджапати. От Нараяны произошли двенадцать Адитьев, двенадцать Рудр, двенадцать Васу, все ведические размеры и все девы. Все исходит из Нараяны в начале, и все входит в Нараяну в конце.

 

Итак, Нараяна есть вечное существо. Брахма, Шива, Индра, время, направления, второстепенные направления, верх и низ, внутреннее и внешнее – все пронизано Нараяной. Нараяна есть все, прошлое, настоящее и будущее. Нараяна есть вечный, чистый, сияющий Господь, единственный и неповторимый. Он есть Верховный Господь Вишну. Так гласит Упанишад».

 

боддхан ча саратхим кртва манах праграхаван пуман

прайати парамам парам вишв-акхйам падам авйайам

вишв-акхйам падам авйайам ити //

(автор дает следующий комментарий:)

 

Поскольку Господь Нараяна есть изначальная причина всех причин, единственный и неповторимый Господь, существующий до начала творения, в настоящем времени и после разрушения, то Он является вечным и единственно почитаемым существом для таких полубогов, как Брахма и другие. Используя этот Упанишад как доказательство, я объясню значение Нараянопанишада, раскрытое Шримад Ангирой в Атхарва-веде.

 

(Первый стих начинается с ом.)

 

пранаващ - чхандасам ахам –   «Среди ведических стихов Я – ом».

 

Согласно этому утверждению можно сделать вывод, что в прошлом, настоящем и будущем ом есть не что иное, как Сам Нараяна. Слово нр обозначает человека, а нара относится к тем, кто были созданы им, его сыновьям и внукам. Аяна, или прибежище всех людей, есть Нараяна. Ему следует служить, возносить хвалу и поклоняться. Он есть объект для всяческого памятования, и Он является единственным господином всех существ.

 

После периода разрушения (маха – пралая) Господь пожелал творить. Что же Он вознамерился сотворить? Желая в Своем уме сотворить потомка, Господь создал Брахму, который затем совершил вторичное творение. Слово праджах во множественном числе указывает, что все виды жизни были рождены из тела и ума Господа Брахмы. Таким образом, от Нараяны был рожден Индра, а также были рождены двенадцать Адитьев с их спутниками и семьями, одиннадцать Рудр с их спутниками и супругами Рудрани и тридцать три миллиона других полубогов, таких как Ганеша и т.д. От Господа Нараяны возникли все различные мудрецы Деварши (мудрецы среди полубогов), Махарши (возвышенные мудрецы) и Раджарши (святые цари), а также все движущиеся и неподвижные существа. Затем, во время уничтожения вселенной, все снова погружаются в тело Господа. Иначе говоря, Господь поддерживает их со времени сотворения и до времени разрушения. После разрушения все живые существа, начиная с Брахмы, пребывают в Господе до начала нового творения. В этой связи есть следующее утверждение из Махабхараты (вишну-сахасра-нама):

 

йатах сарвани бхутани бхавантй ади-йугаме /

йасмимщ  ча пралайам йанти пунар эва йуга-кшайе //

 

 «В начале основного творения от Господа Нараяны рождаются все живые существа, начиная с Брахмы, а во время уничтожения, в конце тысячелетия, они входят в Нараяну».

 

Слово ча в этом стихе (йасминш ча) указывает на то, что Он поддерживает их всех.

 

(Объяснение второго стиха:)

 

Таким образом, Господь Нараяна является единственным высшим почитаемым существом во вселенной, поскольку Он вечен и нерушим, и всегда остается таким, даже после уничтожения вселенной. Атхо брахма ча нарайанах – «Нараяна есть Брахма (творец)». Все тридцать три миллиона полубогов (на что указывает слово ча), сыновья, внуки и правнуки Брахмы, рожденные из его ума и тела, не являются независимыми богами. Все они неотделимы от Господа и поклоняются Нараяне.

 

Шиваш ча нарайанах – «Шива, разрушитель вселенной, вместе с его спутниками есть также Нараяна». Шакраш ча нарайанах – «Царь небес Индра вместе с его родственниками это тоже Нараяна. Одиннадцать Рудр вместе с супругами и сопровождающими их призраками есть Нараяна. Восемь Васу и Ашвини-кумары вместе с их спутниками есть Нараяна. Все мудрецы, деварши, махарши, раджарши, а также муни, садхьи, чараны, гандхарвы, даитьи, ятудханы и киннары есть Нараяна».

 

Калаш ча нарайанах  – «Время, Ямарадж и его писец Читрагупта являются формами Нараяны». Дишаш ча нарайанах –  «Все десять направлений, восток, запад, юг, север, юго-запад, северо-запад, юго-восток, северо-восток, низ и верх, и все охраняющие их божества, то есть Индра, Анала (Агни), Яма, Найрита, Варуна, Ваю и Кувера, являются Нараяной». Адхаш ча нарайанах –  «Низшие планетные системы со всеми их обитателями нага-пурушами и их дочерьми нага-каньями, а также все господствующие божества этой области, Шри Ананта, Курма и Варуна, являются Нараяной».

 

Удхваш ча нарайанах – «Все высшие планетные системы: Бхурлока, Бхуварлока, Сварлока, Махарлока, Джаналока, Таполока и Сатьялока вместе с их соответствующими правителями Брахмой, Индрой и т.д. есть Нараяна. Инкарнации Шри Шалаграма, появляющиеся в реке Гандхаки, восемь различных видов Божеств и невоплощенные существа, которым поклоняются те, кто совершает шраддху предкам, кто поклоняется Карьявале и кто исполняет тарпану Бали-Вайшвадеве, все они есть также Нараяна».

 

Антар бахиш ча нарайанах –  «Все существа внутри вселенной, такие как Брахма, Индра, девы, мудрецы, рши, тапасвини, сиддхи, чараны, гандхарвы, киннары, апсары, данавы, благочестивые люди, якши, преты, бхуты, пишачи, наги, движущиеся и неподвижные создания, люди, четвероногие животные (коровы и др.), пятиногтевые животные (слоны и др.), парнокопытные и однокопытные, существа, рожденные из пота, насекомые, мухи, и те существа, которые живут на семи островах и в высочайших горах, на золотистой земле и в темных странах, а также все, что находится за пределами вселенной (тьма, пять грубых элементов, ложное эго, двадцать четыре элемента) – все это есть Нараяна».

 

Все, что происходило в этой вселенной в прошлом, происходит в настоящем и произойдет в будущем, существует только благодаря Нараяне. Нет ничего, отличного от Нараяны. Все происходит от Него, и поэтому все принадлежит Ему. Следовательно Брахма и все остальные есть Нараяна. Он есть нитья, вечный, всегда существующий на протяжении миллионов вселенских разрушений. Он есть нишкалам, неимеющий частей. Хотя все существа являются частью Нараяны, Он Сам остается полным и совершенным, как это описывается в Шримад-бхагаватам (1.3.27):

калах сарве харер эва сапраджапатайах сурах //

 

«Все праджапати и полубоги являются частями полных частей Шри Хари».

 

 

Слово  ниракхьятах означает, что «Он невидим для обычных масс, хотя и присутствует всюду». Нирвикалпах обозначает того, кто не имеет какого-либо господина и является единственным и неповторимым. Поскольку Он свободен от всего ложного, Он есть ниранджанах, или Брахман. Его также называют шуддха, обладающим трансцендентной чистотой или имеющим чистое бытие. Поэтому только Господь Нараяна есть Верховная Личность Бога.

 

Ато дева эко нарайанах –  «Смысл в том, что высшим объектом почитания для всех обитателей вселенной, включая Брахму, Индру, полубогов, демонов и людей, является Господь Нараяна и никто иной». Таким образом, домохозяева среди полубогов, демонов и людей должны обуздать свой ум и рассудок, найти прибежище у истинного духовного учителя, чтобы понять науку Верховного Господа Нараяны, и принять решение общаться с преданными слугами Господа. Тогда они смогут понять учение о Всевышнем, и расставшись с этой жизнью, достигнут Вишну, которого называют парам, пара, авьяям и падам. Эти четыре слова объясняются следующим образом.

 

Согласно своему желанию достичь одного из четырех видов освобождения человек выполняет ту или иную практику, чтобы достичь цели. Йоги, желающий сайуджьи (слияния с Господом), посредством занятий соответствующей йогой достигает авьяйи или нерушимого Вишну. Уничтожая свою индивидуальность, он сливается с Вишну. Йоги, желающий обрести такую же форму, как у Вишну, благодаря соответствующей практике достигает парамам, верховного Вишну, и обретает Его совершенную форму, имеющую всевозможные украшения. Йоги, желающий попасть на планету Вишну, посредством определенной практики достигает падам Вишну, или Его обители. Сказано: йад гатва на нивартанте, тад эва парамам падам  – «То место, из которого человек не возвращается, есть высочайшая обитель». Йоги, желающий близости к Господу, достигает благодаря соответствующей практике пары Вишну, или близости к Нему в качестве одного из Его спутников.

 

Существует второе значение фразы – вишнавакхья авьяя-падам. После принятия инициации у добросовестного гуру те, кто очистились через общение с преданными и их наставления, и полностью предались Господу, сосредоточив на Нем всю свою природу, достигают во время смерти обители Вишну. Они добиваются этого, действуя как слуги слуг Господа, не имея материальных побуждений и следуя практике слушания и воспевания о Господе. Каким образом? Чистые преданные Кришны, которые в течение жизни на этой планете полностью сосредоточены на слушании и воспевании о Господе, вкушении остатков пищи Господа и деятельности в качестве Его слуг, достигают благодаря этой практике нерушимой (авьяя) обители (падам) Вриндавана. В духовном мире они продолжают непрестанно заниматься служением Господу.

 

И в заключение, поклонение Нараяне уже включает в себя поклонение тридцати трем миллионам полубогов. Если человек поклоняется только одному Нараяне, то тем самым он поклоняется и приносит удовлетворение всем – Брахме, риши, бхутам и питриям.

 

Здесь приводятся четыре утверждения, свидетельствующие об этом факте (из Ямалы, Пураны, Итихасы и Упанишада).

 

а) В Вишну-ямала-самхите сказано:

 

йат пуджайена вибудхах питаро рччхатащ ча /

тушто бхаванти рши-бхута-салока-палах /

сарве грахас тарани-сома-куджади-мукхйа /

говиндам ади пурушам там ахам бхаджами //

 «Я поклоняюсь изначальной личности Говинде. Благодаря такому поклонению я выражаю почтение всем деватам, питриям, риши, бхутам, локапалам и планетным божествам (Сурье, Чандре, Мангале и др.), и все они обретают удовлетворение».

 

 Благодаря поклонению Господу полубоги и предки также обретают поклонение и удовлетворение. Как указывает слово ча –  демоны, якши, призраки, низшие божества, все мудрецы и другие живые существа, хранители направлений, Индра и т.д. вместе с их спутниками, девять планет (солнце, луна и др.), а также Вайнаяка, Шакуни, Путана, Мукхамандика, Кшура, Ревати, Вриддхаревати, Вриддхакогра, Матриграха, Валаграха, Вриддхаграха и все остальные обретают удовлетворение. Таков изначальный Господь, которого я почитаю. Кто же этот Господь Говинда? Это изначальная Верховная Личность, за пределами которой никто не может существовать. Никто не может сравниться с Господом или превзойти Его.

 

б) В Шримад-бхагаватам (4.31.14):

 

йатха тарор мула-нишечанена

трпйанти тат скандха-бхуджопащакхах /

пранопахарач ча йатхендрийанам

татха ча сарварханам ачйутеджйа //

«Подобно тому как ствол и ветви насыщаются влагой при поливе корня дерева и жизненный воздух удовлетворяется при попадании пищи в желудок, также и всем деватам оказывается почтение при поклонении Ачьюте».

 

Благодаря поливу корня дерева его ствол, ветви и ростки с листьями получают удовлетворение и зеленеют. И благодаря питанию желудка или десяти видам жизненного возхдуха (прана, апана, вьяна, удана, самана, Нага, Курма, Крикара, Девадатта и Дхананджая) семью видами вкусной пищи все чувства и само сердце получают удовлетворение. Подобным же образом, благодаря ачьютеджья, поклонению Единому, который остается нерушимым, изначальным и вечным даже после миллиардов вселенских разрушений, все другие существа получают удовлетворение и поклонение. Это означает, что просто посредством поклонения непогрешимому Господу Нараяне все полубоги и предки обретают полное удовлетворение и поклонение. И в этом не может быть никаких сомнений.

 

в) Уттара-гита (из Махабхараты, Бхишма Парва) утверждает:

 

девадинам ча пуджйо хам варнадинам дхананджайа /

 мат-пуджанена сарварча сйад дхрувам натра самщайах //

 «Деваты и человеческие существа в системе варнашрама должны поклоняться Мне. Благодаря такому поклонению все поклонение несомненно обретает завершенность».

 

«Арджуна! Если совершается поклонение Мне, то, несомненно, выражается почтение всем полубогам». Слово ади ( в слове девади ) употребляется для указания на мудрецов, предков, демонов и тридцать три миллиона полубогов. «Я – единственное почитаемое существо для всех варн, брахманов, кшатриев, ваишьев  и  шудр». Здесь ади указывает на ашрамы – брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, а ча – даже на варна-санкара и чандалов.

 

д) В Кршнопанишаде из Риг-веды сказано:

ом кршно ваи сач-чид-ананда-гханах

кршна ади-пурушах /

кршнах пурушоттамах

кршно ха у кармади-мулам /

кршнах саха сарваикарйах

кршнах кащам крд-адиса мукха-прабху-пуджйах /

кршно надис тасмин аджандантар-бахйе

йам мангалам тал-лабхате крти //

Ваи – означает «конечно». Значение Крина объяснялось ранее. Сат – значит «чистое бытие». Чит – «абсолютное знание», а ананда означает «неописуемо блаженную красоту». Таковы Его качества. Он состоит из этих качеств (гхана). Его прекрасный облик имеет цвет облака муссона. Поскольку Он является изначальной личностью (ади-пуруша), и никто не может Его превзойти, то Его называют верховной личностью (пурушоттама).

 

Бхагавад-гита (15.18) объясняет слово пурушоттама следующим образом:

 

йасмат кшарам атито хам акшарад апи чоттамах /

ато сми локе веде ча пратхитах пурушоттамах //

«Поскольку Я выше живых существ кшара  и выше акшара, то Я известен в Ведах и в мире как Верховная Личность». 

 

«Поскольку вселенная, состоящая из всевозможных тел, начиная с Брахмы и до микроба индрагопы, временна, то Я выше всего этого, так как Я есть вечный и нерушимый, и всегда пребываю в Своей обители. Подобным же образом Я превосхожу и Свои нерушимые части, аватары (такие как Вират и др.), которые продолжают существовать после разрушения вселенной. Я – источник всех аватар и превосхожу все аватары». Вышесказанное относится к Господу в Его проявленных развлечениях. Но слово ча указывает также и на непроявленные развлечения Господа.

 

«У Меня есть другой облик, который превосходен по сравнению с тем обликом, что ты (Арджуна) видишь на колеснице. Он является источником всего счастья и исполнен постоянно возрастающего ощущения счастья. Поскольку Я есть чистая саттва, то Я вечно нахожусь в этом блаженном облике. Этот облик известен только тем Мои преданным слугам, которые сосредоточены на нем, и никому иному. Поэтому во всех четырнадцати мирах, а также в Ведах, Махабхарате, Пуранах, Упа-пуранах, Агамах, Рамаяне, кроме Меня, не может освободить от рабства этого мира. И поэтому Я известен среди преданных душ, как Верховная Личность. Мои верные, преданные слуги испытывают блаженство внутри и снаружи, когда слышат Мои имена Говинда, Нараяна, Васудева, Мукунда, Ананта и Ачьюта. Только Я являюсь Верховной почитаемой Личностью».


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.